Урок окружающего мира во 2 классе на тему «Птицы-лесные жители»
план-конспект урока (окружающий мир, 2 класс) по теме
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
3.Выявление места и причины затруднения
4.Построение проекта выхода из затруднения
5.Реализация построенного проекта
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
8. Включение в систему знаний, повторение.
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке
— Здравствуйте, ребята! На сегодняшнем уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь и приготовьтесь к работе.
-Послушайте, ребята, кто-то еще пришел к нам на урок.
-Как вы думаете , куда мы сегодня отправимся?
-С какими жителями леса мы познакомимся?
-Вы знаете, что в лесу живут и растут представители многих видов животных и растений. Давайте вспомним какие животные живут в лесу.
Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы:
Одним словом это — . (птицы)
-А что вы знаете о птицах? Каковы их отличия от животных?
-А вы знаете, для чего птицам крылья?
-Давайте подумаем, что же помогает птицам летать?
-А знаете ли вы особенности жизни птиц и их отличие от животных?
-Что отличает зимующих птиц от перелетных?
-Какие виды зимующих птиц вы еще знаете?
-Давайте поиграем в игру «Кто больше?»
— Все ли вы знаете о птицах?
-Как вы думаете чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
Итак, что нужно сделать, если не знаешь ,но хочешь узнать?
-Сформулируйте тему нашего урока. Какова будет цель урока?
-Каким путем сегодня на уроке вам будет интереснее пойти: самим найти ответ на вопрос в учебнике или услышать готовый ответ учителя?
-Мы познакомимся с особенностями лесных птиц, будем учиться проводить исследование . Такой работой обычно занимаются ученые. А вы хотите попробовать?
-Как часто мы наблюдаем за птицами в небе, любуемся их полетом и мечтаем побывать на их месте. Нам даже снятся такие сны. Какое удивительное ощущение полета, полной свободы. Сердце выскакивает из груди, дыхание замирает! И тут увы, мы просыпаемся! Скольким людям птицы подарили это счастье быть свободными. А как часто мы любуемся прекрасным оперением птиц, что делает их разными и непохожими друг на друга. Попробуем же сегодня, хоть краешком глаза, частичкой своей души заглянуть в чудесное, загадочное, покрытое тайной царство птиц.
-Для чего ей нужен перьевой покров? Чем перья служат для птиц?
(работа с текстом на стр.67)
-Давайте отметим в тексте то что вы знали, что не знали и то о чем еще хотели бы узнать.
-Скажите, что нового вы узнали из этого текста?
-Что уже знали до настоящего момента?
-Ребята, скажите, как мы можем различить птиц?(по внешнему виду, по оперению, по голосу) . Вот сейчас мы познакомимся с особенностями некоторых птиц. Работу будем проводить в лаборатории, каждый станет исследователем в составе группы. Для этого нам нужно вспомнить правила поведения в группе. Каждая группа получает по одному описанию птицы, работая по учебнику на стр.67-68.
Вам нужно изучить особенности данной птицы и, пользуясь полученными знаниями, заполнить таблицу
-. После чего представитель каждой группы должен представить вашу исследовательскую работу с соответствующей таблицей и иллюстрацией.
-Благодарю исследователей за хорошую работу.
Птички в гнездышках сидят
-Ребята, а вы слышали когда-нибудь птичий разговор? Для чего он нужен птицам? Какую информацию птицы хотят передать друг другу? Это и есть их разговор, кстати у птиц поют только самцы.
-Давайте проверим, как вы знаете птиц леса и поиграем в игру «Узнай птицу по голосу и описанию»»
-Благодарю за хорошую работу.
— Работаем по печатной тетради
стр. 22 № 13 – закончи предложение
Прочитаем стихотворение на стр.72.О какой примете идет речь?
-Вспомним еще раз лесных птиц.
-Кто был самым внимательным. Какая птичка не живет в лесу?
-Прочитаем рассказ «Как ворона завтракала» на стр. 73.и расскажем его от своего имени.
_Что особенного видите в этой птице?
-Прочитаем стихотворение о сороке. Что удивительного в этой птице?
Есть еще одна удивительная птица, живущая в лесу. Она –плохая мать. Как вы думаете. о ком я говорю? А как вы думаете, что чувствует себя кукушонок, оказавшись в чужом гнезде без мамы, как он себя ведет.
-Давайте посмотрим видео про кукушонка.
-Наша прогулка подошла к концу.
-Какую работу мы сегодня выполняли?
-Кто или что вам помогало справиться?
-Кто доволен сегодня своей работой?
