Конспект_урока_роняет_лес_багряный_свой_убор

План-конспект урока литературы в 7 классе по теме «А.С. Пушкин. Послание. «19 октября» (1825)
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Изучение стихотворения «19 октября» (1825 г.) по программе Т.Ф. Курдюмовой завершает начатое в 5 классе знакомство с лицейским периодом жизни А.С. Пушкина. Уроку предшествовало опережающее задание. В течение месяца класс работал над проектом «Лицей в жизни А.С. Пушкина». Продуктом проектной деятельности стали доклады-сообщения по теме. Формой защиты проекта — презентация. Урок имел кольцевую композицию. Он начался с рассказа о Царскосельском Лицее и закончился своеобразным творческим итогом, где уже на другом уровне усвоения был повторен материал вступительного слова учителя. На организационном этапе урока был дан положительный эмоциональный настрой обучающимся при составлении букета любимому поэту. В ходе урока состоялась защита проекта, были получены теоретические сведения об истории жанра послания, произошло знакомство со стихотворением А.С. Пушкина «19 октября» (1825 г.), был проведён его первичный анализ. Этап закрепления включал в себя тестирование. Рефлексия проводилась в форме творческого задания — написания синквейнов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

План-конспект урока литературы в 7 классе

А. С. Пушкин. Послание. «19 октября» ( 1825 г. )

— продолжить знакомство обучающихся с историей Царскосельского Лицея, судьбами лицеистов, лицейским творчеством А.С. Пушкина;

— познакомить с жанром послания; раскрыть особенности жанра;

— закрепить умения определять способы создания образов с помощью художественных выразительных средств.

— развивать интерес обучающихся к русской литературе;

— развивать у учащихся коммуникативные и культуроведческие навыки, творческие способности, речь, мышление, внимание, память;

— расширять словарный запас учащихся;

— развивать навыки анализа стихотворения — послания;

— развивать навыки защиты проекта.

— воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы в группах;

— воспитывать чувство дружбы, взаимопонимания, коллективизма, показать, какое огромное значение имеет дружба в жизни каждого человека;

— стимулировать познавательную активность учащихся; воспитывать вежливость, тактичность, доброжелательность, интерес к творчеству поэта, любовь к классической литературе.

Тип урока: Комбинированный.

Форма урока: творческий зачёт с использованием ИКТ.

компьютер, проектор, интерактивная доска, выставка книг по теме, репродукции картин и портретов, слайдовая презентация на тему «Лицейское братство в жизни А.С. Пушкина».

доклады обучающихся, выразительное чтение стихотворения и его анализ; творческое задание (синквейн).

Опальный – опала – немилость царя к кому-либо; наказание впавшему в немилость.

Затворник – отшельник; человек, давший обет (обещание не выходить из своей кельи или выходить редко).

Гимн — торжественная песнь в честь богов, героев, победителей или в честь какого-нибудь важного события ;

Муза — покровительница искусства и наук (одна из 9 богинь);

Читайте также:  Средства_от_грибковых_болезней_растений

источник поэтического вдохновения ; само вдохновение, творчество.

Класс принимал участие в групповом проекте «Лицейское братство в жизни А.С. Пушкина».

Каждый член группы подготовил:

— доклад по одному из пунктов плана:

«Корсаков» — Ковалёв Александр;

«Матюшкин» — Березнева Анастасия;

«Горчаков» — Шестакова Татьяна;

«Дельвиг» — Березнева Анастасия:

«Кюхельбекер» — Шестакова Татьяна;

«Пушкин-лицеист» — Захаренков Иван.

— групповую презентацию , показ работы на уроке;

На выполнение работы давался 1 месяц.

Этапы урока. Временная реализация

1. Организационный момент » Букет любимому поэту».

Слушают учителя, психологический настрой

Знакомство с последовательностью выступлений

3. Творческий отчёт обучающихся

2) Чтение стихотворения «19 октября» (1825)

Учащиеся делают записи в тетрадях

Отвечают на вопросы, анализируют стихотворение.

Объяснение творческого задания.

Объявление оценок за урок

Проставляют полученные оценки в дневники. Делятся впечатлениями.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

— Сегодня у нас не обычный урок, а открытый. Это значит, что у нас много гостей, которых мы рады видеть. Мне интересно, с каким настроением вы сегодня пришли на урок. У вас на партах лежат листочки клёна. Поднимите тот, который по цвету соответствует вашему настроению: зелёный — комфортно, жёлтый — волнуетесь.

