Конспект_логопедических_занятий_тема_лес

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе по лексической теме «Лес»

10. Формирование практического усвоения понятия «родственные слова».

Пособия и материалы : предметные картинки, серия сюжетных картинок, магнитная доска, листья, корзина, нарисованное дерево на ватмане, влажные салфетки.

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым

И доброе утро длится до вечера.

Дыхательная гимнастика

Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя доброту и красоту этого дня. А выдохните через рот все обиды и огорчения. (3 раза) Улыбнитесь друг другу. Садитесь, спина прямая.

Психологический настрой (Проговаривание четверостишия).

А чтобы мы говорили правильно и красиво нам нужно сделать послушными язычок и губки.

Артикуляционная гимнастика

А теперь закроем рот – отдыхает бегемот.

Стук, да стук, стук, да стук,

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

Зашумела листьями (поднимают руки и качают ими).

Листочками играя. (плавно опускают через стороны руки)

Вот листок березы, (поочередно загибают пальчики, начиная с мизинца)

А кленовый листок (опускают руки на колени).

Только елочки стоят, (сгибают и разгибают пальчики обеих рук).

Рассмотреть с детьми картинки: лес, роща, бор. Уточнить их названия. Попросить детей самостоятельно показать и назвать лес, рощу, бор.

Лес – это место, где растет очень много деревьев.

Бор – это лес, где растут хвойные деревья.

Роща – это небольшой лиственный лес.

Рассмотреть на картинках и уточнить названия частей леса (опуш­ка, поляна, просека, тропинка, чаща).

Опушка леса – край леса шириной до 150 м, переходная полоса между лесом из всех составляющих его ярусов лесной растительности и смежным типом растительности (лугом, болотом и т.д.).

Поляна – открытый участок в лесу. Основная растительность – травы и мелкий кустарник. Может образовываться вследствие неспособности почвы в этом месте обеспечивать питание и/или закрепления деревьев (постоянные поляны), или же вследствие вырубки, падения большого дерева с повреждением меньших вокруг, бурелома и т.д. (временные поляны).

Просека – узкая полоса, прорубаемая в лесу с целью обозначения границ лесных кварталов, при производстве топографической съёмки, различных изысканий, прокладке линий электропередачи, трубопроводов.

Лесная чаща – густой, частый, труднопроходимый лес, заросль

Упражнение «Родственные слова».

Лес – это … (место, где растет очень много деревьев).

Лесок – это … (маленький лес).

Лесной – это … (то, что находится в лесу).

Лесник – это… (человек, который охраняет лес).

Лесовик – это … (сказочный герой, который живет в лесу).

Это родственные слова, потому что в каждом есть слово «лес».

Дети водят хоровод со словами, выполняя движения по тексту:

Читайте также:  Уннв_осень_разорвался_ядерный_гриб_аккорды

По тропинке в лес пойдем, в лес пойдем, в лес пойдем,

И грибов мы наберем, наберем, наберем.

По тропинке в лес пойдем, в лес пойдем, в лес пойдем,

Много шишек наберем, наберем, наберем.

Сегодня мы с вами отправимся в лес. Вспомните как надо вести себя в лесу. Что нельзя делать в лесу? (В лесу нельзя шуметь, нужно быть внимательным и осторожным, нельзя разжигать костры, ломать ветки, забирать домой из леса животных).

1,2,3 улыбнись и в лесу очутись. (Выставляется картинка с изображением леса). Посмотрите, какой лес вы видите? (Смешанный) Почему? Потому что в нем растут разные деревья. Как называется лес только из лиственных деревьев? Лиственный. Только их хвойных деревьев? Хвойный.

О чем в лесу мы можем сказать осенний? Лес, куст, гриб, мох. О чем мы можем сказать осенняя? Поляна, рябина, погода, трава. О чем можем сказать осеннее? Небо, облако, дерево, утро. О чем можем сказать осенние? Деревья, кустарники, грибы, листья.

Береза кудрявая – березка кудрявенькая

Дерево стройное – деревце стройненькое

Ветка короткая – веточка коротенькая

Кусты низкие – кустики низенькие.

