- Культурный ландшафт и основные принципы его территориальной организации
- 7.4 Культурный ландшафт, его свойства. Цели формирования культурного ландшафта и основные принципы организации его территории.
- Культурный ландшафт: определение, как формируется и виды
- Что такое ландшафт
- Природный
- Природно—антропогенный
- Культурный ландшафт
- Виды культурного ландшафта и примеры
- Лесные
- Водный
- Аграрный (сельскохозяйственный)
- Культурно—исторический
- Реликтовый
- Урбанистический (городской)
- Как формируется культурный ландшафт
- Изучение
- Значение
- Видео
Культурный ландшафт и основные принципы его территориальной организации
Культурный ландшафт— сознательно измененный обществом природный ландшафт, где постоянно поддерживаемая хозяйственная деятельность приведена в соответствие с природным потенциалом ландшафта и может способствовать даже увеличению этого потенциала (Кочуров). Специфической особенностью культурного ландшафта является присутствие в нем элементов материальной культуры общества. Культурный ландшафт рассматривается как органическое соединение материальной и духовной культуры. Бескультурный ландшафт (акультурный) — это, как правило, следствие духовной деградации жизни людей.
Некоторые географические принципы организации территории культурного ландшафта (по А.Г. Исаченко):
1. Культурный ландшафт не должен быть однообразным, т.е. не только одни пашни.
2. Не должно быть антропогенных пустошей, заброшенных карьеров и других неудобных земель. Подлежит рекультивации.
3. Из всех видов использования земель предпочтение отдать зеленому покрову, особенно древесным насаждениям.
4. В некоторых ландшафтах необходимо поддерживать естественные биоценозы, т.к. естественные ценозы лучше усваивают солнечную энергию и воду, чем культурные.
5. Обязательно в территориальной организации ландшафта должны быть ООПТ. Высшая категория земель этого типа — заповедники, причем на значительной территории, чтобы охватывать как можно больше типов ландшафтов.
6. Планировочная структура культурного ландшафта должна сопровождаться его внешним благоустройством. Должны улучшаться эстетические качества ландшафта.
7. Важнейшим условием организации территории ландшафта является учет горизонтальных связей между его морфологическими подразделениями. Так, взаимное расположение промышленных предприятий, жилых кварталов, зеленых зон, водоемов должно согласовываться с преобладающими направлениями ветра, а также поверхностного и подземного стока.
8. Рациональное размещение угодий и правильный режим их использования необходимо сочетать с мерами по повышению их потенциала путем различных мелиорации.
Культурный ландшафт — понятие многоплановое и довольно сложное. Помимо его научной трактовки, как сознательно измененного обществом природного ландшафта, где хозяйственная деятельность приведена в соответствии с природным потенциалом ландшафта и может способствовать даже увеличению этого потенциала, есть философские, социологические и прочие гуманитарные исследования и даже замена словами «пейзаж», «пространство», «территория», «местность», «место» и др.
Географ Г.А. Исаченко определяет в связи с понятием «культурный ландшафт» 4 узла, вокруг которых развернулись дискуссии.
1. Соотношение природной и культурной составляющих в культурном ландшафте. Автор выделил в ряде работ следующие подходы (Г.А. Исаченко, 2003):
роль природных факторов в формировании культурного ландшафта сведена к фону, пейзажу, то есть внешней составляющей ландшафта (Туровский, 1998 и др.).
В.Н. Калуцков (2000) представляет, что природный ландшафт — это такая же составная часть культурного ландшафта, как и, например, местная языковая система и местное сообщество.
В работах Ю.А. Веденина и его коллег по Российскому НИИ культурного и природного наследия, наряду с признанием вклада природных процессов, явно акцентируется роль интеллектуальной и духовной деятельности в формировании культурных ландшафтов (Веденин, 1997 и др.). Ю.А. Веденин и М.Е. Кулешова (2001) включают в культурный ландшафт, наряду с топонимами, архивные и библиографические источники, а также разнообразные предметы, указывающие на связь ландшафта с историческими событиями.