-Говорят:»День без радости, что жизнь без солнышка»
-Встаньте, для кого урок был
-Хотите знать мое мнение? Для меня урок был солнечным.
Домашнее задание: подготовить сообщение о понравившейся птице
Источник
«Птицы — лесные жители»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
3. Воспитать бережное отношение к птицам и ответственность за всё живое.
Оборудование: Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: учебник .2 класс.- М.:Вентана- Граф, 2010; Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: рабочая тетрадь к учебнику. 2 класс.- М.:Вентана- Граф, 2010; компьютер, мультимедийный проектор, экран, демонстрационный материал с изображением птиц, презентация.
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
– Задавали ли вы себе вопросы: кто такие птицы? Почему птицы летают? Сегодня мы попробуем приоткрыть тайны удивительного мира птиц, чтобы лучше их узнать и понять. Итак, тема урока: «Птицы — лесные жители».
III. Объяснение нового материала.
— Птицы привлекают нас причудливым оперением, полетом, пением и, конечно загадочным образом жизни.
— Каждый из вас имеет свой дом, квартиру. Вы знаете, что лес тоже многоэтажный дом.
Давайте мы заглянем в птичьи «квартиры» и узнаем, кто, где живет.
— Жители первых этажей. (Слайд 5)
На первом этаже гнездятся рябчик, глухарь, тетерев, козодой. (Подготовленные рассказы детей о птицах.)
Посмотрите на эту красивую крупную птицу – это глухарь. (Аня Быкова)
Весь день глухари любят проводить на лесных полянах. Здесь проще отыскать сочную траву, почки, ягоды и различных насекомых. Ближе к ночи глухари взлетают на деревья, где и ночуют.
Свои гнезда глухари вьют прямо под деревьями, порой на самых заметных местах.
А вот еще одна интересная птица – житель первого этажа – козодой. (Лера Грибова)
У козодоя клюва почти и вовсе нет. Рот огромный, а клювик махонький – едва выступает. Козодой ловит жуков и больших ночных бабочек. Разинет рот пошире, догонит жука, накроет, как сачком, и на лету проглотит.
— Жители второго этажа: дятел, сова. (Слайд 6)
Теперь мы поднимемся выше и посмотрим, кто живет на втором этаже леса.
Лесной доктор – дятел. (Леша Филиппов)
Голос, который вы слышали дятла. Но правильнее будет сказать, что мы слышали не его голос, а звуки «тук-тук-тук». В народе считают, стучит дятел, значит, будут уничтожены насекомые – вредители и лес будет жить.
Отгадайте что за птица? (Женя Краснова)
Какая птица умеет мяукать, как кошка, хохотать как человек, плакать как маленький ребенок, стонать и охать как больной, пищать как крыса?
Конечно же, это сова. Ушастая сова способна съесть за день 10 полевок. Это, кто? Правильно – мыши. А сова сивуха съедает за год более 1000 грызунов.
— А третий этаж леса находится высоко. Заглянем туда? Но сначала проведем физкультминутку.
В сторону руки и помахали –
Быстро присели, руки сложили –
Встали и тихо за парты все сели.
— Жители верхних этажей. Выше всех, строят свои гнезда крупные хищные птицы: канюк и ястреб.
Ястреб отличается от других птиц длинным хвостом и короткими закруглёнными крыльями. Преследуя добычу, ястреб камнем бросается в вниз.
Кроме хищных птиц на верхних этажах леса обитает одна из самых красивых птиц и одна из самых лучших певуний наших лесов.
Это иволга . (Слайд 8) (Женя Белов)
Ее голос напоминает игру на флейте. Но тут же мелодичное пение могут заменить такие звуки, что хоть уши затыкай, — будто кошке на хвост наступили. Поверить трудно, но и неприятные звуки издает та же птица. Недаром иволгу зовут и лесной флейтой, и лесной кошкой.
— А сейчас проверим, каких лесных птиц вы знаете, для этого отгадаем загадки.
Слайд 9. Типичная лесная птица. Основной ее пищей служат семена кедровой сосны, ели и насекомые. Однако она поедает и семена различных других растений, птенцов и яйца мелких птиц, ящериц и лягушек. (Кедровка)
Слайд 10. Одна из самых маленьких певчих птиц России. Масса его всего 5-6 г. В лесу скорее всего можно усушать и узнать по его тонкому негромкому свисту: «си-си-си». (Королек)
Пение корольков можно услышать даже зимой и очень ранней весной, и феврале — марте.Королёк весит в 6 раз меньше, чем воробей. Мал королёк,зато у него есть корона.
