- Копающие ингушские огороды за чуток
- Ингушский кодекс чести. По каким правилам живут люди в Ингушетии
- Отношения со старшими
- Отношения с гостями
- Одежда
- Чеченцы и ингуши называли себя «нахче».
- Список ингушских тейпов
- Содержание
- Список ингушских тейпов
- Тейпы выходцы из Галгаевского или Хамхинское общества (Г1алг1ай шахьар — инг.)
- Выходцы с Эгикала(Аьгикхал -инг) (Эгахой)
- Озиевы (Эгахой)
- Газдиевы (Газьг — наькъан) находятся в братстве с Тонгиевыми и Ужаховыми
- Богатыревы (Бохтар — наькъан)
- Аушевы (Оувша — наькъан)
- Выходцы с Хамхи (Хьамхой)
- Костоевы (Къоастой) ветвь Хамхой
- Выходцы с Таргима (Таргимхой)
- Арчаковы (Арчакх-наькъан)
- Бековы (Бек — наькъан)
- Горбако / вы (Г1арбакх — наькъан)
- === === Хабра (Чемхильг ньакъан)=== ===
- Смотреть что такое «Список ингушских тейпов» в других словарях:
Копающие ингушские огороды за чуток
Х1ама хьаде хала дале а, даьр леладе кхы а халаг1а да.
Трудно сделать что-то полезное, но куда труднее сохранить сделанное.
Х1ара саг ший сина аьла ва.
Любой человек – князь своей души.
Хьа дикал цкъа гу наха, хьа вол гу иттаза.
Твои достоинства люди видят один раз, а недостатки – десятки раз.
Хьа дош дош деце, хьа дув а дув бац.
Если не крепко твое слово, то и клятва твоя – не клятва.
Хьа мелал д1ахой, наха вуаргва хьо.
Если люди узнают про твои слабости, тебя съедят
Хьадехаш вале, д1алуш а хила.
Любишь просить – умей и давать
Хьай ц1аг1а хьаьша ма хила, наьха ц1аг1а фусам-да ма хила.
Не будь дома гостем, а в гостях хозяином.
Хьай чо 1а боаккхийте, т1ера корта хьоргба хьа.
Если позволишь выдернуть волосок с головы, то потом и головы лишишься.
Хьайга дулур нахага де ма ала.
Не перекладывай на других то, что можешь сделать сам.
Хьайга рузкъа да аьле, кура ма вала; хье къе ва, аьле, миска ма хила.
Став богатым – не возгордись, став бедным – не унижайся
Хьайга ца кхайкхача ма г1о, д1аг1о алалца а ма ваг1а.
Не ходи, куда не звали; не засиживайся, пока не попросили
Хьайна дика даь дале, дувца; 1айха дика даь дале, лочкъаде.
Сделали тебе добро – говори о нем; сам совершил добрый поступок – молчи о нем.
Хьайна мел ховр ма дувца, 1айха мел дувцар ха.
Не говори всего, что знаешь, но знай все, а чем говоришь
Хьайна т1адаг1а кер эцачул хье т1аваг1а къайг эца.
Лучше возьми себе ворону, на которой сидишь, чем взять сокола, который сидит на тебе.
Хьайна хулача пайданна духьа сага водар ма де, — цу сага къайла хьо воде а, Даллана къайла г1оргвац хьо.
Не вреди другому ради своей пользы: если он об этом и не узнает, то бог Дяла же все это видит.
Хьайро санна охь дунено адам.
Жизнь перетирает (уносит) людей, словно зерно на мельнице.
Хьакха керчача керч веха саг.
Пьяница валяется в той же луже, что и свинья
Хьакхеи чаи цхьан хьунаг1а яьже а, в1аший тац.
Кабан и медведь в одном лесу пасутся, а вместе не уживаются
Хьалаца хала да, д1ахеца атта да.
Поймать – трудно, отпустить – легко.
Хьалхаводар т1ехьавоаг1ачун т1ий да.
Впереди идущий – мост для идущего следом.
Хьалхашка хьежача, во1ала хет; т1ехьашкара хьежача, йо1ала хет.
Спереди посмотреть, похож на мужчину; сзади посмотреть, похож на женщину (про попа).
Хастех хий долалу, хих Тирк хул, Тирко форд бузабу.
Вода начинает течь из родников, из них образуется Терек, а Терек наполняет море
Хьаькъал дола саг вовза хала да, 1овдал йистхуллашехьа вовз.
Умного не сразу узнаешь, а дурака – по первым же его словам.
Хьаькъал дола ка ший 1улах ара а ийкха, кхыча 1ула эккхаргбац.
