Чернов С. З., Шульгин П. М. K 90 Культурный ландшафт как объект наследия. Под ред. Ю. А. Веденина, М. Е. Кулешовой
скачать РОССИЙСКИЙ |
КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ
ИМЕНИ Д. С. ЛИХАЧЁВА
РОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ
ИМЕНИ Д. С. ЛИХАЧЁВА
Культурный ландшафт как объект наследия
МОСКВА — С.-ПЕТЕРБУРГ 2004
УДК 910 + 911.3 + 911.5
ББК 79.001 + 26.821.6
Веденин Ю. А., Кулешова М. Е.
Андреева Е. Д., Веденин Ю. А., Ведерникова Н. М., Горбунов А. В., Джонс М., Иванова И. Г., Исаченко Т. Е., Калуцков В. Н., Козыкин А. В., Кулешова М. Е., Массалитина Г. А., Новиков В. П., Оболенская М. А., Онуфриенко Г. Ф., Тормосов Д. В., Чалая И. П., Чернов С. З., Шульгин П. М.
K 90 ^ Культурный ландшафт как объект наследия. Под ред. Ю. А. Веденина, М. Е. Кулешовой.— М.: Институт Наследия; СПб.: Дмитрий Буланин, 2004.— 620 с., ил.
ISBN 5-86443-110-9, 5-86007-463-8
Книга посвящена роли культурных ландшафтов в системе природного и культурного наследия. В ней представлен информационно-аксиологический подход к культурным ландшафтам, сформировавшийся в Институте Наследия и развивающий существующие в российской науке методологические подходы к изучению культурных ландшафтов. Показаны конкретные примеры идентификации и исследования культурных ландшафтов различного типа, принципы и примеры культурно-ландшафтного районирования, раскрыты основы управления культурными ландшафтами. Накопленный к настоящему времени опыт имеет большое научное и прикладное значение и может быть использован в различных регионах страны при решении задач сохранения и использования культурного и природного наследия.
This book ‘Cultural Landscape As A Heritage Site’ presents a contemporary systematic knowledge on cultural landscape, with consideration of international experience and documentation on heritage protection. Comprehensive approach in the research of world heritage developed by the Russian Research Heritage Institute grounds on the practical multidiscip-linary work by its specialists in various fields of social and natural sciences. Table of contents and English abstracts of the papers are incorporated at the end of the book text.
© Российский научно-исследовательский институт культурного и
ISBN 5-86443-110-9 природного наследия имени Д. С. Лихачёва, 2004
ISBN 5-86007-463-8 © «Дмитрий Буланин», 2004
Предисловие
В озлагая на себя ответственность за материальное и духовное богатства, оставленные нам ушедшими поколениями, мы вступаем в права наследования и, значит, обязаны сохранить наше общее наследие. Чтобы выполнить эту грандиозную задачу, нам надо определить и исследовать все компоненты наследия и обеспечить их соответствующую защиту. Культурный ландшафт — один из таких компонентов и, кстати, основополагающая категория наследия, так как он олицетворяет множество культурных и природных ценностей в их единстве и взаимодействии. Культурные ландшафты представляют национальный дух народов и их традиционный стиль жизни, они заставляют осознать единство окружающей нас среды и составляют основу нашего благосостояния, служат индикаторами развития общества и отражают его гуманистическую природу.
Исследование культурных ландшафтов является важной задачей, в которую входят как теоретические и концептуальные разработки, так и специфические практические меры для их охраны. Взаимодействие материального и нематериального культурного и природного наследия является одним из ключевых факторов. Центр Всемирного наследия ЮНЕСКО был организован для того, чтобы соединить и сблизить природное и культурное наследие в рамках Конвенции по Всемирному наследию. Он стал ведущим в деятельности, связанной с культурными ландшафтами, и осуществляет необходимое руководство в действиях по совместной охране природного и культурного наследия. Поэтому я с удовольствием приветствую составление монографического сборника по изучению культурных ландшафтов, предпринятое Российским научно-исследовательским институтом культурного и природного наследия.
Эта книга вносит свой вклад в представление о культурном ландшафте как неотъемлемой части наследия, историко-культурной и природной среды, о необходимости его целенаправленного и бережного сохранения. Она, таким образом, способствует устойчивому развитию общества в лице его будущих поколений.
