Конспект НОД для детей старшей группы «Путешествие в Африку»
Буровских Ольга
Конспект НОД для детей старшей группы «Путешествие в Африку»
«Путешествие в Африку»
Конспект НОД для детей старшей группы.
Цель: расширение и закрепление знаний детей о материке Африка.
1. Уточнить элементарные представления об особенностях географического положения Африки.
2. Закрепить знания детей о климатических зонах Африки (пустыня, саванна, джунгли,.
3. Уточнить представления детей о животных Африки: особенностях их внешнего вида и повадок в зависимости от среды обитания.
4. Формировать представления о травоядных (жираф, зебра, носорог, слон) и хищных животных (лев, гепард) Африки.
1. Обогащать словарный запас детей.
2. Закрепить значение сложного слова (носорог).
3. Развивать умение общаться во время дискуссии; решать проблемные ситуации объясняя свой выбор.
4. Развивать логическое и образное мышление, внимание, память, воображение.
1. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
2. Воспитывать чувство дружбы и взаимопомощи.
Интеграция образовательных областей.
Познание. Коммуникация. Социализация.
1. Знакомство с материком Африка и его расположением на карте.
2. Ознакомление с природными зонами Африки (пустыня, саванна, джунгли)
3. Просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме «Африка».
4. Чтение стихов и отгадывание загадок про животных Африки.
5. Просмотр научно-познавательных фильмов «Удивительная Африка», «Великолепная семерка Африки».
6. Просмотр презентации «Кто в Африке живет?»
7. Составление описательных рассказов о животных.
Словарная работа: материк Африка, Индийский океан, Атлантический океан, пустыня Сахара, бархан, караван, скорпион,, черная кобра,, варан, одногорбый верблюд, верблюжья колючка, саванна, баобаб, гепард, водопой, джунгли, лиана, шимпанзе, горилла, бабуин, орангутанг.
Оборудование: минусовки «Чунга-Чанга», «Гудок парохода», «Звуки джунглей», демонстрационный материал «Пустыня. Животный мир пустыни», презентация «Саванна», головные уборы индейцев, амулет Дружбы, глобус.
Ход занятия:
-Ребята, скажите какое время года сейчас? (ответы детей)
-Да, за окном мороз, холод, снег, но есть такие страны, в которых сейчас лето. Мы сегодня отправимся в путешествие в жаркие страны за амулетом Дружбы. Амулет Дружбы поможет нам меньше ссориться, жить дружно и весело. Этот амулет хранится у вождя племени Тумба-юмба.
-А теперь отгадайте, куда мы свами отправляемся.
Материк лежит большой.
Самый жаркий и сухой,
Там и лето круглый год
Кто его мне назовет? (Африка)
-Ребята, покажите на глобусе, где же находится Африка. (дети показывают на карте Африку)
Берега Африки омывают два океана – Атлантический океан и Индийский океан.
-А как называется материк, на котором мы с вами живем? (Евразия)
-Итак, нам пора в путь. Скажите, а на чем можно добраться до Африки? (ответы детей)
Раздается гудок парохода.
-В Африку мы отправимся на корабле. Нам нужно выбрать капитана и боцмана. (дети выбирают капитана и боцмана).
-Боцман, поднять якорь, наш корабль отправляется в плавание.
Звучит минусовка песни «Чунга-чанга».
Воспитатель смотрит в бинокль.
-Ребята, я вижу самое большое морское животное. Кто же это? (дети называют – синий кит). А вот мимо проплывает самая хищная рыба. Как она называется?
-Вот мы и добрались до Африки. Выходите из корабля, нас ждут приключения, друзья.
-Мы с вами попали в царство горячего песка и яркого солнца. Как же называется это место?
-Конечно, пустыня. В Африке много пустынь –пустыня Калахари, пустыня Намиб. Но самая большая – это пустыня…Сахара (дети продолжают предложение).
Совершим небольшую прогулку по пустыне. Здесь дуют горячие ветра, годами не бывает дождей.
Как вы думаете, могут ли в этом месте жить растения? (ответы)
-Оказывается, могут. Растет в пустыне верблюжья колючка. У нее очень длинные корни, чтобы доставать воду, которая находится глубоко под землей
-К жизни в пустыне приспособились и животные.
“Зверь я горбатый,
Кто это? (верблюд)
Верблюда называют кораблем пустыни.
Почему, как вы думаете? (движения плавные, как у корабля).
-А верблюд – это домашнее или дикое животное? (дети отвечают)
-Караваны верблюдов перевозят тяжелые грузы, людей.
