Конспект урока по литературному чтению для 3 класса на тему «Н.Носов «Огурцы»
познакомить учащихся с рассказом Носова «Огурцы»; формировать умение анализировать текст; развивать образное мышление, речь, умение видеть художественное слово, давать характеристику героев произведения; совершенствоват ь навыки выразительного чтения;
развивать коммуникативные качества, высказывать оценочные суждения
Универсальные учебные действия:
Личностные УУД: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;
осознание ответственности ученика за общее благополучие класса.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; адекватно понимать оценку взрослого; взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения учебных заданий (находить нужную информацию в библиотеке, в справочной и энциклопедической литературе, в периодической печати); подробно, кратко пересказывать произведение, создавать тексты по аналогии; устанавливать причинно-следственные связи; обобщать полученные знания; осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе.
Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание, участвовать в диалоге; контролировать действия партнёра; допускать возможность существования у людей разных точек зрения на поступки героев, на изображаемое событие; слушать собеседника; самостоятельно задавать вопросы; эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.
Оборудование: карточки с буквами и со словами пословицы; карточки с заданиями для групповой работы; лист самооценки; компьютер, проектор, планшеты для детей; презентация, выполненная в программе elite Panaboard book и предназначена для работы на ИД elite Panaboard ; картинки (яблоко, цветок, листик) для рефлексии.
1. Оргмомент. Мотивация (самоопределение)
Сегодняшний урок хранит в себе секреты, которые вы сумеете разгадать, если будете внимательно и вдумчиво читать, активно работать над заданиями. Успехов вам!
На протяжении всего урока вы будете оценивать свою работу в листах самооценки. В конце урока вы сможете определить свою оценку.
2. Речевая разминка.
На одном выдохе произнесите кратко звуки данных букв.
Вспомним название раздела, над которым мы начали работать. («Жизнь дана на добрые дела»). Какие пословицы вы нашли? Почему выбрали именно эти пословицы? Обсудите это в группах и выберете пословицу, которая, по вашему мнению, больше всего подходит к теме раздела. (От каждой группы выходит к доске 1 человек и дает объяснение.
4. Актуализация знаний
Прошу выйти 5 человек к доске. Выберете карточки со словами и составьте пословицу. Прочитайте. Какая пословица получилась. Объясните смысл пословицы. ( Доброе дело само себя хвалит.)
Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (О добрых делах)
Переверните карточки обратной стороной. Что получилось? (Носов) Что можете сказать о Носове? (Во 2 классе мы читали рассказы Н. Носова «На горке», «Затейники» , «Фантазеры». А я летом читала книгу «Приключения Незнайки и его друзей»)
Катя приготовила сообщение о Николае Носове. (Катя рассказывает о Н. Носове, сопровождая презентацией)
5. Определение темы.
Николай Николаевич Носов написал много замечательных книг для детей. (4 слайд)
Вспомните, из какого произведения Н. Носова эти герои?
А хотите узнать из какого произведения эти герои? Откройте учебник на стр. и прочитайте название.
Как называется произведение, с которым мы сегодня познакомимся? (Огурцы)
Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом рассказе?
Ну что ж посмотрим, подтвердятся ли ваши предположения .
Что необходимо сделать, чтобы работа на уроке была успешной? (определить цели и задачи работы)
Наметим учебные задачи, над которыми будем работать.
(прочитать произведение, познакомиться с героями, охарактеризовать главных героев, выяснить основную мысль, высказывать своё отношение, оценивать свою работу)
6. Открытие нового знания.
Вначале отработаем чтение «трудных» слов:
Оглядываться, остановился, поместились, выбрасывать, повернулся, усмехнулся. Читаем первый раз плавно, по слогам, а потом – целыми словами
2) Первичное чтение рассказа.
Приступаем к чтению. Кому что будет непонятно, делаете аккуратно пометки. После чтения вы можете задать вопросы. (Учитель читает рассказ, ученики следят по учебнику и делают пометки)
3) Беседа по содержанию.
Понравился ли рассказ? Какие чувства вы испытывали, когда читали это произведение?
( грусть, радость, сожаление, сочувствие)
4) Словарная работа.
Поиск значения непонятных слов
Какие слова или выражения в рассказе вам были непонятны?
(колхозный, пазуха, бежать во весь дух, не было ни души)
Найдите значение этих слов в Интернете.
1 группа ищет значение слова: колхозный
3 группа – выражение «бежать во весь дух»
4 группа – выражение «не было не души»
7. Физкультминутка. (6 слайд)
5) Беседа по содержанию.
Продолжим работу. Перед чтением вы предположили, что рассказ будет об огурцах. Речь идет об огурцах? О чем этот рассказ?
Поработаем над содержанием текста.
Куда однажды забрели Котька и Павлик? Что они там делали? Как поступил Павлик? Можно ли Павлика назвать настоящим другом Котьки? Почему?
Почему Котька явился домой радостный?
Как мама оценила поступок Котьки?
Как вы думаете, мама любила Котьку?
Какое чувство испытывал Котька, выйдя на улицу? Подтвердите словами из текста.
Котька хотел выбросить огурцы. А почему он этого не сделал? Как это его характеризует?
Как Котька возвращал огурцы сторожу?
Раскаялся ли Котька в своем поступке?
Какой мудрый совет дал дедушка Котьке? Найдите в тексте и прочитайте.
Какое у дедушки было отношение к Котьке?
Какое слово характеризует отношение дедушки к Котьке?
Можем ли мы сказать, что Котька был честным мальчиком? Почему?