— Конечно, вы волнуетесь, это понятно. Но посмотрите, как красиво стало у нас в классе! Пришла настоящая золотая осень.

— Ребята, а для какого писателя осень была любимым временем года?

— Действительно, Александр Сергеевич Пушкин любил осень. И я предлагаю из ваших тревожных листочков составить букет любимому поэту.

— Какой праздник в воскресение отмечали все, знакомые с творчеством А.С. Пушкина? (День открытия Царскосельского Лицея).

— 19 октября – день образования Царскосельского Императорского лицея – стал для современной России Днем лицеев и, конечно же, лицеистов. Лицей – это образ одухотворенной юности, рождения идеалов и верности идеалам чести, совести и мужества.

— И сегодняшний наш урок мы посвящаем Царскосельскому лицею. На уроке состоится защита вашего группового проекта. Вы шли к этому целый месяц. Тема проекта — Лицей в жизни А.С. Пушкина. Продуктом вашей проектной деятельности стали доклады — сообщения. А форму защиты проекта вы выбрали сами — презентация.

3. Творческий отчёт обучающихся.

Защита проектов (Доклады). Работа с презентацией.

Подведение итогов групповой работы. (Все молодцы).

— Прочтём эпиграф урока. Это отрывок из стихотворения «19 октября».

Сегодня на уроке мы познакомимся с этим стихотворением. Оно написано в форме послания. Послание — лирическое произведение в форме письма или обращения к реальному или воображаемому адресату. В Древней Руси послание обычно адресовалось не одному человеку, а служило обращением к обществу. Жанр поэтического послания сформировался ещё в древнеримской литературе. Стихотворение — дружеское послание было распространено в пушкинское время. В таких стихотворениях шёл свободный, лёгкий разговор с другом, носивший доверительный характер. Главное в послании, не поэтическое совершенство, а живое чувство, нежность, доверие.

Читайте также:  Карта_кварталов_леса_карелии

Запись в тетрадях: Послание – лирическое произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-либо лицу (лицам).

2) Чтение стихотворения “19 октября” учителем.

1. Какому событию, кому посвящено это стихотворение? (Открытию Лицея в Царском Селе 19 октября 1811 года).

2. Почему стихотворение начинается с описания осеннего пейзажа? (Открытие Лицея в Царском Селе состоялось осенью в октябре месяце).

3. В чём причина грусти поэта? (Он не может присутствовать на встрече одноклассников).

4. Когда (в каком году) стихотворение написано? (В период с 10-го по 20-е октября 1825г.)

5. Почему лирический герой не может быть на встрече лицеистов? (Он находится в ссылке).

6. Только ли лирический герой не может быть на праздновании Дня Лицея? (Корсакова, Матюшкина тоже нет на встрече лицеистов).

Каковы причины их отсутствия? (Корсаков умер. Матюшкин находится в кругосветном путешествии).

7. Какие строчки можно считать гимном “лицейскому братству”? (Взятые эпиграфом к уроку).

8. Каким чувством наполнены эти строки? (Теплотой).

9. Расставшись с лицейскими друзьями, лирический герой находит других друзей, но … какие это друзья, и можно ли их назвать друзьями? (Нет. Пушкин говорит, что новым друзьям он «душой предался нежной», но они оттолкнули его: «Но горек был небратский их привет», т.е. они не смогли стать ему близки, как братья).

10. О ком из лицейских друзей говорит Пушкин в следующих строфах? (О Пущине, Горчакове, Дельвиге, Кюхельбекере)?

11. Кого Пушкин называет «мой первый друг, мой друг бесценный»? (Пущина).

Почему он так называет Ивана Пущина? (Их комнаты в Лицее были рядом — первым другом в Лицее Пушкину стал Пущин).

Какова была цель поездки Пущина в Михайловское? (Вопреки запретам он считал необходимым навестить друга, чтобы поддержать его в трудное для него время).

12. Кого Пушкин именует «счастливцем с первых дней»? (Горчакова).

Почему? (Он был более других образован при поступлении в Лицей).

