ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Спортивный кружок «Физкультошка», для групп общеразвивающей направленности детей дошкольного возраста (5 — 8 лет)
рабочая программа по физкультуре (старшая группа) на тему
Подвижные игры с элементами спорта как вид деятельности, предполагает изменяющиеся условия тех или иных действий, поэтому большинство этих игр связанно с проявленияем двигательных способностей: скоростно-силовых, координационных, требующих выносливости, силы, гибкости. В играх с элементами спорта совершенствуются «чувство мышечных усилий», «чувство пространства», «чувство времени», функции различных анализов. Кроме того подвижные игры с элементами спорта позволяют ребёнку овладеть разнообразными, достаточно сложными видами действий, проявлять самостоятельность, активность, творчество.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приложение к рабочей программе
по образовательной области «Физическое развитие»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Спортивный кружок «Физкультошка»
групп общеразвивающей направленности
детей дошкольного возраста (5 — 8 лет)
Инструктор по физической культуре
Казаковцева Ольга Филипповна
1.1 Пояснительная записка. 3
1.3. Новизна, особенности программы. . 3
1.4. Цели и задачи реализации программы по дополнительному образованию. 4
1.5. Принципы реализации программы «Спортивный кружок «Физкультошка». 4
2.1. Формы организации двигательной деятельности кружка. 5
2.3 Этапы реализации дополнительной образовательной программы. 5
2.4 . Ожидаемые результаты . 5
2.5. Формы подведения итогов . . 6
2.6. Учебно-тематический план . 6
2.7. Методические рекомендации для физического воспитания детей 5-7 лет спортивного кружка «Физкультошка». . . 7
III. Организационный раздел
3.1 Организация жизнедеятельности детей спортивного кружка «Физкультошка» . 9
3.2 Структура занятия кружка . 9
3.3. Способы определения усвоения программы . 9
IV. Методическое обеспечение . . 10
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребёнка остаётся всё меньше времени для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками. Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности, между разными видами игр (подвижными и спокойными, индивидуальными и совместными) негативно сказывается как на состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей дошкольников.
По данным М. Руновой (2000), двигательный режим в дошкольных учреждениях позволяет восполнить лишь 55-60% естественной потребности детей в движениях. Недостаточная физическая активность детей, особенно в период активного роста, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания, является одной из причин ухудшения жизненного тонуса. Известно также, что в школе тенденция ухудшения здоровья детей с возрастом усиливается, дети приобретают ряд физических недостатков и вредных привычек. Поэтому необходимо в стенах ДОУ создать «переходный мостик» психической и физической готовности к школе, чтобы первоклассник мог выдержать существенное напряжение, обусловленное режимом учебного дня.
Таким образом, появилась необходимость поиска путей физического и духовного оздоровления, эффективных средств развития двигательной потребности быть ловким, сильным, смелым. Решение этой проблемы возможно в совокупности социально-педагогических условий, обеспечивающих целостный воспитательный процесс, гармоничное, физическое и личностное развитие ребёнка. А этому способствуют игровые формы организации двигательной деятельности детей.
Подвижные игры с элементами спорта как вид деятельности, предполагает изменяющиеся условия тех или иных действий, поэтому большинство этих игр связано с проявлением двигательных способностей: скоростно-силовых, координационных, требующих выносливости, силы, гибкости. В играх с элементами спорта совершенствуются «чувство мышечных усилий», «чувство пространства», «чувство времени», функции различных анализаторов. Кроме того подвижные игры с элементами спорта позволяют ребёнку овладеть разнообразными, достаточно сложными видами действий, проявлять самостоятельность, активность, творчество.
1.3. Новизна, особенности программы
Использование на занятиях спортивного кружка «Физкультошка» игр-эстафет и командных игр с элементами спорта принесёт большой положительный эффект. Так как данные игры характеризуются совместной деятельностью команд, направленной на достижение общих целей, подчинением личных интересов интересам своей команды, а так же, тем, что от действий каждого игрока зависит победа всей команды. Вследствие этого, дети научатся согласовывать свои действия с действиями своих товарищей, адекватно реагировать на свои победы и победы своих соперников.
При разработке учитывалось то, что новые двигательные системы формируются в возрасте 5-7 лет. Детям данного возраста надо предоставить возможность проявит свои способности, умения разнообразно использовать свой двигательный опыт, научится самостоятельно находить решения, проявлять инициативу.
Программа предполагает использование спортивных игр и упражнений в комплексе с другими физкультурно-оздоровительными мероприятиями, ориентирована на формирование у детей самостоятельности, самоконтроля, умение действовать в группе сверстников, заботиться о своём здоровье.
1.4. Цель и задачи программы
Цель программы: обучение старших дошкольников элементам спортивных игр и упражнений, способствующих достижению «запаса прочности» здоровья у детей, развитию их двигательных способностей, улучшению физической подготовленности, формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни, содействию гармоничному физическому развитию.
