Культурный ландшафт архангельской области

Сокровища Русского Севера. Культурный ландшафт Кенозерья

Кенозерский национальный парк в Архангельской области представляет собой выдающийся образец североевропейского культурного ландшафта.

Уникальность его географического положения обусловлена локализацией на водоразделе Балтийского и Белого морей (Атлантический и Северный Ледовитый океаны). Кенозерье играет важную роль в сохранении орнитофауны Северной Европы и поэтому внесено в каталог «Ключевые орнитологические территории международного значения в Европейской России» (2000 год).

Территория занимает всхолмленную водно-ледниковую равнину с множеством водоемов (251 озеро, 67 ручьев и речек) и разнообразных ледниковых форм рельефа. В силу геологических условий равнина образует своеобразное поднятие, окруженное обширными болотами и таежными лесами, что и предопределяет относительную изолированность и высокую мозаичность ландшафта. Само название территория получила от озера Кенозера (береговая линия 350 километров), сформировавшегося в древнейшем разломе земной коры (протерозойская эра) и имеющего глубину до 100 метров.

Система крестьянских поселений, тяготеющих к поозерным ландшафтам, возникла здесь в XII–XVI веках и в основе своей существует по настоящее время. В Кенозерье сохранилось гармоничное сочетание старинных деревень с традиционной для Русского Севера системой сельскохозяйственных угодий, отражающей сложившуюся много веков назад практику общинного земледелия и индивидуальные черты промыслово-земледельческого хозяйственного уклада.

На Кенозерской земле находятся уникальные деревянные храмы — церковь святого Георгия Победоносца XVIII века в деревне Федоровской и храмовый ансамбль «Почозерский погост» XVIII–XIX веков в деревне Филипповской, являющиеся памятниками федерального значения. Особое место в архитектурном наследии территории занимают часовни, построенные крестьянскими мастерами в XVIII–XIX веках. Культовые строения выделяются самобытным внутренним убранством — расписными «небесами» (потолочные перекрытия часовен и церквей, расписанные на библейские сюжеты). Здесь сохранилось семнадцать комплексов «небес», два памятника монументальной росписи имеют авторскую подпись. Многие часовни и церкви расположены в «святых» рощах — островках особо почитаемого леса, дошедших до нас со времен язычества. Столь высокая концентрация «святых» рощ (более 50), часовен (35), поклонных крестов (30) делает территорию уникальным регионом, аналогов которому нет ни в России, ни в других странах.

Кенозерье — один из основных районов формирования русской эпической поэзии, ставшей достоянием мировой фольклористики. Исследователями здесь записано около 3000 произведений устного народного творчества: былин, духовных стихов, исторических песен, сказок, быличек, песенной лирики.

Кенозерская земля является особым культурным пространством, представляющим исключительную ценность как феномен живой культуры, зафиксированной в сохранившихся знаниях и умениях, в организации быта и особенностях праздничных традиций. Благодаря своей выдающейся универсальной ценности культурный ландшафт «Заповеданное Кенозерье» в 2014 году включен в пред­ва­ри­тельный Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Стратегическим направлением деятельности Кенозерского национального парка с момента его основания в 1991 году является комплексное сохранение наследия, охватывающего как объекты, так и среду, в которой они существуют, духовную культуру исторических мест, человека как носителя традиции.

Важнейшая задача по сохранению архитектурного облика Кенозерья — это реставрация памятников архитектуры XVIII–XIX веков, осуществляемая национальным парком при поддержке директората по культурному наследию Норвегии (1998–2006 годы), Министерства культуры Российской Федерации (2001–2018 годы), Министерства природы и экологии Российской Федерации (2016–2018 годы). Кенозерский национальный парк — единственный национальный парк в России, имеющий в своем оперативном управлении почти 100 памятников архитектуры, среди них — 11 церквей и колоколен, 35 деревянных часовен, 2 рубленые ограды погостов, 7 инженерных сооружений, 2 водяные мельницы и ряд других.

За годы деятельности полностью отреставрированы 23 часовни XVIII–XIX веков, возрождаются деревянные и каменные церкви, старинные крестьянские дома, хозяйственные постройки. Впервые в России на территории Национального парка восстановлены две действующие водяные мельницы.

Одной из лучших страниц деревянного зодчества Кенозерья является архитектурный ансамбль Порженского погоста XVIII–XIX веков в деревне Федоровской, расположенный в «святой» роще и окруженный редчайшей деревянной рубленой оградой. Силуэт церкви Георгия Победоносца, имеющей высокую клинчатую кровлю, сочетая жилую среду близлежащих деревень и озерных пространств, необычайно выразительно воспринимается с самых разных сторон света. В интерьере церкви — алтаре и храме — сохранились расписные «небеса» с подписью иконописца Михайло Кирикова Сказываева. В 2016 году в Кенозерском национальном парке произошло знаменательное событие — открытие после многолетней реставрации Порженского погоста.