2. Категория смысла в культурном ландшафте. Так, В.Л. Каганский (2001) считает культурным ландшафтом всякое земное пространство, которое определенная группа людей освоила утилитарно, семантически и символически. Действительно, человек, обживая некоторую территорию (пространство), осмысляет» ее, наделяя системой местных географических названий, символикой, местным фольклором и т.п. При этом не всегда смыслы, придаваемые разным местам (ландшафтам),имеют сугубо позитивный характер.
3. Существование нематериальной (духовной) составляющей у культурных ландшафтов. Представители гуманитарной географии, не говоря уже о «чистых» гуманитариях (филологах, историках, этнографах и др.), как правило, уделяют особое внимание рассмотрению духовных начал местности (genicus loci). Духовность ландшафта служит важнейшим объектом изучения в так называемой сакральной географии.
Трудно отрицать существование духа (а также души) у большинства обжитых человеком ландшафтов. Однако вопрос, можно ли изучать эту сторону культурных ландшафтов методами «традиционной» науки, остается открытым. Несомненно, что дух местности — порождение определенного исторического периода и культуры конкретного сообщества людей; поэтому он не всегда воспринимается вне этой культуры. Так, русская национальная святыня — ландшафт окрестностей сел Михайловского и Тригорского на Псковщине — едва ли будет духовно воспринят иностранцем, для которого Пушкин — ничего не значащее имя. Можно утверждать, что «духовная нагрузка» ландшафта характеризует его определенное состояние на фоне более стабильных во времени (как правило, природных) составляющих (Г.А. Исаченко, 2003).
4.Иерархия культурных ландшафтов. Среди большого потока текстов о культурных ландшафтах очень мало работ, где рассматривались бы культурные ландшафты конкретной территории в их пространственной иерархии. Как правило, любая попытка картографирования сложных территориальных комплексов (к которым, без сомнения, относятся и культурные ландшафты) приводит к необходимости установления иерархии последних. Едва ли целесообразно механическое перенесение всего аппарата классического ландшафтоведения (включая детально разработанную морфологию ландшафта) в исследование культурных ландшафтов. На этом пути можно зайти далеко, называя, например, помойку во дворе многоэтажного дома «элементарным культурным ландшафтом» (кто возразит, что это своего рода отражение культуры дома в целом?), а городскую свалку — «культурным урочищем». Догматические подходы опасны в любом исследовании, однако невозможно отрицать, что культурные ландшафты разноуровенны (разномасштабны), а многие из них, по сути дела, «вложены» друг в друга. Представляется, что при изучении их иерархии, а также пространственных границ и взаимных переходов плодотворно понятие природно-культурный комплекс (или природно-культурный территориальный комплекс), уже используемое рядом авторов.
В целом же Г.А. Исаченко констатирует, что современное понятие «культурный ландшафт» развивается в двух основных направлениях. Одно из них находится в русле классического ландшафтоведения.. Здесь акцент делается на термине «ландшафт», и культурный ландшафт рассматривается как «двуединый» комплекс, где действуют как природные (спонтанные) процессы, так и процессы, инициированные человеческой деятельностью (в том числе управляемые или контролируемые человеком). К понимаемому таким образом культурному ландшафту применимы методы динамического ландшафтоведения, то есть можно исследовать его структуру и функционирование с соответствующими потоками вещества, энергии и информации, а также картографировать в разных масштабах. При этом необходимо учитывать, что не все привнесенные человеком особенности культурного ландшафта объяснимы с рационалистической точки зрения; здесь часто присутствует «иррациональные» элементы (например, сакрального характера), которые можно понять только в рамках определенной культуры.
С этих позиций понятие «культурный ландшафт» предпочтительнее термина «антропогенный ландшафт», имеющего широкое хождение в географии, главным образом благодаря работам Ф.Н. Милькова. Кроме того, второй термин неудачен по его прямому смыслу («ландшафт, сделанный человеком») — на что уже не раз указывалось в географической литературе (Г.А. Исаченко).