Это очень сильные и выносливые животные. Длинная густая шерсть защищает тело верблюда от палящих солнечных лучей. На ногах толстые мозоли, чтобы верблюду было удобно ходить по песку. В пустынях Африки обитают только одногорбые верблюды, их еще называют… дромадеры.
-В пустыне обитают и другие животные. Воспитатель показывает картинки, дети называют животных (черепаха, сурикат, тарантул, черная кобра, рогатая гадюка, скорпион, варан).
-Нам пора отправляться дальше.
У верблюда –верблюжонок, у черепахи-черепашонок.
-Дальше наш путь лежит через африканский луг — саванну.
Показ презентации «Саванна».
— Чем покрыта земля в саванне? (травой).
Она здесь всегда густая: желтая сухая, когда нет дождя и зеленая сочная после дождей. Кое-где растут гигантские деревья. Как они называются? (ответы детей)
3 слайд Это баобабы (показ слайда). Это удивительные деревья, у них толстый ствол. Чтобы его обхватить, нужно взяться за руки всей группе детского сада.
Понаблюдаем за обитателями саванны. Назовите самое высокое животное нашей планеты.
-Конечно же, это жираф. Почему у жирафа такая длинная шея? (ответы детей) Чем питается жираф? (дети отвечают). Кроме длинной шеи, у жирафа есть длинный… язык. Жираф – хищное или травоядное животное? (ответы детей)
— Вот и африканские гиганты.
5 слайд. Это слоны. Самое удивительное у слона – хобот.
-Зачем слону хобот? (ответы детей) С помощью хобота слон собирает листья и плоды с деревьев, рвет траву, пьет. Им он играючи может перенести довольно толстое дерево.
— Африканские коняшки одеваются в тельняшки… Что же это залошадки? (ответы детей)
6 слайд. Конечно же это зебры. Зебры травоядные или хищные животные?
— Название, какого животного состоит их двух слов?
(Ответы детей) Носорог.
7 слайд А почему его так назвали? (ответы детей)
-Носорог — травоядное или хищное животное? (дети отвечают)
-А каких хищных животных Африки вы знаете?
8 слайд. Это конечно же лев. Как его еще называют? (Царь зверей)
9 слайд. Самое быстрое животное на нашей планете – это. гепард. Он бегает со скоростью автомобиля – 100 км в час.
-В Африке живет самая крупная птица в мире.О ней говорят:
“И петь не поет и летать не летает… Кто же это?
10 слайд -Это страус. За что же народ его птицей считает?”? У страуса есть крылья и клюв. Страусы, как и другие птицы, откладывают яйца.
11 слайд. В саванне есть небольшие озера. Это… водопой. Там собираются все животные саванны, чтобы напиться, искупаться.
Физкультминутка под музыку. «У жирафов пятна, пятна.
-Превращаемся в мартышек и пойдем теперь вприпрыжку.
-Мы с вами оказались в тропическом лесу. Как он называется? (ответы детей). Да, это джунгли. В джунглях растут очень высокие деревья и пальмы, лианы, папоротники. Лианы – это вьющиеся растения. Лиане не хватает света, поэтому она цепляется за ствол дерева и обвивается вокруг него Джунгли – это царство обезьян. Здесь их водится очень много. Каких вы знаете обезьян? (дети назыывают – мартышка, горилла, орангутанг, шимпанзе, бабуин). В джунглях также можно увидеть разноцветных попугаев.
Звучит гудок парохода.
-Нам нужно спешить на корабль.
Дети садятся на корабль.
-Ребята, где мы с вами были? Кого мы видели в саванне? В пустыне? (ответы детей). Что вам больше всего понравилось?
-Вот мы снова оказались в нашем любимом детском саду. Амулет надо отнести в нашу группу, он поможет нам никогда не ссориться.
Вождь племени приготовил для вас подарки. Угощения детям, омулеты из леденцов.
Конспект физкультурного занятия для старшей группы «Путешествие в Африку» (с использованием разработок Картушиной М. Ю.) Задачи: • Закрепить знания о природе жарких стран через физкультурное занятие; • Закрепить.
Конспект логопедического занятия «Путешествие в Африку. Автоматизация звука [Р]» Конспект логопедического занятия в подготовительной группе Тема: Автоматизация звука [Р]. Путешествие в Африку Цели: Закрепление правильного.
Конспект НОД по экологическому воспитанию «Путешествие в Африку» Конспект НОД «Путешествие в Африку» (образовательная область «Экология») Педагог-эколог — Шишкина Татьяна Гавриловна МАДОУ «Детский сад.
