Конспект урока для 8 класса по теме «Дизайн и архитектура моего сада»
Цель: создание рисунка-проекта сада в японском стиле.
Образовательная:
• Дать понятие «дизайн», познакомить с видами дизайна, историей создания садов;
• Учить правильно, последовательно разрабатывать проект, творчески используя цвет.
Развивающая:
• Способствовать развитию познавательной активности с помощью проблемных ситуаций и практической деятельности.
• Создать условия для развития коммуникативно-творческой способности, креативного мышления, моторики рук. Р азвитие творческих способностей и навыков в работе.
Воспитательная:
• Содействовать эстетическому воспитанию.
• Воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование: Бумага, краски (гуашь, акварель), цветные карандаши (по выбору учащихся), баночки с водой, кисти, бумажные салфетки, палитра; компьютер, мультимедийный проектор.
Зрительный ряд: Компьютерная презентация по теме урока; учебные таблицы и плакаты
Музыкальный ряд: японская музыка
1.Организационный момент
2.Вступительное слово учителя.
4.Выступление учащихся с Д/З
5.Создание творческих групповых проектов
1.Организационный момент
Проверка подготовки к уроку
Организация внимания учащихся
2.Постановка целей и задач урока
Постановка целей и задач урока
3.Работа по теме урока
Озеленение территории – это наука. Ландшафтное озеленение территории – это не только газон и клумбы, это Ваш стиль и вкус, Ваше настроение.
Говорят, что самым первым в истории человечества был сад, который создал Бог.
И назывался он Эдемом. Шли годы, десятилетия, века. Многие правители могущественных государств пытались повторить прекрасное творение Бога.
По их приказу разбивались сады, которые были подобны райскому.
Сад в те давние времена считался признаком достатка и благополучия. Особенно в странах с жарким, засушливым климатом. Ведь сад — это прохлада и спасительная тень.
Про тех, у кого не было рядом с домом даже маленького садика, говорили: «Он беден, у него нет тени!»
Правивший в III тыс. до нашей эры ассирийский царь Гильгамеш очень гордился роскошными садами города Урука. Там росли не только пальмы и платаны, но и диковинные для тех земель миндаль, инжир, шелковица, виноград.
В V веке нашей эры царь Навуходоносор II велел разбить на берегах Евфрата висячий сад. Он поднимался вверх в виде террас. Говорили, что так царь хотел развлечь свою жену Семирамиду, тосковавшую по холмам родной Мидии.
Египетская правительница, единственная в мире женщина-фараон, была заядлой садовницей и коллекционершей растений — экзотов. В 1495 г до н.э. Хатшепсут инициировала экспедицию в сопредельную страну Пунт (нынешняя Сомали) за бальзамическими деревьями. Взрослые экземпляры этой культуры бережные рабы потом высаживали в кадках на храмовых террасах Дейр-эль-Бахари. Садики египтян, что попроще, подражали царициным садам. Их планировка была в целом такова: непременный пруд с утками и лилиями, по периметру обсаженный пальмами, от песчаных бурь окружался высокой стеной с калиточкой.
Особенно славились сады, созданные арабами. Разбивая свой сад, арабский садовник опирался на науку ботанику. Он знал, какие растения сочетаются друг с другом, а какие сажать рядом просто не стоит. Важен был не только рисунок посадок, сочетание цветов, но и букет запахов. Так получался мавританский газон.
На Ближнем Востоке, в странах ислама, сад — роскошный и зеленый, с фонтаном — был символом жизни и надежды. Может быть, поэтому зеленый цвет считается символическим цветом ислама.
Древнегреческая мифология изобилует упоминаниями о прекрасных садах Гесперид, о розариях царя Мидаса. Однако на деле, сильно пересеченный рельеф Греции особым плодородием почв не отличался. Специальное развитие здесь нашел тип общественного сада — так называемой священной рощи с посадкой, чаще всего искусственной, кипариса, лавра, фисташки и мирта в честь какого-нибудь, местночтимого героя. В этих местах, называемых «героонами», частенько устраивались спортивные состязания.
