Корабельная_роща_шишкин_лес

На изящном: «Корабельная роща» Шишкина и государственные крестьяне

В рубрике #на_изящном автор телеграм-канала Art is New Sexy Мария Аборонова проводит ревизию шедевров мирового искусства. На этой неделе вспоминаем кораблестроение в Российской империи и Ивана Шишкина. Как они связаны? А вот как.

«Корабельная роща» — одна из последних картин Ивана Ивановича Шишкина. На ней изображена реальная роща так называемой корабельной сосны в селе Нижнее Афанасово. Мы точно это знаем, так как Шишкин сам сделал надпись на рисунке к картине: «Афанасовская корабельная роща близ Елабуги». В Большом и Нижнем Афанасово с XVIII века велась заготовка сосен для строительства судов: сосновый ствол использовался для мачт кораблей. На первый взгляд, это обычный пейзаж, но полотна художника-передвижника нельзя понимать буквально — в них заключен определенный символизм. Объясняем какой.

Что означало изображение корабельной рощи для современников Шишкина в 1898 году?

Корабельная сосна со времен Петра I находилась под охраной государства. В 1703 году император объявил заповедными все деревья, необходимые для кораблестроения. Это был, как сейчас бы сказали, стратегический объект. Государь заботился о качестве флота, а значит, и о достаточном количестве корабельной сосны . Лесозаготовка была настолько важна, что после первых указов Петра I на эту тему последующие десятки лет четверть всех принимаемых природоохранных нормативных документов была посвящена лесу.

Корабельные леса выделялись во всех редакциях лесных уставов и относились к разряду государственных лесов до 1876 года. Все подходы по работе с лесом тщательно регламентировались. Например, мачтовым считалось дерево, из которого можно было получить бревно длиной не менее 19,5 м и диаметром в отрубе 30,5 см . Чтобы получить качественный продукт на выходе, за лесом нужно было определенным образом ухаживать. Кто этим занимался? Конечно, крестьяне.

Российское крестьянство после отмены крепостного права в 1861 году было неоднородным и вплоть до начала XX века состояло из категорий, имевших существенные различия в пределах даже одного региона. В аграрном секторе доминировали государственные крестьяне. В середине XIX века они составляли до 40% населения страны и появились, как и корабельные рощи, благодаря Петру I — из незакрепощенных слоев сельского населения, всегда, по сути, были свободными, хотя и прикрепленными к земле .

От этой категории крестьянства в казну поступала примерно треть всех доходов, поэтому государство всячески способствовало улучшению их положения. У них было больше прав, чем у других крестьян, включая право переходить в другие сословия, переселяться на новое место, заключать брак с лицами из других сословий, заниматься торговлей и предпринимательством, отхожими промыслами и т. д. Они имели право владеть и пользоваться землей и лесами; движимым и недвижимым имуществом. Государственные крестьяне могли продавать свое имущество, закладывать, менять, передавать по наследству. Им разрешалось вступать в договорные отношения: в подряды с казной, купцами и промышленниками, брать взаймы. В общем, с точки зрения свобод их жизнь была на порядок качественнее остальных разрядов крестьянства.

Читайте также:  Какие_бывают_гибриды_ягод

Взамен на эти свободы государственные крестьяне были обязаны обрабатывать землю, ухаживать за лесами, выполнять все сопутствующие повинности и, конечно, выплачивать пошлины — куда более существенные, чем у помещичьих и удельных крестьян .

Большое и Нижнее Афанасово, рядом с которыми находилась изображенная на картине роща, как раз были селами государственных крестьян. Если разбирающийся в корабельной сосне человек присмотрится к деревьям кисти Шишкина, то поймет, что им примерно по 80–90 лет, а значит, о них заботилось не одно поколение крестьян. Судя по тому, в каком отличном состоянии находится лес, какие ровные стволы у деревьев, можно точно сказать, что жители Афанасово прекрасно владели своим ремеслом.

Теперь посмотрим на картину глазами современников Шишкина, знавших и про статус государственных крестьян, и про особое положение корабельного леса.

После расцвета промышленного капитализма объекты, подобные корабельной роще, начали исчезать. Корабли строили из металла, и с 1876 года в лесном уставе в разряде государственных лесов перестали выделяться корабельные. То, над чем ответственно трудились поколения свободных государственных крестьян, начало приходить в упадок.

Напомню, что передвижники выступали за либеральные ценности и свободы , выступали против монархии. Волна энтузиазма, вызванная крестьянскими реформами, выливалась в сюжеты картин, посвященные крестьянам, их тяжелому ручному труду, угнетению, но одновременно с этим и их важности в национальном масштабе. Так и Шишкин в своей «Корабельной роще» показывает не просто красивый и знакомый ему с детства пейзаж ( Шишкин родился в Елабуге Вятской губернии ), а памятник тому, что может создать не искалеченный годами закрепощения человек.