Разумный баран не выскочит из своего стада и не запрыгнет в чужое
Хьаькъал долча денал хул, хьаькъали денали долча сий а хул.
Где ум, там и мужество, а где ум да мужество, там и честь
Хьаькъал долча моастаг1чох цкъа лорале, хьаькъала гаьна воацача доттаг1ачох иттаза лорале.
Умного врага остерегайся один раз, а от недалекого друга – десятки раз.
Хьаькъала къе вар метта в1аьхий хул.
Бедный умом бывает “богат” языком.
Хьаькъалга, эзделага хьежжа нахана везаргва хьо.
Люди будут ценить тебя по уму и благородству.
Хьаьр кхера а кхастац ялат доацаш.
Без зерна не крутятся и жернова.
Хьаьрваьнначоа дарба – вийхка из 1овиллар.
Для сумасшедшего одно лечение – связать его
Хьаьшанна шу оттадеш санна цун говрана а фуъ билла.
Накрыл гостю стол – и его лошади корму задай.
Хьаьший бага хьежаш ваг1аргва ц1аьрмата фусам-да.
Жадный хозяин глаз не сводит со рта гостя.
Хье бордз яле, катоха, еце – сатоха.
Если ты волк, хватай (налетай), если нет – терпи.
Хье вахача мехка лакха г1ала йог1а.
Высокую башню воздвигай в своей стране.
Хье воатт1авой а бакъдар мара ма ала.
Хоть и разорвут тебя, говори только правду.
Хье г1отторгволча метте 1о ма ха.
Не садись не на свое место – тебя с него поднимут.
Ингушский кодекс чести. По каким правилам живут люди в Ингушетии
Ингуши до сих пор подчиняются Эзделу, своду неписанных правил жизни ингушей, фактически кодексу чести. Все эти правила передаются от родителей к детям, их все знают и все стараются соблюдать.
Как говорят сами ингуши, в основе всех их правил поведения лежат скромность, уважение и сдержанность.
Отношения со старшими
У ингушей принято уважать старших. Да, уважать принято у всех народов, но и ингушей особенно.
Например, ингушу нельзя сидеть перед старшими. Если ингуш находится в доме с отцом, то сесть может только отец, причем на самом лучшее место.
При общении со старейшинами все стоят, тем самым проявляя к ним уважение. Все решения о том, как будет жить семья, село, вообще вся республика принимаются старейшинами. И идти против их воли никто не решится.
Нельзя встречать старших босиком, да вообще нежелательно оголять перед старшими никакие части тела, кроме кистей рук. Это правила касается не только женщин, но и мужчин.
Запрещено в присутствии старших называть свою жену или мужа по имени, хвалить своих детей. Надо быть скромными.
Отношения с гостями
В ингушских селах до сих пор можно постучать в любой дом и попроситься в гости, с вероятностью 90% вас впустят, напоят чаем и потом накормят. У ингушей даже есть шутка о том, что на чай зовут гостей только для того, чтобы за время чаепития успеть приготовить полноценный обед или ужин.
Гость у ингушей считает чем-то вроде божьего подарка, потому и принимать его надо соответствующе.
Одежда
Ингуши никогда не ходят в шортах и другим не советуют. Если местные увидят приезжего в таком виде, то до драки не дойдет, но замечание сделают точно, потому что так ходить неприлично. Также не принято ходить в спортивной одежде за пределами спортзалов, не очень хорошая идея надевать джинсы. Футболки надевать можно, майки нельзя.
Женщинам не стоит ходить коротких юбках, а вот в длинных наоборот, даже рекомендуется. А еще лучше носить длинное платье.
Это лишь небольшая часть из правил ингушской жизни. За серьезные нарушения Эздела от человека может отречься весь род, а хуже этого наказания для настоящего ингуша придумать нельзя.
Чеченцы и ингуши называли себя «нахче».
Полемизируя с утверждениями некоторых современных ингушских историков о том, что чеченцы и ингуши изначально были отдельными народами, известный чеченский исследователь Хасан Бакаев (более известный под псевдонимом «Дени Баксан») собрал подборку выдержек из трудов российских кавказоведов, в которых содержится информация о том, что по крайней мере в 19 и в начале 20 века и чеченцы и ингуши использовали общее самоназвание «нахче» / «нохчи».
В научной литературе XIX века, посвящённой Северному Кавказу многократно встречается этноним нахче (нахчу, нахчо) как общее название чеченцев и ингушей.
