Конспекты_занятий_лес_осенью

Конспект занятия «Экскурсия в осенний лес»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Продолжать формировать экологическое сознание, представление о взаимосвязи объектов живой природы.

(Начало экскурсии происходит в групповой комнате)

Воспитатель : Ребята, сегодня мы совершим прогулку в наш красивый осенний лес и постараемся узнать много нового и интересного о жизни природы в это время года. Но для того, что бы начать нашу прогулку, нужно вспомнить правила поведения в лесу.

(Дети перечисляют правила: не шуметь, не наносить вред природе (не рвать, ломать кусты, деревья; не разрушать гнезда и муравейники и т.д.)

( После этого отправляются в лес. Во время маршрута, воспитатель обращает внимание на встречающиеся по дороге деревья и кусты – рассматривание листьев)

Воспитатель: Дети, послушайте загадку и ответьте на вопрос: — Если на деревьях листья пожелтели, если в край далёкий птицы улетели, если небо хмурится, если дождик льётся — это время года …….

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение про осень

Утром мы во двор идем — Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят И летят… летят… летят…

Пролетают паутинки С паучками в серединке,

И высоко от земли Пролетели журавли.

Всё летит! Должно быть, это Улетает наше лето.

Воспитатель: А как же вы догадались, что в стихотворении говорится про осень?

Дети: Листья сыплются, улетают птицы…

Воспитатель: Молодцы! А какие еще признаки осени вам известны?

Дети: Частые дожди, первые заморозки и т.д.

Воспитатель: молодцы ,правильно.

А давайте посмотрим вокруг, послушаем тишину, полюбуемся осенними видами. Что вы слышите?

Дети: Листья шуршат под ногами, птицы поют, ветерок шумит и т.д.

Воспитатель: Какая музыка подходит под эту осень?

Дети: Спокойная и грустная.

Воспитатель: Какое у вас ощущение от осеннего леса?

Воспитатель: Ребята, посмотрите…что это? (листья с бумажками) Это осень оставила записки о себе.

(Дети подходят, берут с поляны осенние (бумажные) листья клена, дуба и отдают воспитателю, который зачитывает написанные приметы осени)

Паутина стелется по растениям — к теплу.

В сентябре гром — это к тёплой осени.

Рябины в лесу много — осень дождливая.

Воспитатель: А сейчас мы с вами вспомним, какие деревья мы встретили, когда шли сюда?

Воспитатель показывает картинки с изображением листьев различных деревьев, дети называют — с какого дерева листок.

игра «Мы — осенние листочки».

Дети стоят кружком с листочками в руках, говорят и делают движения:

«Мы — листочки, мы — листочки, мы — осенние листочки,

мы на веточках сидели, ветер дунул — полетели (дети разбегаются).

Перестал дуть ветерок — мы присели все в кружок, (дети приседают на корточки, поднимая листочки над головой)

Мы летали, мы летали, а потом летать устали.

ветер снова вдруг подул и листочки быстро сдул, (дети разбегаются, помахивая листочками). Все листочки полетели и на землю тихо сели (дети подбрасывают листочки вверх и следят, куда они упадут).

Воспитатель: А кто еще есть в лесу, кроме растений? Правильно, животные. А давайте вспомним, как они готовятся к зиме?

Дети: Медведь готовится к спячке, Заяц меняет мех с серого, летнего — на белый, зимний и более теплый. Еж готовится к спячке, Белка делает запасы.

Воспитатель: Сегодня мы с вами вспомнили много интересного и узнали что-то новое. А сейчас я хочу предложить вам собрать листочки, и потом из них мы сделаем красивый гербарий. Для этого вы тихонечко походите по лесу и найдете самый красивый листочек.

Читайте также:  Можно_ли_есть_малину_при_повышенной_температуре

Воспитатель: А теперь подведем итоги экскурсии ! Мы сегодня с вами наблюдали за изменения в природе, происходящие в какое время года?

Воспитатель: по каким явлениям мы догадались, что пришла осень?

Дети: Частые дожди, первые заморозки, короткий день, листопад, отлет на юг некоторых птиц, обилие грибов лесу.

Воспитатель: Что происходит с деревьями осенью?

Дети: Меняют цвет листвы, сбрасывают листву, с помощью животных и ветра распространяют семена.

Воспитатель: А как ведут себя животные осенью?

Дети: Меняют мех на более теплый, некоторые меняют окраску, готовятся к спячке, делают запасы на зиму.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Спасибо всем большое за приятную экскурсию и за хорошую работу .