Источник

Корабельная роща шишкин лес

Вы используете устаревший браузер.
Пожалуйста, обновите его.

Коллекция онлайн

Корабельная роща

Корабельная роща

  • Холст, масло . 165 x 252
  • Ж-4125
  • Пост. в 1898 от автора
  • Экспонирование Михайловский дворец Открыть панораму зала в виртуальном туре
    Зал 27-2. Искусство 2-й половины XIX в. Шишкин
  • Период Вторая половина XIX века
  • Категория Пейзаж
  • Ключевые слова Передвижники, ТПХВ | лесной пейзаж | день | лето Поделиться

    Блестящим итогом полувекового пути Шишкина в отечественном искусстве стала картина „Корабельная роща“ (1898), в основу которой легли этюды, исполненные им под Елабугой в Афонасовской корабельной роще, где он нашел свой идеал — синтез гармонии и величия. Это полотно — широкое и многогранное обобщение, но созданный в нем образ не утратил конкретности, трепета жизни и ощущения близости человека. Картину можно считать классической по завершенности, полноте художественного образа, монументальности звучания. Стройные высокие сосны предстают во всей пластической красоте. Кажутся почти осязательными любовно написанные смолистые стволы. В произведении нет ни одного куска, исполненного равнодушной, привычно-умелой рукой. Художник словно живет одной жизнью с изображаемой им природой. Картина стала заключительным аккордом в созданной мастером эпопее, символизирующей красоту и силу русских лесов. Ирина Шувалова. «Что может быть лучше природы!» // Иван Шишкин из собраний Русского музея и Третьяковской галереи. СПб, 2008. С. 18.

    Как все лучшие полотна Шишкина, эта картина рождает ощущение жизни, чувство непосредственной близости к природе. В основу ее легли натурные этюды, выполненные художником в родных прикамских лесах. Но в этом последнем произведении мастера отражено и то глубочайшее знание растительного мира, которое было накоплено им за почти полувековую творческую жизнь. Срезая рамой верхушки стволов (прием, часто повторяющийся у Шишкина), художник усиливает впечатление огромности деревьев, которым, кажется, не хватает места на полотне. Мощные вековые сосны даны во всей пластической красоте. Их чашуйчатая кора буквально вылеплена кистью с использованием многих цветов. Шишкин был и оставался до конца непревзойденным знатоком дерева, не имевшим соперников в изображении хвойного леса. Вспорхнувшие над ручьем бабочки, чуть голубоватые рефлексы от неба, зеленоватые отражения в воде, лиловатые тени на стволах, привносят светлую радость бытия, не нарушая при этом впечатления разлитого вокруг покоя. Разнообразные мазки, выявляющие форму и фактуру, подчеркивают мягкость травы, пушистость хвои, крепость стволов. Во всем чувствуется отточенное мастерство, уверенная рука художника. Конкретность образа сочетается в произведении с широким обобщением.

    «Корабли в лесу». Иван Шишкин. Онлайн-курс «Я и картина» (7:44)

    На протяжении всего творческого пути Шишкин обладал неутомимой энергией и работоспособностью. При этом его произведения всегда отличались высоким уровнем исполнительского мастерства. Блестящий итог и вершина творчества живописца — картина «Корабельная роща» (1898). В ней художник достиг безупречной гармонии и величия лесного пейзажа. На основе подготовительных художественных материалов, собранных под Елабугой в Афонасовской корабельной роще, в петербургской мастерской был создан типический образ русской природы. Не случайно во время первого экспонирования произведения на XXVI выставке Товарищества передвижников слышались восторженные отзывы коллег Шишкина: «Сосной на выставке запахло — солнца, свету прибыло!». Так жизнеутверждающе написать родную природу мог только искренне любящий и проникновенно чувствующий ее человек, творческое кредо которого отражает авторская надпись на одном из эскизов запечатленных мест: «Раздолье, простор, угодье. Рожь. Божья благодать. Русское богатство». Сергей Кривонденченков. Собрание живописи Шишкина в Русском музее // Иван Иванович Шишкин. 1832–1898. Картины, рисунки и акварели, гравюры из фондов Русского музея. СПб, 2020. С. 9.

    Корабельная роща — анимированная картина на образовательном портале «Здравствуй, музей».

    Методические материалы на образовательном портале «Здравствуй, музей».

    Источник

    Корабельная роща шишкин лес

    Вы используете устаревший браузер.
    Пожалуйста, обновите его.

    Коллекция Государственного Русского музея

    Корабельная роща

    Корабельная роща

    • Холст, масло . 165 x 252
    • Ж-4125
    • Пост. в 1898 от автора
Оцените статью