Архитектурные достопримечательности Кенозерья значимы и другим выдающимся памятником русского деревянного зодчества — Почозерским храмовым комплексом XVIII–XIX веков. Колокольня, две церкви и деревянная рубленая ограда представляют собой редчайший ансамбль — «тройник», характерный исключительно для Русского Севера (сегодня подобных ансамблей сохранилось всего 6 из 150). Почозерский комплекс выделяется из существующих памятников архитектурно-пространственной планировкой, при которой все строения соединены в единое целое. В 2001 году парк совместно с Директоратом по культурному наследию Норвегии приступил к реставрации комплекса. Впервые в России норвежские и российские плотники-реставраторы осуществили уникальную операцию по подъему 200-тонной шатровой церкви с помощью технологии лифтинга и замены венцов в теле памятника без раскатки сруба. Полномасштабная реставрация ансамбля, включая «небеса» в молельном зале и алтаре, была завершена в 2018 году. Это был первый опыт финансирования работ Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Реставрация сразу двух шедевров деревянного зодчества — Порженского погоста и Почозерского храмового комплекса была осуществлена благодаря личной поддержке президента России В.В.Путина.

Комплексное сохранение культурного ландшафта Кенозерья предполагает целенаправленную и систематическую работу по репрезентации наследия. «Объектом показа» в Национальном парке является традиционная историческая среда, инструментами показа — музейные экспозиции, экологические тропы, этно-ландшафтные театры, обеспечивающие взаимодействие между природой и культурой, иллюстрирующие особенности традиционного природопользования, раскрывающие секреты местных промыслов и ремесел, сложившийся веками жизненный уклад. На территории открыто 17 музеев, 5 информационных центров, обустроено 9 экологических троп, 7 экскурсионных маршрутов. В составе парка существует музейный фонд, в котором хранится свыше 11 000 предметов (расписные «небеса», иконы, бытовая утварь, редкие книги и другие коллекции), что позволяет создавать полноценные экспозиции с подлинными предметами.

На особо охраняемых природных территориях приоритетной формой экспонирования является органично вписанный в ландшафт музей. Экспозиции «Веселый стук ее колес» и «Зехновская мукомольня» в деревнях Гужево и Зехнова расположены в восстановленных зданиях водяных мельниц начала XX века. В хозяйственной постройке 1930-х годов создан музей «Рухлядный амбар. Открытый показ фондов», в котором представлены предметы, объединенные темой «Мир кенозерского крестьянина». Музейный комплекс «Амбарный ряд», открытый в постройке XVIII века и воссозданных амбарах, демонстрирует мастерство древоделов, кузнецов и гончаров. В экспозиции «Почозерский погост: история, архитектура, приход», созданной в памятнике русского деревянного зодчества, показаны материалы об архитектурных изменениях облика погоста, жизни почозерского прихода и судьбе хранителей церквей после их закрытия. В реконструированном старинном крестьянском доме XIX века организован музей «В Начале было Слово», посвященный кенозерской эпической поэзии, сопровождавшей человеческую жизнь от рождения до смерти.

Памятники историко-культурного наследия, расположенные на территории культурно-ландшафтных комплексов, являются объектом показа на обустроенных экологических тропах. Например, «Транс­кен­озерская тропа» — это историческая дорога, по которой шло освоение Кенозерья древними новгородцами в XII–XIV веках. Экологический маршрут «Тропа старца Кирилла» разработан на месте утраченной Кирилло-Челмогорской обители XIV века. Путешествие по «Тропе предков» знакомит посетителей с традициями крестьянского природопользования.

В информационных центрах также демонстрируются материалы о достопримечательностях Национального парка. В центре «Лесное отходничество» приведены сведения о монастырской обители XVII века, крестьянском выселке, озерах, флоре и фауне Наглимозерского ландшафтного комплекса. ЭКО-класс «Потомучка», открытый в Визит-центре деревни Вершинино, в интерактивной форме рассказывает о природном мире Кенозерья, объединенном в три зоны: вода, воздух и земля. Новый информационный центр «Поча. Жили, работали, любили» посвящен истории поселка Поча, единственного неисторического поселения Кенозерья, созданного для заготовки леса в советские годы. В центрах «Ремесленное подворье», «Рукодельная изба», «Ляпачиха» гости Парка могут приобщиться к кенозерской ремесленной культуре, услышать песенную лирику, принять участие в народных танцах и отведать блюда национальной кухни. Историко-культурное и природное наследие Кенозерья, обладая богатым потенциалом, может рассматриваться и как важнейший экономический ресурс в устойчивом развитии территории.

