Конспект урока плодово ягодные розоцветные яблоня

конспект открытого урока по теме : «семейство розоцветные» 7 класс коррекционной школы 8 вида
план-конспект урока (7 класс) по теме

В конспекте использованы коррекционно- развивающие упражнения. К конспекту дана презентация.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_otkrytogo_uroka_semeystvo_rozotsvetnye.docx 33.81 КБ
prezentatsiya_k_uroku_semeystvo_rozotsvetnye.pptx 2.62 МБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Рязанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»

Конспект открытого урока по биологии

Учитель биологии Исаева Г.В.

Тема: Семейство Розоцветных.

Цель: расширить знания школьников о многообразии цветковых растений.

-научить школьников выявлять главные признаки семейства на примере Розоцветных;

-сформировать умение составлять морфолого-систематическую карточку семейства;

— расширить знания учащихся о многообразии растительного мира;

— раскрыть значение Розоцветных в природе и жизни человека.

— способствовать коррекции недостатков психо — физического развития учащихся;

— совершенствование общеучебных и специальных умений;

— развитие умения выделять главное и второстепенное, анализировать, сравнивать и обобщать.

Создать условия для формирования позитивных качеств личности (дисциплинированность. взаимопомощь. товарищество, доброта)

.формировать эмоционально- ценностное отношение учащихся к процессу изучения биологии через удивление, восхищение, занимательность

Методы : Словесный (беседа, рассказ, объяснение), наглядный, практический.

Оборудование: Учебные принадлежности, гербарный материал, рабочие тетради, мультимедийная презентация, картинки с изображением представителей семейства.

  1. Орг. момент. Настрой учащихся на занятие: дерево эмоций. На ветвях лица с различным изображением эмоций Учитель предлагает выбрать лицо , эмоция которого будет помогать работать на уроке (эмоция радости).
  2. Учитель: « накопление знаний подобно росту дерева» (Винсон Браун),я надеюсь, что на этом уроке мощный ствол биологических знаний каждого из учеников прирастет новой веточкой знаний о совершенно удивительном семействе растений, а что это за семейство давайте будем знакомиться вместе.

3. Актуализация знаний.

Но прежде чем познакомится с представителями нового семейства, проведем биологическую разминку.

Рассмотреть гербарии растений, назвать известное вам растение, его жизненную форму, отдел, к которому оно относится.

— На какие классы делятся цветковые растения?

Определите по иллюстрации, к какому классу относится представленные признаки.

Определите по представленным слайдам, к какому семейству относится данная группа растений.

— Назовите изученные растения, относящиеся к классу Однодольные.

— Назовите изученные растения, относящиеся к классу Двудольные.

Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым семейством цветковых растений. Это семейство относится к классу Двудольных.

— Посмотрите на это растение. — Кому оно знакомо? Назовите. Это-роза.

Розу называют царицей цветов. Разве есть на свете цветок пленительнее и благоуханней розы? Почувствуйте ее аромат.

(Демонстрация живого растения, ее запаха)

Ее упругие стебли гордо держат цветы разных оттенков – от снежно-белых, розовых, желтых, до темно-красных. И каждый цветок, словно божественная мелодия!

Поэты всех времен и народов не устают воспевать розу.

Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот сверток алых лепестков,
Раскрывшийся благоуханной чашей.
Как он прохладен, холоден и чист
Глубокий кубок, полный аромата

Как дружен с ним простой и скромный лист,
Темно-зеленый, по краям зубчатый.
За лепесток заходит лепесток,
И все они своей пурпурной тканью
Струят неиссякающий поток
Душистого и свежего дыханья. »
С. Маршак

Роза, по преданию греков, родилась вместе с Афродитой – богиней красоты и любви — из морской пены, и поначалу была белой, но от капельки крови богини, уколовшейся о шипы, стала алой.

Любовь к розам в древности была столь велика, что розы дарили самым дорогим гостям, венком розы украшали невесту, а путь молодым осыпали лепестками роз, розы бросали к ногам победителей.

Роза – растение культурное. В наших садах розы стали разводить при Петре 1.

А предком всех культурных сортов роз был дикорастущий шиповник. Научное название шиповника – роза. Оно послужило основой для названия всей группы – Розоцветные.

