Роль кружковой деятельности в ДОУ для всестороннего развития ребёнка
консультация (старшая группа) на тему
На сегодняшний день необходимость дошкольного образования является неоспоримой возможностью для ребенка научиться полноценно общаться с другими людьми, приобрести необходимые навыки, развить личностные характеристики.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Роль кружковой деятельности в ДОУ для всестороннего развития ребёнка
Близким к представленному пониманию воспитательного пространства является рассмотрение его как части среды, в которой господствует определённый педагогически сформированный образ жизни
На сегодняшний день необходимость дошкольного образования является неоспоримой возможностью для ребенка научиться полноценно общаться с другими людьми, приобрести необходимые навыки, развить личностные характеристики.
Каждое дошкольное учреждение должно сегодня постоянно доказывать свою привлекательность, необходимость. А это достигается, в первую очередь, высоким качеством образовательного процесса в детском саду.
Качество дошкольного образования должно гарантировать предоставляемые услуги, удовлетворять ожиданиям и запросам общества; изменяться под воздействием внешних и внутренних факторов.
Дополнительное образование в дошкольных учреждениях даёт возможность выявить и развить творческие способности детей, углубить, расширить и практически применить приобретённые в основной образовательной деятельности знания , умения и навыки.
Кружковая работа даёт возможность каждому ребёнку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.
Кружок – это неформальное , свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под руководством педагога.
Кружки являются составляющей единого образовательного пространства ДОУ и создаются для детей, с целью расширения кругозора, развития творческих и познавательных способностей, осуществления и реализации их интересов и потребностей.
Работа кружка строится на материале, превышающем содержание государственного стандарта дошкольного образования. Таким образом, кружковая работа в ДОУ относится к дополнительному образованию детей.
Программы дополнительного образования в нашем ДОУ разработаны в соответствии с :
ФЗ «Об образовании в Российской федерации» № 237 от 29.12.2012;
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (от 17.10.2013 № 1155) ;
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами к содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях 2.4.1.3049-13 от 29.05.2013 г.
И предусматривают развитие личности ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей в физической, психической и эмоциональной сферах.
При организации деятельности дополнительного образования детей детский сад учитывает :
интересы детей и добровольность выбора ими кружка , секций, студий;
возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях;
необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;
понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на её основе;
необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность ;
нормы нагрузки на ребёнка .
Наиболее востребовано дополнительное образования детей художественно-эстетического направления : по обучению детей различным техникам изобразительной деятельности – лепка из пластилина, нетрадиционным способам рисования, а также по физическому развитию дошкольников .
Основанием организации работы кружка являются :
1. социальный заказ (опрос родительского сообщества) ;
2. заявление родителей или лиц их заменяющих воспитанников детского сада.
В начале каждого учебного года проводится социальный опрос на предмет выявления социального заказа родителей /их законных представителей/ на представление Учреждением бесплатных образовательных услуг.
Во многих ДОУ организованы следующие дополнительные бесплатные услуги :
«Сыпучие картинки» (ОО художественно-эстетическое развитие ) Целью программы является создание условий для художественно-эстетического развития детей среднего и старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком.
Цели программы достигаются через решение следующих задач :
1. Развитие умения передавать форму, строение предмета и его частей, правильные пропорции частей, используя разные оттенки света и тени;
2. Обучение созданию статичных песочных картин с учетом ритма, симметрии;
3. Развитие композиционных умений при изображении групп предметов или сюжета;
4. Развитие мелкой моторики , графомоторных навыков;
5. Снятие психоэмоционального напряжения, формирование произвольной регуляции поведения;
6. Развитие художественно-эстетического вкуса.
В процессе обучения дошкольники учатся формулировать замысел и удерживать его на протяжении деятельности ; оценивать свои рисунки и работы других детей, отмечая при этом их качество, содержание, соответствие действительности, эстетическую привлекательность.
Поскольку рисование осуществляется непосредственно пальцами по песку, данная техника предусматривает :
• Развитие плавности , изящества и точности движений;
• Умения работать кистью и пальцами обеих рук;
• Овладение техническими умениями : регуляция силы движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность; умение изменять размах и направление движения руки при рисовании; гармоничное сочетание линий, цвета и тени.
«Пластилиновая фантазия» (ОО художественно-эстетическое развитие )
Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка , раскрывается его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации.
Лепка из пластилина – занятие не только очень приятное, но и полезное для ребёнка . Во время лепки развивается правое полушарие головного мозга, которое отвечает за творческое мышление, мелкая моторика рук, стабилизируется нервная система. У ребёнка формируется понятие о форме и цвете, расширяется представление об окружающем мире . От развития мелкой моторики зависит логическое мышление, внимание, двигательная и зрительная память, воображение, координация движений.
