Овощи. Огород.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы направлено на формирование обобщённых представлений об овощах, на углубление знаний об условиях, необходимых для роста растений, об экологических связях между неживой и живой природой, на формирование умения обобщать по существенным признакам, отражать результат обобщения в развёрнутом речевом суждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kospekt_zanyatiya_ovoshchi._ogorod_starshaya_logopedicheskaya_gruppa.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№5»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ
ТЕМА «ОВОШИ. ОГОРОД»
Шлыкова Светлана Артуровна,
2008-2009 учебный год
- Формировать обобщённые представления об овощах (овощи — это части и плоды
растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу).
- Углублять знания об условиях, необходимых для роста растений, об экологических
связях между неживой и живой природой.
- Уточнить представления о многообразии овощей.
- Формировать умение обобщать по существенным признакам, отражать результат
обобщения в развернутом речевом суждении.
- Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно и полно отвечать на поставленный вопрос.
- Поднос с овощами.
- Карточки для раскрытия стадий и условий роста растений.
- Два обруча (зеленый и черный), набор овощей (морковь, свекла, лук, петрушка,
огурец, капуста, горох, помидор, картофель, репа) для фланелеграфа.
Воспитатель. Дети, скажите, что лежит на подносе? (Ответы детей — морковь, огурец, помидор).
Воспитатель. Как всё это назвать одним словом? (Ответы детей — это овощи).
Воспитатель. Давайте поговорим об овощах. Хрустящая оранжевая морковка, крепкие зелёные огурчики, сочные красные помидоры — овощи. Вспомните, какие ещё овощи вы знаете? (Ответы детей).
Воспитатель. Верно! Свёкла и репа, капуста и картофель, перец и баклажан, редис и редька, тыква и кабачок, лук и чеснок, укроп и петрушка — овощи.
(Воспитатель по мере называния овощей выставляет их на демонстрационную доску).
Воспитатель. Овощи — это плоды растения, его часть. Овощей много и все разные. Давайте найдём с вами признаки различия овощей.
(Дети рассматривают овощи и делают заключения о различии овощей по форме, цвету, величине, какова на ощупь поверхность).
Воспитатель. Где растут овощи? (Ответы детей). Да, овощи растут на огороде, в поле, на садовом участке, некоторые овощи (помидоры, огурцы, перцы) растут в теплице.
(В процессе беседы воспитатель выставляет на демонстрационную доску карточки для раскрытия стадий и условий роста растений).
Воспитатель. А кто выращивает овощи? (Ответы детей). Верно, дети, человек сажает в землю семена или рассаду овощей. Когда появляются всходы овощей, человек ухаживает за ними: поливает, пропалывает, рыхлит землю. И только в конце лета начале осени получает урожай овощей. Расскажите, зачем выращивают овощи? (Ответы детей).
Воспитатель. Правильно! Из них готовят салаты, супы. Их можно засолить. Из овощей не только готовят вкусные и полезные блюда, их корни, стебли и листья используют на корм скоту. Кролики, например, любят морковь, капусту. А вы знаете, кто ещё, кроме людей, помогает овощам расти? (Ответы детей).
- Солнце согревает землю, даёт растениям свет.
- Почва кормит растения. В ней растение растёт. В почве у растения находятся корни.
- Растения дышат, им нужен воздух. Воздух попадает в почву, когда человек рыхлит землю мотыгой. То же самое, только без мотыги делает дождевой червь.
- Чтобы напоить растения, человек поливает грядки. А ещё их поливает дождь.
- Помогают растениям и птицы — синицы, воробьи, грачи, скворцы. Они ловят жучков, склёвывают с листьев гусениц.
- А еще на гусениц охотятся жабы. Они наши маленькие помощники и поэтому обижать их нельзя.
Про каких ещё помощников мы забыли? Вспомните тех, кого мы видели летом на цветах (ответы детей). Что они там делали? (Ответы детей).
Воспитатель. Да, мы видели пчёл, шмелей, бабочек. Они пьют из цветов сладкий сок. Переносят на своих крылышках и лапках пыльцу с одного растения на другое. Без этих помощников у огурца не было бы плодов.
А вот это насекомое ( воспитатель выставляет картинку с божьей коровкой ) помогает растениям? (Ответы детей — да, оно ест тлю). Вот сколько помощников у растений. Xopoшee время года — осень. В огороде поспели овощи. Давайте их соберем.
Физкультурная минутка «Убираем урожай»
Взрослые и дети!
(Идут по кругу, взявшись за руки)
Выходи на огород,
Пока солнце светит.
(Идут по кругу, взявшись за руки, медленно поднимают руки)
Чтобы не засохла,
(Встают лицом в круг, выполняют наклоны).
Воспитатель. А сейчас, дети, расскажите всё, что узнали об овощах.
(Воспитатель обращает внимание детей на демонстрационную доску, где выставлены карточки, на которых изображены «ответы» на вопросы ).
