Конспект_по_общая_характеристика_грибов

Общая характеристика грибов
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Разработка внеклассного занятия «Общая характеристика грибов» используется при проведении занятий кружка, а также по этому пособию можно провести урок биологии при изучении грибов.

Скачать:

Вложение Размер
Microsoft Office document iconobshchaya_harakteristika_gribov.doc 49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Поломская средняя общеобразовательная школа №2»

Кезского района Удмуртской Республики

«Общая характеристика грибов»

Внеклассное занятие в 6 классе

Автор: Никитина Любовь Вячеславовна

учитель биологии, 1 кв. категория

«Общая характеристика грибов»

Внеклассное занятие в 6 классе.

— Построение знаний об особенностях организации грибов, выделение отличительных особенностей грибов от представителей других царств живой природы.

— Формировать умение отличать ядовитые грибы от съедобных и оказывать первую медицинскую помощь при отравлении ядовитыми грибами.

— Воспитывать умения работать в сотрудничестве, слушать и слышать других, уважать мнение своих товарищей.

— Формирование информационных навыков при работе с текстом, его осмысливанию и формулированию выводов.

Приемы: Построение Т-таблицы, компьютерная презентация.

Учитель обращается к классу. Ребята, что связывает все эти фотографии?

После обсуждения в группах мнения учащихся заслушиваются перед классом. Ученики предполагают, что на слайде все организмы являются грибами, так как среди них есть съедобные грибы, мухомор, чайный гриб.

Грибы – загадочные создания. Что, казалось бы, удивительного в скромной сыроежке или красавице подосиновике. Почти каждый из вас собирал грибы. Так поступали люди еще в древности. Тогда же их поразила способность грибов появляться как будто из ничего за считанные часы и дни. Не зная толком, что представляют собой грибы, легко было уверовать, что они посланы богами: съедобные – в награду, ядовитые – в наказание. Вероятно, ядовитые грибы находили применение в мрачных делах, подложив их в пищу к недругу, можно было объяснить его смерть злыми чарами или внезапной болезнью.

Учитель обращается к классу с вопросом:

— Как вы думаете, почему грибы нельзя отнести ни к царству растений, ни к царству животных, ни к царству бактерий?

  1. Ученикам раздаются тексты (Приложение №1). Для осмысления прочитанного учащимся предлагается составить Т–таблицу (Приложение №2).
  2. Ученики обсуждают записи в таблицах сначала в группах, а затем в классе (Приложение №3).
  3. Учащимся предлагается компьютерная презентация (Приложение №4).

Проводится в виде блиц-опроса (Приложение №3). Вопросы размещены на слайде

Составить памятку для грибника, экологический плакат.

В настоящее время известно около 100 тыс. видов грибов. Грибы обитают всюду.

Грибы лишены хлорофилла, по типу питания гетеротрофны. Для питания грибам необходимо готовое органическое вещество, что сближает их с животными. Но по способу поглощения пищи – путем всасывания, а не заглатывания, по неограниченному росту – они сходны с растениями. Запасным питательным веществом у них служит гликоген. В обмене веществ грибов присутствует мочевина, что сближает их с животными

Читайте также:  Цикл_развития_гриба_кандида

По характеру питания грибы относят либо к сапрофитам, либо к паразитам. Грибы-сапрофиты питаются мертвыми органическими веществами, а грибы –паразиты поселяются на живых организмах и питаются за их счет.

Некоторые грибы – одноклеточные организмы, но большая их часть многоклеточные. Оболочки клеток большинства грибов содержат хитин — органическое вещество, характерное для животных. Тело гриба состоит из тонких белых нитей – гифов. Гифы образуют грибницу или мицелий.

Размножаются грибы бесполым или половым путем. Бесполое размножение происходит при помощи специализированных клеток – спор или вегетативно. Вегетативное размножение осуществляется частями грибницы или почкованием. У некоторых грибов существует половое размножение. В этом случае грибница образуется в результате слияния специализированных клеток.

Среди грибов наиболее известны шляпочные. В повседневной жизни мы называем грибами их плодовые тела. У большинства съедобных грибов плодовое тело образовано ножкой и шляпкой. Отсюда и их название.

Если в том месте, где снят гриб (т.е. плодовое тело) слегка разрыть почву, можно обнаружить тонкие ветвящиеся белые нити – грибницу. Клетки грибницы шляпочных грибов чаще двухъядерные и не содержат пластид. Грибница – главная часть каждого гриба. На ней развиваются плодовые тела. Шляпка и ножка состоят из плотно прилегающих друг к другу нитей грибницы. В ножке все нити одинаковы, а в шляпке они образуют два слоя – верхний, покрытый кожицей, окрашенной разными пигментами, и нижний. У одних грибов, например белого гриба, нижний слой состоит из многочисленных трубочек. Это трубчатые грибы. Нижний слой плодовых тел рыжиков, сыроежек образован многочисленными пластинками. Это пластинчатые грибы.

Грибники знают, что подберезовики чаще всего можно встретить в березняке, белые грибы – вблизи берез, сосен, елей. Это, объясняется тем, что между определенными видами деревьев и грибов устанавливается тесная связь, полезная как одному, так и другому организму, т.е. симбиоз.

Нити грибницы плотно оплетают корень дерева и даже проникают внутрь его, образуя грибокорень, или микоризу. Грибница поглощает из почвы воду и растворенные минеральные вещества, которые поступают из нее в корни деревьев. В свою очередь, грибница получает органические вещества, необходимые ей для питания и образования плодовых тел из корней деревьев.

