Кто сказал что почва зеркало ландшафта

Кто сказал что почва зеркало ландшафта

Карпачевский Лев Оскарович ‘Зеркало ландшафта’

Издательство «Мысль». 1983

Редакции географической литературы

доктор биологических наук Г. В. Добровольский

доктор географических наук Н. Н. Розов

Зеркало ландшафта.- М.: Мысль, 1983.- 156 с.

Заведующий редакцией О. Д. Катагощин

Редактор Б. Н. Малкес

Младший редактор Т. Н. Филатова

Оформление художника Е. С. Борю

Художественный редактор А. И. Ольденбургер

Технический редактор Ж. М. Голубева

Корректор И. В. Равич-Щербо

Сдано в набор 22.11.82.

Подписано в печать 25.04.83.

А10899. Формат 84х1081/32.

Бумага типогр. № 1.

Усл. печатных листов 8,4.

Учетно-издательских листов 8,56.

Тираж 60 000 экз.

Москва, В-71, Ленинский проспект, 15.

Ордена Октябрьской Революции, ордена Трудового Красного Знамени Ленинградское производственно-техническое объединение «Печатный Двор» имени А. М. Горького Союзполиграфпрома при Государственном комитете СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли.

197136, Ленинград, П-136, Чкаловский пр., 15.

. Для того, чтобы понимать и чувствовать природу,

недостаточно ее видеть, необходимо знать науку о ней.

Предлагаемая вниманию читателей книга посвящена особому природному телу — почве, хорошо знакомому каждому человеку. Почва — это глобальное образование, плащом толщиной в несколько метров одевающее материки и играющее важную роль в процессах, происходящих в биосфере. С почвой связано все живое на Земле: растения, животные, микроорганизмы. Она имеет такое же большое значение в жизни людей, как другие природные сферы нашей планеты.

В книге рассказывается о разнообразных свойствах почв и одном из самых важных из них — плодородии.

Реализация многих задач, поставленных в принятой в нашей стране «Продовольственной программе», неразрывно связана с повышением плодородия почвы. Почва как природное тело обладает способностью снабжать растения необходимой пищей и водой, тем самым обеспечивая их урожай. Эта способность издавна используется человечеством. Но человек научился, умело воздействуя на почву, непрерывно повышать ее плодородие. Поэтому создание и сохранение плодородных почв будет реальным вкладом всех работников сельского хозяйства, а также ученых-почвоведов в общие усилия по реализации «Продовольственной программы».

В книге вопросы плодородия почв обсуждаются в сравнении с плодородием других природных тел, таких, как некоторые горные породы, водные растворы и т. д.

Ряд разделов книги посвящен месту почвы в биосфере, роли почвы как связующего звена между растениями и животными.

Большое внимание уделяется черноземам — вечному олицетворению плодородия.

На многих страницах рассказывается о закономерностях строения почвенного покрова Земли, возрасте почвы, географическом открытии разных почв. Говорится о роли растений и животных в почвообразовании.

Изучением почв занимается почвоведение. В книге говорится об отдельных проблемах этой науки, ее перспективах, задачах, которые стоят сейчас перед почвоведами. Обсуждается связь почвенных исследований с решением практических вопросов развития сельского хозяйства. Показывается дискуссионность многих положений современного почвоведения, что отнюдь не умаляет достижений этой науки. Ведь наука бесконечна в своем развитии и часто возвращается к, казалось бы, решенным проблемам, чтобы пересмотреть их заново.

Книга не претендует на полный охват всех вопросов почвоведения. Она представляет собой скорее серию очерков о почвоведении, связанную единым подходом к теме, одним взглядом на почву как элемент биосферы.

Автор посвящает книгу памяти известного химика, лауреата Государственной премии Б. Л. Дяткина, по совету которого он и приступил к созданию этой книги и многие страницы которой были обсуждены автором в беседах с ним.

Читайте также:  Рамки для презентаций огород

Один из элементов мироздания

Прежде всего про четыре узнай мирозданья начала:

воздух, огонь, жизнетворную почву и влагу,

чьею струею родник бытия создается для смертных.

Элементы мироздания: воздух, огонь, жизнетворная почва и влага

В 8—6-м тысячелетиях до нашей эры человек начал обрабатывать почву и возделывать растения. Это изменило весь уклад его жизни и оказало огромное влияние на последующее развитие человеческого общества. От простого пользования дарами природы, от периода собирательства, человечество вступило в эру выращивания культурных растений. В числе первых из них были лен, рис, ячмень, пшеница. Среди пшениц вначале наиболее широко возделывалась известная всем по пушкинской «Сказке о попе и его работнике Балде» полба. Зерна полбы и других видов пшеницы находят археологи в стоянках людей каменного века, в их свайных поселениях. Ткани, обнаруженные при раскопках погребений в Древнем Египте, Индии, Шумере, — льняные.

Позже человечество стало возделывать просо (родина его — Центральная Азия), коноплю, рожь. Сейчас используется уже около двух тысяч видов растений, включая и множество тех, которые выведены методами народной и научной селекции. Если к этому числу прибавить еще декоративные деревья, кустарники, цветы, то станет понятен колоссальный масштаб современного земледелия.

