Круговорот_лес_замкнут_или_нет

Урок «Экосистема леса» с использованием информационных технологий

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем!

– Сегодня мы вместе с нашими друзьями, героями учебника, Леной и Мишей отправимся в лес. Тема нашего урока будет звучать так (на экране появляется новый слайд (см. Приложение 1):

Экосистема леса

В названии урока прозвучало слово “экосистема”. Миша решил проверить, хорошо ли Лена усвоила материал предыдущих уроков и спросил сестру: “Что такое экосистема?” (Появляется новый слайд.)

– Ребята! Лена затрудняется! Помогите ей!

Звучат ответы детей. Делается общий вывод.

Экосистема – единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы разных “профессий” способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. (На экране появляется заставка с видом леса.)

Совместное открытие новых знаний.

– Дети! Как вы думаете? Что такое лес?

Звучат предположения детей.

– Давайте обратимся к толковому словарику в нашем учебнике и найдем там определение слова “лес”. (стр. 79)

Лес – экосистема, в которой роль главных производителей играют деревья. (Появляется новый слайд.)

– Как вы считаете, почему именно деревья, а не другие растения леса играют роль главных производителей в этой экосистеме?

– Какие преимущества имеют деревья перед другими растениями?

– Высокие деревья имеют возможность получать больше солнечных лучей.

(Появляется новый слайд — основные части дерева.)

– Назовите основные части дерева. (Крона, ствол, корни.)

– Как вы считаете, какую роль играет крона? Ствол? Корни?

(Появляется слайд “Схема движения соков в дереве”.)

  • Синие – вода и минеральные вещества.
  • Красные – органические вещества или запасенная энергия солнца.

– Почему одни стрелки движутся вниз, другие – вверх?

Вода и минеральные вещества движутся к листьям и вместе с углекислым газом на свету в процессе фотосинтеза образуют органические вещества. Эти вещества расходуются на рост самими растениями и запасаются. В дальнейшем они используются потребителями.

Откроем учебники на стр. 56 и сравним наши предположения с выводами в учебнике.

Физкультминутка

(Появляется заставка с деревьями.)

– Итак, мы с вами определили, что деревья – главные производители лесной экосистемы.

– Какие еще растения (кроме деревьев) мы можем встретить в лесу?

– В лесу растения располагаются “этажами”.

Деревья – многолетние растения с крупным твердым стеблем.

(Появляется слайд “кустарник”.)

Кустарники – многолетние растения, у которых от общего корня отходят несколько твердых стеблей.

Травы – растения с мягкими зелеными стеблями.

– Мы говорили с вами о производителях лесной экосистемы. Давайте вспомним, какие связи существуют в экосистеме между живыми организмами?

  • Производители – создают органические вещества.
  • Потребители – потребляют готовые органические вещества.
  • Разрушители – разрушают отходы и умершие организмы и перерабатывают их в минеральные вещества, необходимые производителям.
Читайте также:  Таблетки_от_грибковых_половых_инфекций

– Ребята! Мы столько идем по лесу, а животных так и не встретили. Лена подумала, что, наверное, они в лесу неважны. Как вы считаете, права ли Лена?

(Появляется слайд с животными.)

Звучат предположения детей.

– Животных в экосистеме леса намного меньше, чем растений. Но их роль велика. Ведь без них не может нормально идти круговорот веществ.

– Что это такое? Что показывают стрелки? (Кто кем питается, а также перемещение органических веществ.)

– Можно ли назвать этот круговорот замкнутым?

Добавляются стрелки и рисунки разрушителей.

– Каких самых известных разрушителей в экосистеме леса вы знаете? (Грибы и дождевые черви).

В лесу не слишком влажно и не слишком сухо. В этих условиях разрушители могут полностью перерабатывать умершие организмы в необходимые для растений минеральные вещества. Таким образом, круговорот в лесу становится замкнутым.

Подведение итога урока

(Появляется слайд – итог урока.)

Дополнительное задание: стр.66 (правила поведения в лесу).

Домашнее задание

Источник

Если луг постепенно превратится в лес то круговорот там замкнут или нет?

Если луг постепенно превратится в лес то круговорот там замкнут или нет.

Потому что если бы круговорот был замкнут, то луг бы остался таким же как и в настоящий момент, а лес бы не вырос.

Разрушители не справляются со своей работой?

Разрушители не справляются со своей работой.

А это значит, что круговорот в озере не полностью замкнут.

Сравните лес и луг пожалйста?

Сравните лес и луг пожалйста.

