Конспект_растения_леса_2_класс

Конспект урока «Животные и растения леса» 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 2 класс Н.Ф. Виноградовой, тетрадь «Окружающий мир» 2 класс, иллюстрации «Лес» , растения леса, животные леса, кассета «Голоса птиц», тесты, карточки с названиями растений и животных.

Дети! Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу.

Четверо ведущих получают вывески: грибы, бактерии, растения, животные – и расходятся в разные стороны класса. Дети получают рисунки или карточки с названием представителей разных царств (например, змея, тигр, ромашка, галка и т. д.). По команде ведущего каждый должен в течение 20 секунд найти свое царство.

Какой пункт лишний подчеркнуть: липа, ромашка, смородина, мухомор ; корова , лиса, волк, заяц; ель, сосна, кедр, береза ; воробей, сорока, еж ; бабочка, жук, паук , кузнечик; дуб, шиповник , береза, клен.

III. Актуализация новых знаний и сообщение целей урока.

Богатырь стоит богат, Дом со всех сторон открыт, Угощает всех ребят: Он резною крышей крыт. Ваню – земляникой, Таню – костяникой, Заходи в зеленый дом, Машеньку – орешком, Петю – сыроежкой. Чудеса увидишь в нем. ( лес ) ( лес )

Определите тему нашего урока.

Сегодня мы совершим путешествие в лес. Старичок-Лесовичок будет сопровождать нас в пути, укажет нужную тропинку, подскажет, если у вас возникнут трудности, введет в мир природы. А самых внимательных и любознательных ждут сюрпризы.

IV. Определение порядка работы.

Работают сегодня 3 научные группы: 1. Ботаники. 2. Зоологи. 3. Экологи.

Ботаники изучают растения. Зоологи изучают животных. Экологи изучают как животные, растения, человек связаны между собой и окружающей средой.

Учитель: Закройте глаза (звучит запись «Голоса леса», на доске появляется рисунок леса).

— Что такое сообщество? Послушайте сказку о лесе (ученик рассказывает сказку о лесе, а класс готовит ответ на вопрос — Что объединяет в себе слово «лес»).

«Сказка о лесе», Ю. Дмитриев (пересказ).

Однажды художник решил нарисовать лес. «Что такое лес?» — рассуждал художник, — «Лес это, конечно, деревья». Он нарисовал березы, дубы, осины, сосны, липы. Очень хорошие у него получились деревья.

Повесил художник картину на стену, полюбовался ею и уехал куда-то. А когда приехал, то увидел на своей картине только сухие стволы.

Читайте также:  Варить_малиновое_варенье_рецепт_пятиминутка

— Почему засох лес? (дети говорят, что еще нужно нарисовать). Нарисовал художник цветы и траву, и кусты, а лес засох. (Дети называют, что еще должно быть в лесу). Нарисовал грибы. Нарисовал насекомых. Но насекомые съели листья и траву…

Нарисовал художник птиц, жаб, ящериц, разных зверей. И лес ожил. Это был настоящий лес. Здесь были: деревья, кусты, травы, насекомые, птицы, звери, грибы, пресмыкающиеся, земноводные. Все они вместе – это и есть лес.

Сообщество – совместное существование объектов живой и неживой природы, которые связаны между собой.

Даны карточки с Среди карточек Составить призывы названиями растений с названиями животных об охране природы отобрать только те, отобрать те, которые можно и написать. что растут в лесу. отнести к данному сообществу.

Птицы летают (дети показывают). В лесу темно, все спят давно. Все птицы спят, Одна сова не спит, Летит, кричит. (Дети изображают спящих птиц). Сова смотрит кто пошевелится, того и забирает.

2 остановка «Тайны природы».

Что за зверь лесной, Встал, как столбик под сосной. И стоит среди травы — Уши больше головы. (заяц) (показ иллюстрации)

Заяц – одно из кротких животных на свете. Зайцы передними лапками роют в земле норки. Днем он спит, ночью выходит на кормежку. Зимой он питается только корой деревьев. Чаще всего грызет он молодые осинки, березки, ивы. К зиме зайцы линяют – меняют свой наряд. Новая шерсть у них вырастает густая, теплая.

Все называют зайца трусишкой. В действительности зайцы вовсе не трусливы. Если какой-нибудь пернатый хищник настигает зайца, то он ложиться на спину и отбивается сильными ударами лап. Но бывает и так, что орлу или лисице удается схватить зайца за шерсть со спины или зада. Тогда кусок кожи, схваченный за шерсть, легко отрывается и остается в зубах хищника, а сам заяц благополучно убегает. Обнаженная часть тела быстро заживает, покрываясь новой шерстью.

Дети задают вопросы выступающему.