Необходимость обрабатывать землю способствовала производству сельскохозяйственных орудий. Сначала это были каменные сошники, затем бронзовые и железные. Косы, серпы, ножи расширили набор приспособлений. С ними, кстати, связана одна из первых профессий человека — кузнец. Но от первого каменного ножа до первого каменного сошника, а затем сохи прошло значительно больше времени, чем от сельской примитивной кузницы до атомного реактора.

Возникновение земледелия надолго разделило человечество на земледельческие — оседлые народы и скотоводческие — кочевые. К сожалению, это разделение сопровождалось долгими кровопролитными войнами. Известная библейская жертва в этой войне — Авель, убитый Каином. В легенде Авель — кочевник, а Каин — земледелец, в реальной же истории случалось и наоборот: кочевники иногда завоевывали земли оседлых народов, мечом и огнем опустошали их, а потом здесь же оседали. Так, например, кочевники гунны осели в Придунайской низменности.

Древние земледельцы осваивали теплые безлесные районы (междуречье Тигра и Евфрата, Северную Африку и др.).

В этих районах выпадает очень мало осадков, поэтому земледельцы селились вдоль рек и обрабатывали пойменные почвы. Паводок каждый год обновлял почвы, откладывая на их поверхности ил. Хорошо известен древний афоризм: «Плодородие Египта — в Ниле, плодородие Нила — в иле». Пойменные почвы можно было легко обрабатывать, для этого примитивные земледельческие орудия подходили. Эти почвы было легко орошать, поэтому они постоянно давали урожай. Однако длительные засухи, поражавшие тропические и субтропические территории, были опасны и для пойменных земель.

Практика орошаемого земледелия способствовала развитию наук, и в частности астрономии. Так, например, земледельцу Древнего Египта надо было знать и точно предсказывать сроки разлива Нила. Египтяне эти предсказания делали по положению на небе созвездий. По мнению астрономов, названия созвездий Водолей, Рыбы и другие восходят к Древнему Египту.

Источник статьи: http://www.litmir.me/br/?b=209830&p=36

Как объяснить смысл выражения «почва зеркало ландшафта».

И наконец, почва — зеркало ландшафта. Это выражение ведет свое начало от Докучаева. Он первый сказал, что почва — зеркало окружающих условий (следовательно, зеркало ландшафта) . Но конечно, этот афоризм нельзя понимать буквально. Во-первых, почва — зеркало не только современного ландшафта, но и тех ландшафтов, которые были здесь раньше. Во-вторых, почва, конечно, отражает ландшафт не как зеркало. Это метафора. В последнее время ведется много споров, адекватно ли это отражение или нет. Обычно под адекватностью понимают два свойства явлений. В узком смысле адекватность — это тождество двух явлений одного класса: тождество двух деревьев, двух предметов. Например, отражение в зеркале адекватно, тождественно своему прототипу. В этом смысле нельзя говорить о почве как об адекватном отражении окружающих условий. Она, скорее, может быть адекватной, тождественной другой почве, развивающейся в таких условиях.

Читайте также:  Как обработать теплицу осенью после паутинного клеща

Но есть и другой, более широкий смысл в этом слове: соответствие. Почва соответствует данным условиям. На этом соответствии построено изучение почв в природе, и, надо сказать, оно очень хорошо помогает в исследованиях почв при их картировании и т. д.

Свойство почвы отражать воздействие окружающих условий — факторов почвообразования можно сравнить со способностью знаменитого портрета Дориана Грея из романа Оскара Уайльда: портрет отражал все, что случалось с Дорианом, в то время как сам Дориан Грей не менялся, оставался молодым. Нам кажется, что окружающие условия не меняются, климат, рельеф остаются прежними, а почва отражает в себе, «записывает» все события в жизни ландшафта и биогеоценоза и меняется в соответствии с этими событиями. Но расшифровать эти связи очень трудно.

Конечно, одно и то же свойство почвы может быть связано с разными факторами, и по одному образцу, а тем более по одному свойству нельзя судить о почве. Например, в руки исследователя попал образец по своему виду — из верхнего горизонта почвы, содержащий пять процентов гумуса. Если судить только по этому свойству, то образец может относиться и к дерновой, и к луговой, и к дерново-подзолистой почвам, а также к серой лесной, каштановой (темно-каштановой) , чернозему. Но уже анализ кислотности почв поможет исключить ряд возможных вариантов. Поэтому соответствие почв и окружающих условий можно оценивать только по комплексу свойств. И в этом отношении почва действительно хороший индикатор окружающих условий.

Но, как заметил Докучаев, почва — зеркало местного настоящего и прошедшего климатов и, конечно, настоящего и бывшего здесь ранее ландшафтов. Поэтому почва обладает свойствами, связанными с историей развития ландшафта. Например, наша среднерусская полоса, где, как говорил А. П. Чехов, все пейзажи «левитановские» , когда-то была тайгой. Остатки этой тайги сохранились еще в заповедниках, например в Центрально-Лесном, которому в 1981 году исполнилось пятьдесят лет.

