Урок «Шляпочные грибы. Лабораторная работа7. Строение плодовых тел шляпочных грибов.»
Тип урока : Урок открытия новых знаний на основе ранее изученного.
Технологии: элементы технологии проблемного диалога, ИКТ , здоровьесберегающие, частично-поисковый .
Предметные результаты:
— формировать умение различать съедобные грибы от ядовитых;
— формировать умение понимать смысл биологических терминов: Микориза, Симбиоз, Съедобные грибы, Ядовитые грибы
Метапредметные результаты:
- Продолжить формирование уменияанализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствияпростых явлений.
- Продолжить формирование умениянаходить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.
- Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой
- Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
- Продолжить формирование умениясамостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
- Продолжить формирование уменияв диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки .
- Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
- Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные результаты:
1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
2. Воспитание у школьников бережного отношения и любви к природе, экологической культуры;
Приемы: «зигзаг», «знаем-незнаем… постановка в ситуацию затруднения».
Формы работы: парная, групповая (4 учащихся в группе)
Методы: словесные, наглядные, поисково-исследовательские
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, учебник «Биология» 5 класс под редакцией В.В. Пасечника (ФГОС), мобильный класс.
маринованные грибы,презентация по теме «Шляпочные грибы»
1. Настрой на урок
Я умею думать.
Я умею рассуждать.
Что полезно для работы,
То и буду выполнять.
\
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, для того, чтобы разгадать некоторые лесные тайны (музыка: «Как прекрасен этот мир»)
— Лес… Это сказочный мир удивительных загадок. Присмотритесь и прислушайтесь… Лес полон загадок и таинств. Он многих приютил.
Здесь живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки.
А сколько в нем разнообразных ягод и грибов!
Крупные и мелкие цветки смотрят на нас из травы. Они умоляют человека не рвать, а понюхать их, приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух.
2.ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
-Давайте вспомним, на какие царства делится живая природа?
Царства : Животных Растений Бактерий Грибов
-Докажите, что эти царства относятся к живой природе.
(дышат, питаются, размножаются, растут, развиваются)
Какое царство мы изучали на прошлом уроке?
А какая тема будет сегодняшнего урока?
Ребята сегодня я захватила с собой чудесную корзинку, в ней спрятано то, что мы будем изучать сегодня на уроке. И предлагаю вам отгадать загадку:
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть —
Нет головы.
Давайте проверим (вызвать ученика, чтобы открыл корзинку и показал ребятам ответ).
Действительно это гриб, но какой? Шляпочный гриб
Следовательно, тема нашего урока? (Шляпочные грибы)
А что бы вы хотели узнать о грибах?
— строение шляпочных грибов
— познакомиться с видами шляпочных грибов
— научиться различать съедобные и несъедобные грибы
Но у нас будет ещё одна важная задача с вами на уроке. Попробуем ее сформулировать.
Вспомните, где в лесу чаще всего растут грибы? Под деревьями
Какая связь существует между деревом и грибом
Тогда что мы должны ещё понять?
Какая связь существует между деревом и грибом
Правильно, это и будет наша 4 задача.
Поэтому цель сегодняшнего урока?
1. Изучить строение шляпочного гриба,
2. Образование спор у грибов
3. Симбиоз грибов с деревьями
4. съедобные и ядовитые грибы
5. правила сбора грибов и оказание первой помощи
Ребята, познакомимся со строением шляпочных грибов, выполнив лабораторную работу « Строение плодовых тел шляпочных грибов»
1. Рассмотрите плодовое тело шампиньона. Найдите пенек и шляпку.
2. Рассмотрите нижнюю часть шляпки. Чем она образована?
3. Прочитайте текст учебника стр.70-71«Строение шляпочного гриба
4. Выполните в тетради Лабораторную работу на стр.31., пользуясь учебником стр. 71, рисунком 41
Пойти рассказать к доске, что вы узнали о шляпочных грибах, выполнив лабораторную работу.
Дальше изучать грибы мы будем, работая в творческих группах –
1 группа – теоретики –расскажут как образуются споры у шляпочных грибов, прочитав в учебнике на стр.71-72 ;
А знаете ли вы, что грибы растут кругами, образуя ведьмины грибы.
Сообщение о ведьминых грибах расскажет Бобылева Настя
Собирая грибы, люди давно обратили внимание на то, что некоторые из них растут, образуя правильной формы круг. И что самое удивительное — внутри этих кругов трава чахнет и засыхает, словно кто ее вытоптал. Грибы, образующие странные кольца, в старину не собирали. Вот и пошло по свету название — «ведьмины круги».
Сегодня ученые объясняют это явление тем, что грибница в почве разрастается по кругу, отмирая в середине. По краям молодой нарастающей грибницы появляются плодовые тела — «грибы». Грибница потребляет большое количество питательных веществ, как органических, так и минеральных, и воды, особенно во время образования плодовых тел. Там, где растет грибница, и пища, и вода, необходимая зеленым растениям, становятся дефицитом. Вот почему в середине грибных кругов плохо растет трава.