— Ребята, откройте тетради, запишите название новой темы урока

Семейство Розоцветных насчитывают более3000 видов.

Вот некоторые из них.

1. Хоть прячется Алёна 2. В сенокос – горька,

За веточкой зеленой, А в мороз – сладка.

Но красная щека Что за ягодка? (Рябина)

Видна издалека (Яблоня)

3. Будто снежный шар бела, 4. Царицей цветов я зовусь

По весне она цвела, На вид я прекрасна, нежна

Нежный запах источала. Но тронешь меня невзначай

А когда пора настала, Почувствуешь, как я сильна (Роза)

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна (Черёмуха)

5. Вкус у ягоды хорош, 6. Долгоножка хвалится:

Но сорви ее, пойди-ка: — Я ли не красавица?

Куст в колючках, будто ёж, — А всего-то — косточка

Вот и назван … (Ежевика) Да красненькая кофточка (Вишня)

7. Я капелька лета на тоненькой ножке 8. Бусы красные висят,

Плетут для меня кузовки и лукошки Из кустов на нас глядят

Кто любит меня, тот и рад поклониться Очень любят бусы эти

А имя дала мне родная землица (Земляника) Дети, птицы и медведи (Малина)

9. На сучках висят шары –

Посинели от жары (Слива)

Учитель . Семейство это – богатое и знатное Многие ее представители славятся на весь мир и любимы народом.

Давайте, теперь определим, к каким жизненным формам относятся растения семейства розоцветные? (Какие растения данного семейства бывают по внешнему виду?) — деревья, кустарники и травы. (запись в тетрадь)

Задание. «Дерево, кустарник, трава»

Выполняют в группах. На столах комплекты гербарных образцов, картинок растений разных жизненных форм изучаемого семейства; ученики делают выбор и прикрепляют к доске к подписям «дерево», «кустарник», «трава»

В итоге на доске: дерево- яблоня, абрикос, черемуха, вишня, груша

Кустарник- шиповник, , малина,

Трава — Земляника, лапчатка, , гравилат

Учитель : Я предлагаю вам найти семейную формулу.

Задание №1 « Найдите формулу цветка»

1-я группа. Определение формулы цветка по диаграмме.

2-я группа. Определение формулы цветка с помощью цветка.

3-я группа Определение формулы цветка с помощью гербария шиповника

2. Вставьте пропущенные слова:

У растений семейства розоцветных цветок имеет……………………околоцветник, чашечка состоит из…..свободных чашелистиков,

венчик состоит из …..свободных лепестков,

На доске у нас прикреплены изображения плодов растений данного семейства. Рассмотрите их. Давайте назовем их Что вы заметили? (Разные плоды)

Какие плоды имеют растения семейства розоцветные? (запись в тетрадь) – костянка, многокостянка, многоорешек, яблоко

Задание: «Узнай меня»

По описанию растений узнать его название.

Тест для 1 группы

Это дерево с прямостоячим стеблем, высота от 4 до 10 метров. Листья располагаются поочередно,

простые, целые. В лесу встречается дикая форма, но больше известна как плодовая культура.

Тест для 2 группы.

Это одиночное дерево или растет группами, образуя заросли во всех лесах. Листья сложные. Плоды, образующие гроздь, осенью служат под час единственным кормом многим птицам, копытным и другим лесным обитателям.

Тест для 3 группы.

Это травянистое растение. Стебель очень короткий. Несет розетку тройчатосложных листьев.

Плоды необыкновенно душистые и вкусные.

Описание шиповника обыкновенной (нужное подчеркнуть) самостоятельная работа

  1. Жизненная форма (трава, кустарник, дерево )
  2. Характер стебля ( прямостоячий , вьющийся, ползучий)
  3. Листорасположение ( простые, сложные)с черешком, жилкование сетчатое параллельное

Формула цветка Л5 Т∞ П1 , Ч5 Л5 Т∞ П

Тип плода (костянка, яблоко , семянка)

Откройте учебник стр. 153 синяя рамочка

  1. Стр. 150-151
  2. Подготовить сообщение о лекарственном значении розоцветных.
  3. Зарисовать диаграмму розоцветных.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2015/04/16/konspekt-otkrytogo-uroka-po-teme-semeystvo

Методическая разработка урока по теме «Семейство Розоцветные. Яблоня»

Тема урока: Семейство Розоцветные. Яблоня.