Второе направление можно обозначить как междисциплинарное. Здесь культурный ландшафт, исследуемый с участием представителей гуманитарных дисциплин (а нередко — только «гуманитариями»), давно уже «оторвался» от ландшафта, а нередко — и от территории. — Явный акцент в таком изучении делается на термине «культура», причем изучаются в основном «порождения» людей, населяющих (населявших) конкретные ландшафты — от древних рун и саг до политических предпочтений. Речь идет, скорее, о прочтении ландшафтов и их образов (в самом широком смысле) средствами гуманитарных наук. Эти средства довольно многообразны и дают интересные результаты, но нельзя забывать, что любое «прочтение» ландшафта конкретным исследователем неизбежно несет на себе отпечаток соответствующих социокультурных установок.
Классификации культурных ландшафтов также различны, как различны подходы к ним.
Могут быть культурные ландшафты городов, сельских поселений, обширных равнин и горных территорий, степных пространств и таежных лесов, изучать можно культурные ландшафты монастырей и казачьих поселений, ландшафты бывших помещичьих усадеб и парков.
Источник статьи: http://lektsia.com/1x5a9c.html
7.4 Культурный ландшафт, его свойства. Цели формирования культурного ландшафта и основные принципы организации его территории.
Культурный ландшафт – это одна из классификационных категорий антропогенных ландшафтов. Культурный ландшафт создается человеком путем изменения естественных ландшафтов в нужном для хозяйственных целей направлении. Понятие культурный ландшафт близко к понятию оптимизированный ландшафт. Противоположностью культурного ландшафта является акультурный ландшафт. Понятие культурный ландшафт имеет ту же историю что и понятие о ландшафте вообще. Нередко понятие культурный ландшафт используют как синоним антропогенному ландшафту. Культурный ландшафт представляет собой улучшенную модификацию естественного ландшафта. По Исаченко А.Г. культурному ландшафту д.б. присуще два главных качества: 1) высокая производительность и экономическая эффективность; 2) оптимальная экологическая среда для жизни людей. По словам Арманда Д.Л. истинно культурный ландшафт д.б. не только производительным и здоровым, но и красивым.
Цели формирования культурного ландшафта:
обеспечения максимальной производительности возобновимых природных ресурсов, главным образом биологических;
эффективное использование возобновимых неисчерпаемых незагрязняющих среду источников энергии;
предотвращение нежелательных стихийных процессов как природного так и техногенного происхождения ( смыв почв, эрозия, заболачивание, наводнение, обмеление рек, сели, загрязнение воды, воздуха, почв и т.п.;
оптимизация санитарно-гигиенических условий природной среды, включая биогеохимическую ситуацию и причины возникновения природно-очаговых болезней;
обеспечение наилучших природных условий для воспитания и культурного развития человека, а также для научного исследования природных комплексов.
Некоторые специалисты подходят к проблеме оптимизации природной среды с позиции пантехницизма и предлагают заменять природный ландшафт искусственной или полуискусственной средой, насыщенной инженерными сооружениями.
Культурный ландшафт остается природным комплексом и развивается по природным законам. Это еще отмечали классики ландшафтоведения Неуструев, Полынов. Основным критерием оптимальности является относительная устойчивость культурного ландшафта. При проектировании культурного ландшафта необходимо ориентироваться на оптимизацию его структуры и функции. Это означает необходимость воздействия на обе главные системы его внутренних связей: 1) связи между подчиненными геосистемами морфологического уровня; 2) система между компонентами ландшафтов (твердым субстратом, водой, почвой и т.д.). Практически это осуществляется путем организации территории ландшафта, регулирования его естественных функций, т.е. процессов, вытекающих из взаимодействия компонентов. Под организацией территории подразумевается научно обоснованное размещение площадей с различным хозяйственным или другим функциональным назначением и режимом использования. Научная организация территории основывается на морфологии ландшафта.
Основные принципы организации территории культурного ландшафта:
культурный ландшафт не д.б. однообразным.
в культурном ландшафте не д.б. антропогенных пустошей, свалок, заброшенных карьеров и др. «неудобных» земель. Всех их следует подвергнуть рекультивации.
из всех видов использования земель приоритет отдается зеленому покрову, учитывая его особые функции в ландшафте.
в некоторых ландшафтах для поддержания природного равновесия целесообразно экстенсивно (приспособительно) использовать землю.
