Кулинарная_классификация_овощей_корнеплоды

Овощные корнеплоды
методическая разработка на тему

Методичекая разработка урока по теме «Овощные корнеплоды» для студентов специальности 35.02.05 Агрономия по ПМ 05 Выполнение работ по профессии Плодоовщевод.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования Тульской области

Государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования Тульской области

«Тульский сельскохозяйственный колледж имени И.С. Ефанова»

Директор колледжа ____________О.А.Глотов «___»____________20__г.

ДИСЦИПЛИНА: ПМ 05 МДК 05.02 Выполнение работ по профессии Плодоовощевод

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 35.05.02 Агрономия

Принято на заседании Предметно-цикловой комиссии

Председатель комиссии _________________________

Протокол № _____ от «__»___________________20__

  • познакомить учащихся совнешним строением корнеплода
  • познакомить учащихся с классификацией корнеплодов по типу внутреннего строения
  • продолжить формирование практических умений и навыков при самостоятельно вести тезисные записи
  • продолжить формирование умений самостоятельной работы с конспектом;
  • продолжить формирование основных логических умений (умений сравнивать, анализировать, выделять главное, формулировать выводы);
  • развитие навыков устной речи;
  • формирование целостной картины мира.
  • обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведению учащихся на занятии,
  • способствовать воспитанию уважения друг к другу и взаимопомощи.

Оборудование: ПК или ноутбук, проектор, учебники, инструкционные карты, корнеплоды, ножи, линейки

Тип занятия: комбинированный урок

  • Словесные: опрос, объяснение
  • Наглядные: демонстрация мультимедийной презентации, демонстрация различных типов корнеплодов и их срезов
  • Внутрипредметные: «Ботаническая характеристика корнеплодов», «Технология выращивания корнеплодов»
  • Межпредметные: биология, экология, основы агрономии
  • Контроль посещаемости и готовности студентов к уроку
  • Староста докладывает о наличии отсутствующих, причинах отсутствия
  • Целевая установка урока: формулирование цели урока совместно со студентами путем фронтальной беседы.

II. Повторение и проверка изученного

  • Преподаватель актуализирует имеющиеся знания студентов, проводя перекрестный опрос
  • Преподаватель раздает карточки отдельным студентам для поверки ранее изученного материала
  • Обучающиеся отвечают на задаваемые преподавателем вопросы; поправляют и дополняют ответы друг друга
  • Отдельные студенты выполняют задание по карточкам

III. Изучение нового материала

  • Преподаватель совместно со студентами определяет вопросы для изучения
  • Обучающиеся записывают план в тетради
  • Преподаватель ставит перед студентами проблемный вопрос: как растения, образующие корнеплоды дают семена?
  • По мере знакомства, с особенностями овощных корнеплодов обучающиеся выстраивают цепочку рассуждений и находят ответ на поставленный вопрос
  • Изучение вопроса «Внешнее строение корнеплодов» Преподаватель посредством объяснения излагает новый материал, затем дает студентам задание зарисовать внешнее строение корнеплода в тетрадь и подписать его основные части
  • По ходу объяснения внешнего строения корнеплодов обучающиеся выполняют задание преподавателя.
Читайте также:  Совместимость_овощей_при_приготовлении

Преподаватель раздает студентам срезы различных корнеплодов, объясняет принцип строения корнеплодов, акцентирует внимание студентов на то, что разные корнеплоды имеют разное внутреннее строение; дает задание зарисовать внутреннее строение корнеплодов различных типов.

  • Обучающиеся слушают новый материал, затем, зарисовывают внутреннее строение корнеплодов различных типов в тетрадь, участся их отличать

Преподаватель дает задание составить описание основных видов корнеплодов, используя наглядный материал и учебники

  • Обучающиеся, рассматривая внешнее и внутреннее строение корнеплодов, гербарные образцы, фото на слайдах, составляют описание основных видов корнеплодов по таблице.

IY. Закрепление и обобщение

  • Организует обсуждение и формулировку ответа на поставленный проблемный вопрос
  • Обучающиеся высказывают свои мнения, выбирают правильную точку зрения
  • Подведение итогов: преподаватель в быстром темпе пролистывает слайды презентации
  • Обучающиеся (1-2 человека) воспроизводят основные моменты изученного материала
  • Выставление оценок: преподаватель отмечает работу студентов на уроке, выставляет оценки в журнал, комментируя их
  • Обучающиеся оценивают работу группы в целом и свою в частности

для всей группы – ОИ 1: стр.215 – 218 ; подготовить схему классификации удобрений;

ДИ 1: 327 – 340 — для студентов , испытывающих затруднения в изучении ботаники – ОИ: стр. 2154 – 218;

Вопросы для целевой установки и составления плана занятия:

  1. Какие группы овощных растений вы знаете?
  2. Какие из них мы уже изучили?
  3. Какую группу овощных мы изучаем сейчас?
  4. Можем ли мы сформулировать цель нашего занятия?
  5. По какому плану мы изучали предыдущие группы овощных растений?
  6. Можем ли мы использовать этот план для изучения овощных корнеплодов?
  7. Какие вопросы, касающиеся овощных корнеплодов нами уже рассмотрены?
  8. Можем ли мы сформулировать цель нашего занятия и его примерный план?