Задачи оздоровительного направления:
- формировать устойчивый интерес к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желания использовать их в самостоятельной двигательной деятельности;
- создавать условия для проявления положительных эмоций.
Задачи образовательного направления:
- обогащать двигательный опыт дошкольников новыми двигательными действиями. обучать правильной технике выполнения элементов спортивных игр;
- способствовать развитию двигательных способностей.
Задачи воспитательного направления:
- воспитывать положительные морально-волевые качества;
- формировать навыки и стереотипы здорового образа жизни.
Дополнительная образовательная программа для детей дошкольников средствами элементов спортивных игр состоит в организации системы работы дошкольного учреждения, которая формирует ценностное отношение к здоровому образу жизни, совершенствует двигательную деятельность у детей в процессе организации занятий в спортивном кружке «Физкультошка». Программа определяет систему психолого-педагогических принципов:
∙ Принцип систематичности – суть принципа раскрывается в чередовании нагрузки и отдыха.
∙ Принцип развивающей направленности – при обучении движениям учитывается «зона ближайшего развития», т.е. предлагаемые упражнения направлены не на имеющийся в данный момент у детей уровень умений и навыков, а опережает его.
∙ Принцип воспитывающей направленности – в процессе, которого решаются воспитательные задачи (воспитание настойчивости, смелости, выдержки, нравственно-волевых качеств).
∙ Принцип оздоровительной направленности – специфический принцип физического воспитания – предполагает укрепление здоровья средствами физических упражнений, физические нагрузки должны быть адекватны возрасту и уровню физического развития и здоровья детей, сочетать двигательную активность с общедоступными закаливающими процедурами, включая в комплексы физических упражнений элементы дыхательной гимнастики.
∙ Принцип сознательности – основополагающий принцип обучения движениям. Он направлен на понимание детьми сути производимого ими того или иного движения.
∙ Принцип наглядности — заключается в создании у ребенка при помощи различных органов чувств представления о движении.
∙ Принцип доступности – предусматривает обучение с учетом возрастных, половых особенностей и индивидуальных различий, уровня их физической подготовленности. Одним из основных различий, уровня их является преемственность и постепенность усложнения физических упражнений. Каждое новое движение следует предлагать после достаточно прочного усвоения сходного с ним, но более простого.
∙ Принцип индивидуальности – предполагает учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, где индивидуально-дифференцированный подход обеспечивается:
— игрой на полной площадке или её половине;
— использование инвентаря разного веса и размера (мяч, шайба)
— увеличение или уменьшение расстояния между партнёрами в действиях парами (2,3,4м);
— дозировкой физической нагрузки при подборе игр и упражнений, их повторений;
— вариативностью обучения с учётом половых признаков;
— подбором индивидуальных заданий по развитию тех или иных качеств.
2.1. Формы организации двигательной деятельности кружка:
∙ групповые учебно-тренировочные занятия — предполагают усвоение детьми нового материала, отработку основных видов движений;
∙ контрольно-проверочные занятия — позволяют определить эффективность процесса подготовки;
∙ соревнования – позволяют в игровой форме определить уровень спортивных достижений детей, посещающих спортивный кружок «Физкультошка»;
∙ индивидуальные занятия – предполагают отработку основных видов движений индивидуально с каждым ребенком.
Метод — система действий инструктора в процессе обучения движениям в зависимости от содержания учебного процесса, конкретных задач и условий обучения.
∙ Словесные методы – методы, направленные на обращение к сознанию детей, помогают осмысленно поставить перед ребенком двигательную задачу, раскрывает содержание и структуру движения (объяснения, пояснения, указания, подача команд, сигналов, вопросы, словесные инструкции и др.).
∙ Наглядные методы – методы, направленные на создание зрительных представлений о движении — (наглядно-зрительные приемы, показ физических упражнений, использование наглядных пособий и др.).
∙ Практические методы – методы, закрепляющие на практике знания, умения и навыки основных движений (повторение упражнений без изменения и с изменениями, проведение упражнений в игровой форме, проведение упражнений в соревновательной форме и др.).
∙ Игровые методы – методы, активизирующие внимание, улучшающие эмоциональное состояние воспитанников. Дети забывают об усталости, продолжают заниматься с желанием и интересом. Овладевая техникой изучаемого вида легкой атлетики, воспитанники совершенствуют свою координацию.
2.3. Этапы реализации дополнительной образовательной программы:
Возраст детей, участвующих в реализации Программы – 5-7 лет.
Дети старшей группы – 5-6 лет; дети подготовительной группы – 6-7 лет.
Сроки реализации программы – 2 года.
Формы и режимы занятий. Занятия кружка проводятся 2 раза в месяц по 25-30 минут во 2 половине дня. Индивидуальная работа с детьми.
Направленность развития физических качеств на занятиях в кружке (таблица 1).
Источник