в проектах организации территории необходимо предусмотреть полное изъятие некоторых земель из хозяйственного использования и введение ограничений на использование других земель. Существуют разные категории охраняемых территорий: 1) заповедники, 2) национальные и природные парки, природные резерваты и заказники, 3) в интенсивно осваиваемых ландшафтах желательно выделить охраняемые территории на уровне отдельных урочищ и их групп, для которых устанавливается режим природных резерватов или специализированных заказников.
Разработка рациональной планировочной структуры культурного ландшафта должна сопровождаться его внешним благоустройством, поддержанием или формированием высоких эстетических качеств.
При организации территории культурного ландшафта необходимо учитывать всестороннюю сопряженность фаций и урочищ и их связей по гравитационному каналу через циркуляцию воздушных масс и сток.
Рациональное размещение земель и научно обоснованный режим их использования и охраны необходимо сочетать с мерами, направленными на повышения их потенциала путем мелиорации.
Источник статьи: http://studfile.net/preview/3896648/
Культурный ландшафт: определение, как формируется и виды
Первозданный вид природы, живописный рельеф местности всегда притягивают к себе взгляды, рождают в душе романтические чувства, зовут в дорогу и путешествия. Но есть места, где в силу сложившихся обстоятельств человек был вынужден приложить усилия для его изменения. Если это делается целенаправленно, с учетом всех особенностей, оценивая возможные последствия для окружающей среды с целью избежания негативных проявлений, то постепенно природный ландшафт превращается в культурный.
Что такое ландшафт
Своему происхождению это слово обязано одному германскому монаху-христианину, который, переводя богословскую книгу в IX веке, применил термин для выражения из первоисточника земля обетованная. Позднее его стали употреблять в административно-территориальной деятельности, в XVI—XVII веках — в изобразительном искусстве (ландшафтная (пейзажная) живопись), а затем в географии и картографии. В русском языке синонимами этого понятия являются следующие слова и словосочетания: окрестности, вид местности, пейзаж.
Под ландшафтом понимается территория, находящаяся в едином объемном пространстве, содержащая в себе всю совокупность находящихся на ней природных и антропогенных объектов.
Из определения следует, что существует некое множество различных видов ландшафта в зависимости от пропорционального отношения содержащихся в них составляющих.
Изначально на Земле существовал только природный ландшафт. В каждом географическом поясе и на разных широтах он индивидуален и взаимосвязан с окружающей его средой. Таким образом, вся поверхность земного шара составляет единую экосистему. По мере заселения человечеством новых земель, ведением добычи природных ресурсов и другой хозяйственной деятельности на планете сначала локально, а позднее и более глобально ландшафт стал изменяться. На месте единого вида стали появляться новые его модификации.
Выделяют три основных вида ландшафта:
- природный,
- природно-антропогенный,
- культурный.
Природный
Любая территория на земном шаре, где сохраняется живая природа в первозданном, диком виде, относится к природному ландшафту. Количество таких островков на территории России гораздо больше, чем в Западной Европе. Но и в нашей стране с каждым годом их становится все меньше. Исключения составляют национальные парки, заповедники, заказники и другие природоохранные зоны.
Природно—антропогенный
Ландшафт, возникший в результате деятельности человека на его природном основании.
Различают три основных подвида:
- Слабоизмененный. Жизнедеятельность человека на ограниченной территории внесла ряд изменений в окружающую среду, местность. При этом главные природные компоненты были сохранены, и не нарушилась их взаимосвязь с экосистемой.
- Среднеизмененный. При проведении каких-либо работ на определенной территории и под воздействием других видов жизнедеятельности человека возникли новые формирования, что повлекло к нарушению некоторых природных систем, структуры и их взаимосвязей.
- Сильноизмененный. Привнесенные искусственные изменения существенно повлияли на базовую экосистему местности вплоть до необратимых последствий (Чернобыль, Аральское море и другие экологические катастрофы).
Культурный ландшафт
Он получил свое названия благодаря высокому уровню требований к территории, которой присваивается данная категория.