Почему Пушкин упоминает Горчакова после Пущина? (В Михайловской ссылке Пушкин встретил трёх лицейских друзей. Первым был Пущин. Вторым Горчаков),

13. Кого Пушкин называет «певцом пермесских дев», «ленивцем вдохновенным»? (Дельвига).

Почему вслед за Пущиным и Горчаковым поэт говорит о Дельвиге? (Потому что третьим лицеистом, навестившим Пушкина в ссылке, был Дельвиг).

Какую роль в жизни Пушкина сыграл Дельвиг? (Ещё в Лицее Дельвиг тайно отправил в журнал стихи Пушкина, где их напечатали, т.е. своим первым печатным произведением Пушкин обязан Дельвигу).

14. О ком поэт говорит «мой брат родной по музе, по судьбам»? (О Кюхельбекере).

Читайте также:  Деревья_хвойных_лесов_тайги

Почему поэт вспоминает именно Кюхельбекера? (Пушкин, Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер были лучшими лицейскими друзьями. Троих друзей поэт встретил, невстреченным остался один Кюхельбекер, поэтому он говорит: «Я жду тебя, мой запоздалый друг»).

15. Во что перерождаются воспоминания? (В заздравную).

16. В своем воображении Пушкин уже находится среди своих друзей. Мы слышим заздравную. За кого поднимают кубок, кого вспоминает лирический герой (Лицей, наставников, царя).

17. Понятно, почему звучит тост за Лицей, за наставников. Но за царя? Гонителя? Почему? ( Царь основал Царскосельский Лицей).

18. К кому испытывает чувство жалости Пушкин? (К последнему оставшемуся в живых лицеисту).

19. Кто же окажется последним лицеистом пушкинского выпуска? (Горчаков).

20. Каким выдался день 19 октября у лирического героя? (Без горя и забот).

21. Что помогло лирическому герою преодолеть печаль, о которой он говорил в начале стихотворения? (Мысли о друзьях).

22. Что же такое дружба и друзья для Пушкина?

(Дружба – это то, что защитит от превратностей судьбы. Мысли о друзьях помогают преодолеть замкнутость “дома опального”; дружба нарушает запрет ссылки).

1. Кому принадлежит идея создания Лицея?

2. Открытие Лицея в Царском Селе состоялось в

3. Какая дата, связанная с Лицеем, не раз встретится в лирике А.С. Пушкина?

4. Первый набор воспитанников Царскосельского Лицея состоял из

5. Зимой 1815г. в Лицее проходили публичные экзамены, где Пушкин-лицеист прочитал свое стихотворение. Назовите это стихотворение.

б) Воспоминание в Царском Селе

6. Кто из известных поэтов того времени присутствовал на экзамене?

7. Где встречал восьмую годовщину со дня выпуска из Лицея А.С. Пушкин?

8. Укажите дату Михайловской ссылки

9. С кем из лицейских друзей в 1825г. встречался Пушкин?

Источник

А. С. Пушкин «19 октября» дружба как нравственный стержень «сообщества избранных»

В разработке используется интегративный подход. Эта технология позволяет интегрировать материал литературы и истории. Погружаясь в эпоху Александра Первого учащиеся на новом уровне прочитывают произведение Пушкина, знакомятся с судьбами друзей Пушкина.

Просмотр содержимого документа
«урок 19 октября»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Вязьма — Брянская средняя общеобразовательная школа имени Героя Российской Федерации А. В. Пуцыкина Вяземского района Смоленской области

Интегрированный урок по литературе в 8 классе А. С. Пушкин «19 октября»: дружба как нравственный стержень «сообщества избранных»

Учителя русского языка, литературы и истории Чигилейчик Жанны Анатольевны

  1. Что нового появилось в области образования в России?
  2. Какие примеры свидетельствуют о внимании властей к вопросам просвещения?
  3. Чем можно объяснить это внимание?
  1. Как вы понимаете выражение «царскосельские насельники». Какие современные слова являются однокоренными слову «насельники»?
  2. Что вас поразило в расписании Лицея?
  3. Что означает понятие « вспомогательный класс»? (повторение). Почему процесс повторения, закрепления материала назван «вспомогательный класс»?
  1. Почему у А. Пушкина так много стихотворений с названием « 19 октября»? О чем это говорит?

Источник

Оцените статью