Конспект_урока_бальмонт_поспевает_брусника

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме «Слово как средство создания картины ранней и поздней осени . К. Бальмонт «Поспевает брусника…», А. Плещеев «Осень наступила…»

Цели: познакомить учащихся со стихотворениями К. Бальмонта, А. Плещеева; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте, соотносить стихи и музыкальные произведения, представлять картины осенней природы.

Учебная задача: учиться наблюдать, какие слова используют поэты для описания ранней и поздней осени.

Оборудование: портреты К. Бальмонта и А. Плещеева, выставка их книг; карточки (текст речевой разминки, задания).

I. Организационный момент

сверху льет, а снизу метет.

– Прочитайте пословицу жужжащим способом. Как вы ее понимаете?

(Дети объясняют смысл пословицы. Далее – четкое проговаривание, чтение скороговоркой.)

III. Проверка домашнего задания

(Чтение стихотворения Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» наизусть.)

IV. Работа по теме урока

Стихотворение К. Бальмонта

Сегодня на уроке мы продолжим изучение произведений русских поэтов.

(Учитель читает стихотворение К. Бальмонта «Поспевает брусника…» на с. 59 учебника.)

– Кто написал это стихотворение? ( К. Бальмонт. )

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867–1942) – русский поэт, критик, переводчик. Он родился и вырос в помещичьей семье. Его отец, Дмитрий Константинович Бальмонт, был судьей, а потом председателем земской управы в городе Шуя (по-нашему, мэр). Мать, Вера Николаевна Лебедева, – высококультурная женщина.

Родители оказали на маленького Костю огромное влияние. Мать Бальмонта Вера Николаевна ввела будущего поэта в мир музыки, литературы, истории. Читать будущий поэт научился самостоятельно в пять лет, подсматривая за матерью, которая обучала грамоте старшего брата. «Совсем иное влияние оказал на меня отец, — так писал позднее Бальмонт. – Необыкновенно тихий, добрый, молчаливый человек, ничего не ценивший в мире, кроме вольности, деревни, природы и охоты».

Умер 23 декабря 1942, приют «Русский дом» в Нуази-ле-Гран, близ Парижа.

– Понравилось вам стихотворение?

Брусника – это кустарник, который является вечнозеленым и относящимся к семейству брусничных. Высота брусники достигает 30 см

Читайте также:  Подготовка_земли_при_посадки_малины

Благовонье – приятный ароматный запах

– Найдите строки, которые говорят о настроении поэта.

— О ком можно сказать, «проснется и заплачет»? К кому относит эти слова поэт?

Это одно из средств выразительности. Называется он — олицетворение — это когда неживому предмету придают качества, способности, черты живого предмета. Глагол, употребленный в переносном значении.

— Найдите в стихотворении олицетворение. ( солнце смеется, осень проснется и заплачет)

– Какая интонация соответствует: печальная содержанию стихотворения, радостная, тревожная?

– Найдите значение слова «благовонье».

Благовоние – приятный запах.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику. Стихотворение А. Плещеева

– Прочитайте стихотворение на с. 60.

– Кто хочет прочитать вслух? (Все слушают чтение хорошо читающих учеников.)

– Кто автор стихотворения? ( А. Плещеев. )

Алексей Николаевич Плещеев (1825–1893) – русский поэт, прозаик, переводчик, литературный и театральный критик. Родился в семье небогатого провинциального чиновника, представителя старинного дворянского рода. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде, где с 1827 г. служил его отец, скончавшийся, когда будущий поэт был еще ребенком. Его воспитанием занималась мать Елена Александровна, которая сумела дать сыну хорошее домашнее образование, продолженное им в Петербурге.

— Какие слова и выражения использует поэт для описания осени?

— Где поэт наблюдает осеннюю картину?

— Как осень изменила всю окружающую природу?

— Какие краски для изображения осени использует автор?

– Перечитайте стихотворение, найдите рифмующиеся слова.

( Цветы – кусты, желтеет – зеленеет, на лугах – на полях и др. )

– Как вы понимаете слово «озимь»?

Озимь всходы пшеницы, посеянные под зиму, осенью, а не весной.

(Выполнение заданий к стихотворению.)

Подготовка к выразительному чтению.

— Какое настроение создают картины природы, описанные поэтом?

— Как вы будете читать это стихотворение: громко или тихо, в быстром темпе или неторопливо?

— Возьмите карандаши, и расставьте построчные паузы, потренируйтесь в соблюдении их при чтении. (Составление партитуры текста)

— Прочитайте стихотворение выразительно, предавая настроение.

(Дети читают стихотворение выразительно.)

– Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

VIII. Подведение итогов урока

– Назовите стихи, которые вы прочитали на уроке, а также их авторов.

Выучить понравившееся стихотворение.

Источник

конспект урока по литературному чтению К. Бальмонт » Поспевает брусника». А. Плещеев » Осень наступила».
план-конспект урока по чтению (2 класс)

ТЕМА УРОКА : знакомство с творчеством К.Бальмонта и его произведением «Поспевает брусника». Знакомство с творчеством А.Плещеева и его произведением «Осень наступила».

Читайте также:  Нарисованный_карандашом_смешанный_лес

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению. Тема:А.Н. Плещеев «Весна», 2 класс

УМК: «Планета знаний» Учебник: Э.Э. Кац «Литературное чтение», в двух частях, Москва, изд. «Астрель», 2008 г.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д.Бальмонт, Я.Л.Аким. (первый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

-1- КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д.

