Конспект_зона_смешанных_лесов_4_класс

Конспект урока по окружающему «Зона смешанных и широколиственных лесов»

• воспитывать любовь и бережное отношение к природе, любовь к Родине.

Формируемые УУД:

Познавательные: умение извлекать информацию, описывать, сравнивать классифицировать природные объекты.

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения.

Личностные: положительно относиться к учению, к познавательной деятельности.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация, учебник «Окружающий мир» 4 класс, карта «Природные зоны России», карточки с индивидуальным заданием.

I. Орг. момент (Слайд 1)

— Прочитайте фразу на слайде и дополните её.

Я ожидаю от сегодняшнего урока……….

Кто желает поделиться своими мыслями?

— А я ожидаю от сегодняшнего урока вашей активной, плодотворной работы! Давайте подарим друг другу хороший урок!

II. Проверка домашнего задания. (Слайд 2)

С какой природной зоной мы познакомились на предыдущем занятии? (Зона тундры.)

– Покажите на карте природных зон зону тундры.

– Вспомним, что мы узнали о зоне тундры. (Работа в группах – форма организации «Выбор»)

– Выберите для себя один из вопросов на слайде:

1. Опишите климатические условия тундры.

2. Какие деревья растут в тайге?

3. Каких животных можно встретить в тайге?

4. Что ты знаешь о Пинежском заповеднике?

5. Расскажи об исследованиях Владимира Клавдиевича Арсеньева.

(По 2 представителя от группы отвечают на вопрос.)

III. Сообщение темы урока.

Отгадайте загадку. В этом стихотворении «спрятана» тема нашего урока. В какую природную зону мы сегодня отправимся?

Дом со всех сторон открыт, он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в нём. (Лес)

(Мы отправимся в лесную зону.)

– Верно. Тема урока «Леса России». Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке? (Как лес обозначают на карте? Какие в лесу живут звери и птицы, какие растут растения?) (Слайд 3)

– Совершенно верно, сегодня мы ответим на эти вопросы. Ещё вы узнаете. Чем отличаются смешанные леса от широколиственных.

I V . Работа над новым материалом.

– Теперь мы можем отправиться исследовать лесную зону России. Кто попробует показать на карте природную зону лесов. (Учащиеся показывают на карте.) Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?

– Где находится зона лесов относительно зоны тундры? (Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте обозначена зеленым цветом.)

Читайте также:  Болезни_винограда_ягоды_высыхают

– В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса? (Зона лесов расположена в умеренном поясе. Значит, здесь ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето.)

– Какая поверхность у зоны лесов? (Зона лесов расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также Среднесибирском плоскогорье.)

– Какие части лесной зоны вы увидели? Сравните их по площади. (Это самая большая природная зона. В зоне лесов три части: самая большая часть – тайга, она закрашена темно-зеленым цветом, еще есть смешанные леса – тоже зеленый цвет, но светлее, и третья часть – широколиственные леса, еще светлее зеленый свет.)

– Между тундрой и зоной лесов есть промежуток, закрашенный темным цветом. Что это? Какую роль он выполняет? (Это лесотундра. Выполняет плавный переход от одной природной зоны к другой.)

Актуализация опорных знаний.

Ребята, давайте вспомним, какие ярусы леса вы знаете. Какой ярус самый высокий? (Деревья) – Правильно. В лесу много деревьев. Давайте вспомним, какие деревья вы знаете. (Слайд 4)

Клейкие почки, зелёные листочки.

С белой корой растёт под горой. (Берёза)

С моего цветка берёт пчёлка самый вкусный мёд. (Липа)

Зимой и летом одним цветом. (Ель)

У меня длинней иголки, чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту. (Сосна)

– Какой ярус следует за деревьями и находится ниже? (Кустарники) (Слайд 5)

– Спускаемся ещё на один ярус ниже. Что находится ниже кустарников? (Травы)

– Давайте вспомним какие травы вы знаете. Отгадайте загадки. (Слайд 6)

Нам запах свежести лесной приносит позднею весной.

Цветок душистый, нежный, из кисти белоснежной. (Ландыш)

На припёке у пеньков много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелёк держит алый огонёк. (Земляника)

Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту, зовусь я…(Подосиновик)

– Скажите, всё ли правильно? (Подосиновик это не трава, а гриб. Но растёт он в ярусе трав)

– Давайте вернёмся в верхний ярус. Разным деревьям требуется разное количество тепла, одним меньше, другим больше. (Слайд 7) Хвойные деревья – ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна – менее требовательны к теплу. Они хорошо растут в северной части лесной зоны. Это тайга – хвойный лес.

