Конспект занятия «Лесные этажи»
Программные задачи: уточнить и расширить представления детей о лесе как многоярусном и многоэтажном доме, где все растения занимают определенную экологическую нишу и находятся в тесных взаимосвязях. Исчезновение какого-либо звена ведет к гибели других звеньев. Учить детей устанавливать взаимосвязи между растениями и животными леса, развивать логическое мышление. Продолжать воспитывать экологическое сознание.
Методические приемы: чтение стихотворения, загадывание загадки, решение логической задачи, игровые действия по размещению животных по этажам на схеме, вопросы к детям, оценка и поощрение, слушание грамзаписей.
Материал к занятию: письмо от Незнайки с логической задачей, модель «этажи леса», карточки животных леса и птиц, картины леса, пластинка.
— Ребята, я вас сегодня приглашаю в необычное путешествие. Закройте глаза и представьте, что мы с вами очутились в лесу.
Звучит грамзапись «Голоса леса» (вывешиваются картины леса в разные сезоны года).
-Откройте глаза. Посмотрите — мы в лесу! Птицы поют, деревья листьями шелестят.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Весь в росе, как в серебре.
-Летом и зимой, весной и осенью хорош наш лес! Рядом с осинкой березка, рядом с елью — осина. В лесах нашей области встречаются и липы, и дубы, и клены. Много в нашем лесу и разных кустарников, трав, цветов.
Вывешивается модель «Лес — многоэтажный дом».
— Посмотрите, какое высокое дерево. Вы его узнали?
-Правильно, это сосна. Сосны вырастают стройными и высокими.
— Какие еще высокие деревья есть в лесу? (Ели).
— Растут в лесу деревья и невысокие. Например, липа, клен . Помогайте.
Дети называют: рябина, черемуха, осина, ольха.
— Между деревьями растет кустарник. Чем кустарник отличается от дерева? (Кустарник обычно ниже дерева, у него нет ствола, ветви растут от корня)
— Какие лесные кустарники вы знаете? (можжевельник, шиповник, малина, смородина и др. )
— Что растет под кустами? (Трава, цветы, мох, грибы.)
— Ребята, вот как много растений леса мы назвали. Все растения составляют этажи леса. Посмотрите на картину — слева многоэтажный дом, а справа — лес, разделенный тоже на этажи. Давайте посчитаем сколько этажей в лесу. Самый высокий этаж — пятый — в старом лесу: это верхушки сосен, елей, могучих дубов (показ на схеме).
— Четвертый этаж — кроны деревьев пониже: кленов, берез, осин, рябин.
— Третий — кусты и молодые деревца. Этот этаж носит особое название:
подлесок. Повторите: п о д л е с о к.
— А два нижних этажа — второй и первый — образуют травы, цветы, мхи.
— Во всяком лесном доме есть что-то вроде подвала. Тут прячутся корни зеленых обитателей леса.
— Как и в настоящем доме, в лесном тоже есть квартиры и в каждой квартире — свои жильцы. Давайте заселим наш лесной дом.
— Кого из животных мы поселим в подвал? Кто живет под землей? (крот, мышь (и вставляют их изображения в прорези на схеме).)
— А знаете ли вы какой лесной зверь самый большой? Отгадайте про него загадку:
С ним тягаться трудно в беге,
Коль такого довелось встретить,
— А какой зверь в нашем лесу самый хищный? (Волк).
— Кто самый быстроногий? (Заяц).
— Правильно, это кабан. Волк, лиса, заяц, лось и кабан — все живуг на нижнем этаже леса. Как вы думаете, почему? (не могут лазать по деревьям, на земле находят корм, устраивают себе жилище.)
— Какие еще животные живут на этом этаже?
Дети называют и помещают их изображения на схеме: лягушки, ежи, ящерицы и др.
— Ребята, а знаете ли вы, что большинство певчих птиц леса тоже живет на l-м этаже. Они вьют свои гнезда на ветвях кустов и маленьких деревьев. А гнезда дятлов, сорок чуть выше.
— Кто из лесных животных занимает средний этаж? (Куницы, совы, филин).
-Эти животные селятся в дуплах старых деревьев. Они сверху высматривают свою добычу.
— В наших лесах живут и белки. Как вы думаете, свои гнезда они делают выше или ниже куницы?
— Правильно, выше, ведь белка меньше и легче куницы, она может передвигаться по тонким веткам, которые куницу не выдержат.
— Кто еще живет на верхних этажах? (Это бабочки, жуки, лесные осы и пчелы, комары.)
— Много в лесу самых разных насекомых. А вот о какой истории рассказывает нам Незнайка в своем письме. Послушайте.
«Здравствуйте, ребята! Со мной произошла необычная история. Я очень люблю ходить в лес. Да вот беда: в лесу столько разных букашек, комаров, муравьев. И летают, и ползают, и жужжат над ухом. Пользы от них никакой — только вред! Идешь по тропинке, а там сидит лягушка или еще хуже — жаба. Какие противные! Зачем они в лесу? А бабочки? Целый день летают! Какая от них польза? А муравьи? Только кусаются? А червяки? Не поймешь, где у них хвост, а где голова. И, вообще, что они под землей делают? Наверное, корни у деревьев подъедают. Надоели все. Один раз пришел я в лес, да как закричал: «Уходите все из леса. Видеть вас не хочу!». Они и ушли. Хорошо стало в лесу: никто не летает, не прыгает, не жужжит. Только вот листья на деревьях пожелтели, цветы перестали цвести, птицы улетели, звери разбежалась. Почему, не пойму. Может, вы мне поможете разобраться?»
