- Логопедическая группа: особенности ее работы
- Что такое логопедическая спецгруппа?
- Актуальны ли логогруппы?
- Логопедическая или обычная группа ДОУ: в чем отличия
- Плюсы и минусы логогруппы
- Как попасть в спецгруппу?
- Логопедическая группа детского сада
- Что такое логопедическая коррекционная группа?
- Как занимаются с детьми в логопедических группах?
- Опасности логопедических групп
- Как оформить ребёнка в логопедическую группу?
Логопедическая группа: особенности ее работы
Среди множества дошкольных учреждений своими особенностями обладают логопедические детские сады. Также можно встретить отдельные логопедические группы в детских садах комбинированного вида.
Если ДОУ относится к коррекционному виду, где воспитываются дети, имеющие в качестве вторичных нарушений проблемы с речью (например, с ЗПР (задержкой психического развития), слабовидящие и слабослышащие), то на базе учреждения открывают логопункт, который функционирует с учетом основной коррекционной программы.
Что такое логопедическая спецгруппа?
Логопедическая группа представляет собой специализированное подразделение в дошкольном учреждении, предназначенное для обучения детей с нарушениями речи. В нее распределяют детей с учетом специфики не только речевых особенностей, но и возрастных.
Причины, по которым может быть рекомендовано посещение логогруппы:
- Задержка речевого развития у детей дошкольного возраста.
- Различного рода нарушения в звукопроизношении (когда малыш либо совсем не выговаривает, либо заменяет один звук другим, произносит его неправильно, пример – горловой звук «р»).
- ОНР (общее недоразвитие речи).
В логопедическую группу определяют с четырехлетнего возраста, так как дети лишь с 4-х лет начинают осознавать и учатся слышать то, как они говорят.
Чаще всего в садах комбинированного вида функционируют две логопедические группы – старшая и подготовительная. В возрасте менее четырех лет занятия со специалистом рекомендованы в случае задержки речевого развития. Как правило, малыши с ЗРР и в целом отстают в развитии и могут быть направлены в специализированный коррекционный детский сад для дошкольников с ЗПР.
Актуальны ли логогруппы?
С каждым годом процент детей, нуждающихся в логопедической помощи, растет. Это связано со многими факторами, что в целом обуславливает актуальность детских садиков с логопедическими группами. В условиях массового дошкольного учреждения, где наполняемость в среднем 20-25 детей на группу, педагогу бывает крайне сложно уделить должное внимание индивидуальной работе с каждым воспитанником.
Обычный сад предусматривает работу с дошкольниками не только с сохранным интеллектом, но и с нормой речи. Поэтому нередко дети с проблемами в произношении, несмотря на то, что интеллектуально они развиты так же, как и их сверстники, часто замыкаются, не могут найти контакт с другими людьми и со временем начинают отставать.
Если не учесть всех особенностей в развитии дошкольника, проблема никуда не исчезнет, напротив, в школе с ней будет намного сложнее справиться. Так, проблемы с произношением могут повлечь за собой нарушение письменной речи – дисграфию.
Логопедическая или обычная группа ДОУ: в чем отличия
Различия между обычной массовой и логопедической группой есть. Хотя, на первый взгляд, может показаться, что в них все проходит в одном режиме. Основное отличие заключается в специфике самой работы:
- В логогруппе иначе составлен режим дня, и по-другому проходят образовательные занятия, а именно:
- В течение всего дня работу проводит не только воспитатель, но и логопед, занятия характеризуются коррекционной направленностью.
- Логопед и воспитатель группы ведут тетрадь взаимодействия, благодаря которой они могут закреплять пройденный материал и ускоренно компенсировать речевые проблемы.
- Ведется интенсивно индивидуальная работа. Такие занятия проводятся по 10-15 минут в зависимости от психических познавательных особенностей каждого из воспитанников (внимания, памяти, мышления, восприятия). На занятие логопед может взять и двух-трех детей, при условии, что они имеют одинаковые речевые нарушения и находятся на одном уровне развития. Планирование такой работы проводится поэтапно: от формирования правильного дыхания до автоматизации и дифференциации звуков.
- Занятия воспитателя и логопеда проводятся не только фронтально, но и по подгруппам. В то время как первая подгруппа занимается с воспитателем, вторая – у логопеда, после чего дети меняются.