Как чувствовал себя Котька, возвращаясь, домой? Почему?
Прочитайте последние три строчки. Чему радовался Котька?
Как на протяжении рассказа меняется настроение Котьки?
(7 слайд)
(Составление схемы. На доске по очереди открываются слова)
РАДОСТЬ (Когда он её испытывал?)
ОГОРЧЕНИЕ (А это было в каком эпизоде?)
СТРАХ, СТЫД (При каких обстоятельствах так поменялось настроение?)
ОБЛЕГЧЕНИЕ и РАДОСТЬ (Когда произошли эти изменения?)
6) Работа над характеристикой героев.
Назовите героев рассказа? (на доске схема «Герои рассказа Н. Носова «Огурцы».) (По мере ответов детей открываются окна с героями.)
Дайте характеристику каждому герою. Работать будете в группах. Задание у вас на карточках.
Задание для групп:
1 группа . Охарактеризуйте сторожа. Как сторож оценил раскаяние Котьки? Каким был дедушка-сторож? В чём вы почувствовали его строгость? В чём проявилась доброта? Выберите карточки со словами, характеризующими СТОРОЖА. Найдите доказательства в тексте.
2 группа . Охарактеризуйте маму. Как мама оценила поступок Котьки? Какие серьёзные слова сказала мама? О чём они говорят? Какие чувства были у мамы в тот момент? Какая мама у Котьки? Выберите карточки со словами, характеризующими МАМУ. Найдите доказательства в тексте.
3 группа . Охарактеризуйте Павлика. Как поступил Павлик? Какой Павлик? Выберите карточки со словами, характеризующими ПАВЛИКА. Найдите доказательства в тексте.
4 группа. Охарактеризуйте Котьку. Какой это был мальчик? Что сделал? Что почувствовал? Выберите карточки со словами, характеризующими КОТЬКУ. Найдите доказательства в тексте.
(на карточках слова для выбора: трусливый, неискренний, хитрый, слабохарактерный, честный, доверчивый, ответственный, добрый, добрая, злая, жестокая, справедливая, строгая, настойчивая)
8. Вторичное восприятие текста.
Приготовьтесь к выразительному чтению текста.
Работать будете по группам. Задание у вас на карточках.
Задание для групп:
1 группа . Приготовьте выразительное чтение 1 части. До слов Котька пришел домой радостный.
2 группа. Подготовьте к «озвучиванию» 1 рисунок к рассказу. Распределите роли. Для помощи ищите диалог Котьки с мамой.
3 группа. Подготовьте к «озвучиванию» 2 рисунок к рассказу. Распределите роли. Для помощи ищите диалог Котьки с дедушкой — сторожем.
4 группа. Приготовьте выразительное чтение отрывка, в котором говорится, с каким чувством шел Котька возвращать огурцы.
Какой поступок совершил Котька в конце рассказа? Можно ли его поступок назвать благородным? Понравился ли вам герой рассказа? Почему?
Найдите в этом рассказе предложение, в котором выражена главная мысль. («А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен») Сделайте вывод.
ВЫВОД: Вот, что бывает с человеком, когда он совершает необдуманный поступок.
Какая из этих пословиц выражает главную мысль текста.
На обмане далеко не уедешь.
За правое дело стой смело.
Какой жизненный урок преподала мама сыну?
Почему свой рассказ Н.Носов назвал «Огурцы»? (Огурцы были испытанием для Котьки. Из всего случившегося он вышел достойно.)
Вернемся к началу урока. Как называется раздел? Сделал ли Котька доброе дело?
10. Самостоятельная работа (Тест)
Сейчас выполните самостоятельную работу на планшете.
Перейдите по ссылке, ответьте на вопросы, проверьте себя и оцените.
(Дети в паре работают на планшете)
1. Куда ходили Павлик и Котька?
2. В каком настроении пришёл Котька домой?
3. Как встретила сына мама?
4. Почему Котька не хотел возвращаться на огород?
5. Как повёл себя сторож с мальчиком?
6. Какое душевное состояние было у Котьки по пути домой?
Выполнили ли вы задачи работы, намеченные в начале урока (дети зачитывают и отвечают)
Чему научила вас история с Котькой? ( Не совершать плохих поступков, за которые потом будет стыдно.) (честности, чувству товарищества, отзывчивости, обдумывать свои поступки) Какие качества позволили Котьке выйти из трудного положения?
(мужественный, отважный, добрый, послушный).
Оценка работы детей.
Какие качества вы хотели бы перенять у Котьки? развить у себя?
А теперь мысленно положите на правую ладонь те хорошие качества, которые у вас есть, на левую –те, которые вы ещё не имеете. Обе руки приложите к груди к вашему сердцу. И пусть эти качества будут жить в вашем сердце всегда.
У вас на партах — листья, цветы, плоды. Выберете плод, если урок прошел плодотворно и с пользой; цветок – довольно неплохо; листик, если не совсем удовлетворён уроком
Подготовить план и краткий пересказ.
Придумать продолжение рассказа Н. Носова «Огурцы».
Сделать свои иллюстрации к рассказу.
Найти в домашней библиотеке или школьной книги Н. Носова.
Рассказ Н. Носова «Огурцы» — о необдуманном поступке, но еще о честности. Благодаря этому качеству, Котька смог вернуть огурцы и осознать свой поступок. Этот урок он запомнит на всю жизнь.
В рассказах Н. Носова нет «плохих». Его произведения учат вежливому, уважительному отношению к взрослым, учат жить в согласии и мире.
Источник