Конспект урока по окружающему «Зона смешанных и широколиственных лесов»
• воспитывать любовь и бережное отношение к природе, любовь к Родине.
Формируемые УУД:
Познавательные: умение извлекать информацию, описывать, сравнивать классифицировать природные объекты.
Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Регулятивные: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения.
Личностные: положительно относиться к учению, к познавательной деятельности.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация, учебник «Окружающий мир» 4 класс, карта «Природные зоны России», карточки с индивидуальным заданием.
I. Орг. момент (Слайд 1)
— Прочитайте фразу на слайде и дополните её.
Я ожидаю от сегодняшнего урока……….
Кто желает поделиться своими мыслями?
— А я ожидаю от сегодняшнего урока вашей активной, плодотворной работы! Давайте подарим друг другу хороший урок!
II. Проверка домашнего задания. (Слайд 2)
С какой природной зоной мы познакомились на предыдущем занятии? (Зона тундры.)
– Покажите на карте природных зон зону тундры.
– Вспомним, что мы узнали о зоне тундры. (Работа в группах – форма организации «Выбор»)
– Выберите для себя один из вопросов на слайде:
1. Опишите климатические условия тундры.
2. Какие деревья растут в тайге?
3. Каких животных можно встретить в тайге?
4. Что ты знаешь о Пинежском заповеднике?
5. Расскажи об исследованиях Владимира Клавдиевича Арсеньева.
(По 2 представителя от группы отвечают на вопрос.)
III. Сообщение темы урока.
Отгадайте загадку. В этом стихотворении «спрятана» тема нашего урока. В какую природную зону мы сегодня отправимся?
Дом со всех сторон открыт, он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в нём. (Лес)
(Мы отправимся в лесную зону.)
– Верно. Тема урока «Леса России». Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке? (Как лес обозначают на карте? Какие в лесу живут звери и птицы, какие растут растения?) (Слайд 3)
– Совершенно верно, сегодня мы ответим на эти вопросы. Ещё вы узнаете. Чем отличаются смешанные леса от широколиственных.
I V . Работа над новым материалом.
– Теперь мы можем отправиться исследовать лесную зону России. Кто попробует показать на карте природную зону лесов. (Учащиеся показывают на карте.) Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?
– Где находится зона лесов относительно зоны тундры? (Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте обозначена зеленым цветом.)
– В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса? (Зона лесов расположена в умеренном поясе. Значит, здесь ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето.)
– Какая поверхность у зоны лесов? (Зона лесов расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также Среднесибирском плоскогорье.)
– Какие части лесной зоны вы увидели? Сравните их по площади. (Это самая большая природная зона. В зоне лесов три части: самая большая часть – тайга, она закрашена темно-зеленым цветом, еще есть смешанные леса – тоже зеленый цвет, но светлее, и третья часть – широколиственные леса, еще светлее зеленый свет.)
– Между тундрой и зоной лесов есть промежуток, закрашенный темным цветом. Что это? Какую роль он выполняет? (Это лесотундра. Выполняет плавный переход от одной природной зоны к другой.)
Актуализация опорных знаний.
– Ребята, давайте вспомним, какие ярусы леса вы знаете. Какой ярус самый высокий? (Деревья) – Правильно. В лесу много деревьев. Давайте вспомним, какие деревья вы знаете. (Слайд 4)
Клейкие почки, зелёные листочки.
С белой корой растёт под горой. (Берёза)
С моего цветка берёт пчёлка самый вкусный мёд. (Липа)
Зимой и летом одним цветом. (Ель)
У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту. (Сосна)
– Какой ярус следует за деревьями и находится ниже? (Кустарники) (Слайд 5)
– Спускаемся ещё на один ярус ниже. Что находится ниже кустарников? (Травы)
– Давайте вспомним какие травы вы знаете. Отгадайте загадки. (Слайд 6)
Нам запах свежести лесной приносит позднею весной.
Цветок душистый, нежный, из кисти белоснежной. (Ландыш)
На припёке у пеньков много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелёк держит алый огонёк. (Земляника)
Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту, зовусь я…(Подосиновик)
– Скажите, всё ли правильно? (Подосиновик это не трава, а гриб. Но растёт он в ярусе трав)
– Давайте вернёмся в верхний ярус. Разным деревьям требуется разное количество тепла, одним меньше, другим больше. (Слайд 7) Хвойные деревья – ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна – менее требовательны к теплу. Они хорошо растут в северной части лесной зоны. Это тайга – хвойный лес.
