- Доклад на тему: «Культурные ландшафты Европы» (стр. 1 )
- Культурный ландшафт — это. Понятие, примеры с описанием
- Что такое культурный ландшафт?
- Понятие антропогенного ландшафта
- Кто дал начало понятию «культурного ландшафта»?
- Как подходят к изучению культурных пейзажей?
- При каких условиях образуется подобное пространство?
- Нормы понятия
- Перечень категорий и видов антропогенных пейзажей
- Культурно-исторические ландшафты
- Городской пейзаж
- Примеры культурных пейзажей России
- Панорама поселка близ Нижнего Новгорода
Доклад на тему: «Культурные ландшафты Европы» (стр. 1 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 |
«Культурные ландшафты Европы»
Характерные черты культурного ландшафта …………………..5 Физико-географическая характеристика Европы………………18 Культурные ландшафты Южной Европы ………………………..21 Культурные ландшафты Северной Европы ……………………25 Культурные ландшафты Восточной Европы……………….……28 Культурные ландшафты Западной Европы……………………..30
Европейский ландшафт отличается большим разнообразием, богатством и уникальностью ландшафтов.
На Европейской территории находится множество национальных парков, региональных парков, природных заповедников а так же биосферные заповедники. Разнообразие европейских стран, также отражается в его невероятным разнообразии охраняемых объектов. В действительности, на территории Европы природные ландшафты заменены культурными ландшафтами. В зависимости от страны, можно найти следующие культурные ландшафты:
- Культурный ландшафт Хальштатт-Дахштайн; Культурный ландшафт Вахау; Культурный ландшафт Фертё — Нойзидлерзее; Неолитические каменоломни в районе Спьенн; Побережье «Дорога гигантов»; Мегалитические памятники Стоунхендж, Эйвбери и прилегающие археологические объекты; Острова Сент-Килда; Остров Хендерсон; Острова Гоф и Неприступный; Памятники неолита на Оркнейских островах; Юрское побережье Дорсета и Восточного Девона, Королевские ботанические сады Кьюю
В наше время возросшая антропогенная нагрузка на природу заставляет по-новому подходить к использованию той или иной территории, в том числе и Европы.
Актуальностью темы «Культурные ландшафты Европы» представляется важной в свете современной антропогенной нагрузки.
Цель работы: описанию облика культурных ландшафтов на территории Европы.
Информационной базой данного исследования являются: научные труды, электронные ресурсы научно-исследовательских организаций.
Характерные черты культурного ландшафта
Культурный ландшафт является специфической категорией объектов культурного наследия. Отдельные его виды могут совпадать с другими видами недвижимых памятников истории и культуры (музеи-заповедники, музеи-усадьбы, дворцово-парковые ансамбли), в других случаях его идентификация как объекта наследия представляет собой самостоятельную задачу. Выявление, типология, описание и представление культурных ландшафтов в общей сети объектов культурного наследия выходит за рамки традиционных подходов к созданию информационных систем по памятникам культуры и требует специальной научно-методической проработки.
Современное представление о культурном ландшафте неоднозначно. Эта ситуация характерна как для мировой географической науки, так и для русской (советской) географии. В настоящее время сложилось три принципиально разных толкования термина «культурный ландшафт». Некоторые исследователи придерживаются традиционного для русских физико-географов подхода и определяют культурный ландшафт как «хороший» антропогенный ландшафт, измененный человеком по определенной программе и обладающий высокими эстетическими и функциональными качествами.
Второй подход базируется на понимании культурного ландшафта как некоей местности, которая в течении длительного исторического периода являлась местом обитания определенной группы людей, являющихся носителями специфических культурных ценностей. Чаще всего в качестве таких групп выступают этнические или конфессиональные общности.
В основе третьего подхода лежит представление об активной роли интеллектуальной и духовной деятельности в формировании культурного ландшафта; при этом важно подчеркнуть, что культурные духовные и интеллектуальные ценности, хранимые и передаваемые от одного поколения людей к другому в виде информации, не только определяют формирование и развитие культурного ландшафта, но и являются его частью, испытывают на себе воздействие других, материальных компонентов ландшафта [2].
