Урок «Природные зоны Земли» 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Если бы сотни художников, живущих на разных материках, предложили нарисовать портрет Земли, то получились бы одинаковые портреты? (Ответы …)
Учитель: Да, на одном мы увидели бы суровую тундру, на др. пышные джунгли, на третьем — пустыню, томящуюся от зноя….почему же эти лица Земли получились бы такими разными?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prirodnye_zony_mosienko.docx | 54.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Природные зоны Земли. Технологическая карта конструирования урока биологии в 5 классе
Природные зоны Земли
Формирование знаний о природных зонах Земли.
познакомить с биологическим разнообразием планеты и доказать необходимость его сохранения, показать зависимость распространения зон от климатических и почвенных факторов, прививать интерес к растениям и животным.
развивать навыки работы с учебником и дополнительной литературой.
прививать интерес к предмету через развитие творческой активности учащихся.
урок формирования новых знаний, урок — «путешествие»
Планируемые результаты (предметные)
– Учащийся научится выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
— будет знать важнейшие природные зоны Земли.
— Будут сформированы : навыки обучения, ответственное отношение к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды, любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук.
Регулятивные – научится : составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соответствия того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
Познавательные – научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.
Коммуникативные – научится: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии.
Формы и методы обучения
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы : словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, таблиц, поиск информации); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).
Понятия и термины
Природная зона, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины-степи, прерии, саванны, пустыни, влажные (тропические) экваториальные леса.
Биология, география, экология.
Презентация. Географические карты («Географическая карта мира», «Природные зоны России»), картинки с изображением животных и растений основных природных зон, учебник Н.И.Сонина «Биология». 5 класс. М.: Дрофа, 2016г. Маршрутные листы, включающие алгоритм работы учащихся, листы самооценки.
Организационная структура урока
Этап урока, цель, методический прием
I этап. Актуализация опорных знаний урока.
1 Повторение: ( Учащимся выдается « Маршрутный лист».) Повторим тему «Жизнь на разных материках». Впишите в схему материков одному примеру интересных растений и животных, обитающих на них. (индивидуальная работа, взаимопроверка в парах)(12 б)
(посчитайте баллы, взаимопроверка)
2. Рассмотрим задани е «термин-понятие» (фронтальная работа)(4б+..1б)
- При изучении нового материала нам будут нужны знания определенных терминов.
Установите соответствие между термином и понятием
А. Растительный мир
1. Многолетний режим погоды, характерный для данной местности соответственно географического положения.
2. Состояние нижнего слоя атмосферы в данное время, в данной местности.
3. Царство растений
4. Царство диких животных
Проверка – итог: «оценка»
познавательные — умение структурировать знания.
II этап. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока.
Учитель : Если бы сотни художников, живущих на разных материках, предложили нарисовать портрет Земли, то получились бы одинаковые портреты? ( Ответы …)
Учитель: Да, на одном мы увидели бы суровую тундру, на др. пышные джунгли, на третьем — пустыню, томящуюся от зноя… . почему же эти лица Земли получились бы такими разными?
( Ответы: на разных участках земли условия жизни (климат) различны, поэтому растительный и животный мир разнообразный.)
Учитель: как же мы назовем эти разные лица планеты? (Ответы: природные зоны.)
Учитель: Попробуем определить тему урока.
(Ответы: « Природные зоны Земли» Молодцы!
Учитель: Какую же цель поставим на этом уроке? Познакомимся с природными зонами, с разнообразием растительного и животного мира.
Для выяснения связи построим логические цепочки с использованием терминов (животный мир, растительный мир, климат). Значит, что же называют природными зонами? Природные зоны — это большие участки земной поверхности с определенным климатом, почвой, растительным и животным миром.
Личностные -самоопределение, регулятивные -целеполагание. коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
коммуникативные- умение вести диалог
Изменяется ли растительный и животный мир природных зон с севера на юг?
III этап. Формирование новых знаний.
Чтобы решить эту проблему отправимся в путешествие по природным зонам Земли. Представьте, что мы полетим вот на этом самолёте. ( Рисунок самолета на доске )
Презентация . Наше путешествие мы начнем с самой крайней точки Земли. (арктические пустыни (царства льда и снега).
Путешествуя, мы познакомимся с основными природными зонами . Посмотрите на карту «Природные зоны Земли» с118-119 учебника, на карту «Природные зоны России», обратите внимание каким цветом обозначены природные зоны, как они в основном расположены ( горизонтально или вертикально ) ( тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины, пустыни, влажные тропические леса.) Мы летим над природными зонами, обратите внимание на разнообразие растительного и животного мира. Внимание, приземляемся и знакомимся с первой зоной-зоной тундры.(слайд тундра) Совершим экспедицию и рассмотрим «Особенности природных зон » Рассмотрим первую зону- тундра. (По плану совместно с учащимися)
3. Экспедиция «Особенности природных зон Земли» — 9б.