Материал подготовлен при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований и Прави­тельства Архангельской области, проект «Исследование гуманитарно-географических образов этнокультурных ландшафтов Русского Севера как символического ресурса формирования имиджа северных и арктических территорий региона».

Читайте также:  Терраса дикого ветра где находиться

М.Н.Мелютина, начальник отдела изучения и интерпретации историко-культурного наследия ФГБУ «Национальный парк «Кенозерский»

Источник статьи: http://unesco.ru/news/kenozero37/

Культурный ландшафт архангельской области

Каких только названий не придумано для нашего края: «Край белых ночей», «Родина Ломоносова», «сокровищница деревянного зодчества»? Сколько самых разных ассоциаций связано с Архангельским краем: северные пряники-козули, треска, мезенская роспись, Соловки, поморские лодки, Северный хор, каргопольская игрушка…. Архангельская область занимает обширную территорию и каждый её уголок примечателен. Посетив наш край, Вы увезёте отсюда свои воспоминания.

С чего начать путешествие? Что посмотреть? Мы расскажем обо всем понемножку, а вы выбирайте!

Малые и большие исторические города

Самый древний город Архангельской области — Каргополь, до сих пор на его территории сохранились и уникальные памятники архитектуры, это город-музей под открытым небом. Сольвычегодск, один из самых красивейших северных городов, своим названием обязан целебным соленым источникам, в 16 веке он был солеварной столицей. История города Холмогоры тесно связана с российской историей: Петра I трижды посетил эти места, на Холмогорской земле родились великий русский ученый М.В. Ломоносов и скульптор Федот Шубин.

Чудеса деревянного зодчества

Архангельский край – это настоящий заповедник деревянного зодчества. И у каждого района – своя визитная карточка: амбарные городки Пинежья – строения на куриных ножках, фамильные купеческие дома с изящной отделкой в селе Черевково Красноборского района, мезенские мельницы-столбовки, монументальные шатровые храмы на Онеге. Музей деревянного зодчества «Малые Корелы» собрал под открытым небом неповторимые творения народной архитектуры, а пешеходная улица Чумбаровка в Архангельске деревянные строения столицы Поморья.

Кони, пряники и прялки

Изделия северных мастеров – прекрасный сувенир на память об Архангельском крае. Выбирайте, что вам ближе: тонкие ажурные украшения из холмогорской кости или теплые вязаные рукавички с мезенским орнаментом, весёлые каргопольские глиняные игрушки или нарядные вышитые орнаментом полотенца, солнечные берестяные короба или расписная посуда. Удивительные и разные промыслы издавна бытовали на Севере, и по сей день живут благодаря северным умельцам.

Визитной карточкой региона являются Соловецкие острова. Главная достопримечательность островов — величественный Соловецкий монастырь, с уникальными архитектурными памятниками, органично вписанными в природный ландшафт островов.

Удивительный по своим природным данным и красоте Кий остров в Онежском заливе Белого моря и попасть на него можно только во время максимального прилива воды

Кенозерский национальный парк — уникальный уголок Русского Севера, расположенный на юго-западе Архангельской области. Парк имеет богатый животный и растительный мир. Кенозерский парк — один из самых насыщенных памятниками истории и культуры национальных парков России. Гармоничное сочетание живописных культурных, природных ландшафтов и архитектурных памятников оставляет неизгладимое впечатление на долгое время. Знакомство с белокаменным Каргополем и последующий отдых на Лёкшмоозере делают данное путешествие незабываемым для путешественников, уставших от суеты крупных городов.

Если вы ещё на распутье – загляните сюда:

Все культурные события региона: выставки, фестивали, ярмарки, концерты, кинопоказы и т.д.

Интерактивная карта — чем примечателен каждый уголок Архангельского края.

Организованный отдых, интересные маршруты через туроператоров Архангельской области.

Источник статьи: http://culture29.ru/tourism/

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ АРХАНГЕЛЬСКОГО КРАЯ

Русский Север является уникальной сокровищницей крестьянских, мореходных, рыболовецких, ремесленных и культурных традиций.

С XII века началось проникновение русскоязычного населения сначала с Новгородчины, затем с Верхневолжья в более северные районы. К концу XV века это проникновение становится миграцией в целях постоянного заселения нового для русских людей территорий, охватывающих огромный регион вплоть до побережья Белого моря. В итоге в национально-географическое, а затем и политическое понятие «Русь» начинает входить неотъемлемой частью понятие «Русский Север». В процессе освоения обширных регионов Севера пришлым русским населением сложилась новая симбиотическая поморская культура на основе взаимодействия разных культурных компонентов, сложившихся и пришедших в разное время на осваиваемую территорию: лопарской (саамской) – не позже эпохи бронзы, финской (на рубеже новой эры), карельской (на рубеже I и II тысячелетий н.э.), русской – новгородской и ростово-суздальской (XIV — XVI вв.), русского населения других районов России (вплоть до XVIII века). Поморская культура, маргинальная относительно русской культуры центральных областей России, боролась за сохранение своей этнокультурной самоидентификации – сохранение базовых духовных ценностей.