- Оснащение логопедической группы также отличается от массовой:
- Здесь располагается зеркало для индивидуальной работы. Имеется зона по коррекции произношения, оформление которой проводится согласно возрасту и особенностям речи детей. Особое внимание уделяется развитию фонематического слуха, поэтому в развивающую среду подгруппы включены музыкальные игры, ширмы и т. д. Для воспитанников групп с ОНР (общим недоразвитием речи) доступны различные игры по сенсорике, так как речь тесно связана с ней.
- Есть логопедический кабинет или уголок.
- В отличие от обычной, в речевую спецгруппу меньший набор. По всем правилам количество воспитанников не должно превышать десяти, но бывают и исключения. Из-за нехватки мест, в некоторых случаях наполняемость может быть выше.
- Перспективное планирование соответствует особенностям речевого развития воспитанников.
Плюсы и минусы логогруппы
В логопедической практике часто специалисты сталкиваются с проблемой в работе с родителями, препятствующими коррекционному процессу. Среди родителей есть такие, которые побаиваются отдавать своего ребенка в логогруппу, ссылаясь на то, что:
- Малыш может замкнуться в себе, ему будет некомфортно и он может получить стресс из-за смены детского коллектива и взрослых.
- Вдруг в спецгруппе будут дошкольники, имеющие более серьезные нарушения речи, и малыш станет на их фоне говорить еще хуже.
На самом деле существенных минусов и поводов для переживания нет. Несоответствие возрасту, психическим и речевым особенностям детей, определенным в одну подгруппу, − крайне редкое явление, с этим можно столкнуться только в случае несоблюдения правил, прописанных в государственных стандартах.
Если добросовестно проводится работа, согласно всем требованиям, то в посещении логопедической группы можно отметить лишь плюсы:
- В логогруппах маленький набор, благодаря чему каждому воспитаннику уделяется больше внимания.
- Программа обучения дошкольников с нарушениями речи, но при этом с сохранным интеллектом, соответствует общеобразовательному уровню, поэтому при поступлении в школу малыш станет не только хорошо и правильно разговаривать, но и будет знать необходимый учебный материал.
- Ежедневно развитием детей занимается не только воспитатель, но и логопед.
Как попасть в спецгруппу?
Как вообще дети попадают в логопедическую группу? Для того чтобы малыша определили в такую спецгруппу или сад, необходимо будет утверждение ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии). В свою очередь, на саму комиссию изначально малыша могут направить по итогам обследования логопедом состояния речи детей массового детского сада. Как правило, такую проверку проходят воспитанники средней, старшей и подготовительной групп.
В зависимости от того, какие именно проблемы будут выявлены у малыша, будут рекомендованы дополнительные занятия со специалистом. При серьезных речевых нарушениях дается направление на ПМПК и посещение комбинированного детского сада с логопедическими группами.
Рекомендации по прохождению комиссии могут быть получены от сотрудников сада, в который изначально ходил ребенок. В этом случае воспитатели, психолог и логопед пишут характеристику на воспитанника, которая и будет являться основанием для посещения специализированного учреждения или логогруппы. Заключение психоневролога ускоряет этот процесс, если проблема действительно имеет место. Для ПМПК необходимо собрать и другие документы: заключение психиатра, педиатра, ЛОРа, окулиста.
(Пока оценок нет)
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, правомерно ли и обязательное ли это правило оставлять детей на ночь в группе по заиканию в логопедическом детском саду? Нам дали такую группу, и сказали что у них такой режим, что 3 раза в неделю дети остаются там с ночёвкой (государственный логопедический детский сад). Можем ли мы отказаться от таких ночевок, и не исключат ли нас из-за этого из детского сада?
Обязательно ли ребенку проходить ППк для того, чтобы специалист (логопед или психолог) взяли его на индивидуальную работу или решение ППк необходимо в индивидуальных, сложных случаях?
Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, может ли в логогруппе , где находятся дети с онр, находиться и ребёнок с заиканием? И если нет, то на основании каких правовых документов?
Поделитесь своим мнением о статье. Что показалось вам особенно полезным, как данная информация помогла в решении проблемы?