Эта книга будет служить исключительно важным пособием для тех, кто заинтересован в сохранении природного и культурного наследия в России и хотел бы объединить свои усилия для его охраны.
директор Центра Всемирного
наследия ЮНЕСКО, Париж
Preface
I n our responsibility to recognize the lives of past generations transformed into the material and spiritual assets we inherit, we are asked to preserve this common heritage. To achieve this immense task, we need to identify, to study and to ensure the appropriate protection of all components of the heritage. Cultural landscape is one of the components of our common heritage, and as a matter of fact, a fundamental category, as they incorporate a variety of cultural assets and a diversity of natural values in its entirety in a genuinely integrated set. Cultural landscapes represent our nations identity and our traditional lifestyles, they make us to discover the integrity of our environment and are the basis for our well-being, they are indicators of society’s evolution and mirror human nature.
Studying cultural landscapes is an important task, which ranges from theoretical and conceptual aspects to specific practical implications for conservation. Linking tangible and intangible aspects is a key factor. The UNESCO World Heritage Centre has been established to bring the natural and cultural heritage under the World Heritage Convention closer together. It became a driving force in cultural landscape activities and provides the necessary guidance for linking natural and cultural heritage conservation action. I therefore very much welcome the compilation of a monographic volume on cultural landscape research by the Russian Institute of Cultural and Natural Heritage.
This book contributes to the vision of cultural landscapes as intrinsic part of heritage, the cultural and natural environment of the human society, which deserves both adequate and careful protection. It therefore contributes towards achieving sustainable development for future generations.
This book will be of utmost importance and assistance to those who are interested in the preservation of natural and cultural heritage in Russia and would like to join their efforts in conservation actions.
Director, UNESCO World
Heritage Centre, Paris
В Введение
основе современной стратегии сохранения и использования наследия лежат следующие принципы 1 :
- Широкое представление о наследии, включающем не только недвижимые или движимые памятники истории, культуры и природы, но и живую традиционную культуру, традиционные культурные ценности, ремёсла и промыслы, исторические технологии, традиционные формы природопользования, этнокультурную среду и природное окружение.
- Представление о наследии как системном образовании, в котором отдельные объекты не могут быть сохранены вне связи друг с другом и вне окружающей среды.
- Территориальный подход к сохранению наследия; при этом основным объектом охраны и использования становится территория со всем многообразием присущих ей элементов наследия, сохранившимися формами традиционной культурной и хозяйственной деятельности, исторически сложившимися системами расселения.
- Рассмотрение деятельности по охране и использованию наследия как органической части комплекса современных социокультурных и экономических процессов.
Методологической базой сохранения наследия служат две взаимосвязанных между собой концепции — ноосферная и экологии культуры. В разработке этих концепций определяющую роль сыграли замечательные русские учёные В. И. Вернадский и Д. С. Лихачёв. Место Вернадского в современной науке об окружающей среде общеизвестно и не требует особых подтверждений. Один из основателей геохимии и биогеохимии, учёный, внесший колоссальный вклад в развитие естественных наук, В. И. Вернадский рассматривал ноосферу как новый этап развития Земли, связанный, прежде всего, с научной и интеллектуальной деятельностью человека.
Огромный вклад в развитие науки о Земле, в осознание роли культуры в формировании окружающей среды внёс Д. С. Лихачёв — учёный, основной специальностью которого была история древнерусской литературы. Д. С. Лихачёв рассматривал роль гуманитарного фактора в становлении среды обитания человека во многих книгах, в том числе и в исследованиях, посвящённых семантике садово-паркового искусства. Особое внимание он уделял духовному началу в формировании окружающей среды и её культурной составляющей. «Сохранение культурной среды — задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни,
1 Веденин Ю. А., Шульгин П. М. Новые подходы к сохранению и использованию культурного и природного наследия в России // Известия академии наук. Сер. геогр., № 3. 1992. С. 90–99.