Ель пушистая – елочка пушистенькая.

С какого дерева этот лист? Этот лист с березы. Значит он какой? Березовый лист.

У нас в лесу ягоды собирают только летом. (Выставляется картина с изображением различных грибов)

На нашей лесной поляне очень много грибов. Скажите, какие и сколько грибов вы видите. Я вижу: один белый гриб, два шампиньона, три мухомора, четыре лисички, пять подберезовиков.

А все ли грибы можно собирать и кушать? нет, не все. Какие грибы нельзя собирать? Мухоморы, бледные поганки, ложные опята. Почему? Они ядовитые.

Какое стихотворение вы знаете про осень?

Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями. Вы очень много знаете о лесе.

1, 2, 3 улыбнись и в детском саду очутись.

Наше занятие подошло к концу. Скажите, какое из заданий было самым трудным? Самым интересным? Самым легким?

Источник

Конспект интегрированного логопедического занятия на тему «Путешествие по лесу» для детей 6-7 лет с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Разработанный конспект логопедического занятия подготовлен для детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи в старше-подготовительной группе, направленный на отработку лексических тем «Лес», «Деревья и кустарники» и построенный в игровой форме.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного логопедического занятия

на тему «Путешествие по лесу» для детей 6-7 лет с ОНР

Цель – расширение и активизация словаря по лексическим темам «Лес», «Деревья и кустарники».

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Коммуникация, Познание,

— активизировать и обогащать словарный запас по темам «Лес», «Деревья и кустарники»;

— совершенствовать грамматический строй речи, навыки слогового, звукового анализа и синтеза слов;

— учить составлять распространенные и сложноподчиненные предложения.

— развивать слухо-моторную координацию, умение отвечать на вопросы развернутыми предложениями, фонематические процессы, навыки согласования слов в предложении;

Читайте также:  Весенний_лес_наполнен_птичьим_гомоном_согласные_звуки_звонкие

— формировать общую и мелкую моторику, образное и словесно-логическое мышление .

— воспитывать умение слушать педагога, выслушивать ответы своих товарищей;

— формировать положительную мотивацию к занятиям, навык взаимодействия.

— воспитание любви к окружающей природе.

Наглядные: предметные картинки с изображением деревьев и кустарников

Словесные: беседа, дидактическая игра, отгадывание загадок.

Здоровье сберегающие технологии: динамическая пауза, пальчиковая гимнастика.

Словарная работа: валежник, болото.

Предварительная работа: работа над воспроизведением ритма, знакомство с понятием «родственные слова», выделение заданного звука в разных позициях (в начале, середине, конце) слова, наблюдения за елью, сосной, березой, кленом, сиренью, шиповником, закрепление отличительных черты деревьев и кустарников , разучивание стихов о природе, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций о лесе, развитие связанной речи.

Металлофон с молоточком, мини-ширма, мягкая игрушка Старика – Лесовика, экран, ноутбук для показа слайдов с изображением картинок (рюкзак, спички, удочка, котелок, компас; весенний лес; береза, тополь, сосна, дуб, клен, ель, р ябина ), сизаль (ткань), ветки деревьев, корзина с шишками , ткань маскировочная для «болота», листы с заданием на штриховку, карандаши, кубики 3-х цветов (красные, синие, зеленые) для выполнения звукового анализа и синтеза, мольберт, домик Весны, деревянные макеты кустарников, с распечатанными на них цветными изображениями , схема предложения, указка.

Дети входят в зал, встают полукругом.

Логопед . Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.

Логопед. У меня в руках металлофон, предлагаю вам послушать, как звенят капельки дождя и повторить эту мелодию.

Дети стучат молоточком по металлофону в определенном ритме:

1 раз медленно – 1 раз медленно — 2 раза быстро;

1 раз медленно – 1 раз медленно – 2 раза быстро– 1 раз медленно – 2 раза быстро;

3 раза медленно – 2 раз быстро – 1 раз медленно – 2 раза быстро – 2 раза быстро.