Далее к югу растут смешанные и широколиственные леса. Зима здесь мягче и нет многолетней мерзлоты. Много осадков и солнечного тепла.
Обучающиеся сравнивают на доске фото «Хвойный лес» и «Смешанный лес».
(Тайга – это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны (слайд картины тайги, непроходимой тайги) Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, — это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна (Слайд 7)
К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нем наряду с хвойными деревьями растут березы, осины, ольха. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.
Березу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет ни у одного дерева, размножающегося семенами.
Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые сережки.
Ольха имеет небольшие темные шишечки на ветках, ствол черного или серого цвета. У черной ольхи листья с выемкой на вершине, у серой ольхи листья имеют острый кончик. (Слайд 8)
Ближе к югу зоны становится теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клен, ясень, вяз. Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами.
Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются желуди.
Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы – темные орешки, сидящие по несколько штук под одним крылышком.
Вяз можно узнать по листьям и плодам: листья в основании «кособокие», одна половинка больше другой, плоды – крылатые орешки округлой формы.
У клена большие резные листья, плоды – крылатки. (Слайд 9))
– Запишите схему «Леса России» и укажите в каждом столбике названия деревьев, которые растут в том или ином лесу. (Слайд 10)
Учащиеся выполняют схему в тетради.
Вверх на солнце посмотрели,
Учащиеся повторяют упражнения за учителем.
– Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. Рассмотрите иллюстрацию «Животные смешанного леса» на с. 28 учебника, назовите животных этой зоны. (Кедровка, сокол, летяга, белка, благородный олень, соболь, лось, бурый медведь, бурундук, рысь, заяц-беляк, рябчик, глухарь, полевка.) (Слайд 11)
Обучающиеся рассказывают заранее подготовленные сообщения
V. Закрепление изученного материала.
– Какие три лесные яруса мы изучали во 2 классе? (Деревья, кустарники, травы) Какие три части можно выделить в лесной зоне? (Тайга, смешанный лес и широколиственный лес.)
– Используя иллюстрацию на с. 28 учебника, запишите 2–3 цепи питания, характерные для леса. (Слайд 12)
V I . Итог урока. Выставление оценок.
– О животном мире леса можно говорить бесконечно. Очень много здесь разных видов животных!
– Мы сегодня познакомились с зоной лесов. На какие вопросы мы ответили на уроке?
Домашнее задание.
В учебнике стр. 28-29. Подготовить карточку «Паспорт обитателя смешанного леса» (Правая сторона – рисунок; левая – название, особенности внешнего вида, место обитания, способ питания)
Выполнить задания на с. 105.
Источник
Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме: «Зона смешанных и широколиственных лесов».
Тема урока: «Зона смешанных и широколиственных лесов».
Цель : создать условия для сформирования представления о лесах России.
— сформировать у учащихся представление о зоне смешанных и широколиственных лесов;
— познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом;
— познакомить с животным и растительным миром зоны лесов;
— учить выбирать из общего материала главное и приводить в систему полученные знания;
— формировать умение пользоваться учебной литературой;
— развивать познавательную активность учащихся, умение работать с картой, дополнительной литературой, компьютером;
— воспитывать любовь и бережное отношение к природе, любовь к Родине;
— воспитывать культуру поведения, умение работать в группе.
— познакомить учащихся с особенностями природных условий зоны смешанных и широколиственных лесов, растительностью, животным миром и хозяйственной деятельностью человека, познакомить с экологическими проблемами зоны.
— совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы;
— развивать познавательный интерес и творческую активность, речь;
— создать условия для формирования умения взаимодействовать со сверстниками в группах;
— формирование интереса и ценностного отношения к природе; формирование положительной мотивации к учению.
Мотивация учебной деятельности.
Цель этапа: обеспечить хорошую внешнюю обстановку для работы, психологический и эмоциональный настрой к общению.
Проверка домашнего задания.
Цель этапа: повторение и систематизация знаний о растительном и животном мире тайги.
Актуализация опорных знаний, выявление проблемы.
Цель этапа: организация ситуации, в которой дети актуализируют нужные для последующего открытия знания.
Постановка учебной задачи.
Цель этапа: определить тему урока, сформулировать учебную задачу.
Открытие новых знаний и способов действий.
коллективное обсуждение вопросов, связанных с изучением зоны смешанных широколиственных лесов
Источник