Так что же отличает культурные ландшафты от всех прочих, измененных хозяйственной деятельностью? Каковы их характерные черты с геоэкологической точки зрения?
Культурный ландшафт, как и другие природно-антропогенные геосистемы, включает три основные составляющие, три подсистемы:
- природную, социальную, производственную.
Названные составляющие взаимодействуют друг с другом посредством прямых и обратных вещественных, энергетических и информационных связей. Образование культурного ландшафта тогда становится возможным, когда это взаимодействие достигает полной гармонии, когда подсистемы оптимально соотносятся между собой и целым. Гармоничность культурного ландшафта определяется прежде всего антропогенным фактором, способностью и стремлением социума вести экофильное, рациональное природопользование.
Из сказанного вытекает непреложный вывод: в культурном ландшафте социальная составляющая должна обладать высокой экологической культурой. Какой бы совершенный сельскохозяйственный ландшафт ни создали мелиораторы, но если в нем не научились по-настоящему культурно работать, деградация земель неизбежна. То же можно сказать о городских, рекреационных и других культурных ландшафтах, эксплуатация которых — большой не только физический, но и интеллектуальный и духовный труд.
Использование культурного ландшафта должно быть таким, чтобы он оптимально выполнял свойственные ему социально-экономические функции (ресурсовоспроизводящие, средообразующие, природоохранные и др.)- В связи с этим необходимо постоянное поддержание производственно-экологическою потенциала культурного ландшафта. В геоэкологии и социальной экологии это требование нашло отражение в законе социально-экологического равновесия. Суть его в следующем: «Общество развивается до тех пор и постольку, поскольку сохраняет равновесие между своим давлением на среду и восстановлением этой среды. «. на этот счет есть меткий афоризм: «ничто не дается даром». К нему он добавляет пояснение: «. глобальная экосистема представляет собой единое целое, в рамках которого ничего не может быть выиграно или потеряно. все, что было извлечено из нее человеческим трудом, должно быть возвращено. Платежа по этому векселю нельзя избежать; он может быть только отсрочен». Один из главных законов земледелия так и называется — «закон возврата «. Он требует возмещения потерь плодородия возделываемых земель путем внесения органических и минеральных удобрений, восстановления структуры почвы, оптимизации ее водного и воздушного режимов и т. п.
В свою очередь, поддержание устойчивого функционирования культурного ландшафта, будь он сельскохозяйственным, городским или рекреационным, невозможно без организации постоянного контроля за его состоянием. Иными словами, непременной частью культурного ландшафта должен быть мониторинг; главная цель которого — обеспечение текущей информацией систем управления культурным ландшафтом.
В естественных условиях регуляция всех процессов осуществляется механизмами, выработанными в ходе длительной эволюции ландшафтной сферы. Биогеохимический круговорот вещества и энергии — главный фактор ее саморегуляции. В антропогенных ландшафтах не удается избежать трансформации, а нередко и полного разрушения этого круговорота. Утраченная саморегуляция замещается антропогенным управлением. Без него культурный ландшафт существовать не может. В случае прекращения или ослабления управления, ухода и охраны со стороны человека культурный ландшафт деградирует, теряя способность выполнять заданные ему социально-экономические функции. Так происходит с заброшенными пахотными землями, превращающимися в бурьянистую залежь, дичающими без должного ухода садами и парками, населенными пунктами, дорогами и мостами, лишившимися текущего и капитального ремонта, и т. п.
Различают два основных вида управления антропогенными ландшафтами:
«Мягкое» управление направлено на мобилизацию природных сил самого ландшафта для поддержания его устойчивости. Оно производится путем воздействия главным образом на биоту и природные воды. Воейков и призывали окультуривать природную среду, преобразуя ее растительный покров, поверхностные и подземные воды. Эти компоненты ландшафта легче других поддаются искусственным изменениям и служат эффективными рычагами мягкого управления. Естественная и культурная растительность и водоемы — главные элементы экологического каркаса культурных ландшафтов, цель которого — поддержание устойчивого функционирования природно-производственных геосистем. Таковы защитные лесонасаждения, массивы искусственного залужения, парки, лесопарки, озера, пруды, реки и т. п. К мягкому регулированию ландшафта относится гидромелиорация, ориентированная на оптимизацию водных режимов земель посредством осушения, орошения и обводнения. «Жесткое» ландшафтное регулирование производится, как правило, путем создания инженерно-технических сооружений: гидроузлов, плотин, шлюзов, каналов, всевозможного рода защитных сооружений в виде дамб, волноломов, водоотводов, опорных стенок, водосливных лотков и т. п. Они способны защищать от разрушительных природных процессов города, поселки, железные и шоссейные дороги, промышленные и энергетические объекты, рекреационные комплексы и др.
