Джейрахско-Ассинский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник
Из Википедии — свободной энциклопедии
Джейрахско-Ассинский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник | |
---|---|
Джейрахско-Ассинский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник — культурно-исторический ландшафт общероссийского значения в Ингушетии, состоящий из ряда заповедников и аулов. На территории в 64 тысячи гектаров находятся около пятисот комплексов каменного зодчества: погребальные склепы, языческие и христианские святилища и храмы, и одна из главных достопримечательностей региона — ингушские башни. Первые башни относятся к середине II тысячелетия до нашей эры [1] . В Джейрахском районе Ингушетии проживает около 2000 жителей [2] . Примечательные места Асса-Джейраха:
С 1996 года Асса-Джейрах является кандидатом на включение в список всемирного наследия ЮНЕСКО [3] . В 2016 году по итогам инвентаризации более 1,7 тысяч памятников добавили в перечень объектов культурного наследия, продолжаются работы по сохранению сооружений. Так, уже отреставрированы комплекс сооружений в селении Эрзи, селении Хамхи, Мелеринский замок в селении Ляжги [4] . В 2017 году в Ингушетии был создан ученый совет по историко-культурному ландшафту «Джейрах-Асса» с привлечением специалистов из Франции и Германии, который должен заняться подготовкой объектов к включению в список ЮНЕСКО [5] . Источник статьи: http://wiki2.org/ru/%D0%94%D0%B6%D0%B5%D0%B9%D1%80%D0%B0%D1%85%D1%81%D0%BA%D0%BE-%D0%90%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%BE-%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B8_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9-%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA Культурно-исторический ландшафт Асса-Джейрах, Сунженский район, Республика ИнгушетияМнение посетителейОписаниеИслам в Ингушетии окончательно утвердился лишь в XIX веке. Далекие предки ингушей были язычниками. Согласно описаниям древних арабских историков, это был конклав племен, называемых «дзурдзуки» и живших на территории нынешней Ингушетии и Осетии. Объединение состояло из обществ (вьаров), которые, в свою очередь, делились на тейпы. Столицы у этого многоплеменного государства не было, а власть принадлежала совету старейшин. С XII века на эти земли из Грузии пришло христианство, о чем свидетельствуют многочисленные изображения крестов и храмы, среди которых знаменитый храм Тхаба-ерды в окрестностях Таргима. Однако государственное устройство у ингушей почти не изменилось. Каждый аул жил независимо, и только важные решения принимались на общих советах. Дух этой независимости чувствуется здесь и сегодня. Деление на тейпы среди ингушей (как и среди других кавказских народов) также сохранилось до наших дней. Предания гласят, что место для строительства башни ингушские зодчие выбирали, выливая на землю молоко. Строить можно было лишь там, где молоко не впитывалось в землю, — это означало, что под фундаментом окажется скальная порода. Башню надлежало построить за 365 дней. Если строители не успевали это сделать или кладка рушилась, стройку останавливали, — и это был жестокий удар для семьи, потому что тейп в таком случае считался «слабым». Эта традиция в какой-то мере жива на Кавказе до сих пор, и любое важное строительство здесь стараются закончить за год. Время пощадило творения ингушей больше, чем французские замки той же эпохи. То, что может увидеть сегодня путешественник, поражает воображение: среди гор, альпийских лугов, сосновых рощ и водопадов в нескольких заброшенных горных городах высятся сотни стройных и тонких башен, достигающих 28-метровой высоты. Другие башни построены на вершинах окрестных гор. Многие разрушены, но некоторые сохранились почти в первозданном виде. Издали этот «башенный пейзаж» напоминает о произведениях жанра фэнтези и, возможно, заставит сильнее биться сердца поклонников Толкиена. Но реальные истории и древние легенды, которыми окружены эти строения, не менее интересны. Современные ингушские семьи помнят многие поколения своих предков и считают ту или иную башню собственностью своего тейпа. Самые высокие башни стоят в прямой видимости друг от друга, чтобы можно было по цепочке подавать сигналы о приближении неприятеля. Но именно эти изящные твердыни, построенные в XIV–XVI веках, стали последними такими сооружениями в горах Ингушетии: наступала эпоха горячего оружия, перед которым башни и крепости оказались бессильны. Через в Средние века проходил Великий шелковый путь. Караваны выходили по Ассинскому ущелью на северные склоны Большого Кавказского хребта и по долине реки Сунжа шли к Магасу — «Городу Солнца». Ныне горцы давно спустились на равнины. В горных поселках живет менее 2000 человек, которые в свободное время охраняют и восстанавливают некоторые