Вопросы для актуализации имеющихся знаний:

  1. Приведите примеры растений, относящихся к группе овощных корнеплодных.
  2. К каким ботаническим семействам они относятся?
  3. Какие овощные корнеплоды выращивают в условиях средней полосы России и в Тульской области в том числе?
  4. Требовательны корнеплоды к влаге?
  5. В какой период вегетации недостаток влаги ощущается наиболее остро?
  6. К какой экологической группе по отношению к свету принадлежат овощные корнеплоды?
  7. Назовите холодостойкие и теплолюбивые овощные корнеплоды?
  8. Какие приемы основной и поверхностной обработки почвы характерны для корнеплодов?
  9. К недостатку, каких макро- и микроэлементов наиболее восприимчивы овощные корнеплоды?
  10. Какие удобрения применяют под овощные корнеплоды, и каким способом их вносят?
  11. Назовите сроки и способ уборки овощных корнеплодов?
  12. Где используют овощные корнеплоды?
Читайте также:  Занятие_овощи_фрукты_цель

Дайте полное ботаническое описание редьки черной и основные фазы вегетации.

-лист (листорасположение, жилкование, тип листа)

Дайте полное ботаническое описание свеклы столовой и основные фазы вегетации.

-лист (листорасположение, жилкование, тип листа)

Дайте полное ботаническое описание моркови столовой и основные фазы вегетации.

-лист (листорасположение, жилкование, тип листа)

Характеристика технологии выращивания свеклы столовой по предложенной схеме:

-способ и сроки, сева; норма высева

-защита от вредителей и болезней

Характеристика технологии выращивания моркови столовой по предложенной схеме:

-способ и сроки, сева; норма высева

-защита от вредителей и болезней

  1. Внешнее строение корнеплодов
  2. Внутреннее строение корнеплодов и тип корнеплодов
  3. Характеристика овощных корнеплодов

Корнеплод — часть растения , запасающая питательные вещества, чаще всего ассоциированные с корневой системой, откуда первая часть названия. Плодами не являются, вторая часть названия биологически некорректна, но традиционна. В сельском хозяйстве корнеплодами называют как специально выращиваемые ради мощных сочных подземных органов растения, так и те части, которые собственно заготавливаются и употребляются в пищу и на корм животных.

В первый год жизни у большинства корнеплодов развивается розетка листьев и «корнеплод». Его верхняя часть — «головка» — несёт розетку листьев и образована укороченным стеблем. Под ней находится «шейка», представляющая собой подсемядольное колено, или гипокотиль , — участок стебля проростка между семядолями и главным корнем (например, у моркови) или только его верхней частью (например, у свёклы , репы, брюквы). Собственно корень — обычно это главный корень проростка — ветвится, образуя боковые корни.

В зависимости от строения корня различают три типа корнеплодов: морковный, свекольный и редечный.

1.1 Корнеплоды морковного типа -овощи с удлиненной формой корня, который может быть цилиндрическим, коническим, удлиненно — коническим, веретенообразным и тупым или острым концом. У корнеплодов этого типа четко разграничены кора (флоэма) и сердцевина (ксилема). Между ними находится пробковый камбий. Сверху корнеплод покрыт естественной перидермой. По составу и количеству питательных веществ кора более ценная, чем сердцевина. К корнеплодам этого типа относится морковь, петрушка, сельдерей, пастернак.

Читайте также:  Французское_блюдо_мясо_с_овощами

1.2 Корнеплоды свекольного типа – овощи с округлыми, кругло-плоскими, овальными или удлиненными корнеплодами. Представлены столовой и сахарной свеклой. В качестве овощной культуры используется лишь столовая свекла. У корнеплода темно-красная мякоть с кольцами более светлого тога, что обусловлено чередованием тканей ксилемы (светлых колец) и флоэмы (темных колец). Чем меньше удельный вес занимают, такни ксилемы, тем выше пищевая ценность свеклы.

1.3 Корнеплоды редечного типа –овощи с округленными, реповидными, удлиненно-коническими корнеплодами. Особенностью их внутреннего строения является радиальное расположение вторичной ксилемы, флоэмы и паренхимной ткани. Камбиальный слой находится непосредственно под перидермой. К корнеплодам этого типа относятся редька, редис, брюква и репа.

Для корнеплодов всех типов характерны общие морфологические признаки: головка в верхней части с черешками листьев и почками в основании, корневое тело (основная съедобная часть) и кончик корня (основной), а у корнеплодов свекольного типа наличие боковых корешков. У остальных корнеплодов тонкие боковые корешки при уборке легко отрываются и, как правило, отсутствуют.

Кончики корня – наиболее уязвимая часть корнеплода, поэтому при хранении он легко увязает и поражается микроорганизмами (белой или корневой гнилями). Обрезка кончика после уборки улучшает сохраняемость корнеплодов. Сверху корнеплоды покрыты естественной перидермой (кожурой), приросшей к мякоти и защищающей ее от неблагоприятных внешних воздействий.

Особенность всех корнеплодов – их способность заживлять механические повреждениям путем суберинизации клеток, а так же их легкая усвояемость. Наиболее легко увядающими являются корнеплоды морковного типа, редис, наименее — свекла, редька, репа и брюква.

  1. Рассмотреть внешнее строение основных корнеплодных культур
  2. Рассмотреть внутреннее строение основных корнеплодных культур
  3. Познакомиться с описанием корнеплодных культур и их основных сортов в практикумах.
  4. Описать виды корнеплодных культур по следующей схеме:

Источник

Оцените статью