Садовая практика сохранялась в эту эпоху преимущественно в монастырях. Когда средневековый монах трудился в саду, считалось, что он очищает душу земным видением потерянного сада. Церковь выбрала своим символом так называемый «закрытый сад» — спрятанный от людского глаза за монастырской оградой, в замкнутом дворике клуатре. Собственно говоря, традиционно там помещалось целых три сада: сад лекарственных трав, огород с овощными культурами и кладбище с фруктовыми деревьями, посаженными шпалерами.
В век короля — Солнца, Людовика XIV зародился французский регулярный парк, разбитый на равнине. Замок более не возвышается над садами и не подавляет их. Напротив дворца следовало пробить осевую аллею с четырьмя рядами лип и кипарисов, завершавшуюся разрывом на границе сада. Этот прием, получивший название «ах-ах», позволял неожиданно открыть вид на окружающий ландшафт.
Cад ХХ века стал садом индивидуального выбора, но в тоже время эклектическим отражением всей садовой истории. Это может быть сочетание «искусственного» и «естественного», или интерпретация взаимосвязи четырех главнейших принципов: Природы, Движения, Архитектуры и Искусства- как это видно в парке Андре-Ситроен в Париже.
Постановка проблемы:» Как создать такой сад, чтобы он был неповторимым?»
Но в последнее время возрос интерес людей именно к японским садам.
В 794 году столица Японии была перенесена из Нары в Киото . Первые сады напоминали места для проведения праздников, игр и концертов под открытым небом. Садам этого периода присуща декоративность. В них высаживали множество цветущих деревьев (сливу, вишню), азалии, а также вьющееся растение — глицинию.
Однако в Японии есть и сады без зелени, созданные из камня и песка. По своему художественному замыслу они напоминают абстрактную живопись.
Японский сад символизирует совершенный мир земной природы, а иногда выступает олицетворением Вселенной . Характерными элементами его композиции являются искусственные горы и холмы, острова, ручьи и водопады, дорожки и участки песка или гравия, украшенные камнями необычных очертаний. Пейзаж сада формируется с помощью деревьев, кустарников, бамбука , злаков , красиво цветущих травянистых растений, а также мха .
Сообщения учащихся с презентациями.
1. Особенности планировки сада в японском стиле
2. Архитектура японского сада
3. Растения японского сада
Искусство создания японского сада — большое искусство, требующее определенных знаний, умений и, разумеется, высокого художественного вкуса. Оно под силу лишь тем людям, которые полны любви к окружающей природе. И когда японец видит маленькую сосну на подносе, он просто переполняется уважением и почтением к тому человек, который бережно вырастил эту сосну. Можно заметить, что интерес к этому искусству растет во многих странах мира. Этот интерес и является основной причиной изучения культуры Страны восходящего солнца.
Практическая работа. Постановка художественной задачи. Практическое выполнение коллективных работ на тему: «Японский сад»
Подведение итогов, выставка, анализ коллективной работы.
Домашнее задание: разработка индивидуального творческого проекта «Сад моей мечты
Н.М. Сокольникова «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе»
(рисунок, живопись, народное искусство, декоративное искусство, дизайн), Издательский центр «Академия» 2006 год;
Н. Дубровская «Дизайн сада. Коллекция идей» 2006 год;
В.И. Колякина «Методика организации уроков коллективного творчества» Москва, «Владос», 2004 год;
О.В. Свиридова «Изобразительное искусство» 8 класс, Поурочные планы Волгоград, «Учитель» 2007 год
В презентации использованы Интернет Ресурсы
Источник
Конспект урока по изобразительному искусству на тему «Дизайн и архитектура моего сада» (7 класс)
Формирование умений и навыков создания ландшафтной композиции (в технике коллаж и макетирования) с использованием стилей, приёмов и элементов оформления сада.
Планируемые образовательные результаты
Предметные ууд
• формировать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающего мира, умение замечать удивительные особенности садов и парков ;
• углубить знания о стилевых направлениях ландшафтного дизайна, полученные на уроке изобразительного искусства, научить использовать их в собственных проектах;
• развивать познавательную активность учащихся, композиционное мышление и воображение, умения и навыки работы с материалами.