Слайд 11. Кто без нот и без свирели
Никогда не строит для себя гнезда,
И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)
Слайд 13. Перелётная птица. Поселяется в лесах, садах и на бульварах города. Очень заметная и красивая птица. (Зяблик)
Слайд 14. Птичка – певунья. Очень искусно делает своё гнездо среди зарослей леса. Уничтожает большое количество насекомых. Является украшением природы. (Малиновка)
Слайд 15. По деревьям перемещается ползая, поэтому получил название «…..».В нашей местности обитает в еловом лесу, парках. Птичка невзрачная, но приносит много пользы.
Слайд 16. Красногрудый, чернокрылый, любит зёрнышки клевать, с первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)
Слайд 17. Спинкою зеленовата,
— А каких птиц нашего края вы знаете?
Молодцы! А сейчас я вам покажу некоторых птиц нашего края.
Слайд 18 – белая трясогузка.
Слайд 21 – крапивник обыкновенный.
На все лады звучат птичьи голоса. От зари до зари хлопочет пернатое население. В трудах и заботах проходит их день. И каждый живет на том этаже, где ему предназначено самой природой.
Птицам трудно приходится зимой. Нередко они голодают. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода. Особенно часто птицы погибают в конце зимы, когда почти весь корм повсюду съеден.
Сколько гибнет их — не счесть,
А ведь в нашем сердце есть
Горсть одна – и не страшна
-Птиц надо беречь, охранять, не беспокоить, а зимой в трудное голодное время, подкармливать.
-Ребята, а вы помогаете нашим друзьям?
-Какую помощь вы оказываете им?
— Делаем кормушки и развешиваем в садах, парках, скверах.
— Кладём корм: семена подсолнечника, семена арбуза, тыквы, дыни.
Следим, чтобы постоянно был корм в кормушках.
Не холод страшен птицам зимой, а голод.
В первую очередь нужно позаботиться о синицах – верных друзьях леса и сада. Не только летом, но и зимой они целыми днями прыгают с ветки на ветку, ищут щели и трещинки в коре, где спрятались насекомые. Если же ветки покрылись ледяной корочкой после оттепели или был сильный снегопад, их поиски бесполезны. Нужно поддержать птиц.
- Нельзя разорять гнёзда птиц.
- Стрелять в них из рогаток!
- Птицы охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, мышей, съедающих около четверти всего урожая, обгрызающих плодовые деревья в саду.
- Без птиц никогда не было бы хорошего урожая.
- Поедают большое количество растительной и животной пищи, оказывая этим существенное влияние на живую природу.
2. Регулируют численность насекомых и грызунов.
3. Являются важным звеном в цепях питания живых организмов.
4. Распространяют семена растений.
5. Птичьи перья имели большое значение в истории культуры, так как ими пользовались
для письма со времён Римской империи до середины XIX века.
— Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то можно хлопать. Начинаем:
Мухи и стрижи. (Дети хлопают в ладоши)
Галки, макароны … (Дети хлопают в ладоши)
Чайки и моржи … (Дети хлопают в ладоши)
Сойки и ужи … (Дети хлопают в ладоши)
Майки и орланы… (Дети хлопают в ладоши)
Окуни и воробьи… (Дети хлопают в ладоши)
Ласточки, коровы … (Дети хлопают в ладоши)
— Перечислите, какие жители леса нам повстречались во время экскурсии?
— Какое значение имеют птицы?
— Какую помощь мы можем оказать птицам?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира во 2 классе «Птицы — лесные жители» по программе «Начальная школа 21 век»
Урок окружающего мира во 2 классе по программе «Начальная школа 21 век» с презентацией.
Урок окружающего мира во 2 классе на тему «Птицы-лесные жители»
Урок в соответствии с ФГОС, тип урока — ОНЗ, УМК «Школа 21 века».
Презентация по окружающему миру 2 класс «Начальная школа 21 века» по теме «Птицы — лесные жители»
Презентация содержит материал о «Разнообразии птиц леса, особенностях их поведения».
Технологическая карта урока «Птицы-лесные жители» 2 класс
Предмет: окружающий мирКласс: второйТема урока: «Птицы – лесные жители» из раздела «Лес и его обитатели», урок № 48Учебник: Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: система учебников «Начальная школа XXI века.
Кроссворд «Птицы — лесные жители»
Данный кроссворд можно использовать как один из вариантов проверки домашнего задания по данной теме, а также при систематизации и закреплении учебного материала. Соответствует ФГОС.
Птицы- лесные жители.
Открытый урок по окружающему миру.
Презентация «Птицы — лесные жители»
Презентация по окружающему миру для 2 класса.
Источник