Инженерно-технические сооружения, внедряемые в ландшафт, являются в нем чужеродным образованием. Они быстро стареют, разрушаются природными процессами и сами нуждаются в постоянном уходе и охране. Экологическая и экономическая эффективность их со временем падает. Начинает работать «правило старого автомобиля», согласно которому поддержание, разрушающегося инженерно-технического сооружения обходится подчас дороже строительства нового. Помимо того, техногенные изменения среды способны вызывать неблагоприятные цепные реакции в ландшафтах, которые, к сожалению, не всегда учитываются.
Как видно, жесткое управление ландшафтом, хотя и является иногда единственно возможным, сопряжено с большими экономическими затратами и чревато зачастую неблагоприятными побочными эффектами. Прежде чем прибегать к нему, необходимо мобилизовать все резервы естественной регуляции ландшафта путем «мягкой» перестройки его структуры и функционирования. Это требование в первую очередь касается культурных ландшафтов.
Источник статьи: http://pandia.ru/text/82/223/14786.php
Культурный ландшафт — это. Понятие, примеры с описанием
Особые нотки пробуждают в человеке красивые виды природы. Ведь мы — ее частичка. Неповторимое впечатление производит на нас цветущие деревья, солнечное сияние, зеленые насаждения, журчащая вода. Жителям мегаполиса, погруженным в бешеный городской ритм, так необходимо умиротворение. Очень часто успокоение находят, любуясь культурными ландшафтами. Это пространство земли, сформированное сознательной, целенаправленной работой самого человека. За последние десятилетия возрос интерес к объектам развитого ландшафта. Его исследованием занимается наука география. Именно культурный ландшафт — это один из ведущих ее лейтмотивов. Что ж, поговорим об этом понятии, познакомим вас с примерами подобных отечественных и зарубежных ландшафтов.
Что такое культурный ландшафт?
Не совсем просто дать определение культурному ландшафту. Это, скорее всего, земной рельеф, появившийся после преобразовательной деятельности людей для удовлетворения тех или иных духовных и практических потребностей. Каково же представление о культурном пространстве? Для многих культурный ландшафт — это сплошная многослойная ткань в виде целостного ковра, сопрягающего природные и культурные компоненты. Все объекты и места на земной поверхности являются узелками ландшафтной ткани с целостным рисунком.
Можно сделать вывод, что культурный ландшафт — это земное пространство, которое цельно и структурировано, в нем содержаться природные и культурные элементы. Человек сам повлиял на многие земные пространства, дополнив их артефактами. Именно человеческая деятельность повлияла на динамику природных состояний. Такие измененные пейзажи еще называют антропогенными ландшафтами. О них речь пойдет дальше в статье.
Понятие антропогенного ландшафта
Под этим понятием подразумевается природно-культурный территориальный комплекс, который освоило человеческое общество. Антропогенный (культурный) ландшафт — это компоненты культуры на природной основе. Такая окультуренная территория сохраняет и наследует природную основу. Антропогенные частицы тактично дополняют природные основания и следуют их закономерностям. В пример можно привести сельское поселение.
Под понятием антропогенных ландшафтов подразумевают отдельные высокостатусные элементы культуры на сплошной природной площади. Антропогенный пейзаж является разновидностью культурного. Это территория, измененная человеком. Известный отечественный ландшафтовед Ф. Н. Мильков называл антропогенными территории, заново созданные человеком, а также природные комплексы, подвергшиеся изменениям в результате его деятельности. Измениться могут растительность, животный мир. Большая часть современных территорий антропогенные, потому что были в какой-то мере изменены людьми. Наиболее заметные преобразования природы человеком — вырубка лесов, образование искусственных насыпей — терриконов. Существует еще такое понятие как антропогенный рельеф.