- Где растут овощи? ( Карточки 1-2 ).
- Кто и с помощью какого инвентаря ухаживает за овощами? ( Карточки 3-7 ).
- Для чего человеку нужны овощи? ( Карточка 8 ).
- В каком виде едят овощи? (Карточки 9-10 ).
- Кто, кроме человека помогает овощам? (Карточки 11-19 ).
(Дети рассказывают об овощах по цепочке)
Воспитатель. Молодцы! А теперь, дети, давайте поговорим о том, какую пользу приносят людям овощи.
Овощи — основная еда, без которой человеку не обойтись ни дня! Ведь наша пища большей частью состоит из растений.
Попробуем сосчитать, сколько различных овощей находится в тарелке обыкновенного картофельного супа. Кусочки картофеля и моркови, колечки лука, листья петрушки и укропа.
Ещё больше овощей кладут хозяйки в борщ или овощное рагу.
Овощи богаты витаминами, необходимыми человеку.
Лук, чеснок, редька, баклажан, перец обладают целебными свойствами и способны излечивать болезни.
Дети, а вы знаете, какие у овощей съедобные части, а какие части несъедобные? (Ответы детей).
Воспитатель. Дети, все вы, наверное, помните сказку «Мужик и медведь»? Почему медведь обиделся на человека? (Ответы детей). Да, вы правы, человек обидел медведя, дав ему несъедобные части овощей.
Я предлагаю вам поиграть в игру «Вершки и корешки».
Воспитатель. В обруч чёрного цвета надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч зелёного цвета — овощи, у которых используются вершки.
( Воспитатель показывает овощ и спрашивает, в какой обруч его поместить. Ребенок называет нужный обруч, объясняет, почему этот овощ нужно положить именно сюда. После того, как все овощи разложены по обручам, воспитатель обращает внимание детей на область пересечения обручей)
Воспитатель. Дети, как вы думаете, почему я положила эти овощи сюда? (Ответы детей). Верно, есть овощи, у которых в пищу идут вершки и корешки. Назовите их (ответы детей — это лук, петрушка, свёкла). Кто назовёт овощи, у которых используются только вершки? (Ответы детей — помидор, огурец, горох, капуста). А кто назовёт овощи, у которых можно есть только корешки? (Ответы детей — морковь, репа, картофель).
В конце занятия дети вспоминают все, о чем говорили на занятии.
Конспект занятия в старшей группе из цикла «Сад и огород. Овощи.»
Надежда Семёнова
Конспект занятия в старшей группе из цикла «Сад и огород. Овощи.»
Конспект занятия в старшей группе из цикла «Сад и огород. Овощи.»
1.Активизация пассивного и активного словаря по теме : “Овощи”
2. Учить образовывать существительные множественного числа, прилагательные от существительного, существительные с уменьшительно – ласкательной формой.
3. Развивать связную речь, зрительное внимание, мышление.
4. Развивать координацию речи с движением, мелкую моторику.
5. Воспитывать уважение друг к другу.
Оборудование: муляжи овощей, картинки с изображением овощей, картины грядок, доска магнитная и магниты, сюжетная картина по теме «Сбор урожая», мяч; ПК
Ход занятия
К нам в гости сегодня прискакал зайчонок и принес с собой корзинку. Давайте заглянем, что же там. (Ребята достают из корзины муляжи разных овощей)
Сообщение темы занятия.
Как можно назвать одним словом то, что принёс зайчонок? (овощи)
Что вы знаете об овощах? (ответы ребят)
Кто уже догадался, какая тема нашего занятия. (Овощи) слайд 1
Беседа по картине «Сбор урожая»
Введение нового понятия «огород«
Вопросы «Где растут овощи?»
Как вы думаете, где зайчонок набрал столько много овощей? (ответы детей). Огород — это огражденный участок земли, где есть грядки и парники. Там мы выращиваем овощи. (Ставится панно в виде огорода).
Но перед тем как собрать овощи, что необходимо сделать весной. (посадить огород)
Рассматривание и беседа по иллюстрации посадка и уход за семечком. (сделать слайд)
– Дети, скажите, пожалуйста, чем были раньше все ягоды, овощи, фрукты? (Семенами.)
– Представьте, что вы – семечко, которое посадили в тёплую землю. Оно ещё совсем маленькое, слабое, хрупкое. Но вот чьи-то добрые руки принесли воду, полили семечко и оно начинает прорастать. Пригрело ласковое солнце, и растение стало расти всё выше и выше, поднимая свои листики к свету.
(Дети под спокойную музыку, сложив ладони перед собой, поднимаются вверх, имитируя произрастание ростка из семечка.)
– Вот какие дружные всходы в нашем огороде!
На доске прикрепляются иллюстрации грядок. На которые мы посадим овощи.