— Ребята, почему же случилась беда в Незнайкином лесу? Дети высказываются.
— Правильно, все в лесу взаимосвязано: не стало букашек, комаров улетели птицы, а птиц не стало — развелось гусениц видимо-невидимо, по грызли листву, траву, засох лес. Мы с вами напишем письмо Незнайке и объясним ему, как поступить.
— Лес — богатство нашей родины надо беречь и охранять его. Как вы думаете, сможет человек прожить без леса? (Дети высказываются.)
— Что дает лес людям? (Ответы детей).
-Правильно, человек не может прожитъ без леса, ведь лес дает свежий воздух, защищает поля и луга от сухих ветров, дает древесину, дрова, дарит вкусные ягоды, грибы, орехи, много в лесу растет и лекарственных трав. Вот почему лес надо беречь.
В заключение занятия дети вспоминают пословицы и поговорки о лесе:
— Рощи да леса — всему свету краса.
— По лесу ходи — под ноги гляди.
— Срубили кусты -прощай птицы.
— Не высок лесок, а от жары защита и др.
Источник
Конспект занятия по экологии «Этажи леса»
— содействовать формированию представлений у детей о том, что лес-среда обитания диких животных, что в лесу есть этажи, которых лесные жители строго придерживаются.
— способствовать формированию понимания детьми необходимости охранять природу.
— развивать любознательность у детей.
Публикация «Конспект занятия по экологии „Этажи леса“» размещена в разделах
Иллюстрация леса и различных лесных животных на ноутбуке.
шаблон лесного животного, карандаш, ножницы, клей.
Звучит музыка «Звуки леса».
Лес – это замечательное место в природе, среда обитания диких животных.
-Послушайте, как пишет о лесе В. Степанов:
— Как называется наш сибирский лес?
В лесу всегда замечательный воздух, насыщенный разными запахами. Зимой в холодную погоду здесь всегда теплее, потому что почти не чувствуем ветер, в летнюю жару – прохладнее. Лес напоминает многоэтажный дом. В подвальном его помещении – в земле, среди древесных корней и подстилки, состоящей из опавшей листвы и хвои, трухлявых стволов погибших деревьев живут кроты, мыши, черви, насекомые.
Первый этаж – жильё для тех животных, которые не могут лазать по деревьям и зарываться в землю. Здесь много живёт лесного народа. Давайте вместе порассуждаем: кто не лазает по деревьям и не зарывается в землю? Зайцы, лисы, лоси, маралы, волки, рыси…
В кустах на втором этаже живут пауки, гусеницы и многие птицы.
В кронах высоких деревьев на 3 этаже кто живёт? Помогайте мне. (белки, дятлы, совы) Это самый высокий этаж в лесу. Птицы приспособлены жить на этом этаже благодаря — крыльям. Белка благодаря хвосту, который помогает сохранять равновесие при прыжках.
Жильцы в лесу могут приходить друг к другу в гости на другие этажи, но своё жилье строят только на своих этажах.
Игра «Распредели животных по этажам».
Детей делим на две подгруппы. Одна подгруппа вырезает и наклеивает животных для первого этажа, а вторая подгруппа для второго этажа.
Обсуждаем кто каких животных и птиц на какой этаж заселил.
Открытое занятие по экологии в подготовительной группе «Биоценоз леса» Открытое занятие в подготовительной группе по экологии: «Биоценоз леса» Воспитатель Жилина Р. В. Г. Смоленск Познавательное развитие. Продолжать.
Конспект занятия «Дикие животные леса» Цель: Расширять и закреплять представления об особенностях внешнего вида диких животных. Задачи: Закреплять представления о лесе, как месте.
Конспект занятия «В гостях у леса» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 58» Досуг в средней группе (4-5 лет) Тема: «В.
Конспект занятия по экологии «Книга леса» для детей старшей группы Цель: Создать условия для познавательного развития детей через закрепление представлений об экосистеме леса. Образовательные задачи: Уточнить.
Конспект занятия «Звуки леса» «ЗВУКИ ЛЕСА» Конспект непосредственно – образовательной деятельности по восприятию. Составила : Пушкарева О. В. Музыкальный руководитель.
Мастер-класс макет «Этажи леса» Лес дает кров и пищу множеству животных. Мы можем сравнить лес с многоэтажным домом, где на разных этажах живет множество больших и маленьких.
НОД по экологии в старшей группе «Защитники леса» Конспект НОД по экологии в старшей группе «Защитники леса». Цель: развитие у детей познавательных интересов. Задачи: 1. Познакомить детей.
Конспект НОД с использованием «Фиолетового леса» В. В. Воскобовича «Как жители фиолетового леса спаслись от наводнения» «Как жители Фиолетового леса спаслись от наводнения». Программное содержание: Задачи: Обучающие: — Продолжать формировать знания об играх.
Проект по экологии «Обитатели леса». Младшая группа Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 комбинированного вида Одинцовского муниципального района Московской.
Конспект занятия «Тайны леса» Программное содержание: — систематизировать представления воспитанников об обитателях леса, о сообществе растений, животных; — развивать.
Источник