Разрушая остатки растений и животных, грибы участвуют в круговороте веществ в природе и в образовании плодородного слоя земли. Из некоторых грибов получают ценные лекарства. Съедобные грибы употребляют в пищу. Грибы необходимы при изготовлении хлеба, сыров, в виноделии.

Читайте также:  Кисель_клюквенный_сборник_рецептур

Но грибы могут наносить и большой вред. Некоторые из них вызывают болезни у растений, животных и человека. Грибы портят продукты питания, разрушают постройки. Некоторые грибы вырабатывают ядовитые вещества, ими можно тяжело или даже смертельно отравиться.

Признаки, характерные только для грибов

Источник

Урок «Общая характеристика грибов»
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Образовательные:
• раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные);

• учить распознавать съедобные и ядовитые грибы;

Развивающие:
• развивать понятия о многообразии живых организмов;

• продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к природе;

• развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей.

Организационный момент
1. Настрой на урок

Проверка готовности к уроку. Приветствие.

Я хочу сегодня пригласить вас в лес. В добрый лес, могучий лес, Полный сказок и чудес. Если внимательны будете, дети, Тайны чудные откроете эти.

— Лес… Это сказочный мир удивительных загадок. Присмотритесь и прислушайтесь… Лес полон загадок и таинств. Он многих приютил.

Здесь живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нем разнообразных ягод и грибов ! Крупные и мелкие цветки смотрят на нас из травы. Они умоляют человека не рвать, а понюхать их, приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух

2.ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

-Давайте вспомним, на какие царства делится живая природа?
Царства : Животных Растений Бактерий Грибов

-Докажите, что эти царства относятся к живой природе.
(дышат, питаются, размножаются, растут, развиваются)

-Какое из царств мы уже с вами знаем? (Бактерии)

— Какая же особенность в строении бактерий (не имеют ядра, ДНК лежит непосредственно в цитоплазме и не одета в ядерную оболочку)

Как называются такие организмы, у которых нет ядра? (прокариоты)

3. Изучение нового материала

Все остальные живые организмы относятся к другой группе. Их клетки всегда содержат ядро, то есть наследственная информация одета в ядерную оболочку. Посмотрите, такие организмы называют… (Эукариоты) запишем в тетради

Эукариоты – это организмы, клетки которых содержат ядро

А вот в какое царство мы сегодня отправимся, вы узнаете, отгадав загадку.

В шапках молодцы стоят. (Грибы)

— Верно, это грибы, и речь пойдет сегодня о них.

Читайте также:  Озу_особо_защитные_участки_лесов

Давайте запишем тему нашего урока: Общая характеристика грибов

Как вы считаете, что нам необходимо узнать о грибах?

— какие грибы бывают (классификация)

Итак, задачи нашего путешествия сформулированы, и я приглашаю вас в путь.

Формирование новых знаний

А) — Знаете ли вы, где растут грибы?

(в лесу) – да, но это только часть из них – шляпочные грибы. О них мы поговорим на следующем уроке. А сейчас откройте стр. 66 и давайте прочитаем 1 абзац и узнаем, где обитают грибы.. (читает вслух 1 ученик)

Что мы узнали (грибов около 100 тыс. видов )

Да, а в нашей стране 200 видов грибов.

Где обитают грибы? ( в почве, воде, жилищах, на пищевых продуктах, на теле человека и животных )

Б) Как вы думаете, что нам надо сделать, чтобы узнать о питании, строении и размножении грибов? ( )

Выполним задания на карточках, вместе с другом по парте, прочитав книгу на странице 66, после выполнения работы, каждая пара выходит на доску и рассказывает нам о своей работе.

Давайте немножко отдохнем, сделаем физминутку. Все встали, представим, что мы в лесу, если вы увидите на слайде гриб, который вы знаете и собирали с родителями, вы нагибаетесь и берете гриб, если он не сьедобный1, прыгаете назад.

что мы узнали от физминутки? Что грибы бывают съедобные и не съедобные.

Сейчас я вам расскажу рассказ, вы заполните таблицы, которые у вас даны на партах, каждый работает самостоятельно.

Учёные долгое время не могли решить, что это вообще такое грибы? Их относили то к растениям, то к животным. Как вы думаете, почему? (ответы) . Да, потому, что они, похожи и на растений и на животных. На растений они похожи тем, что они не могут свободно передвигаться, имеют твердую оболочку, покрытую хитином – клеточную стенку. Ограничены в росте, размножаются спорами. А с животными с тем, что они питаются готовыми органическими веществами, не имеют хлоропластов.

От негодования, ученые думали, что они появляются от росы, от ударов молнии или от гниения веществ. И лишь в 19 веке их выделили в отдельное царство.

Что интересного вы узнали об этих организмах? :

  1. Назовите у грибов признаки растений.
  2. Назовите признаки животных.
  3. Необходим ли грибам солнечный свет? Почему?
  4. Как делятся грибы по способу питания?

Скажите, что мы хотели сегодня узнать? (вспоминают задачи урока)

Вы узнали сегодня, то, что мы хотели?

Вы довольны своей работой на уроке и уроком в целом?

§13 пересказ, сказка собственного сочинения по теме урока.

Сходство грибов с разными организмами

Источник

Оцените статью