Конспект урока огород растения огорода

«Растения сада и огорода»
план-конспект урока по зож (1 класс) на тему

Формирование понятий «овощи», «фрукты», представление об их значении для здоровья человека.

Скачать:

Вложение Размер
urok_om.docx 23.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока для 1 класса

по предмету «Окружающий мир».

Учебник «Окружающий мир»,

автор программы О.Т. Поглазова.

Учитель начальных классов:

Кудрявец Сусанна Владимировна.

Задачи: формировать понятия «овощи», «фрукты», представления об их значении для здоровья человека, о профессиях садовода и овощевода; развивать речь, фантазию, воображение и творческие способности учащихся; воспитывать уважительное отношение к работе людей, занимающихся выращиванием садовых и огородных культур.

Оборудование урока: карточки со словами «сад», «огород», «овощи», «фрукты», «овощевод», «садовод», картинки с изображением фруктов и овощей, презентация к уроку, персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, магнитофон, аудиозапись ритмической композиции «Весёлые путешественники» (программа А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика») и мелодии русской народной песни «Во саду ли, в огороде…».

Звучит мелодия русской народной песни «Во саду ли, в огороде…»

— Ребята, вы узнали мелодию русской народной песни? Как она называется?

Слайд 1. На слайде тематический рисунок и тема урока.

— И тема нашего сегодняшнего урока тоже называется «Во саду ли, в огороде…».

Нам предстоит знакомство с растениями сада и огорода.

  1. Постановка проблемного вопроса.

— Что происходит с растением, когда отцветают его прекрасные цветы?

III. Новый материал.

Работа по учебнику.

— Рассмотрите рисунки на странице 6 в учебнике. Что на них изображено?

Найдите среди них плоды, выращиваемые в родном крае и те, которые привозят из других стран.

На какие группы можно распределить изображённые плоды? Сколько групп у вас получилось?

Слайд 2. На слайде изображён сад.

— А сейчас мы совершим экскурсию по саду и познакомимся с его обитателями.

Тёплый лучик солнечный золотой иголочкой

Сарафаны вишен ягодками вышил.

И на щёчках яблочка появилась ямочка,

А на сливе синей почему-то иней.

Словно красна девица грушёвое деревце:

У него все детки праздничной расцветки.

— Можно ли назвать плодами вишню, грушу, яблоко, сливу? А нет ли у них общего слова? (Фрукты).

Слайд 3. На слайде изображены фрукты, дано определение слова «фрукты».

Чем все фрукты похожи, а чем отличаются?

Выполнение задания 3, с.4 в рабочей тетради.

Дети подписывают названия растений сада, раскрашивают их плоды.

Выполнение задания 4, с.3 в рабочей тетради.

Узнают растение по описанию плодов, рисуют и пишут отгадку. Составляют свою загадку для одноклассников.

— А как называют человека, занимающегося выращиванием садовых плодов? (Садоводом)

— Послушайте рассказ Л.Н. Толстого «Старик сажал яблони…»

Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Старик сажал яблони…»

Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».

— Что вы можете сказать об этом старике? Какой он человек?

Труд садовода нелёгок и кропотлив. Не один год пройдет, пока саженцы превратятся в урожайные деревья. А до этого надо рыхлить и удобрять землю в саду, бороться с сорняками и насекомыми-вредителями, обрезать лишние ветки, а в засуху обильно поливать деревья.

— А теперь мы с вами пересаживаемся в автомобиль и отправляемся на огород для знакомства с его растениями.

Звучит аудиозапись песни «Весёлые путешественники» (программа А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика»). Ребята выполняют соответствующую ритмическую композицию.

Мы едем, едем, едем

(имитация езды на автомобиле, руки держат «руль»)

Нам весело живётся,

Мы песенку поём,

А в песенке поётся

О том, как мы живём.

(ходьба топающим шагом, вращение согнутыми в локтях руками («паровозик»)

На слова «Тра-та-та» — три хлопка справа у головы.

Повторение – три хлопка слева.

На слова «Мы везем с собой кота» — на 4-х прыжках руки вниз.

На слова «чижика» — наклон вперед, руки назад «хвостиком»,

«собаку» — слегка присесть, руки перед собой согнутые в локтях, кисти опущены,

«Петьку-забияку» — шаг на месте, одновременно маховые движения руками, согнутыми в локтях,

«обезьяну» — наклон вправо, руки согнуты в локтях, ладони вперёд,

«попугая» — наклон в том же положении влево,

«вот» — руки вперёд,

«компания какая» — руки опустить.

— Ну, вот мы и на месте.

