- Конспект урока по русскому языку. Урок развития речи: написание сочинения по картине А.М.Герасимова «После дождя». план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя (Мокрая терраса)». план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку. Урок развития речи: написание сочинения по картине А.М.Герасимова «После дождя».
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) на тему
1. познакомить учащихся с произведениями русской живописи 20 века
2. собрать материалы, необходимые для написания
3. способствовать обогащению речи учащихся, расширению их
4. воспитывать любовь к природе, интерес к живописи и поэзии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«После дождя» — урок развития речи. | 19.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку.
Урок развития речи: написание сочинения по картине А.М.Герасимова «После дождя».
Учитель русского языка и литературы
Россихина Елена Николаевна
1. познакомить учащихся с произведениями русской живописи 20 века
2. собрать материалы, необходимые для написания
3. способствовать обогащению речи учащихся, расширению их
4. воспитывать любовь к природе, интерес к живописи и поэзии.
Цели и тема урока.
-Сегодня на уроке мы напишем сочинение по картине А.М.Герасимова «После дождя». Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число. Сочинение по картине А.М.Герасимова «После дождя». Подготовительная работа. Повторение пройденного материала.
-Как вы думаете, при описании картины, какой тип речи используется?
-Какие типы речи вы знаете ещё?
-А что можно описывать?
-Ребята, мы будем описывать картину, то есть произведение искусства. В
изобразительном искусстве есть свои жанры. Я знаю, что с некоторыми из них вы
знакомились на уроках рисования.
-Какие жанры живописи вы знаете? Чем один из них отличается от другого?
Знакомство с художником и его картиной.
-Картину, которую мы будем описывать, принадлежит кисти A.M. Герасимова.
Александр Михайлович Герасимов (1881-1963) — живописец, художник театра,
архитектор. A.M. Герасимов родился в купеческой семье в Козлове (ныне Мичуринск),
учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Портретист, пейзажист,
мастер тематической картины. Народный художник СССР, действительный член АХ
СССР, доктор искусствоведения. Он нарисовал много картин, но ту, которую будем
описывать, называют лучшим творением художника.
-Откройте учебник на странице 177. Перед вами репродукция картины А.М.Герасимова «После дождя». Рассмотрите внимательно её. Пока вы рассматриваете картину, я расскажу вам историю создания её.
Художник вспоминал: « Я сделал этюд в два часа. Произошло это так: я писал на террасе групповой портрет моей семьи. Припекало солнце, яркими пятнами разбегаясь по зелени. И вдруг набежали тучи. Порывистый ветер, срывая лепестки роз и рассыпая их по столу, опрокинул стакан с водой. Хлынул дождь, и моё семейство скрылось в доме. А меня охватил неожиданный восторг. От свежей зелени и сверкающих потоков воды, залившей стол с букетом роз, скамейку и половицы. К счастью, оказался под руками подрамок с холстом, и я лихорадочно начал писать. Не понадобилось ничего переставлять или добавлять, — настолько было прекрасно всё, что находилось -Вот перед вами семейный портрет, который художник рисовал до начала дождя.
Беседа по картине.
— Что изображено на картине? К какому жанру вы отнесете картину A.M. Герасимова? -Удалось ли художнику передать ощущение свежести после дождя?
— У картины два названия. Как вы думаете почему? Какое из названий более точно передает авторский замысел?
-К какому типу текста будет отнесено ваше сочинение? Как вы думаете, почему терраса изображена не полностью? Смог ли художник передать на картине свой восторг от происходящего обновления в природе?
Работа над фрагментами
-Ребята, чтобы нам лучше проанализировать работу художника, мы разобьем её на части. Части картины называются фрагментами.
Внимательно рассмотрите данный фрагмент картины.
•Найдите приметы только что прошедшего ливня.
• Какие еще части картины можно представить в виде отдельных фрагментов?
В учебнике, на странице 178, авторы уже раздели на фрагменты данную картину, но они
забыли ещё два фрагмента, которые тоже очень важны для восприятия.
-Посмотрите, анализируемую картину можно разделить на 4 части. Какие фрагменты
Известно, что у любой картины есть задний и передний план, то есть то, что мы видим
впереди и по центру и то, что видим сзади.
-Ребята, а что мы видим на заднем плане?
-Что мы видим на переднем плане?
— Как выглядит терраса после дождя?
-Каким настроением пронизана картина и как оно отражено в цветовой гамме?