башни, а также берегут «солнечные склепы» — многочисленные каменные мавзолеи, где столетиями покоятся останки великих воинов и строителей горной Ингушетии. Именно здесь, по преданию, покоится основатель рода Баркине и тейпа Баркинхой, чья крошечная армия много дней подряд сражалась с войсками Тимура, заставив великого завоевателя потерять на склонах джейрахских гор сотни лучших воинов. В Джейрахском районе Ингушетии числится менее 2000 жителей, но порой здесь проходят мероприятия, на которые съезжаются десятки тысяч гостей со всей России. Так, например, в июне 2012 года здесь под открытым небом прошел турнир по смешанным единоборствам M-1 Challenge 33 с участием лучших борцов России, который транслировался ведущими телеканалами на всю страну. При этом более 20 000 зрителей расположилось на склонах гор как на трибунах. Что необходимо посмотреть в Асса-Джейрахе: Таргим — заброшенный аул, расположенный в живописной Таргимской котловине, на берегу горной реки Асса. Это одно из старейших поселений горной Ингушетии (первые постройки датируются примерно XII веком). Четыре боевые башни и множество «жилых» образуют компактный город, будто сошедший со старинной литографии. Большая часть башен прекрасно сохранилась. На окраине селения — некрополь XV‒XVII веков, где в «солнечных склепах» покоятся останки властителей этих мест (их кости до сих пор видны в щели между камнями). В 300 метрах от аула находится христианский храм XII века Тхаба-ерды, на котором можно увидеть древние барельефы. Сейчас совсем рядом с аулом проходит автомобильная дорога, позволяющая легко добраться до этих мест. Многие древние склепы в Джейрахском районе относятся еще к языческому периоду и построены из грубых каменных глыб, каждая из которых весит свыше 10 тонн. Эгикал — древний город, который стоит чуть выше, над долиной реки Асса, на южном склоне горы Цуй-Лоам. Когда-то он был крупнейшим поселением горной Ингушетии, и именно отсюда произошли многие тейпы. Об этом свидетельствует и огромное количество «солнечных склепов», которые встречаются и в центре города, и на его окраинах. Город опустел уже в XX веке, после печальных событий, связанных с депортацией ингушей в 1944 году. Люди сюда так и не вернулись. Вот, почему человек, попавший в Эгикал, чувствует себя будто в таинственном сне: возникает ощущение, что достаточно моргнуть, и на улицах появятся солдаты и ремесленники, кузнецы и оружейники, ювелиры и лекари, которыми славился средневековый Эгикал. Улицы достаточно широки по меркам горного города — по некоторым даже можно проехать на автомобиле. Здесь сохранилось несколько десятков башен XIV–XVI веков, из них четыре боевые, причем одна выглядит практически так же, как и пять веков назад. Реставраторам, которые недавно начали здесь работы, почти не пришлось ее восстанавливать. Единственное современное дополнение — железная лестница, ведущая в верхние этажи башни. Она построена специально для туристов. Воздух и вода Джейрахской долины издавна считались целебными. В советские времена здесь действовал известный санаторий «Солнечная долина Армхи». В 1999 году курорт был восстановлен, и ныне на склонах гор расположился роскошный оздоровительный комплекс, включающий сауну, бассейн, спортивные площадки и фитнес-центр. Горные экскурсии по средневековым городам удобнее совершать именно отсюда. В селении Эрзи (что означает «орел») высятся 9 боевых и 22 жилые башни, в основном сложенные из речных валунов. Интересно, что на многих башнях сохранилась даже кровля. Это, пожалуй, самое полное собрание образцов архитектуры древних ингушских зодчих. Замковый комплекс Вовнушки одиноко примостился на вершине скалы, над ущельем реки Гулой-хи. Впрочем, не так уж и одиноко — он состоит из двух замков, которые когда-то были соединены воздушным мостом. Комплекс был построен в XIV веке, не в последнюю очередь для того, чтобы охранять от разбойников караваны на Великом шелковом пути, а может быть, и собирать с них дань. Подойти к этой древней крепости непросто даже сегодня: придется долго петлять по горным тропинкам. Живописность этой твердыни настолько впечатляет, что в 2008 году она вышла в финал конкурсного проекта «Семь чудес России», организованного газетой «Известия», телеканалом «Россия» и радиостанцией «Маяк». Источник статьи: http://smorodina.com/objects/kulturno-istoricheskiy-landshaft-assa-dzheyrah-sunzhenskiy-rayon-respublika-ingushetiya Асса-ДжейрахКажется, вся история Ингушетии спрятана в этом удивительном месте. Огромные постройки словно вышли из Главного Кавказского хребта и застыли во времени. Каменные башни охраняют вход в этот край, полный древних легенд и загадок. Джейрахско-Ассинский музей-заповедник был создан в 1988 году для охраны уникальных природных и историко-архитектурных памятников. Удивительная природа