Слайд 4. На слайде изображён огород.

Чем огород отличается от сада?

Слайд 5. На слайде изображены овощи.

Ребята, скажите, как называются огородные растения? Чем отличаются растения сада и огорода? А что у них общего? Сравните овощи по цвету, форме, размеру.

Слайд 6. На слайде изображены теплицы.

Учитель читает стихотворение.

Хозяйка зимою с базара пришла.

Хозяйка с базара домой принесла

Петрушку, томаты, укропчик и лук.

Откуда в метели? Скажи-ка мне, друг!

Иль тёплое лето зимою мне снится?

Нет, выросли овощи эти … (в теплице)

Почему и стены и крыша теплиц изготовлены из прозрачного материала?

Что кроме света необходимо растению для жизни и развития?

Слайд 7. Уборка урожая.

Как называют человека, занимающегося выращиванием овощей? Что знаете о труде овощеводов?

Работа по учебнику.

— Рассмотрите рисунки в учебнике с.7 и скажите, как они называются.

А какое значение овощи имеют для здоровья мы сейчас узнаем из следующей сценки.

Инсценировка «Спор овощей» (каждый овощ доказывает свою значимость и важничает).

Овощи: Кто из нас, из овощей и вкуснее, и нужней?

Кто при всех болезнях будет всех полезней.

Учитель: Выскочил горошек, ну и хвастунишка!

Горошек: Я такой хорошенький зелененький мальчишка!

Если только захочу – всех горошком угощу!

Учитель: От обиды покраснев, свёкла проворчала:

Свёкла: Дай сказать хоть слово мне, выслушай сначала

Свёклу надо для борща и для винегрета.

Кушай сам и угощай – лучше свёклы нету!

Капуста: Ты уж, свёкла, помолчи! Из капусты варят щи.

А какие вкусные пироги капустные!

Зайчики-плутишки любят кочерыжки.

Угощу ребяток кочерыжкой сладкой.

Огурец: Очень будете довольны, съев огурчик малосольный.

А уж свежий огуречик всем понравится, конечно!

Редиска: Я – румяная редиска поклонюсь вам низко-низко,

А хвалить себя зачем? Я и так известна всем.

Морковь: Про меня рассказ недлинный: кто не знает витамины?

Пей всегда морковный сок и грызи морковку –

Будешь ты тогда, дружок, крепким, сильным, ловким.

Учитель: Тут надулся помидор и промолвил строго:

Не болтай, морковка вздор, помолчи немного.

Самый вкусный и приятный уж, конечно, сок томатный.

Дети: Витаминов много в нем, мы его охотно пьем.

Лук: Я – приправа в каждом блюде и всегда полезен людям.

Угадали? Я – ваш друг, я – простой зеленый лук.

Картошка: Я – картошка так скромна – слова не сказала…

Но картошка так нужна и большим и малым!

Баклажаны: Баклажанная икра так вкусна, полезна…

Учитель: Спор давно кончать пора.

Овощи: Спорить бесполезно!

Кто-то, кажется, стучит…

Это доктор Айболит!

Айболит: Ну, конечно это я, о чём спорите, друзья?

Овощи: Кто из нас, из овощей и вкуснее, и нужней?

Кто при всех болезнях будет всех полезней.

Айболит: Что б здоровым, сильным быть надо овощи любить,

Все, без исключения, в этом нет сомнения!

В каждом польза есть и вкус, и решать я не берусь,

Кто из вас вкуснее, кто из вас нужнее!

— Какой совет для себя из слов доктора вы сделали?

Ребята обсуждают, какие части растений на странице 7 учебника используют в пищу и отыскивают карточки с их изображением в приложении к рабочей тетради.

Отгадывание загадок про овощи.

Летом в огороде

А зимою в бочке –

Кругла, рассыпчата, бела;

На стол она с полей пришла.

Ты посоли её немножко,

Ведь, правда, вкусная?

Продолжая отгадывать загадки, выполняя задание в рабочей тетради (с. 5, задание 5), ученики проставляют цифры.

Если из кабачка «вычесть» свёклу, то, что получится? (свёкла)

А если «сложить» помидоры и лук? (капуста)

Разгадывание кроссвордов на странице 6.

— Во что запрятан кроссворд? В какой овощ вы бы запрятали кроссворд?

Игра «Фрукты – овощи».

Учитель называет плод и бросает мяч детям, дети возвращают мяч при этом, называя группу, к которой относится плод.

