Символ достатка и процветания: купеческий дом конца XIX века
Купечество — знаменитое «третье сословие» Российской империи, целый мир со своими традициями и историей, полной интересных событий и драматичных поворотов. Купеческие семьи имели собственные дома, которые и поныне стоят в разных уголках России, напоминая об удивительных взлетах и печальных разорениях своих хозяев. Роскошные резиденции, не уступающие по богатству и красоте домам аристократов, и купеческие дома попроще объединяло одно — они не только служили жилищем, но и выступали символом достатка и статуса своего владельца.
Дом и лавка
Даже у купцов самой низшей (третьей) гильдии дома редко бывали одноэтажными. Чаще всего это имело рациональное объяснение — на первом этаже велась торговля и находилась лавка, а на втором жил хозяин с семьей. Более зажиточные купцы, разумеется, жили не там, где торговали, но размер дома, его высота и внешний вид по-прежнему имели большое значение для подтверждения статуса владельца.
Некоторые купеческие дома представляют собой настоящие шедевры архитектуры. Так, особняк купца Шелехова в Астрахани поражает разнообразием форм, ассиметрией и размахом.
Символ достатка
В сравнении с особняками аристократов, купеческие дома выглядят нарочито роскошными. Несмотря на то, что богатое купечество имело возможность приглашать для оформления интерьеров именитых архитекторов, «купеческий» стиль отличается от «дворянского».
Все интерьеры купеческого дома с его малиновыми шелками, чучелами и шкурами животных, дорогими сервизами призваны всем своим видом демонстрировать гостям, что хозяин — деловой и надежный человек, с которым стоит иметь дело. Купцы любили тяжелую крупную деревянную мебель, яркие ткани, драпировки, позолоту. Основательный подход в купеческом доме распространялся на все: на дело, обед и послеобеденный сон.
Репутация купца была его основной ценностью. Многие сделки совершались в устной форме, а нарушившего обещание ждала гораздо более серьезная ответственность, чем судебное разбирательство — с ним просто больше не вступали в деловые отношения.
Граммофон и сувениры
Многие купцы, торговавшие с другими государствами, сами ездили за границу. Уральские купцы торговали в основном так называемыми колониальными товарами — чаем и кофе, спрос на которые на Урале был достаточно высок, и поэтому много путешествовали, в том числе, в Индию. По возвращении хозяина в доме часто появлялись заморские диковинки.
Несмотря на приверженность традициям и ценностям сословия, некоторые купцы считали себя прогрессивными и с удовольствием приобретали технические новинки, например, граммофон или печатную машинку, раньше других проводили в дома электрическое освещение и телефонную линию.
Не торговлей единой
Культурный уровень купеческого сословия до середины XIX века был в целом достаточно низким, но к рубежу веков по образованию и общей культуре многие купцы не уступали аристократам. Купеческие дочери играли на музыкальных инструментах, владели несколькими языками, читали книги. В купеческих домах нашлось место музыкальным инструментам, произведениям искусства и обширным библиотекам. Купцы становились меценатами и галеристами, внося большой вклад в русскую культуру.
- — Новости —
- — Вещи —
- — Атмосфера стиля —
- — Великие комнаты —
- — Мнения —
- — Домашнее хобби —
- — В мире —
- — Дом на природе —
- — Стиль жизни —
- — Small Spaces —
- — Другая жизнь —
Источник