Источник
Логопедическая группа детского сада
Во многих детских садах есть логопедические группы. Отношение родителей к ним неоднозначное. Одни стремятся поместить туда своего ребёнка любыми путями, даже если показаний к этому нет. Другие — панически боятся отправлять своего малыша, даже если на руках имеется направление от логопеда и заключение специальной комиссии. Кто же из них прав?
Среди родителей дошкольников одинаково популярны два мнения о логопедической группе. Мнение первое: логопедическая группа — добро, так как в ней меньше детей и больше развивающих занятий.
Мнение второе: логопедическая группа — зло, так как ребёнок будет находиться среди неполноценных детей и ещё начнёт брать с них пример.
Чтобы выяснить, какое мнение правильное, познакомимся поближе с логопедической группой детского сада.
Что такое логопедическая коррекционная группа?
Логопедическая коррекционная группа — это отдельная группа детского сада в которую принимаются дети 5-6 лет (иногда — раньше), имеющие нарушения речи. Глобально логопедические группы подразделяются на речевые (чисто логопедические) и ЗПР-группы, в которых обучаются детишки с задержкой психо-речевого развития.
В речевых группах дети учатся произносить те звуки, которые у них не получаются, учатся говорить правильно связанными предложениями.
В ЗПР-группах наряду с логопедами с детьми занимаются дефектологи.
Занятия с детьми проходят усиленные, по сравнению с обычной группой детского сада, их практически в два раза больше. Речь тесно связана с памятью и умственным развитием ребёнка. Практика показывает, что современные логопедические группы лучше готовят детей к школе, чем обычные.
Как занимаются с детьми в логопедических группах?
В логопедических группах дети получают всё, что обычно плюс дополнительные занятия. В результате значительно расширяется словарный запас, формируются навыки правильного письма и грамотной речи, происходит подробное знакомство со звуко-буквенным анализом. Дети обучаются связанно излагать свои мысли, рассказывать по картинкам, пересказывать тексты
Опасности логопедических групп
При неграмотном формировании групп, когда объединяются, к примеру, дети с заиканием и те, кто просто не выговаривает несколько звуков, могут случаться неприятности. Дети, ранее не заикавшиеся, начинают заикаться. Развивается так называемое подражательное заикание., которое потом нужно лечить отдельно. Но это — грубое нарушение формирования групп и встречается крайне редко. Помните, что вы всегда можете уточнить — какие дети будут окружать вашего ребенка и проконсультироваться с заведующей по конкретному вашему случаю.
Как оформить ребёнка в логопедическую группу?
Если ваш малыш уже посещает детский сад, и после осмотра логопед сделал заключение о необходимости его перевода в логопедическую группу, от вас требуется только согласие на этот перевод. Все комиссии, обычно, ребёнок проходит в своём детском саду и только в исключительных случаях может быть направлен в стороннюю организацию (к примеру, районную комиссию). Родители об этом ставятся в известность и уже сами решают — соглашаться им или нет.
Если ваш ребёнок ещё не посещает детский сад, то для начала вам нужно посетить логопеда поликлиники в которой наблюдается ребёнок. Если специалист найдёт отклонения, то он даст направление в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Перед тем, как туда отправляться, нужно посетить следующих специалистов:
- педиатра,
- окулиста,
- оториноларинголога,
- невропатолога,
- психиатра (по показаниям).
Затем нужно записаться на ПМПК и в назначенный день явиться туда вместе с ребёнком и следующими документами:
- паспорт сопровождающего родственника (родителя или опекуна);
- свидетельство о рождении ребёнка;
- заключения вышеперечисленных специалистов.
Комиссия решает последовательно два вопроса.
Первый: нуждается ли ребёнок в логопедической группе.
Второй, если ответ на первый вопрос положительный: в какую именно коррекционную группу определить ребёнка. Возможны несколько вариантов:
- группа заикания — если есть хоть малейшее заикание;
- недоразвития речи — если есть грубая задержка развития речи;
- нарушения речи фонетико-фонематического характера — если малыш не произносит более 10 звуков;
- нарушения произношения отдельных звуков — если малыш неправильно произносит небольшое количество звуков.
Логопедическая группа детского сада — не добро и не зло, это необходимость для тех детей, кто нуждается в коррекции речи. Поэтому если вашего ребёнка планируют перевести в логопедическую группу — не расстраивайтесь — это ему во благо. Если же показаний нет — не стремитесь туда.
Источник