Внимание к истории и культуре Русского Севера значительно усилилось в XIX веке. Споры о самобытности России, о богоносности русского народа вызвали волну интереса к событиям ранней истории и к народной культуре. Русский Север представлял оазис, где народная культура сохранялась в относительно незамутненном, первозданном виде. Более того, здесь не просто сохранились традиционные формы жизни (бытовой уклад, обряды, ремесла), здесь сохранился дух архаики – носители культуры могли объяснить смысл этих форм, их содержание, символику, тогда как в других губерниях подобное понимание было во многом утрачено. Именно северные материалы неоднократно вызывали сенсацию в научном мире, меняя многие устоявшиеся представления о народной культуре. Одной из таких сенсаций стало открытие П. Н. Рыбниковым и А. Ф. Гильфердингом в 70-е годы XIX века в Олонецкой губернии живого былинного эпоса. В 80-е годы огромное воздействие произвели материалы, привезенные В. В. Сусловым из экспедиции по изучению деревянного зодчества Архангельской и Олонецкой губерний. В начале XX века Н. Е. Ончуков обнаружил живое бытование народной драмы. Сенсационное открытие в начале XX века общественностью России Западной Европы русской иконы во многом было связано с расчисткой северных икон, в первую очередь новгородских. Интерес к национальной традиции и народной культуре привлекали на Север не только корифеев отечественной науки, но и многих художников, архитекторов. Северное зодчество было творческим импульсом для создания в архитектуре «неорусского стиля». Существовавшие на Севере уникальные промыслы – холмогорская резьба по кости, великоустюжское чернение по серебру, кружевоплетение, ручное ткачество, изготовление берестяной утвари – распространились по всей России.

«Влияние культуры Русского Севера на общерусскую культуру было постоянным, многообразным и во многом судьбоносным». (Н. В. Бицадзе).

Буторина Т. С.,
профессор Архангельского государственного технического университета.

ФОЛЬКЛОР

Архангельский Север давно известен как родина больших поэтических талантов, как сокровищница устного творчества русского народа. Действительно, трудно было бы предположить, чтобы развитие здесь всех видов прикладного искусства, деревянного и каменного зодчества не сочеталось бы с народным обрядом, песней, сказкой, легендой, образной разговорной речью.

Широко известно значение Русского Севера в судьбах национальной эпической поэзии, в первую очередь, былин. На территории Карелии (бывшая Олонецкая губерния) и Архангельской губернии в местах, связанных, главным образом, с новгородскими переселенцами, в середине XIX века были найдены самые крупные очаги былинного творчества, сделано подавляющее большинство записей былинных текстов (из всех известных науке), причем в наилучшей сохранности.

Собиратели шли по пути выявления наиболее одаренных сказителей, при содействии Русского географического общества устраивали их выступления в ряде городов России. И если олонецкий край прославили сказители отец и сын Рябинины, Василий Щеголенок, Ирина Федосова, то архангельский Север выдвинул в ряд известных исполнителей былин Марию Кривополенову, семью Крюковых. Самобытное исполнительское искусство северных сказителей раскрывало целый мир народных образов, содержало новые музыкальные темы, неповторимые напевы и ритмы. Оно оказало сильное влияние на профессиональное творчество русских композиторов, художников, писателей. Так, например, Н. А. Римский-Корсаков подчеркивал факт влияния исполнительского мастерства северных сказителей на его оперное творчество. Сюжеты и напевы северных былин стали первоосновой некоторых произведений Мусоргского, Бородина, Балакирева, Аренского, вошли в творчество Репина, Васнецова, Коненкова, в поэзию Некрасова, прозу Горького. Былины Севера — народная классика — способствовали рождению русского классического искусства. И в этом тоже их значение как памятника национальной культуры.

Сестры сказительницы
Марфа и Павла Крюковы

На основе эпической традиции в 30-е годы создавались новые импровизации — сказы, плачи, новины, — посвященные советской действительности. Архангельский край выдвинул в эти годы целый ряд талантливых авторов. Среди них поморская сказительница Марфа Крюкова, пинежанки Анна Гладкобородова и Ангелина Суховерхова, сказительница с Печоры Маремьяна Голубкова, с Двины — Олимпиада Антропова. В своих импровизациях они продолжили ведущие темы традиционного эпоса: воспевание Родины и ее лучших сынов, тему защиты Отечества от врагов. Такие произведения, как плач М.Крюковой «Каменна Москва вся проплакала» или сложенные в Великую Отечественную войну А.Гладкобородовой «Бейте ворога, мои соколы» и М.Голубковой «Проклятье Гитлеру», «Пусть падут слова материнские», бесспорно являются поэтическими памятниками Севера.