Конспект НОД с использованием элементов технологии ТРИЗ «Путешествие в Африку» с детьми подготовительной группы Программное содержание. Цель: расширение и закрепление знаний детей о материке Африка. Задачи: Образовательные: Уточнить элементарные представления.
Конспект ООД «Путешествие в Африку» с детьми подготовительной к школе группы Цель – закреплять и расширять знания детей о животных жарких стран, отражая собственные впечатления в художественной деятельности. Задачи:.
Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Африку со звуками [c] и [ш]» Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Африку со звуками [С] и [Ш]» Выполнила:.
Конспект занятия «Путешествие в Африку» Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме: «Путешествие в Африку» Образовательная.
Мастер-класс по аппликации в нетрадиционной технике «Путешествие в Африку» в старшей группе Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию интересный мастер-класс по аппликации с использованием нетрадиционных материалов для детей.
Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР «Транспорт. Путешествие в Африку» Коррекционно-развивающие занятие по развитию конструктивных навыков Тема: «Транспорт» .Путешествие в Африку. Цель: формирование умения.
Открытый показ НОД по ФЭМП «Путешествие в Африку» в старшей группе Программное содержание: Упражнять детей в счете, уточнять представление о том, что число не зависит от величины предметов. Учить считать.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-dlja-detei-starshei-grupy-puteshestvie-v-afriku.html
Проектно-исследовательская деятельность детей «Путешествие в Африку» в подготовительной группе
Наталья Бабанина
Проектно-исследовательская деятельность детей «Путешествие в Африку» в подготовительной группе
Дети в дошкольном возрасте имеют ограниченные представления о жителях других стран, о природе других климатических зон, о представителях флоры и фауны. Представления ребенка-дошкольника складываются по увиденным мультфильмам, детским книгам и т. д. Часто эти представления не соответствуют действительности. Познавательная активность детейв этом возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы.
Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы — ему помогают педагоги, родители. Проект направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.
Создание условий для развития познавательной активности дошкольников, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей.
1. Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной и творческой инициативы.
2. Развитие умения искать и предлагать различные пути решения поставленной проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
3. Развитие желания пользоваться специальной терминологией, переносить полученные знания на другие сферы деятельности.
4. Развитие познавательных способностей, творческого воображения, мышления, коммуникативных навыков.
Тип проекта: познавательный, творческий.
Участники проекта: дети подготовительной группы
Длительность проекта: краткосрочный, одна неделя.
Принципы проектирования:
• Принцип открытости – любой ребенок имеет право выбора и может согласиться на участие в проекте, а может и отказаться, если не уверен в себе или хочет занять позицию наблюдателя. На любом этапе выполнения проекта ребенок может принять решение о продолжении работы или ее завершении. Ребенок самостоятельно распоряжается результатом своей работы и принимает решение о предоставлении или не предоставлении результата окружающим.
• Принцип диалогичности – у ребенка всегда должна быть возможность общения и в процессе выполнения проекта, и в обсуждении его результатов.
• Принцип рефлексивности – ребенок должен осознать себя субъектом собственной деятельности и социальных отношений. Это помогает ему в самоопределении и объективной оценке своих возможностей.
1. Домашний просмотр мультфильмов “Король Лев”, “Катерок”, “Крошка Енот”, “Доктор Айболит” и документальных фильмов о природе и животных африканского континента.
2. Просмотр иллюстраций по теме “Африка”
3. Подбор художественной и энциклопедической литературы по теме «Животные Африки» совместно с родителями.
4. Совместно с родителями поиск интересных фактов, познавательной информации из жизни африканских животных, о разнообразии растений, о местных жителях.
1 этап – подготовительный
1. Модель трёх вопросов.
Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как узнать?
В Африке очень жарко. Там живут львы, жирафы, обезьяны, крокодилы. Там не бывает зимы. Кожа у людей там черного цвета. Во что играют африканские дети?
Какие еще животные живут в Африке?
Какие растения, кроме пальм, там растут?
Какие страны есть в Африке?
Спросить у взрослых
Посмотреть в Интернете
Прочитать в энциклопедии
2. Сбор информации об Африкеиз разных источников:
— просмотр телевизионных передач, интернет — ресурсов о животных, растениях, народах Африки;
— просмотр мультфильмов «Король Лев», «Крошка Енот», «Доктор Айболит», «Мадагаскар» и др. ;
— посещение библиотеки (подбор и изучение художественной литературы: : А. Куприн «Слон», И. Новикова «Мы идем по зоопарку», С. Маршак «Детки в клетке» и др.,энциклопедий: «Большая детская энциклопедия», «Животные Африки», «Африканские просторы»);
— просмотр иллюстраций по теме «В мире дикой природы»;
3. Рассматривание карты, нахождение Африки на глобусе.
