ffeztromop
Сгонял посмотреть выставку русской живописи в Находе. Немного смутило, что нынешняя экспозиция практически не отличается от аналогичных выставок прошлых лет. Даже висят картины на тех же самых местах. Однако один раз прокатиться прокатиться до Находа точно стоит. Как минимум, десяток очень хороших работ и пара вполне себе шедевров:
Илья Репин «Крестный ход в дубовом лесу». Фрагмент. 1877–1924 годы. Галерея современного искусства, Градец Кралове.
Коллекция русской живописи на территории нынешней Чехии начала формироваться еще в конце XIX века, когда после первой выставки передвижников в Праге были куплены две первые картины. Одну из этих картин — «Перед отдачей в приют» кисти Николая Касаткина — сейчас как раз можно увидеть на выставке в Находской галерее среди прочих произведений русского искусства. Вторая картина — полотно Ильи Репина «В одиночном заключении» — несколько лет назад была возвращена из собрания пражской Национальной галереи прежним владельцам и почти сразу перепродана с аукциона.
Когда после революции Чехословакия стала одним из центров русской эмиграции, картины хлынули сюда рекой. Выставки русских художников устраивались почти ежегодно. Прага принимала Бориса Григорьева, Ивана Билибина и Филиппа Малявина. Илья Репин выставлялся в Праге трижды. Только после выставки Филиппа Малявина местными коллекционерами было куплено два десятка его работ, а Национальная галерея приобрела монументальное полотно «Крик», которое сейчас тоже можно увидеть в Находской галерее:
Филипп Малявин «Крик». 1925 год. Национальная галерея, Прага.
В 1931 при Славянском институте Академии наук Чехословакии был основан Архив русского искусства, позднее преобразованный в Музей русского искусства. Основу собрания составили подарки живущих за границей русских художников и частные пожертвования. Так из собрания В.Б. Хвощинского в Риме поступили полотна Сильвестра Щедрина и Карла Брюллова, а так же автопортрет Ореста Кипренского. После ликвидации музея его собрание было передано Находской галерее, ставшей в результате вторым по величине хранилищем русского искусства на территории Чехии после пражской Национальной галереи.
Орест Кипренский «Автопортрет». Галерея изобразительного искусства, Наход.
Михаил Нестеров «Над землей тишина». 1912 год. Галерея изобразительного искусства, Наход.
Самым значительным произведением русской живописи на территории Чехии считается огромное полотно Ильи Репина «Крестный ход в дубовом лесу». Художник работал над этой картиной в общей сложности почти полвека. Первые эскизы он сделал еще в молодости, а последние мазки наложил в 1924 году непосредственно перед продажей. Картина как минимум дважды серьезно переписывалась. Менялась композиция, цветовое решение. Даже дубовый лес в окрестностях Чугуева, увековеченный на полотне, не дождался завершения работы. Вернувшись однажды в родной город из зарубежной поездки, художник обнаружил вместо вековых дубов пеньки.
В 1881 году Репин побывал в Коренной пустыни в окрестностях Курска, славившейся своими крестными ходами. После этого он решает оставить работу над почти готовым полотном и начинает новую картину. Так появился знаменитый «Крестный ход в Курской губернии», ныне хранящийся в Третьяковской галерее. Только через несколько лет после оглушительного триумфа этого своего шедевра Репин решает выставить первый вариант картины. Впервые «Крестный ход в дубовом лесу» был показан на выставке 1891 года вместе с только что законченными «Запорожцами».
Правда, в отличие от «Запорожцев», которых сразу купил для своей коллекции император Александр III, «Крестный ход в дубовом лесу» особого коммерческого успеха не имел. Прошло 34 года, прежде чем художнику удалось продать холст. Только в 1925 году на третьей пражской выставке Ильи Репина картину приобрел чешский промышленник Томаш Маглич. Через десять лет «Крестный ход в дубовом лесу» перешел в собственность Чешского промышленного банка, который, в свою очередь, продал картину с аукциона дирекции Городского сберегательного банка в Градце Кралове.