Еще один интересный житель леса. Вспомните сказку «Теремок». С кем жил в теремке еж? ( с мышкой-норушкой и лягушкой-квакушкой).

Читайте также:  Нижнюю_часть_шляпки_гриба

Такое бывает только в сказке. Но на самом деле им втроем никогда не ужиться: съел-бы еж своих соседок – мышь и лягушку. Да и в теремке он бы ни за что не поселился. Ежи даже норками не обзаводятся. Осенью натаскает еж на своих колючках сухих листьев в какую-нибудь ямку между корней, зароется и спит всю зиму. Мал еж, да никто ему не страшен. Свернется в клубок, растопырит иголки – попробуй тронь. Еж питается насекомыми, мышами, лягушками, фруктами. Зимой спит, зарывшись в листья, в сено или забравшись под кучу хвороста. – А что вы знаете о еже? (учащиеся дополняют ответ).

А теперь отгадайте животное по описанию.

Весит 150-200кг, длина более 2 метров, высота больше 1 метра. Он прекрасно плавает, лазает по деревьям, хорошо слышит, плохо видит. Ест орехи, желуди, ягоды, траву, мед, убивает оленей, кабанов, ест рыбу. Зимой спит. Правильно — это медведь. (Рассмотреть иллюстрацию).

Зимой у медведицы рождается 2-3 медвежонка, которые весят всего 500 грамм.

Учитель: Посмотрите на иллюстрации на доске и скажите, кого мы еще можем встретить в лесу? ( на доске иллюстрации: куница, кабан, лиса, волк, лось,…). Об этих животных вы подготовите сообщение к следующему уроку.

В лесу много растений. Рассмотрите иллюстрации и разделите их на 3 группы.

Какие это группы? (деревья, кустарники, травы). – Чем отличаются растения этих групп? Составьте описание любого растения, расскажи о нем.

Сообщение ботаников о растениях.

Клейкие почки, зеленые листочки, С белой корой, стоит под горой. (береза) (Показ иллюстрации).

Береза – символ нашей Родины. Береза среди других пород деревьев выделяется белым цветом своей коры. Если снять с дерева кусочек коры, то на пальцах останется что-то вроде белого порошка. Это вещество называется бетулин и высыпается из клеток коры. Под тонкой белой корой находится береста. Береста не пропускает воду и газы, а через рыхлую ткань черных полосок – чечевичек внутрь ствола поступает кислород. Цветки березы распускаются вместе с листьями и называются сережками.

Читайте также:  Рецепт_картофельных_котлет_грибным_соусом

В переводе с латинского «дуб» обозначает «красавец». Один из таких красавцев растет в Литве. Ему 2000 лет.

Дуб напоминает человека, прожившего трудную жизнь. Толстый, мощный ствол, темная кора, покрытая извилистыми трещинами. Дубы любят свет и их побеги меняют направление роста несколько раз в сезон, поэтому у них угловатые и изломанные ветви. Листья и цветки появляются в мае.

Экологи напоминают правила поведения в природе.

1. Не рви в лесу цветы. Пусть красивые растения останутся в природе. 2. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны природе. 3. Не разоряй муравейники. 4. Не лови диких животных и не уноси домой. Условия неволи не заменят им природной среды. 5. Не ломай ветви деревьев. Растение – живое существо. 6. Будь осторожен с огнем. Помни, что из 1 дерева можно сделать 1000000 спичек, а 1 спичкой сжечь 1000000 деревьев.

3 остановка «Невидимые нити».

Составить цепи питания по рисункам.

а) комары – лягушки – хищные птицы – ужи; б) птицы – гусеницы – листья; в) сова – зерно – мышь; г) гриб – белка – куница.

Дети делают вывод о связи животных, растений в природе.

Лесовичок подготовил вопросы (дети получают карточки и задают их друг другу.

а) На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны и сидел несколько минут. Почему? (Так он избавляется от насекомых). б) Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Выделяет едкую жидкость). в) Какая птица умело подражает голосами птиц? Скворец может изобразить свист, скрип, мяуканье, …) г) Кто яблоки спиной собирает? (Еж). д) Как называется лес, в котором растут деревья, покрытые иголками?

Наше путешествие подошло к концу. – Что вы сегодня открыли для себя нового и интересного?

Учащиеся читают стихи С. Никулина «Русский лес».

Нет ничего милее, Бродить и думать здесь. Излечит, обогреет, Накормит русский лес…

Жизнь кажется иною, И сердце не болит, Когда над головою, Как вечность, лес шумит.

Подготовить рассказ о любом лесном животном. В тетради №1 с.44 № 76-77, стр. 106-108.

Источник

Оцените статью