Читайте также:  Садовый ландшафт участка сада

И хотя это творчество не стало в привычном понимании фольклором и не вошло в устную традицию, оно несколько десятилетий жило активно, вызывало горячее сопереживание слушателей.

Северные сказки — сказочный эпос — в отличие от былин не являлись достоянием только Севера и записывались повсеместно. Может быть, поэтому наиболее полные сборники северных сказок относятся лишь к началу XX в. Это «Северные сказки» Н. Е. Ончукова (1909) и «Сказки и песни Белозерского края» Ю. и Б. Соколовых (1915). В советское время сказочные традиции на архангельском Севере оказались довольно устойчивыми (в сравнении с другими районами страны). В результате большой экспедиционной работы появились сборники О. Э. Озаровской «Пятиречье» (1931), И. В. Карнауховой «Сказки и предания северного края» (1934), Н. И. Рождественской «Сказы и сказки Беломорья и Пинежья» (1941), а также «Севернорусские сказки в записях А. И. Никифорова» (собрание 20-х годов, изданное в 1961 г.).

Ученые давно отметили, что Русский Север дал свой, северные, варианты общерусской сказки. И они настолько самобытны, так ярко отражают краски Севера, характер, быт и труд северян, что вызвали к жизни (как и былины) произведения профессионального творчества. Именно северная сказка и сказ напитали своими истоками творчество целого ряда оригинальных писателей, среди которых такие первоклассные художники, как М. Пришвин, Б. Шергин, С. Писахов.

Из всех последних публикаций северных сказок бесспорную ценность представляют «Пинежские сказки» Г.Я.Симиной (С-З кн.изд-во, 1975г.). 50 текстов сказок расположены по исполнителям, почти все традиционные, волшебно-фантастические, да еще и продублированные микрофонной записью, отразившей диалект. Г.Я.Симина дала себе большой труд сравнить свои записи сказок с записями, произведенными ранее в тех же местах, тех же сказок (Н.И.Рождественская, И.В.Карнаухова, О.Э.Озаровская).

Русский Север широко известен своим песнетворчеством. Песенная лирика жила здесь полнокровной жизнью во все времена. Ведь не случайно образцы исторических, обрядовых и бытовых песен Архангельской губернии вошли уже в 60-х годах прошлого века в общерусское собрание народных песен П. В. Киреевского, а затем и в широко известный свод П. В. Шейна «Великорусе в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах». Киреевский и Шейн получали записи песен от своих корреспондентов. Из Архангельской губернии им доставили песни и описание обрядов не фольклористы, а простые любители и знатоки народной поэзии.

В послеоктябрьский период возросла задача сохранения традиционной северной песни; в результате большой экспедиционной работы появились новые публикации текстов, свидетельствующие о богатстве песенного жанра. Назовем важнейшие из них. Это сборник 30-х годов «Песни Пинежья» в записи Е. В. Гиппиус и 3. В. Эвальд, сборник 50-х годов «Песни Русского Севера» А. С. Абрамского, своды «Песни печоры» и «Песенный фольклор Мезени», подготовленные и изданные в 60-е годы сектором фольклора Института русской литературы АН СССР (Пушкинский Дом). На Севере до сих пор бытуют все жанровые разновидности обрядовой и бытовой песенной лирики: свадебные корильные и величальные песни, плясовые и песни-скоморошины, колядки, «виноградья» и масленичные песни. В некоторых деревнях Лешуконья, Мезени и Пинеги сохранились старинные солдатские песни с осуждением петровских указов о двадцатипятилетней солдатчине, песни исторические, своеобразно отражающие общественную и экономическую жизнь Севера в прошлом. Поражает художественная цельность этих песен, их будто бы и не коснулось время. Задача сохранения песенного фольклора и северной манеры исполнения встает перед профессиональным Северным народным хором. Основатель хора А.Я.Колотилова, а затем и Н.К.Мешко (руководитель с 1960 по 2007гг.) очень хорошо понимали это.

О том, что старинная песня жива свидетельствует и работа самодеятельных фольклорных коллективов в разных районах Архангельской области. В течение последнего полувека готовят большие программы Пинежский, Лешуконский, Мезенский районы.

Интерес к фольклору архангельского Севера закономерен: здесь традиционные, жившие в народе столетиями фольклорные произведения не являются только памятниками прошлого, чем-то отжившим, а бытуют и сейчас, входя вместе с современным искусством в духовную жизнь наших современников.