(ребята подходят берут картинку овоща и проговаривая полностью предложения сажают их.)
Молодцы, а кто может назвать овощи, которые мы срываем? (огурцы, помидоры, перец и др.)
А которые выкапываем? (картофель).
А которые выдёргиваем из земли? (морковь, свёклу, редиску, репу, лук и др.).
А какие овощи мы срезаем ножом? (тыква, кабачок, капуста, баклажан).
Составить описательный рассказ об овоще по следующему плану:
Каков внешний вид (цвет, форма, размер?
Что из нее готовят?
Дидактическая игра «Исправь ошибку».
Свекла растет на яблоне; груша растет на грядке; клубника растет на дереве;клюква растет на кусте: картошка растет на болоте.
Дидактическая игра «Подбери признак»: помидор (какой). ; морковь (какая). ; огурец (какой) —.
Пальчиковая гимнастика «Помощники»
Мы капусту рубим,
Мы морковку трем,
Мы капусту солим,
Мы капусту жмем.
Дети выполняют движения руками по тексту.
Осуществлена координация речи и движений, отработаны согласованные движения кистей рук.
– Молодцы! Вы мне очень помогли. А сейчас настало время собрать урожай.
Встаньте в круг.
В огород пойдем, урожай соберем. Маршируют.
Мы морковки натаскаем «Носят».
И картошки накопаем. «Копают».
Срежем мы кочан капусты, «Срезают».
Очень вкусный, Показывают круг руками 3 раза.
Щавеля нарвем немножко «Рвут».
И вернёмся по дорожке. Маршируют
Дидактические игры с мячом
Дети встают в круг, воспитатель с мячом в центре проводит игру.
Игра «Один – много»
– Я буду называть один овощ, а вы много овощей. (Например: дом – дома)
Игра «Назови ласково»
– Я буду бросать вам мяч и называть овощ, вы называете этот овощ ласково и бросаете мне мяч обратно.
Помидор – помидорчик; морковь – морковочка
огурец – огурчик; лук – лучок;
чеснок – чесночок; капуста – капустка;
горох – горошек; свёкла – свёколка.
– Бросаю вам мяч и называю овощ, а вы говорите, чего нет и возвращаете мяч обратно.
Игра «Назови сок»
Говорят, какой сок, суп, салат из него можно приготовить из названного овоща.
Сок из моркови – морковный;
сок из капусты – капустный;
сок из свёклы – свёкольный;
сок из помидоров – томатный.
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Итог занятия.
«О чем мы сегодня говорили?»
«Что понравилось больше всего?»
«Какое задание было самым трудным?»
«С каким заданием вы справились легко?»
Прикреплённые файлы:
sad-ogorod_i8rca.pptx | 4125,42 Кб |
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Овощи и фрукты» Реализация программы в образовательных областях:»Художественно-эстетическое развитие (рисование, «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное.
Конспект НОД по лепке в старшей группе «Овощи» Цель: закреплять приемы лепки сплющивание, скатывание, вытягивание, вдавливание. Задачи: 1) Развивать умение лепить с натуры знакомые предметы.
Конспект НОД в старшей логопедической группе для детей с ОНР «Огород. Овощи. Звук [б]. Буква Бб» Программные задачи:• Уточнять и активизировать словарь по теме «Огород. Овощи». • Познакомить детей с буквой Бб; развивать фонематическое.
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе детей с ЗПР по теме «Овощи» ТЕМА «ОВОЩИ» Цель. • Обобщить материал по теме «Овощи»; • развивать мышление и память, фонематические процессы; • активизировать глагольный.
Конспект занятия по аппликации «Овощи» в старшей группе Конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности Интеграция: ознакомление с окружающим изобразительной деятельностью Цель:.
Конспект занятия по математике для малышей «В огород мы пойдём, там мы овощи найдём!» Воспитатель:-В огород сегодня с вами мы пойдём, там все вместе дружно,что-то мы найдём, вы готовы,собирайтесь,в путь,в дорогу отправляйтесь.
Конспект занятия в старшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты!» Конспект занятия в старшей группе на тему: «Овощи и фрукты — полезные продукты!» Цель: 1. Систематизировать знания детей об овощах, фруктах.
НОД в подготовительной к школе группе по лексической теме «Овощи. Огород» Задачи: 1. Закрепить обобщающее понятие «овощи». 2. Закрепить навык позиционного анализа звука в слове и умение давать характеристику заданному.
Конспект занятия по математике. Деление предметных множеств на две равные части. Лексическая тема «Огород. Овощи» Цели:учить делить множество предметов на две равные части; закреплять навыки сравнения предметных множеств; закреплять счет в пределах 5,.
Взаимодействие с воспитателем «Овощи. Огород» ОВОЩИ. ОГОРОД (21.09 – 25.09) 1. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ. Игра «ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК». Развитие осязания, связной речи. В мешочек уложены.