-Посмотрите, на экран, я постаралась выразить вам цветовую гамму картины.
-Какие цвета преобладают в картине? Почему?
-Ребята, три слова для запоминания: терраса, перила, графин. В сочинении по картине, как
и в любом сочинении, должно быть три части. Составьте трёхчастный план сочинения. 1.
1. Природа после дождя. 2. На мокрой террасе. 3. В саду.
-Придумайте варианты вступления сочинения.
Прошла гроза, и всё вокруг ожило. Дождь только что прошёл, и выглянуло солнце. На картине изображены терраса и сад после дождя.
— Давайте продумаем переходы (мостики) от одной части к другой. Запишем в тетрадь варианты.
• А как хорошо на террасе после дождя.
• Солнечный луч заглянул на террасу.
• Терраса тоже влажная от дождя.
• Мы выглядываем в сад. Какой аромат доносится из сада.
-Ребята, очень часто вы допускаете такую речевую ошибку: вы повторяете в каждом предложении одно и то же слово, не подбирая синонимов. Давайте подберём синонимы к трём словам, которые вы непременно будете использовать в сочинении: картина, художник, нарисовал.
• Картина — полотно, пейзаж.
• Художник — живописец, пейзажист.
• Нарисовал -изобразил, показал.
-Давайте посмотрим теперь, как природа после дождя описывается в произведениях литературы. Я сейчас вам прочитаю отрывок из стихотворения Александра Яшина «После
Дождик прошел по садовой дорожке.
Капли на ветках висят, как сережки.
Тронешь березку — она встрепенется
И засмеется. До слез засмеется.
Дождь прошуршал по широкому лугу.
Далее цветы удивились друг другу:
В чашечках листьев, на каждой травинке
По огонечку, по серебринке.
-Что общего в картине Александра Герасимова и в стихотворении Александра Яшина?
-Какой художественный прием использует поэт?
-Придумайте олицетворения для описания картины А.М.Герасимова «После дождя. Мокрая терраса».
-Давайте я вам помогу. Посмотрите, какие я придумала олицетворения, на мой взгляд, они очень подходят для вашего сочинения. Запишите понравившиеся олицетворения, вы их можете использовать в своей работе.
• внезапно налетел порывистый ветер
• ветер сорвал лепестки и рассыпал их по столу
• ветер опрокинул стакан на столе
• всё в саду зашумело и застонало
• деревья низко гнулись к земле
• сквозь слёзы заулыбался сад
• весело зашептала листва
-Теперь я хочу вам предложить такое задание. Мы записали план будущего сочинения. На
экране словосочетания, которые вы можете использовать в своей работе. Распределите
данные словосочетания по микротемам.
Мокрые доски пола, тяжёлые дождевые капли, солнечная зелень кустов, щедрый летний
ливень, кругом влажный блеск, неяркий солнечный свет, круглый стол на резных ножках,
букет цветов в кувшине, часть террасы, перила, угол дома, тени на полу, блеск мокрого
пола, крыша сарая в саду, виднеется сквозь ветки кустов, густые цветущие кусты во
-Следующая работа — работа с текстом. Перед вами отрывок из сочинения. Вам необходимо вставить слова, которые я убрала из текста.
Только что прошёл сильный летний дождь. Он оставил свои следы всюду и на всём. Но выглянуло солнце, и всё ожило. Кругом влажный блеск, неяркий солнечный свет. А как хорошо на террасе после дождя. Здесь всё пропитано влагой: перила, скамья, пол и крышка стола. На всех предметах ещё много воды. Пламенеют в стеклянном графине розы, на них тоже капли дождя. А рядом лежит опрокинутый стакан: видно, что дождь был сильный. Пропитались влагой кусты и деревья в саду. На мокрых ветвях блестит свежая, умытая ливнем листва.
-Теперь проверьте свои записи. Возьмите листок и набросайте сначала сочинение на нём, затем аккуратно перепишите в тетрадь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи по картине А.М. Герасимова «Мокрая терраса». Подготовка к сочинению-описанию в 5 классе.
Урок развития речи по русскому языку . Работа с учащимися 6 класса по картине А. М. Герасимова «После дождя».
Урок по развитию речи, который поможет учащимся качественно подготовиться к написанию сочинения.
конспект и презентация к уроку развития речи Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя (Мокрая терраса)».
Сочинение по картине А.М.Герасимова«После дождя».