Людмила Витальевна Федорова

ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ, ПРИРОДНО-КУЛЬТУРНЫЕ КОМПЛЕКСЫ

Архангельская область поистине уникальна — она одна из чрезвычайно насыщенных памятниками истории, архитектуры и градостроительства, мемориального искусства. По насыщенности и значимости памятников истории и архитектуры область входит в первую десятку России, а по количеству памятников деревянной архитектуры, которые являют собой высочайшие образцы древнерусского зодчества, занимает первое место в Российской Федерации. На государственной охране находится 1971 памятник истории и культуры, в том числе 561 — федерального значения, 1410 — регионального. Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, объединивший около 200 памятников, включен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, а музей под открытым небом «Малые Корелы» — внесен в список особо ценных культурных объектов России. В 2004 году Кенозерский национальный парк также был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Богатая памятниками древнерусской живописи и декоративно-прикладного искусства, историческими местами и древнейшими сооружениями русской архитектуры Архангельская область всегда привлекала внимание исследователей: этнографов, историков, археологов, фольклористов, искусствоведов. Во второй половине XVIII века Архангельский край посетили русские ученые, путешественники, писатели: В. В. Крестинин, А. И. Фомина, В. Верюжский. Благодаря их работам первые сведения о поморской культуре были введены в научный оборот. В XIX — начале XX века в Архангельском крае были сделаны крупнейшие фольклорные открытия, опубликованы отчеты фольклорных экспедиций, материалы об известных сказительницах Марфе Крюковой, Марии Кривополеновой. Именно в это время Русский Север посетили известные деятели русской науки и культуры: В. В. Верещагин, С. В. Максимов, В. И. Немирович-Данченко, К. К. Случевский, которые в своих литературных произведениях дали красочные зарисовки обычаев северян, описали ряд достопримечательностей, а также памятники и святыни северных монастырей.

И в XX веке в наш край было организовано множество научных экспедиций различными исследовательскими центрами: Институтом этнографии АН, Санкт-Петербургской и Московской консерваториями, Фольклорно-этнографическим центром (г. Санкт-Петербург), Научно-реставрационным центром имени академика И. Э. Грабаря (ВХНРЦ) и другими. Результаты экспедиций нашли отражение в научных работах, статьях и воспоминаниях таких исследователей, как П. Н. Рыбников, Н. А. Кондаков, М. Красовский, П. С. Ефименко, А. В. Ополовников, И. Э. Грабарь, С. И. Дмитриева, О. Г. Севан, В. С. Воронов, И. В. Маковецкий, М. Мильчик и др.

Условно памятники подразделяют на несколько групп, выделяя памятники архитектуры, памятники археологии, исторические памятники и памятники искусства. Но Архангельский Север представляет собой историко-культурную территорию, где природа и культурная среда находятся в неразрывном единстве. Это единый комплекс наследия, состоящий из природной и культурной составляющих.

ЛИТЕРАТУРА

Литература Архангельского Севера — неотъемлемая часть великой русской словесности, вычленить из которой литературу нашего края как нечто автономное можно лишь очень условно. Если вспомнить всех писателей, рождением или судьбой связанных с Архангельским Севером, то мы увидим, что исчезают, размываются региональные границы.

Академик Дмитрий Лихачев писал о том, что Север «сыграл выдающуюся роль в русской культуре. Он спас нам от забвения русские былины, русские старинные обычаи, русскую деревянную архитектуру, русскую музыкальную культуру, русские трудовые традиции — крестьянские, ремесленные, мореходные. Отсюда вышли замечательные русские землепроходцы, полярники и беспримерные по стойкости воины». Фёдор Абрамов назвал самым большим, самым непреходящим вкладом Севера в сокровищницу национальной культуры — слово, «которое и сегодня сохранило строй и дух русского языка древнейшей поры».

Наш край называют богатейшей сокровищницей фольклора. Не случайно в серии «Былины» издающегося сейчас академического «Свода русского фольклора» из 25-ти томов 20 — былины Русского Севера. Но нельзя забывать о том, что эти былины, как и сказки, песни, баллады, обрядовый фольклор были принесены на Север выходцами из новгородских, ростово-суздальских, московских земель. То есть изначально важнейшим источником зарождавшейся на Севере литературы было устное поэтическое творчество всего русского народа. И современные писатели-северяне осознают, что литература нашего края имеет очень прочные исторические и культурные корни.

Читайте также:  Ограждение для газона обязательно

Общие черты, объединяющие творчество писателей, живущих сегодня на Архангельском Севере, проявляются вполне отчётливо: это несуетность, основательность, приверженность традиции, интерес к самым глубинным, сущностным проблемам бытия, любовь к родной земле и Отечеству, их истории и современности. Важнейшими ценностями, вдохновителями творчества остаются для писателей-северян те богатства, которыми славен наш край.