Источник статьи: http://otvet.mail.ru/question/50279901

«Почва – зеркало ландшафта»

В. А. Докучаев, известный русский географ: «Почва – зеркало ландшафта»

В это «зеркало» природы всю свою жизнь смотрел преподаватель Ставропольского госуниверситета (ныне СКФУ), известный в крае учёный-почвовед Александр Серебряков, 100 лет со дня рождения которого исполняется в этом году

Родился Александр Кузьмич Серебряков (на снимке) в революционном 1917 году в хуторке Керчик Ростовской области. В 1936-м поступил в Ростовский пединститут им. В.М. Молотова (ныне Южный федеральный университет). Уже на младших курсах юноша под руководством известного профессора Захарова принял участие во многих экспедициях.

Тогда, наверное, в Серебрякове и зародился ученый. Однако заняться любимым делом после окончания института было не суждено — планы перечеркнула война. Александр Кузьмич отправился в военкомат, и как потомственный казак получил направление на шестимесячные курсы в кавалерийское училище в Новочеркасске.

Обучение будущих командиров шло полным ходом, но уже в начале октября 1941 года курсантов прямо с полевых занятий отправляют на фронт. Они даже не успели пообедать. Наша разведка донесла о наступлении немцев на Таганрог. Для его взятия германское командование бросило отборные части 13-й, 14-й и 16-й танковых дивизий, 60-ю мотодивизию и две отборные мотодивизии СС «Викинг» и «Адольф Гитлер».

Читайте также:  Лучшие урожайные сорта помидоров для теплицы

На подступах к городу советскую конницу встретили немецкие танки. Более восьмидесяти процентов курсантов погибли. Александру Кузьмичу повезло — под ним убило лошадь, но сам он остался жить.

Дивизию доукомплектовали и своим ходом отправили в Пятигорск. Это был тяжелый и утомительный переход почти в 600 километров. Лошади падали от изнеможения, кавалеристам приходилось часто спешиваться. Чтобы хоть как-то согреться, они становились между животными.

Александр Кузьмич в этом переходе отморозил ноги, но все же продолжил поход. В Пятигорске кавалеристам, побывавшим в бою, присвоили лейтенантов и дали по взводу.

Автор 78 печатных работ, Серебряков был и великолепным рассказчиком, которого затаив дыхание слушали будущие географы из пединститута. Лекции по почвоведению он читал и в 85 лет.

Серебрякову довелось отступать в 1942-м, а потом освобождать Ставрополь в январе 1943-го. Тогда же Александра Кузьмича оставили в краевом центре в 10-м кавалерийском полку. Вначале он командовал эскадроном, потом стал помощником начальника штаба полка и затем начальником штаба.

Победу Серебряков встретил в краевом центре. Еще год занимался расформированием полка, а 1 сентября 1946 года уже читал лекции студентам географического факультета Ставропольского пединститута. Свидетели рассказывали, что трудоустраиваться Александр Кузьмич приехал верхом на коне.

Уже через два месяца после начала преподавательской деятельности Серебрякова назначают деканом факультета. В 1948-м он окончил заочную аспирантуру в Ростовском государственном университете и защитил кандидатскую диссертацию по почвоведению. Уже в следующем году — проректор по учебной работе.

Этот пост Александр Кузьмич занимал почти тридцать лет. Он считался одним из лучших проректоров по учебной части в Министерстве просвещения СССР.

Наравне с административной работой Александр Кузьмич активно занимался наукой. Изучал горно-луговые и горно-лесные почвы, объездил с экспедициями весь Кавказ, составил почвенные карты региона.

Серебряков является автором 78 печатных работ. В числе основных его публикаций — «Первые стадии почвообразования в горах большого Кавказа» (1948), «Почвы Тебердинского государственного заповедника» (1954), «Альпы — Кавказ. Почвы Югоосетинского горно-лугового стационара» (1958).

В 1973-м Александр Кузьмич отправляется в командировку на Кубу. Там он проведет три года, помогая молодой республике налаживать работу системы образования. По возвращении в Ставрополь снова продолжил преподавать.

Автор этой статьи знал и учился у Александра Кузьмича. Предмет свой ученый знал на «отлично». На вид был суров, однако исключительно справедлив. Как рассказчик был просто великолепен, поэтому его всегда слушали с огромным интересом и отличники, и отстающие. Лекции по почвоведению Серебряков читал и в 85 лет.

Александр Кузьмич работал до последнего, пока позволяло здоровье. Студенты навещали своего преподавателя, прикованного к постели. А он помнил своих питомцев и всегда тепло принимал их.

Болезнь не сломила этого волевого человека, но сделала его другим. Серебряков, который всегда брал на себя ответственность и принимал решения, теперь мог не казаться больше суровым.

В этой жизни мы должны быть благодарны своим учителям. Они подарили нам знания, передали эстафету познания мира, чтобы и мы последовали их примеру.

Источник статьи: http://www.opengaz.ru/stat/pochva-zerkalo-landshafta

Оцените статью