Например, видный ученый-кавказовед и военный историк А.П. Берже еще в 1859 году, перечислив целый ряд чеченских и ингушских ообществ (Назрановцев, Карабулаков, Галашевцев, Джераховцев, Кистов, Галгаевцев, Цоринцев, Аккинцев, Пешхой, Ичкеринцев, Качкалыковцев, Мичиковцев, Ауховцев, Чеченцев Теркских, Чеченцев Сунженских и Чеченцев Брагунских) отмечал:
Вот исчисление всех племен, на которые принято делить Чеченцев. В строгом же смысле деление это не имеет основания. Самим Чеченцам оно совершенно неизвестно . Они сами себя называют Нахче, т.е. «народ « и это относится до всего народа, говорящего на Чеченском языке и его наречиях. Упомянутые же названия им были даны или от аулов, как Цори, Галгай, Шатой и др., или от рек и гор, как Мичиковцы и Качкалыки. Весьма вероятно, что рано или поздно все или большая часть приведенных нами имен исчезнут и Чеченцы удержат за собою одно общее наименование.
Берже А.П., Чечня и Чеченцы, Тифлис, 1859 г., с. 65-66.
Вслед за А.П. Берже о том же свидетельствует участник Кавказской войны и мемуарист генерал-полковник Д.И. Романовский, который в 1860 году писал, что нахче – это общее самоназвание всех племен и обществ, занимавших пространство от Осетии на западе и до Андийского хребта на востоке. То есть, не только чеченцы, но и ингуши называли себя этническим именем нахче .
Подробнее: Романовский Д.И., Кавказ и Кавказская война. СПб, 1860 г., с. 31-32.
Российский военный историк XIX века Н.Ф. Дубровин, поименно перечислив все ингушские и чеченские общества (кистов, галгаевцев, назрановцев или ингушей, карабулаков, галашевцев, джерахов, цоринцев, ако или акинцев, мердженцев, пшехойев или шопоти, шубузов, шатойев, шаройцев или киалалов, джан-бутриев, чеберлойцев или тадбутриев и брагунских чеченцев) также утверждает, что все они называют себя нахче
Подробнее: Дубровин Н.Ф., История войны и владычества русских на Кавказе. Том I, Книга 1, СПб, 1871 г., с. 368-369.
C этими учеными согласен другой военный историк-кавказовед XIX века, В.А. Потто:
Чеченцев обыкновенно делят на множество групп, или обществ, давая им имя от рек и гор, на которых они обитали, или от значительных аулов, обнаруживающих влияние на другие. Таковы алдинцы, атагинцы, назрановцы, карабулаки, джерахи, галгаевцы, мичиковцы, качкалыковцы, ичкеринцы, ауховцы и прочие, и прочие. Но это разделение чеченского народа на множество отдельных родов сделано, однако же, русскими и, в строгом смысле, имеет значение только для них же. Местным жителям оно совершенно неизвестно. Чеченцы сами себя называют нахче, то есть народ, и название это относится одинаково ко всем племенам и поколениям, говорящим на чеченском языке и его наречиях.
Потто В.А., Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях, Т. 2, СПб, 1887 г., с. 63-64.
Российский специалист по кавказским языкам и этнограф П.К. Услар, составивший кириллическую азбуку чеченского языка, также отмечает, что название «нахче» («нахчуо») является общим для чеченцев и ингушей. Он писал:
Предлагаемая азбука составлена для языка народа, который сам себя назвал «нахчуй» или «нахчий» (в единственном числе – «нахчуо»), а у нас называемо чеченцами или кистинцами (последнее название грузинское). Язык нахчуй дробится на множество наречий, которые возникли частью по уединенному положению некоторых обществ, частью под влиянием языков соседних народов, осетин, и в особенности кумыков». Далее П.К. Услар констатировал, что язык нахчуй демонстрирует «замечательное характерное единство» за исключением диалекта джераховцев, «которые говорят весьма измененным наречием»
Услар П.К., Этнография Кавказа. Языкознание. Ч. II. Чеченский язык. Тифлис, 1888 г., § 1.
Русский историк, этнограф и кавказовед, председатель Кавказской Археографической Комиссии Е.Г. Вейденбаум писал:
В старинных русских дипломатических актах, относящихся к 16−17 столетиям, упоминается в горах по Тереку народ мичкизы. Впоследствии, когда русские войска побывали за Тереком, появились названия чеченцев и кистов, наконец, при более близком знакомстве с горцами восточной половины северного склона Кавказского хребта, мы узнали о существовании галгаев, глигвов, ингушей, карабулаков, назрановцев, ичкеринцев, ауховцев и много других народов. После лингвистических исследований оказалось, что все они составляют одно племя или народ, который сам себя называет нахчий, у нас же известен теперь под именем чеченцев. Bcе же приведенные выше названия означают или родовые подразделения этого народа, или заимствованы нами от названий селений (напр. назрановцы и чеченцы) и местностей (ауховцы, ичкеринцы), или же, наконец, взяты у соседних народов»
Вейденбаум Е.Г., Путеводитель по Кавказу, Тифлис, 1888 г., с. 70.