Материалы конспекта урока позволят учителю подготовиться к уроку развития речи.
Знакомимся с краткой биографией художника, учимся рассматривать картину, собирать рабочие материалы для написания сочинения.
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2017/04/03/konspekt-uroka-po-russkomu-yazyku-urok-razvitiya-rechi
Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя (Мокрая терраса)».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
конспект и презентация к уроку развития речи Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя (Мокрая терраса)».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урокаПодготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя (Мокрая терраса)». | 25.77 КБ |
презентация к уроку по картине А. М. Герасимова «После дождя (Мокрая терраса)». | 1.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 6 классе.
Учитель – Пащенко Светлана Николаевна, МБОУ ООШ №17 а. Псебе
Тема : «Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя (Мокрая терраса)».
образовательные : познакомиться с краткой биографией художника, учить «читать» картину, собирать рабочие материалы к сочинению;
развивающие : развивать устную и письменную связную речь, творческие способности и эмоциональную сферу, интерес к живописи, расширять словарный запас, формировать навыки совместной работы в группе;
воспитательные : воспитывать чувство любви к природе, родному краю.
Тип урока : урок развития речи
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая (ребята работают в группе)
Оборудование : презентация; репродукция картины «После дождя», портрет художника, мольберт, кисти, краски, аудиозапись «Гроза. Затишье. Радостное пение птиц», раздаточный материал – отрывок из повести Л. Н. Толстого «Отрочество», учебник, толковые и орфографические словари.
1. Вступительное слово учителя.
— Здравствуйте ребята. Вы находитесь в мастерской художника. Что вы здесь видите? (Мольберт, краски, эскизы, холсты…) С их помощью художник создаёт картину, настоящее чудо, которое живёт и радует нас веками. Мы с вами сегодня тоже попробуем себя в роли художников, да только не обычных, а художников инструментом которых будет слово.
2. Обращение к эмоциональной и зрительной памяти детей. Индукция.
— Закройте, пожалуйста, глаза. Послушайте записи.
(Включается запись «Гроза. Затишье. Радостное пение птиц».)
— Какую картину вы представили? Расскажите.
— Нравится ли вам летний дождь? Представьте, что вы вышли после грозы на улицу. Что вы увидели? Что ощутили? (Обмен впечатлениями.) Вот и сегодня мы с вами будем готовиться к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя (Мокрая терраса)» (Слайд 1 ) и поговорим о том, что увидел художник А. М. Герасимов после дождя, когда вышел на свою террасу.
— Давайте повторим. Какие жанры живописи вы знаете? Какие типы текста? (слайд 3)
— Вам интересно узнать о художнике и о том, как появилась эта картина?
3. Рассказ о художнике и его картине. (слайды 4-7)
А.М. Герасимов родился в купеческой семье в Козлове (ныне Мичуринск), учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Портретист, пейзажист, мастер тематической картины. Народный художник СССР, действительный член АХ СССР, доктор искусствоведения.
Художник А. М. Герасимов долгое время жил в Москве и был кремлёвским живописцем: писал картины вождей Сталина, Ленина, других руководителей страны. Но вскоре он переезжает в родной город Козлов (сейчас это город Мичуринск Тамбовской области). Он очень любил свой дом, сад. Особенно ему нравилось наблюдать за природой во время дождя или после него. Его сестра вспоминала, что однажды его потряс вид их сада после сильного летнего ливня. Художник закричал своему помощнику, чтобы тот быстрее дал ему кисть и палитру. Так за три часа была создана картина «После дождя», которую Герасимов считал одной из лучших своих полотен.
— Что интересного о художнике и его картине вы услышали? (Картина «После дождя» была создана за три часа!)
4. Формулировка темы и задачи урока.
— Художник работает с помощью красок, а мы будем в нашей мастерской работать с помощью слова. Скажите, а что можно придумать из слов? Правильно. Словосочетания, предложения, текст. А какой текст можно составить о картине? (Рассказ, сочинение.) Сформулируйте тему урока. («Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя».)
— Что, по-вашему, значит — написать сочинение по картине?
— Понять замысел художника. Проследить, как художник осуществил свой замысел в картине (композиция, цветовая гамма). Передать свое отношение к изображенному на полотне, свои мысли, чувства.
— А как подготовиться к сочинению?
— Нужно собрать необходимые слова, словосочетания, предложения, чтобы получился хороший текст; составить план сочинения. Тогда нам легче будет написать его.