Производители деревья круговорот не замкнут — какая это экосистема?

Производители деревья круговорот не замкнут — какая это экосистема.

Определи название экосистемы по её характерным особенностям, запиши в таблицу : Производители — водоросли ; потребители — рыбы ; круговорот не замкнут?

Определи название экосистемы по её характерным особенностям, запиши в таблицу : Производители — водоросли ; потребители — рыбы ; круговорот не замкнут.

Производители — культурные растения ; потребитель — человек ; круговорот замкнут.

Производители — деревья ; круговорот не замкнут.

Круговорот не замкнут, образуется торф.

Замкнутный или незамкнутный круговорот на лугах?

Замкнутный или незамкнутный круговорот на лугах.

Дополни фразу?

Если луг в благоприятных условиях может сменится лесом, значит, круговорот веществ на лугах .

(замкнутый или незамкнутый?

Замкнутый круговорот в экосистеме?

Замкнутый круговорот в экосистеме.

Круговорот веществ на лугу?

Круговорот веществ на лугу.

Что больше защищают люди лес или луг?

Что больше защищают люди лес или луг.

Круговорот веществ на лугу схема 3 класс?

Круговорот веществ на лугу схема 3 класс.

Вы зашли на страницу вопроса Если луг постепенно превратится в лес то круговорот там замкнут или нет?, который относится к категории Окружающий мир. По уровню сложности вопрос соответствует учебной программе для учащихся 1 — 4 классов. В этой же категории вы найдете ответ и на другие, похожие вопросы по теме, найти который можно с помощью автоматической системы «умный поиск». Интересную информацию можно найти в комментариях-ответах пользователей, с которыми есть обратная связь для обсуждения темы. Если предложенные варианты ответов не удовлетворяют, создайте свой вариант запроса в верхней строке.

Читайте также:  Гриб_скрипун_рецепт_приготовления

В горах картина природы меняется с высотой.

Источник

Урок окружающего мира «Потребители и разрушители лесной экосистемы»

Назад Вперёд

  • Образовательные:
  • Познакомить учащихся с животными и растениями леса.
  • Выявить » профессии» лесных жителей.
  • Установить взаимосвязи, взаимные приспособления друг к другу в экосистеме леса.
  • Продолжить развитие способностей аналитически мыслить, сравнивать, обобщать.
  • Поддерживать интерес к изучению объектов и явлений природы.
  • Развивать навыки самостоятельной исследовательской деятельности.

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок,
Начинаем наш урок!

— Здравствуйте, ребята, уважаемые гости!

Ребята, проверьте все ли у вас готово к уроку.

На уроке наши глаза внимательно смотрят и все видят. Уши чутко слушают и все слышат. Голова хорошо работает.

II. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации

— Посмотрите на экран, здесь записаны слова. Прочитайте их.

— Как вы думаете, что их объединяет? (Это названия экосистем.)

— Экосистема — что это такое? ( Экологическая система. Эко — природа, система — порядок. Природное сообщество. Содружество живой и неживой природы, в котором организмы разных «профессий» поддерживают круговорот веществ.)

— Давайте вспомним, что мы знаем об этих экосистемах? ( Со временем на месте озера образуется болото. Если озеро бессточное, то круговорот веществ замкнут не полностью. Разрушители не справляются со своей работой. Поэтому оно зарастает и превращается в болото.

Болото со временем может стать лугом. Разрушителям трудно жить в сырой болотной почве. Мох-сфагнум убивает микроорганизмы. Поэтому отмершие остатки не разрушаются, а превращаются в торф. Из-за накопления торфа болото становится суше и начинает зарастать травой. Круговорот веществ в болоте также не замкнут.)

— Так в чём сходство экосистем озера, болота и луга? (Круговорот веществ не замкнут. Эти экосистемы неустойчивые.)

— А луг при определённых условиях может смениться другой экосистемой? (Да, экосистемой леса.)

На доске постепенно появляется схема:

Неустойчивые системы с незамкнутым круговоротом веществ.

— Какой вопрос в связи с этим возникает? (а лесная экосистема какая? Какой в ней круговорот веществ?)

III. Проблемная ситуация

— Скажите, в какой природной зоне мы с вами живём? (В лесной зоне.)

Какие леса преобладают в нашей Республике? Опишите их. (лиственные, сосняки, смешанные)

— Давайте смоделируем лесную экосистему. (моделируют 3 яруса: трава, кустарники, деревья)

— Какова роль растений леса? (являются производителями)

— А для чего нужен лес? (Втом числе и гулять.)