-закрепить знания обучающихся по теме: «Маревые»;

-знакомить обучающихся с семейством Розоцветных;

-продолжать изучать класс двудольные растения;

-корригировать внимание, память, речь, мышление;

-развивать и активизировать словарный запас обучающихся;

-воспитывать трудолюбие, интерес к предмету.

Оборудование: учебник, ТСО – презентация.

3.Объяснение нового материала.

Стоя приветствуют учителя, садятся.

-Начнём наш урок с проверки домашнего задания.

А) Учитель вызывает ученика рассказать использование растений семейства маревых.

Учитель вызывает ученика рассказать строение растения.

-Используется в пищу человеку, в производстве сахара, сорняки.

3.Объяснение нового материала.

Запишите число и тему урока: Семейство Розоцветные. Яблоня.

Растение относится к классу двудольных по признакам: 1.две семядоли в зародыше;

2.стержневая корневая система; 3.сетчатое жилкование листьев.

Общие признаки семейства: 1.Одинаковое строение цветка: а)чашелистиков 5; б)лепестков 5; в)тычинок много (15-30); г)пестик 1 (вишня, яблоня); много (до 5).

2.Плод — яблоко (яблоня, груша); костянка (вишня, слива и т. д.); орешек (шиповник).

Яблоня — многолетнее, культурная и дикорастущая, древесное, плодовое растение.

Внешнее строение яблони: 1.Стержневая корневая система.

2.Корневая шейка — место, где корень переходит в ствол;

3.Штамб — участок ствола от корневой шейки до первых веток; 4.Крона — верхняя ствола с ветками;

6.Цветки в соцветии зонтик;

Строение плода: семена — мякоть — кожура.

Условия, необходимые для выращивания яблони: 1.Обилие света, так как яблоня – светолюбивое растение.

2.Много влаги, а если засушливое лето – постоянные поливы.

3.Корневая шейка на уровне почвы! Если корневая шейка будет засыпана почвой, то дерево не будет расти и не даст урожай.

Использование: пищевая промышленность.

Записывают число и тему урока.

Записывают в тетрадь формулу цветка.

Записывают в тетрадь.

Записывают в тетрадь строение плода.

Записывают в тетрадь использование.

-Лена, расскажи строение плода яблони.

-Артём, что такое штамб?

Рассказывает строение плода яблони.

Штамб — это участок ствола от корневой шейки до первых веток.

-Домашнее здание: стр. 188 – 190. Читать и пересказывать.

Источник статьи: http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_teme_semejstvo_r_143557.html

Презентация к уроку биологии «Плодово-ягодные РОЗОЦВЕТНЫЕ» № 1

Подойдёт и взрослым и детям

Описание презентации по отдельным слайдам:

Плодово – ягодные розоцветные

Сегодня мы познакомимся с плодово-ягодными представителями семейства РОЗОЦВЕТНЫЕ. Отгадайте загадку: Душистые, румяные, Есть сладкие, есть пряные, Есть кислые, есть терпкие, Есть мягкие, есть крепкие. Есть свежие, сушеные, И даже есть моченые. Яблоки являются плодами дерева. А какое это дерево?

Яблоня Яблоня в цвету Яблоня с плодами — яблоками Многолетнее древесное растение. Одна из ценнейших и довольно распространённых плодовых культур. Огромное количество сортов яблонь говорит о том, что это растение выращивают в разных регионах нашей огромной страны.

Многие яблони зимостойкие, их выращивают в средней полосе и даже северных районах. В Сибири выращивают особые яблони: они как бы стелются по земле. Их так и называют – стелющиеся. Зимой их засыпает снегом, и тогда им не страшные суровые сибирские морозы.

КОРНЕВАЯ СИСТЕМА яблони стержневая. Корни уходят на глубину до 5 метров и широко расходятся в стороны. От корня отходит стебель Место, где корень переходит в стебель, называют КОРНЕВОЙ ШЕЙКОЙ. СТЕБЕЛЬ прямостоячий, от него идут многочисленные ветви, которые образуют КРОНУ. Часть стебля от корневой шейки до кроны называют ШТАМБОМ.