Основные принципы создания культурного ландшафта в процессе освоения человеком конкретно взятой местности:
- не происходит нарушения базовых связей и скелетной структуры ландшафта,
- изменение других связей происходит осмысленно и целенаправленно для сохранения или улучшения и оздоровления существующей системы в целом,
- предусматривается воспроизводство затрачиваемых и расходуемых природных ресурсов,
- учитывается эстетическая составляющая, призванная к гармоничному симбиозу географического ландшафта с творениями рук человека,
- обеспечивается природоохранная деятельность на данной территории.
Типичными представителями культурного вида местности являются музейно-парковые комплексы, ботанические и зоологические сады, прибрежные зоны отдыха.
Виды культурного ландшафта и примеры
Их различают по географической, биологической, социально-экономической разновидностям и по времени создания (древние и современные).
Лесные
В первую очередь к ним относятся посадки на новых территориях и восстановление некогда исчезнувших лесных массивов. При их освоении учитываются все требования, предъявляемые к созданию культурного пространства.
- восстановление тропических лесов в Сальвадоре,
- посадки новых лесов в Китае (с 1972 года высажено более 47 млн га леса).
В СССР это государственная защитная лесополоса Белая Калитва (Каменск — Шахтинский — Пенза) протяженностью более 700 км, где было посажено 2 280 тысяч га исчезающих растений. Эффект воздействия по влиянию на урожайность близлежащих сельхозугодий составил по зерновым культурам прирост на 25—30 %, по овощным — на 50—75 % и по травам — на 100—200 %.
Водный
Один из первых экологических видов ресурсопользования из освоенных человечеством. Первые ирригационные и мелиоративные сооружения находят при раскопках самых древних цивилизаций. Его компонентами являются водохранилища, искусственные озера и пруды, судоходные каналы и системы орошения.
- Суэцкий канал,
- Асуанское водохранилище,
- Волго—Донской канал.
Аграрный (сельскохозяйственный)
При реализации проектов по возделыванию сельхозпродукции, исходя из требований культурного ландшафтоведения, на первое место выходят вопросы сохранения или улучшения существующей экосистемы в конкретной местности и ее регионе.
- террасовые склоны в Молдове, на Кавказе, Филиппинах,
- польдеры (осушенная морская территория) в Бельгии, Франции, Голландии.
Культурно—исторический
К этому виду относятся разумно возведенные объекты (до XX века), которые органично вписаны в общий ансамбль природой местности, при этом все основные взаимосвязи не нарушились, а в определенных случаях были восстановлены утраченные ранее. Многие из этих территорий являются объектами культурного наследия.
- знаменитые архитектурно-парковые ансамбли (Петергоф, Версаль и другие),
- Московский, Казанский, Тульский Кремли,
- монастырские комплексы (Псково-Печерский монастырь, Афон, Валаам, Лхасса и т.п.).
Реликтовый
Возник на месте проживания давно исчезнувших, некогда высокоразвитых цивилизаций. Они жили в тесной взаимосвязи с природой и в зависимости от ее явлений, что повлияло на уникальный подход при возведении своих культовых и жилых объектов. Они изначально были гармонично вписаны в рельеф и биосистему местности. Со временем воздействие природы накладывает свой отпечаток на оставленные руины, не умоляя при этом величие и фундаментальность осмысленности действий строителей.
- древние поселения инков, майя и ацтеков в Южной Америке,
- Тихоокеанская Венеция,
- остатки Древнегреческих поселений.
Из семи чудес света до наших дней дошли только Египетские пирамиды.
Из всех же семи наиболее отвечающими требованиям культурного дизайна были Висячие Сады Семирамиды. В их архитектурном сооружении на нескольких уровнях размещались террасы и помещения различного назначения, с большим количеством зеленых зон со всевозможными растениями: от цветов и трав до кустарников, деревьев и лиан. Весь комплекс хорошо проветривался благодаря открытым фасадам и высоким потолкам, имел автономную систему водоснабжения и орошения.
Урбанистический (городской)
Он является одновременно и старым, и самым молодым видом. Его молодость обусловлена переосмыслением человечеством глобальных последствий антропогенного воздействия на ландшафтные территории планеты. В древности возводимые поселения из-за необходимости подстраиваться под природные особенности местности органично вписывались в ландшафт, не причиняя ему вреда. При этом поддержание природной экосистемы считалось и нормой, и необходимостью.