Кто дал начало понятию «культурного ландшафта»?
Первым о таком понятии стал говорить немецкий ученый Ото Шлютер. Под ним он подразумевал единство природных и культурных вещей, которые доступны для восприятия человеком. Само слово «ландшафт» имеет немецкое происхождение и состоит из двух слов. Первая часть слова означает «страну», вторая — «вид местности». Отсюда напрашивается вывод, что под этим понятием Шлютер подразумевал измененную человеком территорию — антропогенную. Трансформация и эволюция этого понятия также рассматривалась следующими учеными:
- Американским географом, определившим культурный пейзаж как результат взаимодействия человека с природой, Карлом Зауэром.
- Александром фон Гумбольдтом.
- В. И. Вернадским.
- Русским ученым, также определившим культурный ландшафт результатом взаимодействия человека и природы — В. П. Семеновым-Тян-Шанским.
Для определения тех или иных географических локаций, которые признаются объектами культурного наследия человечества, это понятие использует ЮНЕСКО.
Как подходят к изучению культурных пейзажей?
Отечественная наука очень тщательно подходит к изучению этого понятия. Выделяют три основных подхода к нему:
- С информационно-аксиологической точки зрения. Ландшафт рассматривается как компонент, несущий духовную и интеллектуальную ценность, на который повлияли материальные составляющие.
- С этнокультурной стороны. Рассматривается ландшафт в виде природно-культурного комплекса, который появился под воздействием природы и этносов.
- С феноменологической точки зрения. Под культурным пространством подразумевается жизненный участок большой группы людей, переделавших природу под себя.
При каких условиях образуется подобное пространство?
Культурный ландшафт образуется при определенных условиях:
- Важно рационально использовать природные ресурсы и природное разнообразие.
- Следует воспроизводить и защищать природные ресурсы территории ландшафта.
- Строительные или инженерные работы проводятся не в противодействии или противоречии с природой.
- Тщательно продумывают оптимизацию санитарно-гигиенических условий.
Нормы понятия
Геолокации, претендующие попасть под определение «культурные», должны соответствовать следующим требованиям или нормам:
- В них не должно быть однообразия.
- Антропогенные пустоши (пустыри, свалки, карьеры) должны отсутствовать.
- Такую территорию обязательно нужно охранять.
- Для улучшения и сохранения объектов постоянно должны вестись работы.
Перечень категорий и видов антропогенных пейзажей
Культурные пространства можно распределить на несколько основных категорий:
- Те, которые развиваются органически. Они уязвимые, потому что созданы аборигенными культурами.
- Те, которые прекратили развитие (реликтовые). Они являются носителями культуры, их расцвет остался в истории.
- Целенаправленно созданные, задуманные и исполненные людьми ландшафты природы, к которым относятся сады и парки.
- Включенные в список культурного наследия ассоциативные пространства. Такими объектами культурного ландшафта являются места творчества известных людей, памятные места. В пример ассоциативного пространства можно привести развалины Афинского акрополя.
Также учеными выделено 5 основных видов антропогенных пространств:
- Лесной. Связан с лесными посадками и искусственными лесами.
- Водный. Включает водохранилища и искусственные озера.
- Аграрный или сельскохозяйственный. Связан с возделыванием полей.
- Промышленный. Включает дороги, фабрики, заводы.
- Городской ландшафт или селитебный. Это инфраструктура от маленьких поселков до крупных мегаполисов.
Культурно-исторические ландшафты
В качестве культурно-исторических пространств можно приводить дворцово-парковые ансамбли, усадьбы дворян, комплексы монастырей, поля сражений, археологические комплексы, совокупность исторических сельских и городских объектов. Примеров таких территорий в мире очень много. Стоит назвать национальный парк Тонгариро в Новой Зеландии. Для местных жителей маори он несет религиозно-духовное значение. На просторах этого заповедника возвышаются купола из потухших и активных вулканов. Здесь же наблюдаются кратеры, источники, лавовые равнины, морены, ледниковые отложения. Также очень богата фауна парка.