Листья простые. Цветёт яблоня весной. Цветки БЕЛЫЕ или РОЗОВЫЕ. Плод – яблоко. Яблоки бывают различной формы, размера, окраски. Яблони различаются по срокам созревания яблоки: одни созревают летом, другие – в конце лета, а третьи – осенью.

Яблоки обладают высокими вкусовыми качествами, содержат немало очень ценных для организма человека веществ, в том числе и разнообразные витамины. Поэтому употребление яблок в свежем виде укрепляет организм, повышает его сопротивляемость к разным болезням. Яблоки широко используют и в переработанном виде: компоты, варенье, повидло, джем, сок, мармелад. Их сушат, маринуют и мочат.

Отгадайте загадку: В садочке есть плод, Он сладок, как мёд, Румян, как калач, Но не круглый, как мяч, — Он под самой ножкой Вытянут немножко. Дерево, на котором растут эти плоды, так и называется ГРУША.

Груша, как и яблоня, — многолетнее культурное светолюбивое дерево. В отличие от яблони груша более теплолюбива, поэтому выращивают её в южных районах страны. Груша и яблоня сходные по строению цветка. В цветке груши 5 чашелистиков, 5 розоватых или снежно-белых лепестков, много тычинок и 1 пестик. Плод – грушевидное яблоко – содержит много полезных для организма человека веществ. Грушу употребляют свежими, готовят компот, варенье, джем, сок, повидло.

Листья груши простые, округлые, плотные, как будто покрытые лаком. Корневая система стержневая. Древесина очень крепкая, с красивым рисунком. Поэтому она используется на различные поделки — игрушки, шкатулки, сувениры. Отгадайте загадку: Плод этот сладкий, и круглый, и гладкий. Внутри он душистый, снаружи пушистый. А серёдка плода, словно камень, тверда.

Персик – это многолетнее культурное дерево с широкой кроной. Он любит тепло, погибает при температуре -25 градусов. Поэтому выращивают его только в южных районах. Персик засухоустойчив, но лучше растет на достаточно влажных почвах. Он требователен и к свету.

Корневая система стержневая, листья простые, удлиненные. Очень красивы цветы персика – красные или розовые. Плоды – костянки. Чаще всего округлые, оранжевого или желтоватого цвета, чаще с красным румянцем. Поверхность плода бархатистая, покрытая мелкими волосками.

Внутри плода довольна крупная косточка. Поверхность её бугристая. Отполированные косточки очень красивы. Из них делают поделки и даже украшения. Внутри косточки находится семя. В семенах содержится много жира, поэтому из них получают ценный лекарственный препарат – персиковое масло.

Отгадайте загадку: Сочный плод из южных стран, Светло-золотой кафтан, Всем на радость смело рос, Аппетитный… Абрикос – многолетнее культурное или дикорастущее дерево. Абрикос теплолюбив, но зимой переносит короткие морозы до – 30 градусов. Весной даже от маленького мороза цветки погибают. Это растение засухоустойчиво и светолюбиво, любит рыхлые почвы. Корневая система стержневая. Главный корень уходит глубоко в почву, боковые корни расположены в поверхностном слое.

Листья абрикоса простые. Стебли прямостоячие, деревянистые. Цветки довольно крупные. В них 5 чашелистиков, 5 лепестков, много тычинок, 1 пестик. Плод – костянка, чаще всего оранжевая, но бывает белая и жёлтая. Внутри плода – косточка, а в ней одно семя. Семена богаты жиром, из которого делают масло.

Презентация предназначена для дальнейшего знакомства с семейством РОЗОЦВЕТНЫХ на уроках биологии в 7 классе по программе для умственно отсталых детей.

Материал поможет глубже узнать о плодово-ягодных розоцветных растениях: яблонях, грушах, абрикосе и персике.

Дети могут наглядно познакомится с этими растениями: их внешним видом (так как многие не видели их в жизни), цветами и плодами, узнать, почему их выращивают с древних времен, чем они полезны и как их применять.

Заинтересуйте детей изучением мира растений, и их кругозор постепенно расширится, словарный запас постепнно будет увеличиваться.

Номер материала: 493449

Не нашли то что искали?

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник статьи: http://infourok.ru/prezentaciya_k_uroku_biologii_plodovo-yagodnye_rozocvetnye__1-493449.htm

Читайте также:  Яблоне грибы что делать
Оцените статью