Источник

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «В гости в осенний лес»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

1. Углубить и конкретизировать представление об условиях жизни растений и животных осенью (заметно меняются условия жизни для зверей и птиц; насекомые прячутся и замирают, перелётные птицы улетают на юг; животные готовятся к зиме; дни становятся короче и холоднее, постоянно идёт дождь).

2. Учить различать деревья и кустарники по окраске листьев, семенам и плодам.

3. Расширить и углубить знания детей о грибах (как выглядят, где растут, какие отличительные признаки имеют, чем отличаются ядовитые от съедобных; закрепить знания о правилах сбора грибов).

4. Формировать умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи, раскрывающие необходимость совместного проживания животных и растений.

5. Учить отыскивать причины изменения жизни животных и растений в изменении условий их обитания, в сезонных изменениях; учить устанавливать связь между условиями среды и состоянием живых объектов.

6. Обогатить словарный запас детей названиями грибов, видов леса (березняк, ельник, дубрава); эпитетами.

7. Дать понятие о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу.

8. Вызвать интерес детей к лесу как к дому для животных и растений. Закрепить правила поведения в лесу.

9. Воспитывать бережное отношение к лесу, его обитателям (животным, растениям, грибам).

2. Запрещающие знаки «Чего нельзя делать в лесу».

3. Письмо от лесных жителей.

4. Плакат с изображением леса, деревьев, гибов

6. Картинки с изображением грибов, птиц, зверей, насекомых.

7. Запись «Времена года» П. И. Чайковского, «Голоса леса».

Реализация проекта «Чудеса Осени».

1. Наблюдения за осенними изменениями в природе на прогулке (осенние деревья и кустарники, листопад, частые дожди и т. д.).

2. Работа с календарём природы.

3. Рассматривание книжных иллюстраций, картинок на осеннюю тему.

4. Рассматривание репродукций картин с изображением осенних пейзажей, натюрмортов из овощей и фруктов.

5. Чтение произведений и разучивание стихотворений об осени.

6. Беседы о подготовке птиц, зверей и растений к зиме.

7. Беседы о перелётных и зимующих птицах.

8. Беседы о деревьях, разучивание дидактических игр «Найди свое дерево», «Угадай дерево по описанию».

11. Беседы о лесе, правилах поведения в нём. Знакомство с разными видами леса (ельник, березняк, дубрава, смешанный).

12. Беседы о съедобных и ядовитых грибах, признаках их различий.

(Зал украшен в виде лесной поляны).

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. А мы сегодня с Вами тоже пойдём в гости, а вот к кому, попробуйте догадаться…

Читайте также:  От_чернике_может_быть_запор

2. Объявление темы занятия.

Правильно, лес. А что такое ЛЕС?

Это место, где растёт много деревьев, кустарников, ягод, грибов, живут звери, птицы, насекомые.

Значит, в какой лес мы с Вами сегодня пойдём?

Кто из Вас бывал в осеннем лесу?

— Значит, вы знаете правила поведения в лесу, давайте их повторим.

(Детям показываются плакаты с запрещающими знаками «Что нельзя делать в лесу»).

— Нельзя шуметь, бегать в лесу.

— Надо беречь муравейники, потому что муравьи – санитары леса.

— Не стоит подходить близко к гнёздам птиц.

— Нельзя обрывать в лесу паутину и убивать пауков.

— В лесу нужно ходить по тропинкам, чтобы не втаптывать траву в почву, нельзя рвать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.

— Нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой.

— Молодцы, ребята! Вы знаете как вести себя в лесу. Значит, можно идти в гости.

II Основная часть занятия.

(Звучит музыка «голоса леса»)

— Вот и лес. Посмотрите вокруг. Как красиво! Ребята, что Вы видите?

— Под ногами листья, на деревьях мало листьев, листья разноцветные.

Ребята, какие признаки осени вы знаете?

— Становится холодно, солнце не греет, небо закрыто облаками,погода пасмурная, идёт моросящий дождь. Листья на деревьях опадают, птицы улетают в теплые края.

Как приятно ходить по земле, по разноцветным листьям. Слушать, как тихо они шуршат под ногами. На что похожа земля, укрытая листьями?

Ребята, скажите, как по другому называются, когда опадают листья?

— Давайте поиграем с листьями, устроим свой листопад! А игра называется «Найди свое дерево».

Дети играют с листьями, подбрасывают их и находят письмо.

— Ой, ребята, что это? Письмо. Адрес : Детский сад № 27 «Росинка», ребятам.

Адрес отправителя: Лес, зверям и птицам.

Давайте прочитаем, что же они нам пишут.

