Конспект_занятия_тема_лес_подготовительная_группа

Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Лес и его обитатели »
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Цель: расширять представление детей о лесе и его обитателях.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Цель: Расширить представления детей о лесе и его обитателях.

Задачи: Уточнить представление детей о лесе как природном сообществе; Воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе, правильное поведение в лесу; Развивать чуткость и восприятие красоты окружающего мира.

Предварительная работа: чтение и обсуждение рассказов и стихов о природе, о лесе, о его пользе отгадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок, рассматривание и наблюдение за природой.

Материал: Картинки с изображением животных и растений, загадки, карточки зеленого и красного цвета по кол-ву детей, аудиозапись «Звуки леса» , вит.С.

Встал стеною до небес
Перед нами чудо. лес.

Весной веселит, летом холодит
Грибами, ягодами одаривает
Осенью умирает, весной оживает. ( Лес. )

– Лес – это целый мир! В нем обитает множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Лес называет природным сообществом.

– Почему его так называют? ( Потому что все животные и растения, которые обитают в лесу помогают выживать друг другу).

-Почему в лесу так легко дышится? Потому что воздух в лесу чистый.

Как и чем очищается воздух в лесу? ( деревья выделяют такие вещества, которые называются фитонцидами, особенно это ощущается, когда деревья начинают цвести — это черемуха, рябина, лиственница и другие).

– А теперь отгадайте загадку:

Это дерево не елка.
Хоть есть шишки и иголки.
Как колонна каждый ствол,
Сверху крона, как шатер. ( Сосна. )

Ребенок берет и выкладывает картинку сосны.

Воспитатель: А как называется место, где растут одни сосны? ( Сосновый бор или краснолесье. )

А почему полезно гулять в сосновом бору? Правильно, в нем чистый воздух, и в нем светло и просторно.

Что за дерево: и зимой и летом зелено? ( Ель. )

Ребенок берет и выкладывает картинку ели.

– А как называется лес, где растут одни ели? ( Ельник. )

Читайте также:  Платья_от_олеси_малиновской

– А почему в ельнике так сыро и темно?

Правильно – ветки елей опускаются до самой земли и не пропускают свет. В таком лесу всегда темно и сыро. В летний жаркий день можно укрыться от жары в ельнике.

Мои мягкие иголки – длиннее, чем у сосны и елки. ( Кедр. )

Лес, в котором растут одни кедры, называется кедрачом. Кедр светолюбивое дерево, оно тянется к солнцу и поэтому оно очень высокое.

А чем отличается кедровая сосна от обыкновенной сосны? ( Кедровые шишки можно употреблять в пищу.)

Есть у родственницы елки неколючие иголки,
Но в отличие от елки – опадают все иголки. ( Лиственница. )

А чем отличается елка от лиственницы? ( У ели иголки колючие – у лиственницы нет, ель вечнозеленое дерево, а лиственница осенью сбрасывает свои иголки, а весной они заново вырастают)

Лес, в котором растут ель, сосна, кедр, лиственница, называется хвойный лес. ( показ картинки хвойного леса)

Из хвои этих деревьев приготавливают таблетки, настои, особенно полезна хвоя лиственницы, молодые побеги хвои лиственницы содержат витамин С в большом количестве. (Угощаю детей витамином).

Клейкие почки
Зеленые листочки
С белой корой Расту под горой . ( Береза. )

Ребенок берет и выкладывает картинку березы.

Береза – одно из самых красивых деревьев. В старину на Руси поклонялись березе как живому существу, водили вокруг нее хороводы, пели песни, сочиняли много стихов.

Может кто-нибудь расскажет стихотворение о березе?

Ребенок рассказывает стихотворение.

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчике,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.

Как называется лес, в котором растут одни березы? ( Березняк, березовая роща).

Что весной собирают с деревьев березы? – (Березовый сок).

Это явление называется “сокодвижением”. Березовый сок очень полезен, в нем много витаминов, он утоляет жажду в жару. Сок собирают только со старых берез, взрослых и высоких.

После сбора сока, что необходимо сделать с ранкой на стволе березы? (залепить смолой сосны или пластилином).

Лес, в котором растут березы, осины, рябина, называют лиственным лесом.( показ картинки)

А как будет называться лес, в котором соседствуют хвойные и лиственные деревья? (Смешанным) . ( показ картинки)

Читайте также:  Факторы_от_которых_зависит_ярусность_леса_дубравы

-Что ещё растёт в наших лесах?( Кустарники, травы, цветы, грибы, ягоды)

Ребенок берет и выкладывает картинку

6.Я в красной шапочке расту

Ребенок берет и выкладывает картинку

Ребенок берет и выкладывает картинку

Ребенок берет и выкладывает картинку

Ребенок берет и выкладывает картинку

А какие грибы можно найти в лесу? (Грузди, подосиновики, подберёзовики, рыжики, волнушки, опята, сыроежки, маслята). Показ картинки.