Таргимской долины и Джейрахского ущелья, где протекают реки Армхи и Асса, дарит спокойствие и позволяет насладиться прекрасными кавказскими видами. Чистый воздух, сочная зелень лугов и неприступные скалы — не зря Ингушению называют жемчужиной Кавказа! В настоящее время здесь активно развивается экологический туризм — здесь проложено огромное количество маршрутов и регулярно проводятся экспедиции в самые неприступные уголки. Однако Джейрахско-Ассинский музей-заповедник или, как его называют местные жители, Асса-Джейрах, знаменит на весь мир не только природным ландшафтом. На территории в 64 тысячи гектаров находятся около пятисот комплексов каменного зодчества. Погребальные склепы, языческие и христианские святилища и храмы — это далеко не все, что может найти здесь настоящий искатель! Одни из самых примечательных построек в этих краях — ингушские башни. Словно грибы после дождя, они выросли среди сочной зелени и навсегда остались сторожить эти места от непрошенных гостей. Среди знаменитых ингушских памятников нужно обязательно посетить Эзри, Вовнушки, Таргим, Тхаба-Ерды и аул Эгикал. Как только захотите приехать в эти удивительные края, официальная группа поможет узнать расписание ближайших праздников и экскурсий. Источник статьи: http://radioiskatel.ru/post360/assa-dzhejrax/ Культурно-исторический ландшафт Асса — ДжейрахHistorical and Cultural Jeyrakh-Assa Reservation, культурный ландшафт В предварительном списке всемирного наследия ЮНЕСКО с 1996 года, №569 Далекие предки нынешних ингушей жили в пределах Ингушетии и Северной Осетии со времен раннего средневековья, когда в этих землях процветало язычество, а через ущелье Армхи к Городу Солнца Магасу шли купеческие караваны по Великому Шелковому пути. Горный народ, называемый арабскими историками «дзурдзуки», делился на общины, а те — на родовые тейпы. Власть принадлежала совету старейшин, а отсутствие официальной столицы давало возможность каждому поселению развиваться в собственном русле. Основными занятиями горцев было скотоводство, весьма трудоемкое ландшафтное земледелие и строительство, в чем они, признаться, достигли значительных высот. Живыми свидетелями таких достижений до наших дней остаются башни долины Армхи и Асса — покинутые города Таргим, Вовнушки, Эргикал и Эрзи. На горных склонах насчитывается более 300 боевых и жилых башен, высота которых достигает 28 метров. Первые башни стали строиться с 14-го века. По назначению они делились на боевые (самые высокие и прочные), полубоевые (с одним или несколькими жилыми помещениями) и полностью жилые. Для каждого тейпа делом чести было возвести свою башню. Место подбирали по особой методике: на грунт выливали молоко и если оно в течение суток не впитывалось землей (значит под слоем грунта твердая скальная порода) — начинали класть фундамент. Строительство должны были закончить до истечения 365 дней или начать все заново. Последние башни были построены в 16-ом веке. После изобретения пороха пришла эпоха огнестрельного оружия и стены башен стали рушиться под ее огнем. В 12-ом веке из соседней Грузии в эти языческие земли пришли первые христианские проповедники. О чем свидетельствуют изображения символа креста с Голгофой на стенах боевых башен и православный храм Тхаба-ерды близ опустевшего города Таргим, датируемый 12-ым веком. Хотя, на этот счет современные историки расходятся во мнениях. Некоторые отодвигают время строительства до 7-го века, делая предположение, что в 12-ом веке храм только перестроили из языческого капища, добавив над входными дверями барельеф с изображением Христа и внутренний алтарь согласно христианской традиции. Один из самых древних аулов горной Ингушетии — покинутый ныне Таргим. Он лежит на берегу реки Асса, чуть ниже устья Тетрицкали. Первые строения датируются 12-ым веком. Четыре боевых башни и множество жилых строений формируют компактный, хорошо укреплённый посёлок. На его окраине расположен древний некрополь 15-го века. А на противоположном берегу Асса, лицом к Таргиму стоит христианский храм базилика 12-13-го веков Альби-Ерды. Эгикал — еще один покинутый город чуть выше долины Асса, на реке Тетрицкали. Здесь обнаружено наибольшее скопление древних мавзолеев, называемых «солнечными склепами». До 19-го века Эргикал был самым густонаселённым в этих краях. После массовой депортации ингушей в середине 20-го века стал городом-призраком. Если подняться чуть дальше в горы от Армхи от Ольгети, можно выйти к аулу Хяни и увидеть белые камни башен крепости Лялах. А над ущельем Гулой-хи, на двух высоких скалах приклеились башни замка Вовнушки. В далеком 14-ом веке эти башни соединял подвесной мост, демонтируемый в случае опасности нападения. Источник статьи: http://tochka-na-karte.ru/Attractions/340-Kulturno-istoricheskij-landshaft-Assa-Dzhejrah.html |