Что нового узнали на уроке? Был ли урок для вас интересным и полезным? А чем?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кто помогает человеку в саду и огороде? Цели: познакомить с понятием «текст», научить составлять предложения по заданной теме и схемам, развивать речь учащихся, продолжить работу с тематическим.

Материал презентации помогает учителю более полно раскрыть тему и познакомить учащихся с культурными растениями сада и правилами ухода за ними в течении года.

Внеклассное мероприятие, тема «Правильное питание».

Данная презентация поможет учителю провести урок, ребенку лучше изучить или повторить материал. Презентация расчитана на учащихся, обучающихся по учебнику А.А. Вахрушева «Я и мир».

Цель: Познакомить с понятиями «овощи», «фрукты».и их значением в жизни человека; С профессиями овощевода и садовода; развивать речь, воображение и творческие способности; воспитывать уважение к кресть.

Предмет: «Развитие речи и окружающий мир», 7 класс. Индивидуальное обучение. Технологическая карта урока.

Конспект урока окружающего мира «Растения огорода»

(Экскурсия на пришкольный участок).

Цели: Выявить и уточнить представления детей о культурных растениях; закрепить, углубить и расширить знания о растениях огорода, их отличительных признаках, значении для человека; познакомить с сорными растениями; учить описывать, выделять признаки культурных и сорных растений; воспитывать хозяйское отношение к природе и ее богатствам.

Как вы понимаете слово «огород»?

Для чего огораживают участок?

Кого называют «зелеными» друзьями?

Какие растения выращивают на огороде?

Учитель. С Древних времен растения кормили, одевали и обогревали человека. Было время, когда люди собирали то, что давала природа, что росло само по себе. Шло время, таких растений становилось все меньше. Людям пришлось самим выращивать растения. Так появились культурные растения.

— Почему такие растения называют культурными? (Их выращивает человек).

— Чтобы их вырастить, надо знать, как это делать, уметь, а также много трудиться. Человек постоянно этому учится у самой природы, он создал науку, которая помогает выводить новые сорта культурных растений. Вы уже назвали некоторые овощные растения. Для чего их выращивают? (ответы детей)

Удачно ли выбрано место для огорода?

Как огород освещен солнцем?

Какое значение для растений имеет солнце, его свет и тепло?

Что еще, кроме солнца, необходимо для жизни растений? (почва, вода).

Корни растений берут из почвы питательные вещества. Когда долго нет дождей, растения поливают, рыхлят почву, чтобы им легче было дышать.

Присмотритесь внимательно к почве, какого она цвета, какие частички в ней различимы, что в ней есть?

— Почва желто-серого цвета, в ней можно увидеть остатки перегнивших растений, в почве живут дождевые черви. Они разрыхляют ее, улучшают ее плодородие. Их нетрудно увидеть, если раскопать почву.

— Познакомимся с овощными растениями поближе. Посмотрите на грядку. Какие перед вами растения? (ответы детей).

— Посмотрите, между рядами моркови выросли другие растения. Как вы думаете, их тоже посеяли и ухаживают за ними? (нет, это сорняки).

— Они засоряют грядки с овощными растениями.

— Как вы думаете, какой вред они наносят овощным растениям? (сорняки снижают урожай овощных растений, их надо постоянно вырывать).

— Как отличить сорняки от овощных растений?

— Рассмотрите один из сорняков. Это лебеда. Посмотрите, сколько у нее семян. (Можно разделить верхнюю часть растения на части и дать нескольким ученикам для подсчета). Цветки у лебеды очень маленькие, собраны по нескольку в клубочке.

Дидактическая игра «Отгадай овощ».

Детям загадывают загадки, а они находят «отгадки» — овощи на огороде.

На грядке привалился на бочок

Солидный, крутолобый… (кабачок)

Уродилась я на славу,

Голова – бела, кудрява,

Кто из вас не любит щи?

Меня в них ищи. (капуста)

Он круглый и красный,

Как глаз светофора,

Среди овощей нет вкусней… (помидора)

От частой поливки

Едва не промокла, мохнатая, темно-лиловая… (свекла)

В длинном домике зеленом

Много кругленьких ребят.

Меж собой они знакомы

И все рядышком сидят. (горох)

У меня есть тонкие перья,

Но не птица и не зверь я.

Вам я самый лучший друг,

Я простой зеленый…(лук)

Сижу в земле на грядке я,

Длинная, красная, гладкая. (морковь)

Кругла, рассыпчата, бела.

На стол она с полей пришла.

Ты посоли ее немножко, ведь, правда, вкусная…(картошка)

Рефлексия (в классе).Беседа.

Как вы понимаете слово «огород»?

Для чего его огораживают?