Грибы можно собирать только вместе со взрослыми. Не следует брать в руки и тем более пробовать на вкус незнакомые или ядовитые грибы.

Какие лесные ягоды вы знаете? (Землянику, бруснику, костянику, малину, чернику) . Показ картинки.

Вкусный лесной чай можно заваривать, используя побеги иван – чая, душицы, зверобоя, листья малины, брусники, земляники или черники. Все эти растения – лекарственные. Как вы думаете, почему их так называют?

Потому что они применяются при лечении разных заболеваний. Давайте назовем растения, семена, кору, корни или плоды которых люди используют для изготовления лекарств: Деревья – сосна, липа, берёза, дуб, пихта. Кустарники – малина, бузина. Травы – тысячелистник, ромашка, чистотел, одуванчик, подорожник.

Среди растений, как и среди грибов, встречаются ядовитые.( Вороний глаз, майник двулистный, ландыш радуют глаз своими красивыми плодами, но брать в руки и есть их нельзя).

(Шагают, высоко поднимая ноги)

(Поднимают руки, встают на носки, тянутся вверх)

(Ставят руки на пояс, поворачивают голову вправо – влево)

(Наклоняются вправо – влево)

— Дети в лесу живут разные звери и птицы. Узнайте какие:

Счет ведет: «Ку-ку…Ку-ку»? ( кукушка)

Строит дом с одним окном….( дятел)

Ребята, каких птиц вы еще знаете? (Рябчики, глухари, дятлы, совы, клёсты, кедровки, куропатки, сороки.) Показ картинок

Молодцы! А теперь вспомните зверей, обитающих в лесу.

Воспитатель загадывает загадки о зверях. Ребёнок, первым назвавший правильную отгадку, находит подходящее изображение и крепит на доске.

Серый брат, из-за кустов хват.(Волк)

Зимой спит, летом ульи ворошит. (Медведь)

Ребята, каких зверей вы еще знаете? ( Олень, кабан, бобр, барсук, лось, мышь, косуля и др)

Некоторые лесные обитатели опасны для человека.

Энцефалитный клещ-это насекомое, может укусить и заразить человека опасной болезнью – энцефалитом. Поэтому отправляясь в лес, надо надеть куртку, брюки, закрытую обувь и головной убор. По возвращении домой нужно проверить, нет ли на одежде или на теле этих насекомых.

Читайте также:  Скумбрия_фаршированная_грибами_яйцом

В лесу можно встретить ядовитую змею – гадюку. (показ картинки) Если это произошло, не пугайте её, остановитесь, а затем медленно повернитесь и идите назад.

Помните : змеи никогда не нападают первыми.

Проведение Д/и с мячом «Назови одним словом»

— Я вам сейчас расскажу, без чего лес не может существовать?

Лес живой. И, как всему живому, ему необходимо солнце, которое дарит тепло и свет, вода и почва для роста растений и жизни животных, чистый воздух, а ещё покой и тишина. Люди часто не задумываются о том, как легко они могут нанести вред лесу и его обитателям. А как вы ведёте себя в лесу?

Проводится дидактическая игра «Можно – нельзя» .

Дети анализируя варианты поведения людей в лесу, поднимают фишки (зелёную в знак одобрения поступок, красную – осуждая его) .

— Можно (нельзя) ломать ветки (кувыркаться в траве, разжигать костры, любоваться красотой природы, рвать цветы, собирать грибы, разорять гнёзда или муравейники, отдыхать на пне, собирать ягоды, оставлять после себя мусор).

Молодцы! Если вы пришли в лес, будьте внимательны, смотрите под ноги. Не шумите, не включайте громко музыку, не беспокойте лесных обитателей. И тогда лес откроет вам свои секреты.

Присядьте, закройте глаза и послушайте звуки леса.

Звучит аудиозапись «Звуки леса» , проводится аутотренинг.

В зелёном, зелёном, зелёном лесу

Зелёный листок как флажок я несу.

Зелёная шишка под ёлкой лежит.

Зелёная музыка где – то звучит.

Зелёный кузнечик в Зелёной стране

Играет зелёную музыку мне.

-Ребята, посмотрите у нас получился настоящий лес! Сколько в нем деревьев, грибов, ягод; разных зверей и птиц!

Давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня беседовали? А что еще мы делали? ( отгадывали загадки, слушали музыку леса)

Понравилось вам занятие? А что больше всего понравилось?

Ребята, вы молодцы! За вашу хорошую работу я приготовила вам награду!

Источник

Оцените статью