Цель: используя карты, текст учебника (см с.115-117) и текст дополнительной литературы, самостоятельно изучите особенности климата природных зон; приспособленности организмов к условиям среды обитания, заполните таблицу.
работа в группе
Название природных зон (на каких материках расположены)
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2020/01/27/urok-prirodnye-zony-zemli-5-klass
Технологическая карта урока географии по теме: «Природная среда. Охрана природы», 5 класс
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему
ФГОС. Технологическая карта урока по теме: «Прродная среда. Охрана природы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока | 21.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О. Веселова Наталья Владимировна
Место работы : Краснодарский край, ст. Пластуновская, БОУСОШ№5
Должность: учитель географии
Используемый учебник: Летягин А.А. География. Начальный курс: 5 класс
Природная среда. Охрана природы
Планируемые образовательные результаты
Различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств.
Использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде.
анализировать информацию (текстовую и иллюстративную) для подготовки ответа на вопрос
использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей составлять определение понятиям, создавать обобщения
Умение организовывать свою деятельность.
Осознание значимости географических знаний для современного человека.
Развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми при построении и демонстрации действия модели
Основные понятия, изучаемые на уроке
Природное окружение человека. В природе все взаимосвязано. Природные особо охраняемые территории.
Вид используемых на уроке средств ИКТ
Учебник. Атласы. Дневник географа-следопыта. Красная книга. Фотоработы учащихся на тему «Окружающая человека среда». Презентация «Особо охраняемые природные территории». Интерактивная доска.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
1. ЭТАП 1 Актуализация знаний
Основные задачи учителя. Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы;
• развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся;
• формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.
Подводящий диалог – цепочка, вытекающих один из другого вопросов.
1.Какие оболочки Земли мы изучили?
2. Могут ли оболочки планеты существовать одна без другой?
3. Докажите, что не могут?!
-Вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения.
— Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум).
— Определяют, каких знаний нам не хватает, где и как их добыть (открыть).
— Выполняют парное задание №1 в дневнике географа-следопыта. Фиксируют на доске общее решение задания. Обсуждение результатов задания всем классом.
2. ЭТАП «Открытие» новых знаний.
Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;
• воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи;
• формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;
• формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом;
• овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов;
• формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах;
• воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь;
Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.
1. Приведите примеры элементов окружающей вас среды.
2. Демонстрация фоторабот учащихся на тему «Окружающая человека среда».
3. С ростом численности населения и увеличением масштаба хозяйственной деятельности, какие возникают проблемы в окружающей среде?
4. Что называют биологическим разнообразием?
5. Знаете ли вы растения и животных, которые относятся к редким и исчезающим?
6. Какова роль человека в процессе исчезновения живых организмов на Земле?
7. Как можно сохранить природную среду?
8. Работа с презентацией «Особо охраняемые природные территории».
9. С какой целью создают особо охраняемые природные территории?
10. Что такое Красная книга?
Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников из других групп. Фиксируют на бумаге, доске свое «открытие».
Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.
Обнаруживают закономерности, обобщают результаты наблюдения, составляют план действий — алгоритм. Представляют составленный алгоритм от группы.
Выводы о полноте и правильности, сравнение с правилом в учебнике.
— Вступают в диалог с учителем и друг с другом.
— Обсуждают фотоработы, пытаются определить, в чем различие между природной средой и окружающей средой.
— Организация работы с учебником с. 148.
— Добывают информацию из текста с. 147-148 и выполняют индивидуально задание №2 в дневнике географа-следопыта. Обсуждение результатов задания всем классом.
— Обсуждение презентации «Экологические проблемы человечества» (загрязнение атмосферы, нерациональное использование почвы океанов, опустынивание, исчезновение биологического разнообразия).
— Добывают информацию из текста с. 147-148 и выполняют парное задание №3 в дневнике географа-следопыта. Обсуждение результатов задания всем классом.
— Обсуждение презентации «Особо охраняемые природные территории», и карты в атласе «Объекты Всемирного природного наследия в России».
— Выступление группы учащихся с опережающим заданием на тему «Кем и когда была создана Красная книга?»
3 ЭТАП Рефлексия (итог урока).
Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.
Предлагает вспомнить тему и задачи урока, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.
Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную работу группы.
На карте с изображением островов со следующими названиями о. Радости, о. Грусти, о. Тревоги, о. Знаний, о. Просветления, о. Удовольствия, о. Интереса, прикрепляют свой корабль в соответствующем разделе карты, который отражает Ваше душевное, эмоционально-чувственное состояние.
4 ЭТАП Домашнее задание
Обязательное задание. Найти ответы на вопросы: 1. Какие виды растений и животных вашей местности занесены в Красную книгу? 2. Есть ли в вашей местности особо охраняемые территории?
Дополнительное задание (по выбору). Нарисуйте агитационный листок о защите природы (можно выполнить задание в группе)
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2014/07/15/tekhnologicheskaya-karta-uroka-geografii-po-teme-prirodnaya