Лесные жители просят нас вести себя тихо у них в гостях и не мешать им готовиться к зиме. А как животные готовятся к зиме?

— Запасают запасы на зиму, утепляют норки, меняют мех на более тёплый и светлый цвет, чтобы быть менее заметными среди снега зимой.

Люди – гости леса, они не должны мешать лесным обитателям, разрушать и загрязнять их дом. Чистый лес – приятное место для отдыха и прогулок. Какие деревья вы знаете?

— Сосна, дуб, елка, липа, клен, рябина.

Ребята, посмотрите, рядом с нашей полянкой появилась чудесная полянка с грибами. Мы с вами попали в настоящее царство грибов. А грибы – любители поиграть в прятки и в игру под названием «Угадай, кто я?». Ведь грибы очень разнообразные, но среди них есть похожие друг на друга. И частенько трудно бывает определить, какой же гриб ты нашёл. Посмотрите, и корзинка здесь стоит. Но перед тем как собирать грибы, мы должны вспомнить правила сбора грибов:

— не срывать, не топтать ядовитые грибы, они нужны многим жителям леса;

— срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их – можно повредить грибницу;

— не раскапывать палкой грибницу – она может высохнуть не прикрытая листвой;

— не собирать грибы у проезжей части;

— собирать только известные грибы, неизвестные грибы не трогать, оставлять их в лесу;

Читайте также:  Малиновое_дерево_схема_обрезки

— не срывать старые и очень маленькие грибы.

Ребята, в письме еще что-то написано: звери нам оставили подсказки какие грибы собирать. Давайте попробуем угадать, что же это за грибы ( показывать изображения грибов)

1. Этот гриб живет под елью,

2. Нет грибов дружней, чем эти,

Как веснушки на носу. (опята)

3. Я в красной шапочке расту

4. Не скрою: не белый, я, братцы, попроще,

Расту я обычно в берёзовой роще. (подберёзовик)

Ребята, а эти грибы съедобные или несъедобные?

А как называется самый известный ядовитый гриб?

Какие ещё ядовитые грибы Вы знаете?

-Бледная поганка, ложный опёнок.

— Молодцы! Страшнее всего те ядовитые грибы, которые похожи на съедобные. Я вас сейчас научу, как определить, какие вы грибы нарвали. Во время варки грибов бросьте в кастрюлю луковицу: если хоть один гриб окажется ядовитым – луковица посинеет. А чтобы не ошибиться, ни в коем случае нельзя собирать незнакомые грибы!Давайте сделаем привал.

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули– ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.

Дети (дети показывают и называют птиц из иллюстраций):

— Дятел, кукушка, снегири, вороны, воробьи, голуби, синички.

Все ли птицы остаются в лесу на зиму?

— Нет, некоторые улетают на юг.

Как называются птицы, которые проводят зиму в тёплых краях?

— Каких перелётных птиц Вы знаете?

Журавли, гуси, лебеди, скворцы, ласточки.

— Как называются птицы, которые остаются с нами на зиму?

Чем питаются зимующие птицы?

— Ягодами рябины, зёрнами, семечками и крошками хлеба, которые дают люди.

— Как нужно заботиться о зимующих птицах?

— Делать кормушки, не забывать добавлять корм в кормушки.

-Каких зимующих птиц Вы знаете?

III Заключительная часть. Подведение итогов.

— Молодцы, ребята. На этом наше путешествие в лес окончено. Много растений растёт в лесу, много зверей и птиц здесь живёт. И во всём строгий порядок. Всё в нём крепко – накрепко связано и существует по своим лесным законам: и насекомые, и птицы, и звери, и грибы, и все растения. А с какой целью человек ходит в лес?

— Подышать свежим воздухом, полюбоваться красотой природы, послушать голоса леса, собрать грибы, полакомиться ягодами.

— Почему говорят «Лес – наше богатство»?

— Лес даёт нам чистый воздух, ягоды, орехи, грибы.

Лес – украшение планеты, здоровье людей.

Лес – родной дом для растениям и животным.

— Нельзя шуметь, бегать в лесу.

— Надо беречь муравейники, потому что муравьи – санитары леса.

— Не стоит подходить близко к гнёздам птиц.

— Нельзя обрывать в лесу паутину и убивать пауков.

— В лесу нужно ходить по тропинкам, чтобы не втаптывать траву в почву, нельзя рвать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.

Нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой.

— Как люди ещё используют лес?

— Из дерева изготавливают мебель, бумагу, музыкальные инструменты.

Лес – это не только чистый воздух, сырьё, но и бесценная красота. И эту красоту и богатство люди должны беречь.

Источник

Оцените статью