Следующим хозяином «Крестного хода» стала Галерея современного искусства в том же Градце Кралове, откуда картина перекочевала на временное хранение в Находскую галерею, где и пребывает по сей день. Раз в два года гигантское полотно шириной почти три метра и высотой под два метра покидает хранилище и становится главным экспонатом выставки русской живописи. Нужно добавить, что Илья Репин заканчивал работу над «Крестным ходом» уже будучи 80-летним стариком, так что это живопись совершенно другого Репина, нежели мы привыкли видеть в Третьяковской галерее или Русском музее:
Илья Репин «Крестный ход в дубовом лесу». 1877–1924 годы. Галерея современного искусства, Градец Кралове.
Илья Репин «Крестный ход в дубовом лесу». Деталь. 1877–1924 годы. Галерея современного искусства, Градец Кралове.
Илья Репин «Крестный ход в дубовом лесу». Деталь. 1877–1924 годы. Галерея современного искусства, Градец Кралове.
Еще парочка картин из числа представленных на выставке в Находской галерее:
Владимир Маковский «Свадебная процессия в Орловской губернии». Фрагмент. 1888 год. Национальная галерея, Прага.
Иван Шишкин «Утро в лесу». 1888 год. Национальная галерея, Прага.
Источник
Крестный ход дубовом лесу репин
Тема крестного хода появляется в творчестве И.Е. Репина в 1876–1877 гг., когда художник начинает подготовительную работу к картине «Крестный ход в дубовом лесу. Явленная икона» (1877–1924; Галерея современного искусства, Градец-Кралове) и создает первые эскизы для «Крестного хода в Курской губернии» (1880–1883; ГТГ). Картина «Весна. Пасхальная служба» является этюдом, который исчерпывающе воплощает художественный замысел. Неизвестно, была ли работа лишь этюдом, созданным на основе непосредственного впечатления от натуры, или эскизом — основой задуманной неосуществленной композиции. В любом случае этот репинский «опыт художественного творчества» стал живописной метафорой «русской правды», воплощение которой Репин считал целью искусства.
Сложное построение композиции, в которой большое число данных со спины фигур образуют выстроенную слева направо остановленную процессию, не имеет прямых аналогий с репинскими сценами крестных ходов. Работа — концентрированный пример использования Репиным новаций в художественной системе станковой картины. Работу отличают пленэрная цветовая гамма, сложная пространственная композиция, экспрессивная живописная фактура, пульсирующая вокруг центральной, удаленной от зрителя фигуры священника.
Время, когда создавалась картина, было периодом ожидания русским обществом перемен, связанных с восшествием на престол императора Александра III, а для интеллигенции — нравственных терзаний, вызванных исторической драмой цареубийства. О настроении художника тех лет свидетельствуют его фраза из письма: «Чувства были перегружены ужасами современности. ». И.Е. Репин присутствовал 3 апреля 1881 г. на публичной казни народовольцев в Петербурге, с мая жил в Хотьково под Москвой, а в июле посетил Коренную Рождество-Богородицкую пустынь в окрестностях Курска, где создавал этюды для будущего «Крестного хода в Курской губернии».
Источник
File : Crucession in Oak wood by Ilya Repin (Gradets-Kralov) — detail.jpg
Licensing [ edit ]
This is a faithful photographic reproduction of a two-dimensional, public domain work of art. The work of art itself is in the public domain for the following reason:
The author died in 1930, so this work is in the public domain in its country of origin and other countries and areas where the copyright term is the author’s life plus 80 years or fewer. This work is in the public domain in the United States because it was published (or registered with the U.S. Copyright Office) before January 1, 1928. The official position taken by the Wikimedia Foundation is that «faithful reproductions of two-dimensional public domain works of art are public domain«. File historyClick on a date/time to view the file as it appeared at that time.
You cannot overwrite this file. File usage on CommonsThe following 4 pages use this file: File usage on other wikisThe following other wikis use this file: MetadataThis file contains additional information such as Exif metadata which may have been added by the digital camera, scanner, or software program used to create or digitize it. If the file has been modified from its original state, some details such as the timestamp may not fully reflect those of the original file. The timestamp is only as accurate as the clock in the camera, and it may be completely wrong.
Источник |