— Вот вы и сказали задачи нашего урока. Скажите, а зачем мы сели группами?
— Мы будем работать вместе, слушать друг друга и помогать друг другу.
— Правильно. Но не спешите взять себе чужое, может быть, ваш вариант тоже хороший, ведь девиз нашей мастерской – «Вы все способны!».
5. Лексическая работа. Деконструкция.
Выделите ключевые слова в названии картины. Запишите их в столбик. Дождь, терраса, мокрая. Объясните слово «терраса». Можете посмотреть значение слова в толковом словаре. (Летняя открытая (без стен) пристройка к дому, зданию.) Обратите внимание, как пишется это слово.
— Можно ли увидеть в нашей местности террасы?
— Террасы строят в средней полосе России, на юге, у нас же, на севере, рядом с домами стоят веранды.
— Подберите синонимы к словам «дождь», «мокрая». (Чтение вслух синонимов.) Для чего нужно их подобрать? Чтобы избежать повторов. Подберите прилагательные к существительным «терраса», «дождь». Прилагательные обогащают содержание предложения, с помощью которых будем составлять текст.
6. Повторное рассматривание картины. Деконструкция и социализация (слайд 8)
— Что изображено на картине?
— К какому жанру вы отнесете картину А.М. Герасимова?
— По каким деталям картины мы догадываемся, что только что прошел дождь?
-Удалось ли художнику передать ощущение свежести после дождя?
-У картины два названия. Как вы думаете почему? Какое из названий более точно передает авторский замысел?
-К какому типу текста будет отнесено ваше сочинение?
— Опишите, что видите (слайд 9) Круглый стол, букет цветов в кувшине, резные ножки стола, опрокинутый стакан, блеск мокрых поверхностей, тени от предметов.
7. Проведём словарную работу (слайд 10): Запись в тетрадях
Летн ий дождь; всё напоен о влагой; всё бл е стит; свеж ая , умыт ая ливнем листва; на передн ем и задн ем плане; пл а м е неют в стекля нн ом гр а фине розы; влажный блеск, нея ркий солнечный свет; всп о м и наю тс я строки из стих о творения А.Я.Яшина; опр о кинутый ст а кан; скво з ь густую з е лёную л и ству в и дна крыша с а рая; ощ у щае тс я свеж е сть воздуха и тиш и на; те рр аса, п е рила.
8. Обращение к дополнительным источникам. Разрыв. (слайд 11)
О том, что происходит в природе после дождя, пишут и поэты, и писатели — мастера слова. Послушайте одно стихотворение (читает наизусть подготовленный ученик). Что общего в стихотворении и на картине? Это стихотворение поэта А. Яшина «После дождя». Оно есть у вас в учебнике. Какие необычные слова нашёл поэт, чтобы ярче показать изменения в природе? Сравните со своим текстом, есть ли у вас какие-то необычные слова. Посмотрите в группе, какие слова из стихотворения подойдут к нашей картине. Выпишите их. Подумайте, есть ли здесь художественные средства. («Капли на ветках висят, как серёжки» — сравнение, «В чашечках листьев, на каждой травинке по огонёчку, по серебринке» — метафора.) Какова роль этих художественных средств? Можно ли использовать эти строчки в сочинении? Как это оформить?
Синтаксис. Пунктуация. Составим предложения и запишем их в тетрадь, проверим написанное. (слайды 12-13)
- Вспоминаются строки из стихотворения А.Я.Яшина «После дождя»: «Капли на ветках висят , как серёжки», «В чашечках листьев, на каждой травинке по огонёчку, по серебринке».
- Всё блестит на переднем плане: перила, скамья, пол на террасе и крышка стола.
- Пламенеют в стеклянном графине розы, на них тоже висят капельки дождя.
- Кругом влажный блеск и неяркий солнечный свет, и отчётливо ощущается свежесть воздуха и тишина того момента, который наступает сразу после дождя.
Перед вами отрывок из повести Л. Н. Толстого «Отрочество». Прочитайте его выразительно (слайд 14):
«Но вот дождь становится мельче; туча начинает разделяться на волнистые облака, светлеть в том месте, в котором должно быть солнце, и сквозь серовато-белые края тучи чуть виднеется клочок ясной лазури. Через минуту робкий луч солнца уже блестит в лужах дороги. Я испытываю невыразимо отрадное чувство надежды в жизни. Душа моя улыбается так же, как и освежённая, повеселевшая природа. Я высовываюсь из брички и жадно впиваю в себя душистый воздух. Всё мокро и блестит на солнце, как покрытое лаком. Я не могу усидеть в бричке, бегу к кустам, рву мокрые ветки распустившейся черёмухи, бью себя ими по лицу и упиваюсь их чудным запахом».