Елена Шамильевна Галимова, профессор кафедры литературы ПГУ М. В. Ломоносова, доктор филологических наук.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ И РЕМЕСЛА

Широкое развитие на Архангельском Севере получили художественные промыслы и народные ремесла: резьба по кости, шитье золотом, жемчугом, чернение по серебру, берестяной промысел, медный промысел, усольская финифть, бондарный промысел, каргопольский гончарный промысел и глиняная игрушка, кузнечное дело, ткачество, вышивка, лоскутное шитьё, узорное вязание, роспись северных козулей и т.п.

Народно-прикладное искусство Архангельского Севера воплотило в себе практическую целесообразность, красоту форм и яркость красок. Издавна северных мастеров-ремесленников называли по «сработанным» ими вещам –бочарники, лукошечники, столяры, плотники, бердники, колесники, ковшечники, кузнецы, гвоздники, гнездники (замочники) ;и т.д. Едва ли не каждый крестьянин умел «ладить» деревянную утварь и посуду – вальки, рубели, пивные жбаны, шкатулки, ковши, солонки – «утушки», черпаки, ложки с резными ручками и разноцветной росписью; берестяные емкости – туеса, пестери, пороховницы разнообразные плетеные изделия из прутьев и корней.

Но, пожалуй, ни один предмет обихода не получил столь разнообразных форм и так не был украшен, какпрялка. Русская прялка состояла из стояка с лопастью для кудели и горизонтальной доски – донца. Ее форма и декор сложились довольно рано, вероятно в XVI-XVII вв., о чем мы можем судить по сохранившимся образцам XIX – начала XX в. В Беломорье были распространены прялка с поразительно разнообразной резьбой, особенно на Летнем берегу Белого моря и в низовьях Северной Двины. Лопасти поморских прялок были «вытянуты» по вертикали и «заужены» по ширине доски, представляя собой симметричный лепесток с фигурным треугольным навершием.

Если производство прялок считалось преимущественно мужским делом, тодомотканное искусствоявлялось исключительно женским занятием. Природный художественный вкус и удивительный талант северных крестьянок-мастериц превращал полотенца, подзоры, головные уборы, женское и мужское платья в подлинные произведения искусства.

В лесном северном краю всегда активно развивалосьискусство резьбы и росписи по дереву. Из пород дерева мастера использовали березу, сосну, ель, лиственницу, тополь, наросты на стволах деревьев – «кап». Обрабатывали как собственно древесину, так и луб, кору молодой березы – бересту. Для росписи применяли природные краски, олифу в качестве лака. Среди инструментов главными были топор и различные ножи. Сохранились шедевры средневековой орнаментальной резьбы – это иконостасы и детали«царских» мест, царские врата, киоты, аналои,сплошь покрытые рельефной и плоской резьбой. В росписи же наряду с растительными узорами размещались сказочные звери и птицы, изображения людей, сценки из жизни.

Буторина Т.С,
профессор Архангельского государственного технического университета

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Изобразительное искусство Архангельского Севера отличается богатством и своеобразием. В его самобытности отразился высокий уровень художественной культуры поморов, традиции, принесенные на Север из Новгорода, Ростова и Московских земель. Сложные художественные явления — зодчество, живопись, пластика — прошли длинный путь своего развития, обогащаясь воздействием искусства крупных культурных центров.

Изобразительное искусство на Архангельской земле стало развиваться еще в XV веке, до нас дошли прекрасные произведения северной иконописи. При крупных монастырях образовывались целые иконописные школы — Строгановская, Холмогорская, Соловецкая. Они оказали большое влияние на развитие иконописи не только на Севере, но и по всей Руси. Талантливые крестьянские мастера украшали резьбой и росписью предметы народного быта — берестяные туеса и лубяные короба, люльки и сундуки, дуги и грабли, вальки и прялки. Почти в каждом уезде были свои традиции, различия в орнаменте и цветовой гамме. Постепенно сформировались Каргопольская, Важская, Уфтюжская, Мезенская, Пинежская, Ракульская, Борецкая росписи.

Древнерусские живописцы, мировоззрение которых складывалось в рамках религиозного учения, изображали сюжеты-эпизоды из жизни Христа, Богоматери и святых. Религиозная тематика господствовала еще долгое время. Светское направление живопись получила лишь к концу XIX — началу XX века. Северные художники — С. Г. Писахов, И. К. Вылка, А. А. Борисов — стали заниматься пейзажной и портретной живописью.