Далее к югу растут смешанные и широколиственные леса. Зима здесь мягче и нет многолетней мерзлоты. Много осадков и солнечного тепла.

Обучающиеся сравнивают на доске фото «Хвойный лес» и «Смешанный лес».

Читайте также:  Класс_груза_леса_круглого

(Тайга – это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны (слайд картины тайги, непроходимой тайги) Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, — это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна (Слайд 7)

К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нем наряду с хвойными деревьями растут березы, осины, ольха. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.

Березу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет ни у одного дерева, размножающегося семенами.

Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые сережки.

Ольха имеет небольшие темные шишечки на ветках, ствол черного или серого цвета. У черной ольхи листья с выемкой на вершине, у серой ольхи листья имеют острый кончик. (Слайд 8)

Ближе к югу зоны становится теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клен, ясень, вяз. Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами.

Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются желуди.

Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы – темные орешки, сидящие по несколько штук под одним крылышком.

Вяз можно узнать по листьям и плодам: листья в основании «кособокие», одна половинка больше другой, плоды – крылатые орешки округлой формы.

У клена большие резные листья, плоды – крылатки. (Слайд 9))

– Запишите схему «Леса России» и укажите в каждом столбике названия деревьев, которые растут в том или ином лесу. (Слайд 10)

Учащиеся выполняют схему в тетради.

Вверх на солнце посмотрели,

Учащиеся повторяют упражнения за учителем.

– Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. Рассмотрите иллюстрацию «Животные смешанного леса» на с. 28 учебника, назовите животных этой зоны. (Кедровка, сокол, летяга, белка, благородный олень, соболь, лось, бурый медведь, бурундук, рысь, заяц-беляк, рябчик, глухарь, полевка.) (Слайд 11)

Обучающиеся рассказывают заранее подготовленные сообщения

V. Закрепление изученного материала.

– Какие три лесные яруса мы изучали во 2 классе? (Деревья, кустарники, травы) Какие три части можно выделить в лесной зоне? (Тайга, смешанный лес и широколиственный лес.)

Читайте также:  Вылечить_яблоню_от_грибами

– Используя иллюстрацию на с. 28 учебника, запишите 2–3 цепи питания, характерные для леса. (Слайд 12)

V I . Итог урока. Выставление оценок.

– О животном мире леса можно говорить бесконечно. Очень много здесь разных видов животных!

– Мы сегодня познакомились с зоной лесов. На какие вопросы мы ответили на уроке?

Домашнее задание.

В учебнике стр. 28-29. Подготовить карточку «Паспорт обитателя смешанного леса» (Правая сторона – рисунок; левая – название, особенности внешнего вида, место обитания, способ питания)

Выполнить задания на с. 105.

Источник

Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме: «Зона смешанных и широколиственных лесов».

Тема урока: «Зона смешанных и широколиственных лесов».

Цель : создать условия для сформирования представления о лесах России.

— сформировать у учащихся представление о зоне смешанных и широколиственных лесов;

— познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом;

— познакомить с животным и растительным миром зоны лесов;

— учить выбирать из общего материала главное и приводить в систему полученные знания;

— формировать умение пользоваться учебной литературой;

— развивать познавательную активность учащихся, умение работать с картой, дополнительной литературой, компьютером;

— воспитывать любовь и бережное отношение к природе, любовь к Родине;

— воспитывать культуру поведения, умение работать в группе.

— познакомить учащихся с особенностями природных условий зоны смешанных и широколиственных лесов, растительностью, животным миром и хозяйственной деятельностью человека, познакомить с экологическими проблемами зоны.

— совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы;

— развивать познавательный интерес и творческую активность, речь;

— создать условия для формирования умения взаимодействовать со сверстниками в группах;

— формирование интереса и ценностного отношения к природе; формирование положительной мотивации к учению.

Мотивация учебной деятельности.

Цель этапа: обеспечить хорошую внешнюю обстановку для работы, психологический и эмоциональный настрой к общению.

Проверка домашнего задания.

Цель этапа: повторение и систематизация знаний о растительном и животном мире тайги.

Актуализация опорных знаний, выявление проблемы.

Цель этапа: организация ситуации, в которой дети актуализируют нужные для последующего открытия знания.

Постановка учебной задачи.

Цель этапа: определить тему урока, сформулировать учебную задачу.

Открытие новых знаний и способов действий.

коллективное обсуждение вопросов, связанных с изучением зоны смешанных широколиственных лесов

Источник

Оцените статью