С началом активного развития индустрии подходы к бережному отношению к природе стали резко меняться, приводя к дисбалансу между сохранением естественных природных систем и возникшей необходимостью масштабной застройки новых географических территорий.
Поэтому на сегодняшний день формируется новый подход к решению этих проблем, который обязывает современных архитекторов, проектировщиков и застройщиков соблюдать сохранность природных зон и пейзажей при возведении новых жилых районов, городов и населенных пунктов.
- Национальный сад камелий в Сиднее,
- деревня Гальштадт,
- город Клагенфурт (Австрия).
В последнее время в России появился ряд коттеджных поселков, спроектированных с учетом всех требований к культурной застройке и с полной инфраструктурой (свои парковые зоны, сеть циркулирующих водоемов, места для культурного отдыха, церкви, пункты бытового обслуживания жителей и т. д.)
Как формируется культурный ландшафт
Настоящий окультуренный ландшафт сравнивается специалистами с произведением искусства. В его структуре гармонично переплетаются природные формы с созданной человеком инфраструктурой. Застройки чередуются с лесными и водными объектами, существуя одновременно, самодостаточно и взаимосвязано, дополняя или грамотно оттеняя друг друга.
Для достижения гармонии проектируемого пространства специалистам по ландшафтному планированию предъявляются определенные требования. В архитектуре это выражается стремлением к золотому сечению, золотой середине.
В современных методических пояснениях это описывается, как:
- преобразование непригодных территорий под нужды местного промышленного или жилищного комплекса (ирригация, мелиорация и другие инженерные мероприятия),
- проведение планирования технологий производств, используемого ими сырья и защитных мероприятий на новых и уже существующих предприятиях, с учетом освоения близлежащей местности на основе культурного подхода,
- проведение преобразований, направленных на устойчивость культурных систем к антропогенным воздействиям,
- проведение комплекса компенсационных мероприятий,
- повышение эстетической привлекательности вновь создаваемой или реконструируемой системы.
В основу формирования положен общий унифицированный принцип. Он выражается в соблюдении трех составляющих при проектировании и реализации проектов культурного пейзажа местности.
Требования к объектам:
- должны быть экономически самодостаточными (хозяйственно эффективными),
- экологически благоприятными,
- иметь высокое эстетическое дизайнерское решение.
Изучение
За несколько веков активного расселения народов, географических открытий, развития индустрии сформировалась база для множества разрозненных научных дисциплин о земле. Со временем изучение ландшафта и влияния на него различных факторов сформировалось в стройную систему знаний по этому направлению.
Самостоятельная научная дисциплина носит название ландшафтоведение.
Углубленному научному изучению ландшафтов стали уделять внимание только в последние десятилетия (приблизительно со второй половины 1970-х). Культурный ландшафт рассматривается как разновидность природно-антропогенного, так как в его формировании значительное участие принимает человек.
Методы изучения ландшафта:
- Историко-археологический. Он основан на сборе исторических и социальных фактов. Проводятся раскопки, берутся пробы разных слоев, проводятся опросы населения и изучаются исторические материалы из различных источников.
- Историко-генетический. Каждый частный ландшафт находится в тесной связи с прилегающими природными комплексами и рукотворными объектами, он является частью какой-либо единой парагенетической системы. Например: возделанное поле — полезащитная полоса — степь, водохранилище — береговая полоса, курортный санаторий — пляж — море.
- Сравнительный (с естественными аналогами). Например: искусственные лесопосадки — лес, оросительный канал — ручей, искусственный пруд — болото.
- Естественный. Литературно-картографический, экспедиционный и экспериментально-стационарный , геофизический, биофизический и геохимический.
Одним из первых ученых в России, кто проделал колоссальную работу для становления ландшафтоведения и его практического применения является В. В. Докучаев (1846—1903). К числу его несомненных заслуг относится создание первого в России культурного сельскохозяйственного ландшафта (Каменная степь). Им также впервые было применено масштабное ландшафтное проектирование.