— Какое настроение у героя Толстого рождает весенний дождь?
— Похожи ли ваши ощущения, которые вы испытываете, глядя на картину, и ощущения героя?
— Найдите те сочетания, которые можно использовать в сочинении.
— Обратите внимание, какие удивительные слова находят мастера слова, чтобы выразительнее показать картину, точнее выразить ощущения героев. Будем учиться такому мастерству.
Подберём синонимы, чтобы избежать повторов (слайд 15)
- Картина — полотно, пейзаж
- Художник — живописец, пейзажист
- Нарисовал — изобразил, показал
9. Обсуждение путей анализа картины.
— Что вам в первую очередь бросилось в глаза, когда вы посмотрели на картину? (Терраса.) Значит, как лучше описать картину? (Сначала передний план, а потом задний план.)
— О чём ещё мы говорим, когда описываем картину художника? (О красках, которые использовал художник)
— А для чего создаются картины? (Художник своей картиной хочет сказать о том, как красива наша земля. Мы, зрители, наслаждаемся созданными образами, проникаемся хорошим настроением.)
— Правильно. Значит, в сочинении нужно ещё и выразить своё настроение.
10. Разговор о цветовом оформлении картины. (слайд 16)
— Какие краски использовал художник? Запишите в тетради. Выскажитесь в группе и скажите вслух.
— Почему художник использовал именно эти краски?
— Как автор картины показал с помощью красок, что всё мокро и сыро?
Цвет в картине имеет большое значение. Художник с помощью цвета создает образ, передает свое отношение к герою, вызывает определенное настроение. Мы видим неяркие, спокойные краски: светло-зелёную и тёмно-зелёную гамму, розовато-жёлтые, бордовый тона. Эти сочетания создают летнее настроение. Серебристый оттенок на всех предметах рождает ощущение прохлады.
— А что вы можете сказать о художнике – авторе картины? (Он очень любит свой сад, родную природу. Ему нравится изображать изменения в природе.)
11. Разговор о настроении зрителей (учащихся).
— Ещё раз внимательно посмотрите на картину. Нравится ли вам она? Чем? Какое настроение она создаёт? Ваши ощущения? Запишите 1-2 предложения.
12. Составление плана. Социализация. (слайд 17)
— Как будем располагать материал, который вами собран? Составьте свой план. Затем обсудите их в группе и выделите лучшие. Прочитайте их вслух. (Может быть примерно такой план:
1. Перед нами картина А. М. Герасимова «После дождя».
2. Мокрая терраса.
3. Сад после дождя.
4. Колорит картины.
5. Настроение, которое создаёт картина.
13. Составление текста. Реконструкция.
— Скажите, можем ли мы теперь составить текст? Составьте свой текст, опираясь на имеющийся материал. Затем прочитайте его в группе. Обсудите. Решите, чьи тексты удачнее. Мы их с удовольствием послушаем. Удачи вам! Помните: вы все способны!
14. Заслушивание лучших текстов, выступления групп. Оценка других групп. Афиширование. (слайд 18)
— Что понравилось в сочинении? Удачные моменты?
— Чем нужно дополнить?
15. Домашнее задание. (слайд 19)
Дополнить текст записями из тетради, образными средствами, индивидуальными впечатлениями и написать черновик сочинения.
— Чему вы сегодня научились?
— Какое открытие вы сегодня сделали?
— Какое у вас настроение?
— Понравилось ли работать группой?
— Кто из товарищей удивил? Чем?
— Что не очень получилось в групповой работе? Как думаете, почему?
Список использованной литературы.
1.Русский язык. 6 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2ч. /( М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.Т. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский) — М.: Просвещение, 20013.
2. Ходякова Л.А. Использование живописи в преподавании русского языка. —
М.: Просвещение. 1983
3. Музиянова Л. А. Творческие мастерские // Русский язык в школе. – 2003. — № 6.
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/09/28/podgotovka-k-sochineniyu-po-kartine-a-m-gerasimova-posle-0