— А давйте мы с вами прогуляемся по лесу. Для этого закройте глаза и представьте, что мы оказались в лесу (слушем музыку-звуки леса)

— Но вот до нас доносятся чьи-то голоса. Давайте послушаем.

IV. Проблемный вопрос

Инсценировка (диалог Лены с Мишей).

(Идут девочка и мальчик с корзинкой в руках.)

Лена: Миш! Мы столько идём по лесу, а никаких животных так и не встретили. Наверное, они в лесу не так важны.

Миша: Как вы думаете, права ли Лена? (Различные мнения.) Давайте это обсудим.

— Итак, на какой же вопрос мы будем отвечать сегодня? (какова роль животных в экосистеме леса)

VI. Совместное открытие знаний

— На прошлом уроке мы говорили о растениях-производителях леса, а сегодня мы поговорим о других профессиях.

— Каких обитателей леса вы знаете? (Звери: белка, заяц, лиса, волк, лось, медведь, куница, рысь и др.; птицы: дятел, сорока, поползень, ястреб и др.; насекомые: муравьи, жуки и др.)

Читайте также:  Хим_состав_чайного_гриба

— Сегодня ребята приготовили для вас сообщения о некоторых обитателях леса. (выступление ребят)

— Ребята, как же взаимосвязаны между собой растения, звери, птицы и насекомые? (Все организмы являются пищей для других организмов.)

— Как называется последовательность, в которой каждый из организмов съедает другой? (Цепь питания.)

    I группа: кедр —> белка —> куница
  • II группа: ель —> лось —> волк
  • III группа: дуб —> гусеницы —> кукушка —> ястреб
  • IV группа: берёза —> жук-короед —> дятел —> ястреб

— Ель, дуб, берёза, кедр — это: (растения-производители).

— Белка, куница, лось, волк — это: (животные-потребители).

— Чего не хватает в этих цепях питания? (разрушителей)

— А для чего вообще нужны разрушители? (ответы детей)

— Кого из разрушителей вы знаете? (дождевой червь, микроорганизмы, грибы)

— В каких условиях живут разрушители? (им нужны питательные вещества, влага)

— Вы все бывали в лесу, какие в нем условия? Что заметили? (в лесу влажно)

— Если условия леса благоприятны для жизнедеятельности разрушителей, то как их деятельность отразится на круговороте веществ? Какой он будет? (круговорот будет замкнутым)

— Смогут ли деревья жить без обитателей леса? (нет)

— Легко ли встретить в лесу животных? (нет)

— Но несмотря на то, что потребителей и разрушителей в лесу меньше, чем производителей, роль их велика. Без них нет круговорота веществ. У каждого жителя своя профессия.

— Заполните предложенную таблицу, распределив обитателей леса по профессиям.(задание№1)

Распределите обитателей леса по «профессиям»

— Посмотрите на экран, где представлены обитатели экосистемы леса, давайте назовем цепи питания, теперь уже не забывая ни одного жителя леса.(называют)

— Рассмотрите схему экосистемы леса, объясните, что обозначают стрелки?

— Итак, какой вывод об экосистеме леса мы можем сделать? (лес — устойчивая экосистема, с замкнутым круговоротом веществ)

— А если экосистема устойчивая, то ее заменит другая? (нет)

— Что же мы теперь можем ответить Лене? Важны ли животные в лесу? А разрушители? (Да, все они участники круговорота)

VII. Самостоятельное применение знаний

А теперь выполним задания.

Составьте рассказ о жизни леса.

Растения в лесу растут ___________. Животные делят между собой эти этажи:

одни живут на _______________, другие — в ________________, третьи — на земле или даже под землёй. Все живые организмы леса живут сообща. Растений в лесу _______, чем животных. ____________________________________________________________

— Давайте проверим, что у вас получилось? (дети зачитывают ответы, если допущены ошибки-исправляем)

— Посмотрите внимательно на экран — кто лишний? Почему?

IX. Итог урока

При каких условиях лес долго будет устойчивой экосистемой?

— А теперь подведём итог вашей работе на уроке. Возьмите лист самооценки. Поставьте себе оценки. На следующем уроке я раздам вам эти листы с моими оценками.

Лист самооценки _________________________

Работа на уроке Оценка ученика Оценка учителя
1. Помогал выполнять задания в группе
2. Работал на уроке с учебником, выполнял письменные задания
3. Внимательно слушал учителя, одноклассн.
4. Активно работал на уроке

X. Домашнее задание

Книжка-малышка туриста «Как нужно вести себя в лесу».

Источник

Оцените статью