2 этап – практический
• Рассматривание глобуса и карты, определение местоположения Африканского континента, прокладывание маршрута;
• Совместное рассматривание атласа «Мир вокруг нас»;
• Рассматривание картинок с африканскими сюжетами;
• Знакомство с национальной одеждой, музыкальными инструментами;
• Выставка детских книг, энциклопедий, атласов по теме проекта;
• Рассказы детей об интересных фактах из жизни животных;
• Презентация в картинках «Животные Африки»;
• Прослушивание аудиозаписи сказки К. И. Чуковского «Доктор Айболит»:
•Домашний просмотр мультфильмов: «Катерок» и «Каникулы Бонифация»;
• Домашнее задание для детей и родителей – совместное изготовление животных Африки из любого материала для творчества;
• Рассматривание поделок животных, рассказы детей о своей работе (кого они сделали, из какого материала, кто помогал);
• Выставка детских работ «Весёлые зверята»;
• Составление сказок о животных Африки;
•Дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Узнай по описанию», «Живая природа», «Зоопарк»;
• Режиссёрские игры: «Строительство зоопарка», «Жизнь животных в зоопарке»;
• Аукцион загадок «Удивительные животные»;
• Создание странички рекордов;
•Художественное творчество: рисование, лепка, конструирование (оригами) животных и растений Африки, раскрашивание масок, изготовление бус;
• Прослушивание музыкальных произведений народов Африки и знакомство с детскими песенками про Африку, людей и животных, проживающих на этом континенте;
•Разучивание подвижных игр: «Мамба», «Калабаса», «Африканские салки по кругу», «Ампе».
3 этап – итоговый
1. Выставка поделок «Животные Африки»
2. Создание альбома детских рисунков «Мы по Африке гуляем»
o Исследовательская деятельность.
o Игровая деятельность (дидактические, подвижные, режиссерские игры).
o Выполнение работ по изобразительной деятельности и ручному труду.
o Выставки совместных работ (родители + дети).
o Чтение художественной литературы.
o Использование мультимедийных презентаций.
Оборудование и материалы:
1. Глобус, карта мира.
2. Иллюстрации с изображением животных, растений Африки.
3. Схемы для составления описательных рассказов.
4. Художественные книги с описанием Африки, энциклопедии.
5. Мультимедиа ресурсы.
Краткий ход проекта.
Однажды один из детей группы отдыхал с родителями в Египте, вернувшись, он рассказал много интересного о своём путешествии, показал фотографии, сувениры. Другие дети заинтересовались его рассказами, стали спрашивать, где это находится, кто там живёт. Но вопросов было больше, чем ответов. И мы решили узнать об этом. Сначала мы определились с тем, что знаем об Африке: там всегда жарко; там живут львы, жирафы, обезьяны, крокодилы; там не бывает зимы; кожа у людей там черного цвета.Потом решили узнать: Во что играют африканские дети? Какие еще животные живут в Африке? Какие растения, кроме пальм, там растут? Какие народы живут? Возникло некоторое замешательство при выборе источников информации. Я навела на мысль, что можно посмотреть в энциклопедии.И тут дети сами стали предлагать разные способы: сходить в библиотеку, спросить у родителей, посмотреть в Интернете. Мы разделились на группы, каждая группа выбрала тему,по которой будут искать информацию:
— какие животные живут в Африке;
— какие растения растут в Африке;
— какие народы живут в Африке;
— интересные факты про Африку.
Так мы начали свой проект. Вся неделя была посвящена Африке.
Дети принесли из дома книги о животных, энциклопедии, настольные игры, игрушки животных и др. Мы создали в группе уголок Африки, внесли карту и отметили на ней местоположение Африки. Отметили, что материк окрашен в основном в жёлтый цвет. Из энциклопедии узнали почему. Ещё мы узнали, что в Африке есть горы, саванна, тропический лес. Ответы детей я дополнила своим рассказом об Африке с использованием видеопрезентации. В течение всей недели читали художественные произведения про Африку, играли с животными Африки, собирали пазлы, играли в дидактические игры. Дети узнали много интересного об Африке: какие есть пустыни, реки, какие растения, какие животные есть в Африке, рассматривали иллюстрации, энциклопедии. С помощью опыта узнали, почему верблюды живут в Африке и легко передвигаются по песку. Рассматривая атлас о животных, решили сделать свой – нарисовать животных Африки. Дети обратили внимание на растение пустыни – кактус и решили узнать, зачем кактусу иголки. Оказывается, колючки – это броня кактуса, защищающая его от травоядных животных. Но, не смотря на его колючки, это очень полезное растение и его используют в пище, древности путники использовали кактус, как источник воды в пустыне. Дети решили создать свою коллекцию кактусов – слепить – кактусы получились разные, но все очень красивые.