Позднее, его выдающийся коллега, русский ботаник, почвовед, географ, палеоботаник, основатель Батумского ботанического сада А. Н. Краснов (1862—1915) был командирован Министерством двора в экспедицию в центральную Индию, на Цейлон, в Японию и Китай для изучения на месте культуры чая с целью разведения этого растения на плантациях в Батумской области. Это задание им было с честью выполнено.
Достижения А. Н. Краснова:
- описание основных ландшафтов земного шара,
- районирование по типам растительности, придерживаясь зонально-географического принципа,
- выделение десяти зон и пяти ландшафтных областей, в каждом из выделенных районов представлена комплексная характеристика влияния природы на растительность,
- была определена характеристика ландшафтов, начиная с процесса выветривания и почвообразования, через рельеф и климат и вплоть до растительного и животного мира и культурных ландшафтов (эта схема стала повсеместно рабочей во второй половине XX века).
Значение
В России, а ранее в Советском Союзе, наибольшее практическое применение наблюдалось в картографии (для описания географического ландшафта) и в народном хозяйстве. В чистом виде возведение объектов и комплексов народно-хозяйственного назначения, отвечающих требованиям культурного строительства, происходило точечно и фрагментарно.
На Руси всегда существовал уникальный опыт возведения православных монастырей. До XX в. их устроение, структура полностью соответствуют теории культурного землепользования и строительства. Гармоничное вписывание всех объектов в окрестности, учитывая их рельефные и природные особенности, а также собственные нужды насельников, позволяли создавать шедевры ландшафтного зодчества.
- Троице-Сергиева Лавра,
- Санаксарский монастырь,
- Болдинский монастырь,
- Валаам.
В сельском и народном хозяйстве уникален опыт 1930-х годов, когда на Поволжье была создана большая система ирригации и орошения, что позволило решить там глобальную проблему урожайности зерновых, которая ранее приводила к периодическим голодным годам с массовой смертностью людей.
Человечество пришло к тому, что любое отклонение от требований к культурному проектированию новых объектов жизнедеятельности ведет к нарушению экосистемы местности. В связи с этим культурный ландшафт рассматривается как идеальный вариант освоения пространства.
«Если освоение новых застроек (и жилых, и производственных) не станет культурным повсеместно, массово, то тенденция разрушения внутренних связей глобальной экосистемы станет необратимой».
Из выступления на конференции экологов (Москва, 2017 год)
В среде современных специалистов-ландшафтоведов существуют несколько точек зрения об очередности и значимости отдельных критериев ландшафтного строительства. Но в необходимости соблюдения основных норм и требований, предъявляемых к освоению ландшафтов на основе принципов культурности — они единогласны.
Положительные результаты культурного землепользования:
- Сохранение чистоты экологии на осваиваемой территории. Это первейшее условие всех культурных проектов.
- При возведении жилых комплексов (поселка, микрорайона) создаваемая инфраструктура несет в себе полный цикл жизнеобеспечения населения. В него входят, кроме жилых построек, поликлиники, детские сады и школы, дома бытового обслуживания и магазины, детские спортивные площадки и спорткомплексы для профессионального занятия спортом, церкви с воскресными школами и другие необходимые объекты.
- Для индивидуальной застройки максимально внедряется проектирование и строительство эко-домов (использование при их возведении экологически чистых материалов и альтернативных источников питания).
- Оздоровление пространств, загрязненных в результате антропогенной деятельности ранее. Предусматривается проведения ряда очистительных и компенсационных мероприятий.
- Возрождение территорий после тяжелых техногенных катастроф.
- Работы по озеленению жилых и промышленных пространств.
- Возрождение лесов и других природных территорий, уничтоженных в результате хозяйственной деятельности и стихийных бедствий.
- Создание систем водоснабжения и орошения сельхозугодий в районах с жарким и сухим климатом.
Видео
Доходчивая и познавательная лекция специалиста-ландшафтоведа представлена в видео.
Источник статьи: http://tarologiay.ru/nauka/kulturnyy-landshaft-opredelenie-kak-formiruetsya-i-vidy.html