Развитие скульптуры происходило по двум направлениям, выделяли культовую и светскую скульптуру. Работами в области пластики прославились скульпторы Ф. И. Шубин, С. К. Суханов, В. А. Михалев.

Сегодня изобразительное искусство активно развивается по всем направлениям. Ряды Архангельской региональной организации «Союза художников России» пополняются новыми талантливыми художниками.

ЗОДЧЕСТВО

Крестьянско-посадский Север справедливо считается сокровищницей русского деревянного и каменного зодчества. Но на протяжении многих веков единственным видом строительства, по сути, являлосьдеревянное зодчество. Развитие на северной земле деревянного зодчества определило обилие строительного материала — ели, сосны, лиственницы. Северный крестьянин любил лес, лес отразился на характерах и судьбах северян, определил их быт, занятия, промыслы и наложил отпечаток на творчество зодчих. Зодчими на Севере были простые поморы. У северных строителей главным инструментом был топор, именно им рубили, (в прямом смысле слова), и храмы и избы. Сколько нужно было уменья и навыка, чтобы «справлять» все дело одним топором, без плотничьих инструментов. И, несмотря на это, деревянные монументальные сооружения Архангельского Севера разнообразны: культовые ансамбли и небольшие часовни, жилые дома и хозяйственные сооружения, мосты и деревянные кресты.

Удивительно и умение северных зодчих соотнести постройку с природой — все творения деревянного зодчества Русского Севера отличает их естественное сочетание с северной природой: дома любили ставить по берегам рек, свободно, оптимально используя топографию местности.

С дальнейшим освоением Севера, когда в составе Московского государство архангельская земля стала торговым и морским портом, а по северным рекам стали поступать товары, на их берегах стали появляться многочисленные селения, строиться светские и церковные сооружения, возводиться каменные крепости и деревянные остроги. И хотя на Севере господствующим строительным материалом по-прежнему оставалось дерево, появились сооружения из камня. Первые каменные постройки появились в XV — XVI веке: были основаны Соловецкий и Александро-Ошевенский монастыри, несколько позднее Николо-Корельский монастырь. Монастырская архитектура стала особым явлением культуры Русского Севера.

В монастырях Архангельского Севера сосредоточены замечательные ансамбли культовых монументальных сооружений, созданных северными мастерами-умельцами: белоснежные храмы Каргополя, декоративные соборы Сольвычегодска. На архитектуру каменных сооружений огромное влияние оказали формы деревянного зодчества. Северные каменные храмы отличает монументальность, незначительный рельеф деталей, контраст между гладью стен и маленькими размерами окон. До наших дней из многих монастырей сохранились Соловецкий, Антониево-Сийский, Николо-Корельский, Веркольский, Коряжемский. Сохранились в памяти и имена некоторых мастеров-зодчих: Трифон из Неноксы, Максим Лохоцкий, Федор Спиридонов, Аверий Мокеев, Дмитрий Старцев.

Памятники каменного зодчества, также как и деревянная архитектура, разрушались.

Фото Е. Зубовой

И сегодня архитектурное наследие требует восстановления и бережного отношения. В последние годы проблеме сохранения памятников северного зодчества уделяется значительное внимание. Архитектурное наследие нашего края изучается, немало проводится научных экспедиций и исследований, что помогает в восстановлении памятников, возрождении традиций строительного мастерства северных зодчих. Северная архитектура нашла отражение в трудах И. Э. Грабаря, А. В. Ополовникова, И. А. Бартенева, И. В Маковецкого. Среди современных исследователей и историков северного зодчества: Вадим Кибирев, Юрий Барашков, Анна Пермиловская, Михаил Мильчик и другие

ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА

В истории России Поморье неоднократно становилось источником новых импульсов развития страны, ее коренных преобразований. Архангельск является колыбелью российской науки, отсюда начал свой путь к знаниям Михаил Васильевич Ломоносов. Регион всегда был и остается одним из ключевых в развитии сотрудничества стран Баренцева Евро-Арктического региона, в том числе в сфере науки и образования. Здесь построены первые судоверфи на Северо-Западе России, от архангельских причалов стартовало более 300 научных экспедиций по изучению Арктики. В ХХ в. Поморская земля стала одним из центров развития высоких технологий. Здесь находится единственный в России Государственный Центр атомного судостроения (ГРЦАС) и космодром «Плесецк», обладающие мощным научным потенциалом и способные стать в перспективе наукоградами.

Буторина Т.С,
профессор Архангельского государственного технического университета Вот так пробежалась по порталу Кульурное наследие Архангельского края, надеюсь когда-нибудь побывать в этом замечательном крае!

Источник статьи: http://bereginja.mirtesen.ru/blog/43861639544/KULTURNO-ISTORICHESKOE-NASLEDIE-ARHANGELSKOGO-KRAYA

Оцените статью