Логопед . Ребята, на волшебный звон нашей капели, кажется, кто-то отозвался. Я уже слышу, его тихие, осторожные шаги.

В зал входит Старик-Лесовик, здоровается и знакомится с детьми:

В лесу я найду каждый капкан,

Знаю каждый уголок и тайник.

Все зовут меня старик — … ЛЕСОВИК (дети отвечают вместе)

https://static.relax.by/images/common/afisha/logos/54bf8544ad1359f3d91e5e7e511371c2.jpg

Логопед . Какое имя у тебя интересное! Ребята, давайте вслушаемся в его имя: Л е с о в и к! Какие похожие слова вы знаете?

Дети. Лес, лесок, лесной, лесник, пролесок, лесничество…

Логопед. Какие мы подобрали слова?

Дети. Мы подобрали слова-родственники, слова из одной «семейки»

Лесовик. Ребята, приглашаю Вас в поход:

Лесовик. Но прежде чем отправиться в лес, хочу Вас проверить – знаете ли Вы « Правила поведения в природе . (Детям демонстрируются знаки о правилах поведения в лесу. Ребята их объясняют.)

https://www.sites.google.com/site/distancionnoeobucenie714/_/rsrc/1588777233902/no2-putesestvuem-v-mir-rodnoj-prirody-2-god-obucenia/putesestvuem-v-mir-rodnoj-prirody-2-god-obucenia-ekologiceskie-znaki/hello_html_m776a17bf.png

Логопед. Давайте соберем вещи, которые могут нам пригодиться в походе.

На экране появляются картинки (рюкзак, спички, удочка, котелок, компас)

http://pt.clubpenguinwiki.info/static/images/cpwpt/thumb/1/1c/MochiladeCaminhada.png/80px-MochiladeCaminhada.png http://mywishlist.ru/pic/i/wish/_100x100/008/804/984.png https://c7.hotpng.com/preview/290/608/936/5bbc1e76c08d7.jpg https://images.ua.prom.st/1973858185_w200_h200_kazan-chugunnyj-klassicheskij.jpg https://detskiychas.ru/files/pics/2017/01/skazka_volshebnaya_strelka.jpg

Логопед . Найдите предмет, название которого начинается:

— со звука [к] и закнчивается звуком [к]

— со звука [к] и заканчивается звуком [с]

Логопед. Для чего в походе нужны удочка, спички,котелок? Молодцы! Теперь мы готовы, наш поход начинается!

Читайте также:  Гриб_лисичка_опята_подберезовик

Лесовик. Встаем, «закидываем рюкзаки» за плечи , поворачиваемся направо!

Мы колени поднимаем (дети шагают по кругу, высоко поднимая колени)

Левой – правой, левой правой,

Дети встают полукругом перед экраном, на котором выведена картинка «Лес»

Логопед. Ребята, куда мы попали ?

Логопед. Скажите, а что такое лес?

Дети. Лес – это место, где растет много деревьев, кустарников и трав, и где обитают дикие животные.

Логопед. Да, в лесу много деревьев. А какие деревья вы заете? На экране появляются картинки с их изображением (береза, тополь, сосна, дуб, клен, ель, рябина) .

https://cdn.st100sp.com/cache_pictures/171901238/thumb300 https://sun9-49.userapi.com/c858332/v858332446/198ffc/otfXyODTWvE.jpg http://piratov.net/images/2018/07/20/345753/sosna_242141627_1.jpg https://img.uslugio.com/img/39/28/39282bc805a9f475437d7d8fe025d63f.jpg

https://manyfoto.ru/01sp/sp/photos/s/07/0729a1cddb74a858eb50f7b7cb3.jpg https://cdn.c4.r-99.com/sites/default/files/imagecache/300o/product-images/222892/zqMDwIX7ibLVg31wntehOA.jpg https://img.favpng.com/9/0/14/vector-graphics-portable-network-graphics-clip-art-royalty-free-illustration-png-favpng-g81E0VHdKv5Jppty0mTMay5Ez.jpg

Логопед . В названиях каких деревьев всего один слог? Два? Три?