Национальным памятником Португалии названа старая крепость Синтры с романтической европейской архитектурой. Это маврское сооружение расположено на вершине горного хребта Серра-да-Синтра. Временем ее строительства является 8-9 век. Когда христиане сражались с рабами за землю, сооружение было основным стратегическим объектом. Сегодня этот старинный вид ландшафта охраняет ЮНЕСКО. Также в Португалии находится еще один дворцовый комплекс — дворец Кинта да Регалейра.
Нельзя не вспомнить Национальный сад камелий в Сиднее. Многие австралийцы любят отдыхать здесь. Именно здесь можно полюбоваться не только множеством камелий, но и азалий, рододендронов. Каких только сортов этих растений здесь не встретишь. Также сад славится своим огромным розарием.
В Эфиопии есть уникальный город Консо. Здесь можно увидеть деревянные статуи прошлых поколений, каменные террасы. Город включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В его окрестностях расположены скульптуры религиозного назначения (вака). Также здесь много ископаемых останков гоминид. Жители Консо живут сельским хозяйством, пчеловодством, хлопкоткачеством. Недавно в окрестностях была построена пермакультурная ферма.
Старый речной пейзаж на реке Дунай в Австрии также заслуживает внимания. На холмах, между которыми течет Дунай, виднеются замки, шпили церквей, маленькие поселки и деревни. Туристы ассоциируют эти места со съемками фильмов по сказкам Братьев Гримм. Особенно запоминается Долина Вахау, тянущаяся вдоль Дуная до Мелька. Это самое красивое место в Австрии. Изображение, описание ландшафтов природы, живописные пейзажи привлекают множество художников и писателей. Эта местность также занесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Также недалеко от Зальцбурга есть долина, богатая очень красивыми озерами. Эта территория называется Зальцкаммергут. Там очень много достопримечательностей, музеев, исторических построек.
В густом лесу, возле горного массива Виндхья (Индия) расположился уникальный памятник доисторической культуры человечества — скальные жилища Бхимбетка. Здесь около 500 уникальных пещер, стены которых украшены рисунками примитивных людей эпохи мезолита. Эти жилища образовались естественным путем в массивных известняковых скалах из буро-коричневого песчаника. Далекими предками они использовались в качестве укрытий. Наскальная роспись Бхимбетка — это панорамные картины, которые воспроизводят повседневную жизнь доисторических людей: сбор урожая, охота, рождение потомства, ритуальные танцы.
В ходе описания напрашивается вывод, что примером культурной территории может быть все, что создавалось людьми. Самым знаменитым примером послужит Версаль во Франции. Фото этой достопримечательности вы видите выше. Это самый большой садово-парковый ансамбль во Франции, где находилась резиденция королей. Сегодня в замке находится национальный исторический музей, где находятся картины, бюсты, портреты. На территории Версаля также находятся великолепные аллеи, клумбы, фонтаны, искусственные водоемы.
Еще одним объектом культурно-этнического наследия является Великая китайская стена. Это поистине уникальное сооружение нашей цивилизации. Этому строению уже 1000 лет. Китайская стена таит в себе много интересных фактов. Во-первых, это самое длинное искусственное сооружение в мире. Во-вторых, во время ее строительства погибло более миллиона человек. В-третьих, для укладки каменных блоков стены использовалась клейкая рисовая каша и примесь гашеной извести. Каждый год достопримечательность Китая посещает более 40 миллионов туристов.
Комплексным культурным объектом Всемирного наследия является территория долины реки Орхон. Когда-то там располагалась столица Монгольской империи — Каракарум. ЮНЕСКО определила этот район представителем эволюции кочевой пастушеской цивилизации на протяжении двух тысячелетий. Здесь много памятников культуры в виде каменных тюркских статуй и стел. На них виднеются орхонские рунические надписи.
Городской пейзаж
Что же присуще городскому ландшафту или селитебному? Его отличительными чертами являются полная перестройка первичного рельефа и почвы. Сюда также входит изменение гидросети, сооружение построек. В нем сочетаются природные и искусственные компоненты. Это жилые помещения, фабрики, заводы, инженерные, хозяйственные, транспортные и энергетические сооружения. Это также сады, парки, элементы благоустройства на площадях и улицах. Антропогенный характер городского ландшафта представлен следующими элементами:
- инженерными сооружениями, зданиями;
- улицами, транспортными магистралями;
- перекрестками, транспортными развязками;
- городскими площадями;
- дворами, внутриквартальными пространствами;
- искусственным озеленением;
- скверами, бульварами, набережными;
- малыми архитектурными формами, рекламой.