• планировать самостоятельно путь достижения целей;
• планировать деятельность, излагать своё мнение в диалоге о достижении эмоциональной образности, корректировать своё мнение (в соответствии с мнением своих товарищей).
• контролировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
• развивать образно-архитектурное мышление
• осознавать свои интересы (добиваться поставленной цели);
• самостоятельно определять цели своей деятельности;
• понимать значение знаний для человека, выбирать свой образ и отвечать за свой выбор;
• формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве
со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
Методы и формы обучения
Методы: поисковый, беседа, наглядно-иллюстративный. Формы: фронтальная, индивидуальная
Образовательные ресурсы
• Википедия. Свободная энциклопедия. — Режим доступа: http://ru.w i jkipedia.org/\ w iki/
• Режим доступа: http:// 7dach.ru; http://remstroiblog.ru/natalia ; http://www.landshaft4u.ru
Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Материалы: карандаш, бумага, вырезки из журналов, цветная бумага, клей, краски.
Наглядно-демонстрационный материал
Мультимедийный ряд: презентация «Дизайн моего сада»
Основные понятия и термины
Организационная структура (сценарий урока)
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Осуществляе-мая деятельность учащихся
Формы органи-зации совзаимо-действия на уроке
Формируемые умения (универсальные учебные действия)
Проме-жуточ-ный конт-роль
I . Органи-зацион-ный момент
к новой творческой деятельности
Наш урок я хотела бы начать со стихотворения Бориса Прахова:
«У каждого — своё предназначенье. »
Промолвил Подорожник: «Сад прекрасен,
Но толку в нём, мне кажется, не много —
Он рану залечить, увы, не властен,
Лишь тропки в нём, а предо мной — дорога!».
А Сад благоухал и слов не слушал —
Свела с ума своя ж краса цветная.
Он красотой лечил людские души,
Возможно, даже сам того не зная.
— О чём сегодня пойдёт речь на уроке?
Обсуждают, о чем пойдет речь на уроке
Регулятивные: принимают учебную задачу; ставят перед собой цель. Личностные: осознают свою цель (что значит организация личного пространства)
II . Изу-чение нового материала
— Нужен ли сад человеку? Каково предназначение сада? Кто создаёт сады? Кто такой ландшафтный дизайнер? Что такое ландшафтный дизайн?
Ландшафтный дизайнер занимается озеленением и благоустройством парков, садов, усадеб, их оформлением.
Ландшафтный дизайн – проектирование пространства под открытым небом; «вторая природа», создаваемая человеком.
— Попробуйте определить тему нашего урока.
Тема урока: «Дизайн и архитектура сада». Сегодня на уроке мы побываем в роли ландшафтных дизайнеров.
Краткая беседа об истории ландшафтной архитектуры.
Презентация «Дизайн моего сада».
Впервые назвал себя ландшафтным архитектором Фредерик Олмстед, выигравший в 1858 году конкурс на проект центрального парка в Нью – Йорке, идеей которого было сохранить кусок нетронутой природы в центре городского района. Однако искусство ландшафтного дизайна насчитывает ни одно столетие:
С тех пор как человек пахать обрел уменье,
Украсить дом и двор он ощутил стремленье
И стал вокруг себя сажать для красоты
По вкусу своему деревья и цветы.
Жак Делиль. 18 век. Поэма «Сады».
Ландшафтный дизайн — проектирование пространства под открытым небом; «вторая природа», создаваемая человеком. Ландшафтный дизайнер занимается озеленением и благоустройством парков, садов, усадеб, их оформлением различными декоративными элементами, скульптурами, фонарями, оградами, дорожками, беседками, мостами и другими архитектурными деталями.
Слилей ландшафтного дизайна очень много, но мы остановимся на нескольких, чтоб увидеть различие о особенности ( слайд 5-16). Это: классический (регулярный) стиль, английский (пейзажный) стиль, деревенский стиль (кантри), средиземноморский стиль, стиль хай-тек, модерн, минимализм, модерн, японский, китайский, лесной, и стиль русской усадьбы.
Выполнение заданий: с. 153, задание 2 учебника.
Знакомятся со стилями ландшафтного дизайна. Отвечают на вопросы.
Источник