Конспект урока по литературному чтению 2класс «К.Бальмонт Снежинка»

Конспект урока по литературному чтению УМК «Школа России».

Конспект урока по литературному чтению 3 класс ОС «Школа 2100» по теме: «Введение в раздел. Такая разная осень… (Стихотворение К.Д. Бальмонта)»

Конспект урока по литературному чтению К.Д.Бальмонт. Золотое слово. Осень

Дети знакомятся с личностью К.Д.Бальмонта и с двумя его стихотворениями. На данном уроке используется сравнительный анализ стихотворений К.Д.Бальмонта. Дети учатся представлять картины при.

Конспект урока по литературному чтению для 1 класса А. Плещеев «Сельская песенка». А. Майков «Весна», «Ласточка примчалась…», Маршак «Апрель».

Цели деятельности педагога: обеспечить условия для развития умения находить сходство и различие между произведениями разных видов искусства; познакомить с новыми произведениями, их названиями и автора.

Рабочий лист по литературному чтению К. Бальмонт «Поспевает брусника», А. Плещеев «Осень наступила», УМК «Школа России», 2 класс

Рабочий лист по литературному чтению К. Бальмонт «Поспевает брусника», А. Плещеев «Осень наступила», УМК «Школа России», 2 класс.

Источник

Урок во 2 классе на тему: «К.Бальмонт «Поспевает брусника…», А.Плещеев «Осень наступила»

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихи, передавая с помощью интонации настроение поэта; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте, соотносить стихи и музыкальные произведения, представлять картины осенней природы.

Оборудование: презентация

II. Речевая разминка.

Сверху льет, а снизу метет

— Как вы понимаете пословицу?

— Прочитайте пословицу медленно, скороговоркой, четко проговаривая каждое слово

III. Проверка домашнего задания.( Чтение стихотворения Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» выразительно)

IV. Работа по теме урока.

— Сегодня мы продолжаем работу с произведениями русских поэтов.

Родился 4 (16) июня 1867, деревня Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губ. В семье небогатого помещика. Он очень любил свою малую родину.

А.Блок назвал Бальмонта «поэтом с утренней душой», которому «никто… не равен в его певучей силе».

Родители оказали на маленького Костю огромное влияние. Мать Бальмонта Вера Николаевна ввела будущего поэта в мир музыки, литературы, истории. Читать будущий поэт научился самостоятельно в пять лет, подсматривая за матерью, которая обучала грамоте старшего брата. «Совсем иное влияние оказал на меня отец, — так писал позднее Бальмонт. – Необыкновенно тихий, добрый, молчаливый человек, ничего не ценивший в мире, кроме вольности, деревни, природы и охоты».
Умер 23 декабря 1942, приют «Русский дом» в Нуази-ле-Гран, близ Парижа.

Читайте также:  Брусника_на_некрасова_планировки

V. Чтение стихотворения учителем. (либо включить запись )

VI. Словарная работа.

Брусника – это кустарник, который является вечнозеленым и относящимся к семейству брусничных. Высота брусники достигает 30 см

-благовонье – приятный ароматный запах

VII. Анализ стихотворения

— Понравилось ли вам стихотворение?

— Какие чувства испытали вы? Какие картины осени представили?

— Прочитайте стихотворение самостоятельно и найдите строки, которые говорят о настроении поэта?

— О ком можно сказать, «проснется и заплачет»? К кому относит эти слова поэт?

Это одно из средств выразительности. Называется он — олицетворение — это когда неживому предмету придают качества, способности, черты живого предмета. Глагол, употребленный в переносном значении.

— Найдите в стихотворении олицетворение. ( солнце смеется, осень проснется и заплачет)

— Какая интонация соответствует содержанию стихотворения: печальная, радостная, тревожная?

(Дети читают стихотворение выразительно)

VIII. Физкультминутка.

IX. Продолжение работы по теме урока

Стихотворение А.Плещеева «Осень наступила»

Алексей Николаевич Плещеев (1825 – 1893) – русский поэт, прозаик, переводчик, литературный и театральный критик. Родился в семье небогатого провинциального чиновника, представителя старинного дворянского рода. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде, где с 1827 года служил его отец, скончавшийся, когда будущий поэт был еще ребенком. Его воспитанием занималась мать Елена Александровна. Она дала сыну хорошее домашнее образование.

X. Чтение стихотворения учителем.

XI. Анализ стихотворения

— Какие слова и выражения использует поэт для описания осени?

— Где поэт наблюдает осеннюю картину?

— Как осень изменила всю окружающую природу?

— Какие краски для изображения осени использует автор?

— Что такое озимь? (Озимь – озимый посев, его всходы. Озимый – об однолетних растениях: засеиваемый осенью, зимующий под снегом.)

XIII . Подготовка к выразительному чтению.

— Какое настроение создают картины природы, описанные поэтом?

— Как вы будете читать это стихотворение: громко или тихо, в быстром темпе или неторопливо?

— Возьмите карандаши, и расставьте построчные паузы, потренируйтесь в соблюдении их при чтении. (Составление партитуры текста)

— Прочитайте стихотворение выразительно, предавая настроение.

Выберите фразеологизм, который соответствует вашей работе на уроке.

XV . Домашнее задание. Выучить любое стихотворение наизусть

Источник

Оцените статью