Примеры культурных пейзажей России
Россия богата не только красивыми видами природы, но и культурными ландшафтами. Изучением отечественных культурных пейзажей занимался географ В. Л. Каганский. Именно он описал все имеющиеся в стране русские ландшафты. Среди развивающихся и реликтовых пейзажей страны встречаются дворянские усадьбы, архитектурные комплексы монастырей, древние городища.
Уникальной русской усадьбой считается родовое имение великого русского писателя Льва Николаевича Толстого — Ясная Поляна. На протяжении XVIII-XIX здесь создавали уникальный усадебный ансамбль из парков, садов, живописных аллей, прудов, богатой оранжереи, большого барского дома и двух флигелей. Этот архитектурный комплекс сохраняют уже более 100 лет по образцу 1910 года, когда умер писатель. В Ясной Поляне прекрасные виды природы с вековыми деревьями, молодой порослью, живописными аллеями, укромными лесными тропинками, зеркальной гладью прудов. Сегодня этот музейный комплекс признан культурным центром мирового значения.
В Орловской области находится государственный мемориальный и природный музей-заповедник И. С. Тургенева — Спасское-Лутовиново. Здесь находится тургеневское родовое гнездо. В ансамбль входит фамильный склеп, сам дворянский дом, каретный сарай, конюшня, церковь, парк с красивыми березовыми аллеями и клумбами.
Также примером культурных ландшафтов в России могут послужить сохранившиеся в разных городах сооружения Кремлей. Ими могут похвастаться Москва, Тула, Нижний Новгород, Казань. Городские укрепления в древней Руси назывались именно кремлем. Это не просто оборонительный пункт, а комплекс укрепленных строений. В ансамблю кремля входит целая территория, обнесенная крепостной стеной. Такие крепости древней Руси были надежным каменным щитом. Многие из них сохранились и по сей день. Менее знамениты Псковский, Зарайский, Коломенский, Астраханский, Тобольский, Смоленский кремли.
К целенаправленным ландшафтам относят знаменитый дворцово-парковый ансамбль Петергоф. Он был создан еще во времена Петра I. Город находится на берегу финского залива и входит в состав Санкт-Петербурга. Именно этим ансамблем Петр Великий хотел затмить французский Версаль. Это собрание красивейших дворцов и уникальных фонтанных комплексов. Сегодня здесь находится государственный музей-заповедник. Единую композицию представляет собой парк Петергофа с необыкновенными зелеными аллеями.
Погрузится в историю сражений и окунутся в эпоху 14 века поможет музейный комплекс «Куликово поле». Он расположился непосредственно вблизи поля битвы 1380 года. Проект музея разработал заслуженный архитектор России С. В. Гнедовский. Комплекс сделан в стиле русского постмодернизма и предает специфику ландшафта. Зрители наблюдают здесь новый русский стиль в современной архитектуре, лесные и степные территории и место сражения.
Панорама поселка близ Нижнего Новгорода
Люди продолжают изменять ландшафт в лучшую сторону, застраивая его новыми деревнями и городами, парками и другими сооружениями. В пример хочется привести новый поселок вблизи Нижнего Новгорода — «Русские просторы». Находится этот коттеджный поселок в Богородицком районе и имеет красивейшие ландшафты, которые переплелись с современными постройками. Здесь открываются роскошные пейзажи родной природы. «Русские просторы» предназначены для постоянного проживания. Инфраструктура поселка тщательно продумана. Здесь строится общая зона отдыха, детские площадки, зона барбекю, магазины, аптечные пункты. С одной стороны поселка находится лесной массив, с другой — озеро с песчаным пляжем.
Отсюда можно сделать вывод, что ландшафт естественный и культурный — вещи разные, но они сочетаются друг с другом. Так, конвенция ЮНЕСКО тайгу также сочла культурным ландшафтом.
Источник статьи: http://fb.ru/article/380125/kulturnyiy-landshaft—eto-ponyatie-primeryi-s-opisaniem