Логопед. Молодцы! А сейчас давайте вспомним, как называются ветви разных деревьев : березы, дуба, клена, сосны, осины, липы, кедра, тополя.

Дети. Березовые ветви, дубовые ветви, сосновые и т.д.

Логопед. Молодцы, ребята! Смотрите , что-то лежит под деревом (привлекается внимание к сосне, выпиленной из фанеры, и под которой лежат ветки деревьев. )

Это валежник. Что значит слово валежник ?

Дети. Это сломленные ветром, упавшие ветви.

Логопед открывает спрятанные под тканью (сизаль) ветви в виде буквы Ш.

Логопед. Посмотрите, в одном месте ветви упали так, что получилась буква. Какая?

Логопед. Придумайте слово, начинающееся на буку Ш, которое можно найти на елке.

Логопед. На каких еще деревьях есть шишки?

Дети. Шишки есть на сосне, кедре, лиственнице, туе.

Логопед. А сейчас, выберите себе дерево. Какой звук в его слове-названии первый? Выложите соответствующую букву из шишек на ковре.

Логопед спрашивает каждого ребенка, какая у него буква и какое дерево он загадал. Затем дети собирают шишки в корзину.

Логопед . Ой, ребята, собирая шишки, мы с вами заблудились и впереди у нас болото. А кто знает, что это такое?

Дети . Болото – непроходимое место, где можно утонуть.

Лесовик. Садитесь за столы. Перед вами лежат листы с заданием и карандаши. Это «кочки», по которым мы перейдем через болото. Лесовик предлагает заштриховать кружочки.

( Дети заштриховывают кружочки по образцу ( |||||, =, ///// ) .

Логопед. А теперь составьте звуковую схему к слову «кочки»

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/archive/f/ff/20110206024656%21Solid_blue.svg/120px-Solid_blue.svg.png https://s3-us-west-2.amazonaws.com/i.cdpn.io/240794.mJmdjg.small.e14c1169-380a-4a2b-a74a-d20e160aa6da.png https://www.tahtakalehobi.com/images/thumbnails/343/300/detailed/174/9356.jpg https://www.tahtakalehobi.com/images/thumbnails/343/300/detailed/174/9356.jpg https://s3-us-west-2.amazonaws.com/i.cdpn.io/240794.mJmdjg.small.e14c1169-380a-4a2b-a74a-d20e160aa6da.png

Дети после выполнения заданий переходят по «кочкам» через болото и оказываются перед домиком, украшенным по-весеннему.

Лесовик. А чей это домик, попробуйте догадаться? (загадка)

Логопед. Посмотрите вокруг домика Весны много цветущих кустарников. Давайте вспомним их названия и разделим их на слоги (цветные изображения кустарников прикреплены на деревянные макеты кустарников).

https://i.pinimg.com/236x/30/15/08/301508e6d4ce7f4b5de35020b6739a18--rendering-techniques-render-art.jpg https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/media_gallery_thumbnail/public/gallery/2014/10/27/derevya_i_kustarniki/bez-imeni-91.jpg?itok=6MjjRI4W https://i.pinimg.com/236x/e4/b2/83/e4b2838899a8ce6c27458982013b1b85.jpg

си-рень ши – пов- ник че –ре –му- ха

Дети выполняют задание. Логопед показывает схему предложения.

C:\Users\dell2\Desktop\7abcb77ac3ca6e4bf9d7df781f822f1010eb787d_101 (2).jpg

Логопед. Сколько слов в предложении?

Дети. В предложении пять слов.

Логопед. Давайте придумаем для Весны красивые предложения о ее цветущих кустарниках.

Около домика растет душистая черемуха.

На шиповнике распустились ароматные цветы.

Я вдыхаю аромат куста сирени.

Лесовик . Наш поход подошел к концу.

Логопед. Давайте вспомним еще раз , какие встретились на нашем пути деревья и кустарники. Вы ВСЕ МОЛОДЦЫ!

Источник

Оцените статью