В самом конце XIX века немецкий филолог на русской службе К.Ф. Ган отмечал, что все чеченские и ингушские общества идентифицируют себя как нахче .
В Чечне живут чеченцы, число которых по переписи 1897 года простирается до 283 421 лиц обоего пола. Имя свое получили они от разрушенного большого аула Чечень, расположенного в нижнем течении Аргуна. Русские делили их на 20 различных племен, как-то: назрановцев, кистин, галгаев, цоринов, шатойцев, шароецев, чабирлойцев, ичкеринцев, качкаликов и т. д. Народ сам не знает этих названий. Они сами называют себя “нахче”, т.е. народ »
Ган К.Ф., Путешествие в страну пшавов, хевсур, кистин и ингушей. (Летом 1897 г.)// Кавказский вестник, № 6. 1900 г., с. 64.
Эти сведения исследователей были обобщены в дореволюционном Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона:
Чеченцы — кавказская народность восточно-горской группы, занимавшая до войны территорию между реками Аксаем, Сунжей и Кавказским хребтом. Ныне они живут смешанно с русскими и кумыками в Терской области, к востоку от осетин, между Тереком и южной границей области, от Дарьяла до истока реки Акташ. Река Сунжа разделяет чрезвычайно плодородную страну Чеченцев на две части: Большую Чечню (возвышенную) и Малую (низменную). Кроме собственно Чеченцев (в Грозненском округе), делящихся на несколько разноименных племен, к ним причисляются: кисты (по ущельям Макалдона и Аргуна), ингуши (см.), галгаи, карабулаки (по Ассе и Сунже; самое враждебное нам племя, целиком выселившееся в Турцию) и ичкеринцы (в Веденском округе). Название Чеченцев ведет свое начало от названия аула Большой Чечень (на Аргуни), служившего некогда центральным пунктом для всех собраний, на которых обсуждались военные планы против России. Сами Чеченцы себя называют нахчой (люди, народ).
Энциклопедия Брокгауза и Эфрона. Т. 38, СПб, 1903 г..
Важное дополнение к сказанному находится в работе известного кавказоведа и этнографа Б.К. Далгата, который изучал историю и обычаи чеченцев и ингушей в конце XIX столетия, а потом дополнил и уточнил свои наблюдения на полевых материалах, полученных в горной Ингушетии в первой трети XX века. Б.К. Далгат писал:
Теперь и кабардинцы (шашан), и осетины (цацан), и русские, и сами чеченцы в сношениях с другими народами употребляют название «чеченцы». Но сам народ именует себя. «нахчой». Это название очень часто применяют к себе и сами ингуши и охотно может быть употребляемо как общее племенное название этого народа наряду со словом «чечены».
Было бы поэтому наиболее правильным, оставив название чеченцев и ингушей для отдельных частей этого племени, назвать всех их нахчуйцами.
Далгат Б.К., Родовой быт и обычное право чеченцев и ингушей. Исследование и материалы 1892 – 1894 гг. М., 2008 г., страницы 42 и 47.
Список ингушских тейпов
Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии. |
Содержание
Список ингушских тейпов
Ингушский народ сложился из следующих обществ:
- Галгаевское(Г1алг1ай — инг) или Хамхинское общество (Г1алг1ай шахьар)
- Цоринское общество (Цхьорой шахьар)
- Фаьппинское или Мецхальское общество (Фаьппий шахьар)
- Джейрахское общество (Ж1айрхой шахьар)
- Орстхой.
Тейпы выходцы из Галгаевского(Хамхинского)общества считаются более почитаемыми тейпами — Эздий. Но не все. Например, Тумхой и Кхохкхой — выходцы из Хамхинского общества, но при этом эздий-тейпами не являются.
Цхьоринское общество было не однообразным. Туда входили и селились многочисленные и разные тейпы, которые не являлись представителями тейпа Цхьорой. Например, тейпы Циздой, Оздой, Евлой. Поэтому сам тейп Цхьорой не может быть в числе многочисленных тейпов и эздий-тейпов, хотя и состоит из многочисленных родовых ветвей (наькъаш — инг).
Фаьппинское общество состоит также из разных тейпов, которые считаются в основном пришлыми и они, так же как и цхьорой не могут называть себя эздий. Выходцами из Фаьппинского общества считается и тейп президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова (тейп Ольгеттхой).