Где его лучше расположить?

Какое значение имеет для растений солнце, свет, тепло?

Что еще, кроме солнца, необходимо для жизни растений?

Какие растения называются культурными?

Что нужно знать и делать, чтобы их вырастить?

Скажите, какие «непрошенные» травянистые растения живут на грядке?

Как можно помочь растениям, которые живут рядом с сорняками.

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные наградные документы для учеников и учителей

Растения огорода. (Экскурсия на пришкольный участок). Цели: Выявить и уточнить представления детей о культурных растениях; закрепить, углубить и расширить знания о растениях огорода, их отличительных признаках, значении для человека; познакомить с сорными растениями; учить описывать, выделять признаки культурных и сорных растений; воспитывать хозяйское отношение к природе и ее богатствам. Ход экскурсии: 1. Постановка проблемы: Как вы понимаете слово «огород»? Для чего огораживают участок? Кого называют «зелеными» друзьями? Какие растения выращивают на огороде? 2. Осмысление: Учитель. С Древних времен растения кормили, одевали и обогревали человека. Было время, когда люди собирали то, что давала природа, что росло само по себе. Шло время, таких растений становилось все меньше. Людям пришлось самим выращивать растения. Так появились культурные растения. — Почему такие растения называют культурными? (Их выращивает человек). — Чтобы их вырастить, надо знать, как это делать, уметь, а также много трудиться. Человек постоянно этому учится у самой природы, он создал науку, которая помогает выводить новые сорта культурных растений. Вы уже назвали некоторые овощные растения. Для чего их выращивают? (ответы детей) 3. Размышление: Удачно ли выбрано место для огорода? Как огород освещен солнцем? Какое значение для растений имеет солнце, его свет и тепло? Что еще, кроме солнца, необходимо для жизни растений? (почва, вода). Корни растений берут из почвы питательные вещества. Когда долго нет дождей, растения поливают, рыхлят почву, чтобы им легче было дышать. 4. Наблюдения: Присмотритесь внимательно к почве, какого она цвета, какие частички в ней различимы, что в ней есть? — Почва желто-серого цвета, в ней можно увидеть остатки перегнивших растений, в почве живут дождевые черви. Они разрыхляют ее, улучшают ее плодородие. Их нетрудно увидеть, если раскопать почву. — Познакомимся с овощными растениями поближе. Посмотрите на грядку. Какие перед вами растения? (ответы детей). — Посмотрите, между рядами моркови выросли другие растения. Как вы думаете, их тоже посеяли и ухаживают за ними? (нет, это сорняки). — Они засоряют грядки с овощными растениями. — Как вы думаете, какой вред они наносят овощным растениям? (сорняки снижают урожай овощных растений, их надо постоянно вырывать). — Как отличить сорняки от овощных растений? — Рассмотрите один из сорняков. Это лебеда. Посмотрите, сколько у нее семян. (Можно разделить верхнюю часть растения на части и дать нескольким ученикам для подсчета). Цветки у лебеды очень маленькие, собраны по нескольку в клубочке. 5. Дидактическая игра «Отгадай овощ». Детям загадывают загадки, а они находят «отгадки» — овощи на огороде. 1. На грядке привалился на бочок Солидный, крутолобый… (кабачок) 2. Уродилась я на славу, Голова – бела, кудрява, Кто из вас не любит щи? Меня в них ищи. (капуста) 3. Он круглый и красный, Как глаз светофора, Среди овощей нет вкусней… (помидора) 4. От частой поливки Едва не промокла, мохнатая, темно-лиловая… (свекла) 5. В длинном домике зеленом Много кругленьких ребят. Меж собой они знакомы И все рядышком сидят. (горох) 6. У меня есть тонкие перья, Но не птица и не зверь я. Вам я самый лучший друг, Я простой зеленый…(лук) 7. Сижу в земле на грядке я, Длинная, красная, гладкая. (морковь) 8. Кругла, рассыпчата, бела. На стол она с полей пришла. Ты посоли ее немножко, ведь, правда, вкусная…(картошка) 6. Рефлексия (в классе).Беседа. Вопросы: Как вы понимаете слово «огород»? Для чего его огораживают? Где его лучше расположить? Какое значение имеет для растений солнце, свет, тепло? Что еще, кроме солнца, необходимо для жизни растений? Какие растения называются культурными? Что нужно знать и делать, чтобы их вырастить? Скажите, какие «непрошенные» травянистые растения живут на грядке? Как можно помочь растениям, которые живут рядом с сорняками.

Читайте также:  Борная кислота саду огороде
Оцените статью