Цель : организация досуговой деятельности детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством самовыражения через изготовление изделий из пластилина.
1. Способствовать развитию творческих способностей детей, воспитанию художественно-эстетического вкуса через занятия лепкой из пластилина;
2. Развивать мелкую моторику .
3. Содействовать развитию интереса детей к художественному творчеству.
Научившись использовать пластилин для творческих целей, дети будут приобщаться через эти занятия к искусству, будут уважать чужую работу. Кроме этого работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребенка , способствует физическому развитию : воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребёнка , воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.
«Здоровячок» (ОО физическое развитие )
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – одна из приоритетных задач дошкольного образования. Быть в движении – значит укреплять здоровье. Работа кружка способствует созданию двигательного режима, направленного на оптимизацию двигательной активности детей в детском саду.
Основным направлением дополнительной программы «Здоровячок» является воспитание здорового образа жизни воспитанников
Цель : создание условий для профилактики плоскостопия и формирования правильной осанки.
1. Обучать способам, формам и методам укрепления здоровья;
2. Развивать двигательную активность и способность её регулировать;
3. Воспитывать потребность в ЗОЖ воспитанников.
«Кукляшки» (ОО художественно-эстетическое развитие )
Благодаря сказке, ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. В театрализованной деятельности ребёнок решает многие проблемные ситуации от какого-либо персонажа. Ребёнок преодолевает робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театрализованные занятия помогают всестороннему развитию ребёнка .
Цель : развитие речи детей через театрализованную деятельность .
1. Знакомить детей с устным народным творчеством (потешки, песни, сказки, небылицы) с использованием игрушек, плоскостных фигур, шапочек-масок и др. театральных атрибутов;
2. Развивать творческие и артистические способности детей, пополнять активный словарь;
3. Воспитывать у детей интерес к театрально-игровой деятельности и любовь к художественной литературе.
Кружковая работа в детском саду – одно из направлений творческого, физического, социально-личного и интеллектуального развития воспитанников , т. е. ориентировано на разностороннее развитие личности ребёнка .
Взаимодействие всех участников создания воспитательного пространства определяется моделью (чаще всего идеальной) образа жизни дошкольника (хотя не только его) .
Воспитательная среда – совокупность природных и социально-бытовых условий, в которых протекает жизнедеятельность ребёнка и становление его как личности. Воспитательная среда (пространство) – среда обитания дошкольника, благоприятная для формирования у ребёнка положительных качеств; это ближайшее окружение , т. е. люди, с которыми он ежедневно общается : члены семьи, группа, воспитатели и т. д.
Воспитательное пространство предоставляет воспитаннику :
свободу выбора ребёнком деятельности (её содержания и форм) и, что особенно важно, такой деятельности , которая позволила бы ему достичь наибольшего успеха, наивысшего самовыражения;
построение диалоговых отношений со сверстниками;
более интенсивное проживание различных ролей
освоения подпространств : культурного, природного, информационного и т. д.
Приведённые определения воспитательного пространства не противоречат друг другу, а скорее дополняют друг друга, представляя данный феномен разными гранями. Так как воспитательное пространство обладает потенциалом – возможностями для развития (инновационным, творческим и пр., взаимодействие основной образовательной деятельности и кружковой работы в процессе создания воспитательного пространства предполагает развитие и реализацию личностных потенциалов воспитанников, то есть их возможностей и способностей без этого пространство будет мертвым.
Таким образом, дополнительные образовательные услуги являются частью создания единого воспитательного пространства в нашем ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль эмоциональной сферы для всестороннего развития ребёнка.
В статье говорится о том, как можно развивать эмоциональную сферу детей через различные виды деятельности.
«Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития ребёнка»
Консультация для родителей «Влияние изобразительной деятельности на всесторонне развитие ребёнка»
Рассказывается родителям о роли изобразительной деятельности в развитие дошкольника.
Проект «Роль пальчиковых игр во всестороннем развитии ребёнка»
Проект представлен в виде презентации, в которой отражены все составляющие любого проекта:цель;задачи;проблема;актуальность;гипотеза;новизна;методы исследования;предпогалаемый результат.
Театрализованная деятельность как инструмент всестороннего развития ребёнка раннего возраста.
Статья о развитии детей раннего возраста посредством вовлечения их в театрализованную деятельность.
Консультация «О влиянии экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка-дошкольника»
Консультация «О влиянии экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка-дошкольника».
Доклад на тему: «Роль игры во всестороннем развитии ребёнка»
Игра имеет большое образовательное значение.
Источник