Посмотрев презентацию на тему: «Все об Африке» (которую нам сделали родители, узнали, что Африка — это континент.Здесь большое разнообразие природных ландшафтов: пустыни, саванны, тропические леса, где обитают животные, многих из которых нет на других материках. В Африке протекает самая крупная река Нил, есть большое озёро Виктория. В водоёмах утоляют жажду, животные и птицы; здесь же они питаются и охотятся за добычей.
Узнали, что в Африке есть редкие экзотические животные,Например Окапи похож на некий гибрид сразу трех зверей: лошади, жирафа и зебры; Поясохвост — это маленький дракончик длиной 70 см. Он как будто собран из конструктора и когда видит опасность, он сворачивается в клубок и кусает свой хвост.
Дети узнали, кто населяет Африку — это пигмеи, масаи, бушмены, берберы, эфиопы, малагасийцы, какая у них одежда и попытались сами нарисовать эскизы национальной одежды людей. Родители распечатали эскизы масок африканцев и ребята с удовольствием их раскрашивали, потом использовали в сюжетной игре.
Из презентации дети узнали, какие бывают танцы. У жителей Африки есть танцы, где танцуют только женщины или мужчины. У детей нет своих танцев, они танцуют как взрослые. Узнали, что танцы посвящаются охоте, войне, сбору урожая, танцы любви,они исполняются в определенных случаях: например, на свадьбе в честь невесты, приветствия в честь дорогого гостя; особое место занимают исцеляющие танцы — лечебные.
Познакомились с детскими песенками про Африку, прослушали африканскую музыку, попытались под неё танцевать. Оказывается, лучше это получается, если использовать маракасы, трещётки.
С помощью родителей один из детей узнал про детские африканские подвижные игры («Мамба», «Калабаса», «Ампе», «Африканские салки по кругу») и рассказал про них остальным ребятам. Дети разучили их и теперь с удовольствием играют.
На заключительном этапе были подведены итоги совместной проектной деятельности,результатом которой стали:
Результаты проекта:
1. Вовлечение детей в интересный и увлекательный мир природы Африки.
2. Знание названий животных и растений, месторасположения континента Африка на карте.
3. Создание благоприятной атмосферы для самостоятельного изучения животного и растительного мира Африки совместно с родителями.
4. Создание лэпбука «Путешествие в Африку»
Практическая значимость результатов связана не только с возможностью использования подобранного материала в работе с детьми воспитателями. Но самое главное, продуктом проекта могут пользоваться дети.
Считаю, что данный проект помог детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания о представителях фауны, флоры Африки, применить их в различных видах деятельности. Участие детей в проекте способствовало формированию познавательно активности, элементарной проектировочной деятельности.
Проект «Путешествие в Африку» предоставил каждому ребенку возможность не только получать знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки, формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности.
«Путешествие в Африку». Конспект НОД по физическому развитию в средней группе. «Путешествие в Африку». Конспект НОД по физическому развитию в средней группе. Тема:«Путешествие в Африку».Задачи:1. Закрепить умение детей.
Физкультурный досуг совместно с родителями в первой младшей группе «Путешествие в Африку». Цель: воспитывать у детей положительные эмоции к физкультуре совместно с родителями, создать положительные эмоции от досуга. Задачи: — мотивировать.
Фотоотчет «Почему Дед Мороз не снимает шубу» (познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе) Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами предметов. Задачи: Образовательные: — формировать умения.
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие в Африку» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе: «Путешествие в Африку». Задачи: -дать детям элементарные представления об.
«Лёд, вода, пар». Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе Цель: закрепление представлений об агрегатных состояниях воды. Задачи: 1. Способствовать усвоению значений символов льда, воды и пара,.
Конспект ООД «Познавательно-исследовательская деятельность детей в старшей группе» Программное содержание: Формировать представление детей об окружающей действительности Цель: Доставить детям радость и удовольствие от проведенных.
Мастер-класс по аппликации в нетрадиционной технике «Путешествие в Африку» в старшей группе Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию интересный мастер-класс по аппликации с использованием нетрадиционных материалов для детей.
Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе «Маленькие волшебники» Цель: развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и уметь делать выводы. Задачи:.
Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/proektno-isledovatelskaja-dejatelnost-detei-v-podgotovitelnoi-grupe-puteshestvie-v-afriku.html