Джейрахское общество состоит из коренных представителей трех родов и их ответвлений (всего 5 фамилий): Ахриевых (Охр-наькъан), Боровых (Бор-наькъан) и Льяновых (Льян-наькъан), а ткже из пришлых туда двух тейпов : Хаматхановых (Хаматхан-наькъан) и Цуровых (Ч1ур-наькъан).
Тейпы выходцы из Галгаевского или Хамхинское общества (Г1алг1ай шахьар — инг.)
Выходцы с Эгикала(Аьгикхал -инг) (Эгахой)
Озиевы (Эгахой)
- Арапиевы из с. Кантышево
- Гуражевы
- Озиевы из с. Эгикал
- Цокаевы
- Тимиевы из с. Каским (Кескем)
- Гамурзиевы
- Дзагиевы
- Дзахкиевы
Газдиевы (Газьг — наькъан) находятся в братстве с Тонгиевыми и Ужаховыми
- Базоркины
- Базгиевы из с. Экажево
- Бузуртановы из с. Каским
- Газиевы из с. Барсуки
- Газдиевы
- Хуниевы
- Эгиевы
Тонгиевы (Тонг — наькъан) находятся в братстве с Газдиевыми и Ужаховыми
- Джандиговы (Жантиг — наькъан)
- Шишхановы (Шишха — наькъан) ветвь Джандиговых
- Баталовы из с. Базоркино (Мочкхо-юрт — Чермен)
Ужаховы (Уажкх — наькъан) находятся в братстве с Газдиевыми и Тонгиевыми
Богатыревы (Бохтар — наькъан)
- Гиреевы из с. Базоркино
- Наурузовы из с. Базоркино
- Абиевы
- Инаркиевы
- Сакаловы из с. Сурхахи.
- Гандаровы
- Озиевы из с. Гамурзиево.
Ведзижевы (Ведаж — наькъан) ветвь Богатыревых
Дахкильговы (Дахкильга — наькъан) ветвь Богатыревых
Аушевы (Оувша — наькъан)
- Майсиговы
- Мархиевы из с. Гамурзиево
- Толдиевы
- Бейговы из с. Ср. Ачалуки
- Сонташевы
- Тейговы
Выходцы с Хамхи (Хьамхой)
- Измайловы
- Сакаловы из с. Экажево
- Гарсовы
- Мартазановы
- Албаковы из с. Ангушт (Тарское)
- Бекбузаровы
- Амархаджиевы
- Болкоевы
- Кациевы
- Этиевы
- Эжиевы
- Цихгизовы
- Гулуматовы
- Большевы
- Умархаджиевы
- Фатхильговы
- Кадиевы
- Тукиевы ветвь Измайловых
- Атиговы
Костоевы (Къоастой) ветвь Хамхой
- Марзагановы
- Гастемировы
- Хидировы
- Батакиевы
Выходцы с Таргима (Таргимхой)
Арчаковы (Арчакх-наькъан)
- Арчаковы
- Амушевы
- Ганиевы из сел Кантышево (Т1ой-юрт), Сурхахи, Мужичи
- Духиевы
5. Гадиевы из с. Кантышево (Т1ой-юрт), принятые Арчаковыми в братство.
Бековы (Бек — наькъан)
- Долаковы из с. Гази — ков ( одного из предков звали Долакх). Фактически являются экажевскими Бековыми (Бек — наькъан).
Фамилии пишущие себя Бековыми из сёл Насыр — Корт и Шолхи, не являются Бек — наькъан. Они выходцы из аула Ляжги (Лошхой), а не из Таргима (Таргимхой), и называют себя, как Зозой — наькъан.
Горбако / вы (Г1арбакх — наькъан)
Угурчиевы (Угурч — наькъан)
Оскановы (Оска — наькъан)
=== === Хабра (Чемхильг ньакъан)=== ===
- Чемхильговы
- Джугутхановы
- Бахмурзиевы
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Список ингушских тейпов» в других словарях:
Список чеченских тукхумов и тейпов — См. также: Тукхум и Тейп Герб Республики Ичкерия. Девять звёзд символизируют девять чеченских тукхумов … Википедия
Ингушетия — У этого термина существуют и другие значения, см. Ингушетия (значения). Координаты: 43°19′ с. ш. 45°00′ в. д. / 43.316667° с. ш. 45° в. д. … Википедия
Чеченцы — Чеченцы … Википедия
НОХЧИ — Чеченцы … Википедия
Нохчи — Чеченцы … Википедия
Чеченец — Чеченцы … Википедия
Чеченка — Чеченцы … Википедия
Чечены — Чеченцы … Википедия