Культурный ландшафт как объект наследия
для его «духовной оседлости», для его нравственной самодисциплины и социальности» 1 . Длительный процесс исторического развития общества, окружающей среды ведёт к нарастанию мощности культурного слоя, к формированию сложной и разнообразной культурной среды. Д. С. Лихачёв обращает внимание на обратный процесс. «Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со всё прогрессирующей скоростью» 2 . Именно это, по Д. С. Лихачёву, является определяющим фактором особого отношения к культурному и природному наследию, делает необходимым ведение активной деятельности по сохранению наследия. Человек, по представлениям Лихачёва, формирует особую нравственно-духовную сферу в оболочке Земли, которая определяет развитие всех других сфер и в то же время сама оказывается под сильным их воздействием. Здесь он близок к идеям В. И. Вернадского о ноосфере, в которой определяющей силой ландшафтоформирующих процессов становятся мысль и труд. «В живом веществе создалась новая геологическая сила ума и техники, раньше на нашей планете небывалая, которая нам кажется беспредельной и, возможно, в будущем выходящей за пределы планеты» 3 . В настоящее время интеллектуальный процесс становится силой, соизмеримой с геологическими и космическими процессами. Однако было бы абсолютно неверно ограничивать роль человека в преобразовании земной поверхности только интеллектуальной и научной деятельностью. И об этом одним из первых сказал Д. С. Лихачёв. Сегодня мы можем говорить о необходимости нового прочтения трудов этих двух великих учёных, поскольку именно в разработанных ими концепциях впервые было сформулировано представление о фундаментальной роли интеллектуального и духовного начала в формировании ноосферы, понимание особой роли историко-культурного наследия в сохранении всей окружающей среды. В соответствии с этими идеями формулируются и новые подходы к сохранению наследия. В основе этих подходов лежит представление о наследии как фундаментальной категории, определяющей возможность формирования самобытного, устойчивого и разнообразного культурно-ландшафтного пространства.
В соответствии с новым взглядом на роль наследия как одного из важнейших средообразующих факторов должна измениться и политика в области сохранения культурного и природного наследия. Приоритетными для деятельности органов охраны наследия и субъектов, связанных с использованием наследия, должны стать национальные и региональные комплексные программы управления культурным и природным наследием, раскрывающие возможности включения наследия в современные системы управления культурными, социально-экономическими и экологическими процессами. Особое значение приобретает формирование сетей особо охраняемых историко-культурных и природных территорий, ответственных за сохранность всего культурно-природного пространства как всей страны, так и отдельных её регионов. В основу управления наследием должна быть положена гуманитарная концепция культурного ландшафта, рассмотрение и признание культурного ландшафта как комплексного и интегрального объекта культурного и природного наследия.
1 Лихачёв Д. С. Земля родная. М., 1983. С. 82.
3 Вернадский В. И. Начало и вечность жизни. М., 1989. С. 165.
С начала 1990-х годов благодаря распространению идей, заложенных в Конвенции об охране Всемирного природного и культурного наследия и сопровождающих её руководящих документах, культурный ландшафт стал рассматриваться как категория наследия, вследствие чего он получил основания быть причисленным к основным объектам охраны культурного наследия. Методологические основы концепции культурного ландшафта как объекта наследия стали развиваться в Институте Наследия с начала его создания в 1992 году. Творческие контакты Института со многими музеями-заповедниками и национальными парками позволили внедрить теоретические и методологические разработки в практику управления наследием и продемонстрировать возможности используемой концепции для решения широкого спектра прикладных задач сохранения и использования природного и культурного наследия в регионах, в особенности на охраняемых природных и историко-культурных территориях. Все это нашло отражение в данной монографии. В ней изложены основные подходы к исследованию культурного ландшафта, определена понятийно-терминологическая система, проведён анализ ведущих международных инициатив, направленных на сохранение культурных ландшафтов и ландшафтного разнообразия, рассмотрены тенденции и перспективы представленности культурных ландшафтов в Списке Всемирного наследия (глава 1, раздел 1.1). Даны предложения по проведению оценочных исследований и сформулированы критерии ценности культурного ландшафта (раздел 1.2). Особое внимание обращается на роль информации в формировании культурного ландшафта как продукта духовно-интеллектуальной деятельности людей (раздел 1.3). Излагается концепция природно-культурного каркаса территории как континуальной природно-культурной, а