2группа- теоретики -симбиоз грибов и растений
Прочитать текст на стр.72-73 симбиоз грибов и растений, рассказав по следующему плану
2.Грибокорень или микориза, её роль в питании грибов
3 группа – практики: рассказать о съедобных и ядовитых грибах, признаках грибов двойников;
4 группа – энциклопедисты: по дополнительному материалу познакомить учащихся с правилами сбора грибов и оказании первой помощи при отравлении грибами.
1)Правила сбора грибов
1.Собирать следует только те грибы, которые ты твердо знаешь, что они съедобные.
2.Нельзя собирать съедобные, но старые грибы, т.к. в них накапливаются ядовитые вещества.
3.Нельзя собирать грибы растущие вдоль проезжих дорог.
4.Нельзя собирать червивые грибы, т.к. черви загрязняют мякоть гриба вредными выделениями.
5.Грибы нельзя вырывать из земли, а нужно осторожно срезать ножом или выкручивать не разрушая грибницу (мицелий).
6.Собирать гриба лучше в плетеную корзину или тару, через которую проходит воздух. Иначе грибы испортятся.
2)Оказание первой помощи при отравлении грибами
1. До приезда врача уложить больного в постель и дать выпить ему 4 – 5 стаканов кипяченой воды комнатной температуры или содового раствора (1 чайная ложка соды на стакан воды), либо слабый раствор марганцовки.
2. Вызвать рвоту. Повторить 5-6 раз.
3. Предложить выпить слабительные средства.
4. При жажде давать крепкий чай, кофе, подсоленную воду.
5. Остатки грибов следует передать в лабораторию для исследования.
Слово предоставляется 1-й группе
Выполнение задания на рабочем листе
Слово предоставляется 2-й группе
Выполнение задания на рабочем листе
Вырос гриб на тонкой ножке.
Встань и ты, постой немножко.
Слово предоставляется 3-й группе
Слово предоставляется 4-й группе
Итак давайте вернёмся к цели урока.
Все вопросы мы рассмотрели?
Игра «Светофор».Красный кружок – нет, зелёный – да, жёлтый (да, нет).
1.Грибы-живые организмы, так как они питаются, растут, размножаются (зелёный – да)
2.Важнейшим условием жизни грибов является достаточная освещённость (красный кружок – нет)
3. По способу питания грибы похожи на растения, так как способны к фотосинтезу(красный кружок – нет)
4.Симбиоз грибницы с корнем дерева называется микориза(зелёный – да)
5.К пластинчатым грибам относится подосиновик (красный кружок – нет)
6.Половое размножение у грибов происходит при слиянии специализированных клеток(зелёный – да)
7. Деревья от грибов получают минеральные вещества(зелёный – да)
8. Грибы используют в пищу, так как они содержат много витаминов, белки и микроэлементы. (зелёный – да)
Параграф 14, ответить на вопросы на стр.77
· Написать сочинение на тему «Грибы – это удивительное царство»
· Составить кроссворд (не менее 10 понятий) на тему «Царство Грибы»
· Подготовить сообщение “Интересные факты о грибах”.
Ребята, а сейчас посадим грибы на полянку.
Зеленые грибы- На уроке мне все было понятно.
Я справился со всеми заданиями
желтые- На уроке почти все было понятно.
Не все получалось сразу, но я все равно справился.
красные- Мне многое непонятно!
Урок закончен. Всем спасибо.
Источник
Лабораторная работа «Строение плодовых тел шляпочных грибов»
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Биология — еще материалы к урокам:
Предметы
Алгебра
Английский язык
Биология
География
Геометрия
ИЗО
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК
Начальная школа
ОБЖ
Обществознание
Окружающий мир
ОРКСЭ
Педагогика
Русский язык
Технология
Физика
Физкультура
Химия
Экология
Похожие материалы
- 1-11-2019, 13:26 Лабораторная работа «Внешнее строение побега растений, строение
- 8-10-2019, 09:31 Лабораторная работа «Строение клубня картофеля и луковицы репчатого
- 28-04-2019, 13:19 Лабораторная работа «Строение кожицы листа. Клеточное строение листа»
- 11-12-2018, 13:07 Лабораторная работа «Клеточное строение кожицы лука» 6 класс
- 24-03-2017, 19:55 Конспект урока «Съедобные и несъедобные грибы. Ядовитые и несъедобные
- 27-01-2017, 20:35 Презентация «Разнообразие шляпочных грибов: съедобные и несъедобные,
- 27-01-2017, 20:33 Конспект урока «Разнообразие шляпочных грибов (съедобные и
- 18-08-2016, 11:51 Конспект урока «Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов» 2
Источник