не жёстко поляризованной системы, и продемонстрированы методические приёмы и результаты выявления такого рода каркасов для целей сохранения культурно-ландшафтного разнообразия (разделы 1.4, 2.3, 3.2). Впервые рассматривается роль звука в формировании культурного ландшафта, вводится понятие звукового ландшафта, определяются направления дальнейших исследований по звуковому маркированию ландшафта (раздел 1.5). Предметно рассматривается топологическая организация культурного ландшафта, введено понятие топоса — наименования типа географического местоположения как средства этнокультурной идентификации освоенного пространства (раздел 1.6). Показана эволюция исследовательских подходов к феномену культурного ландшафта в российской географической науке за последнее столетие (раздел 1.7)
Исследовательская работа с различными типами культурных ландшафтов имеет свои особенности, и это отражено в главе, посвященной типологическому разнообразию культурных ландшафтов (глава 2). Рассмотрены вопросы систематики культурных ландшафтов и некоторые форматы их описания, продемонстрированы (на примере городского ландшафта) возможности использования произведений художественной литературы как форматов научного описания (раздел 2.1). На конкретных примерах подробно рассмотрена специфика таких типов культурных ландшафтов, как усадебный, монастырский, полей сражений (военно-событийный), крестьянский (разделы 2.2–2.5); для крестьянского типа ландшафта, помимо функционально-планировочного описания (подраздел 2.5.1), представлены способы исследования ландшафта через фольклор и традиционную духовную культуру (подраздел 2.5.2). Пример лако-
Культурный ландшафт как объект наследия
ничного описания индустриального типа ландшафта подготовлен одним из ведущих норвежских историко-географов (раздел 2.6). Предложены некоторые археологические методы исследования культурных ландшафтов (раздел 2.7). Алгоритмы описания типологических разностей культурных ландшафтов могут быть использованы для широкого круга аналогов и помогают формализовать процедуры идентификации и инвентаризации такого рода объектов.
Большое внимание уделено культурно-ландшафтному районированию как основополагающей процедуре при планировании управленческих действий в отношении культурных ландшафтов (глава 3). Представлены различные территориальные уровни районирования — от России в целом до отдельных охраняемых природных и историко-культурных территорий, а также изложены его методические приемы. Культурно-ландшафтное районирование России служит основой для изучения макротерриториальных различий и является кратким сводом ведущих историко-культурных и природных черт выделяемых ландшафтных подразделений (раздел 3.1). На уровне культурно-ландшафтного районирования отдельного региона даётся пример использования природно-культурного каркаса в качестве основы районирования (раздел 3.2). При проведении культурно-ландшафтной дифференциации ряда особо охраняемых природных и историко-культурных территорий показано, что ведущие признаки культурно-ландшафтного деления на микро уровне могут меняться в зависимости от типа ландшафта и его предметной ценности (разделы 3.3–3.5).
Особая глава посвящена управлению культурными ландшафтами (глава 4). Сформулированы общие принципы, раскрыто содержание управленческих процедур (выявление, исследование, контроль состояния культурных ландшафтов, их нормативно-правовое обеспечение, научно-проектное обеспечение, программы действий), и даны предложения по организации управления культурными ландшафтами на особо охраняемых территориях, в частности, в национальных парках и музеях-заповедниках (раздел 4.1). Показаны результаты использования концепции культурного ландшафта в менеджмент-планах и специальных программах как инструментах управления ландшафтами на модельных охраняемых территориях (разделы 4.2–4.4). Рассмотрены требующие скорейшего урегулирования проблемы сохранения этнокультурных ландшафтов российского Севера, поскольку эти территории стали ареной жёсткой борьбы за ресурсы (раздел 4.5). На примере одной из стран Восточной Европы — Польши — показаны возможности, перспективы и средства государственного регулирования в сфере сохранения культурных ландшафтов; во многом они сходны с теми, которые наблюдаются сегодня в российской практике управления (раздел 4.6).
Представленные результаты работы Института и ряда специалистов из других научных учреждений, в том числе сотрудников музеев-заповедников и национальных парков, имеют широкую область применения. Они могут использоваться для решения самых разнообразных задач, связанных с охраной природного и культурного наследия, в особенности в тех ситуациях, когда природные и культурные достопримечательности образуют целостные территориальные комплексы и любые целевые воздействия на них должны учитывать взаимосвязь, взаимозависимость и взаимообусловленность составляющих их элементов.
Источник статьи: http://rudocs.exdat.com/docs/index-54203.html