- Конспект логопедического занятия «Овощи. Огород»
- Конспект фронтального занятия для детей 5 – 6 лет с общим недоразвитием речи (второй год обучения) на тему «Овощи. Огород»
- Ход занятия
- Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по теме: «Овощи». план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Конспект фронтального логопедического занятия для детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи II – III уровня Тема: «Огород. Овощи» план-конспект на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия «Овощи. Огород»
Конспект фронтального занятия для детей 5 – 6 лет с общим недоразвитием речи (второй год обучения) на тему «Овощи. Огород»
Материал. Пиктограмма. Сюжетная картина «Огород». Предметные картинки овощей. Мяч. Схемы с цветными кружочками, полосками. Кусочки свежих или вареных овощей. Томатный сок, стаканы.
Ход занятия
Логопед раздает шаблоны карточек и предлагает нарисовать свое настроение.
2. Сообщение темы занятия. Развитие мышления – отгадывание загадок об овощах.
Как назвать одним словом все отгадки? (Овощи). Где растут овощи? (на огороде).
Выставляется сюжетная картина «Огород».
Что это? Что растет на огороде? Перечислите все овощи. Как называется место, где растет определенный вид овощей? (Грядка).
Сегодня мы продолжим с вами знакомится с овощами и огородом.
3. Развитие мелкой моторики – упражнение «Овощи».
Прежде чем начать занятие, разомнем пальчики:
4. Развитие внимания, воображения – игра «Узнай по контуру».
Посмотрите на рисунки. Художник недорисовал их. Что же он хотел нарисовать?
Рассматривание контуров овощей, называние детьми овощей.
5. Развитие лексико – грамматических категорий – игра «Вершки — корешки».
Ребята, посмотрите на наш огород. Какие-то овощи растут в земле, а другие над землей. Одни овощи нам приходится выкапывать или выдергивать, а другие срывать или срезать. То, что растет над землей, называется вершки, а то, что под землей – корешки. У одних овощей съедобны вершки, а у других корешки. Давайте же разберемся, что нам кушать у какого овоща.
Логопед кидает ребенку мячик и называет овощ. Ребенок должен назвать съедобную часть овоща.
Например, картофель – корешки; капуста – вершки.
6. Работа со схемами и моделями – игры «Посади огород», «Собери урожай».
Логопед раздает детям схемы посадки овощей, нарисованные овощи и схемы огородов. (Некоторым детям даются схемы из 6 клеточек.). Зеленый цвет – огурец, красный – помидор, желтый – перец, оранжевый – морковка, коричневый – картошка, фиолетовый – баклажан.
Дети, рассмотрите схемы с цветными кружочками. Как вы думаете, что они обозначают? (овощи). Рассмотрите картинки с овощами. Давайте назовем цвет каждого овоща. Такого же цвета и кружочки на схемах. Посадите овощи в пустых клеточках так, как на схеме.
Дети выполняют задание.
Что мы посадили вверху? А что внизу?
Аналогично рассматривается схема каждого ребенка.
Вы хорошо поработали на огороде, вырастили хороший урожай, а сейчас мы будем его собирать. Каждый из вас решит, какие овощи собирать: большие или маленькие. А в этом вам помогут полоски.
Выложите на полоски на овощи.
Дети выкладывают большие и маленькие полоски на овощи в соответствии со схемами.
«Прочитайте» свои схемы. Например, у меня на огороде растут большой огурец, маленький помидор, маленькая морковка и большая картошка.
Дети «читают» свои схемы.
А теперь прохлопайте свою схему: большие полоски – громкие хлопки, маленькие – тихие хлопки.
7. Развитие вкусового анализатора, фонематического восприятия – игры «Узнай по вкусу», «Эхо».
Ну а сейчас необходимо попробовать, что же мы вырастили.
Логопед подносит детям кусочки овощей на тарелке.
Дети с закрытыми глазами пробуют овощи, называют их.
Если ребенок правильно определил, он забирает целый овощ.
У каждого из вас есть овощ. Нужно узнать какой звук самый главный в нем. Для этого поиграем в игру «Эхо». Тот звук, который произносится громче всех – и есть самый главный.
8. Развитие речевого слуха, формирование понимания основного тона высказывания – игра «Сказочный огород».
Мы с вами посадили не просто огород, а сказочный. Овощи на грядках разговаривают между собой. Послушайте и скажите, кто говорит весело, а кто грустно или сердито.
Тыква (весело): Я – тыква! Я самая большая и красивая в огороде. Из меня Золушке сделали карету! Из меня получается вкусная каша!
Морковка (грустно): Я – морковка. Я такая красивая и яркая, но меня заточили под землей! А ведь во мне столько витаминов!
Чеснок (сердито): А я – чеснок! И я не жалуюсь, как некоторые. Я тоже сижу под землей, зато меня все боятся: ка-а-ак защипаю язык!
Кто как говорил?
9. Физминутка «Зарядка для овощей».
Что-то мы засиделись. Нужно немного размяться.
Утром солнце встает
И идет на огород:
— Все ли тут у нас в порядке?
Как дела у вас на грядке?
Всем скомандую: подъем!
Мы зарядку проведем.
Все вы делайте со мною
Сбрось с себя ночную лень –
Впереди рабочий день.
(приседания, наклоны, имитация движений).
10. Согласование глаголов с существительными – игра «Определи действие».
Что мы делаем с овощами? (выкапываем, рвем, собираем, удобряем, готовим, режем, поливаем, солим, варим, жарим…). Некоторые действия мы можем выполнять не со всеми овощами. Выкапываем мы… (картофель), вырываем… (морковь, свеклу), срываем… (огурцы, помидоры), срезаем… (капусту). А что мы поливаем, режем, варим, жарим, солим, консервируем, заготавливаем, удобряем…?
11. Образование прилагательных от названий овощей – игра «Приготовь сок».
Славно мы с вами сегодня потрудились. Заслуживаем и на награду. Кто любит сок? Давайте приготовим сок из овощей. Какай сок получится из огурца? (огуречный сок). А из свеклы? (свекольный сок).
Аналогично образовываются прилагательные от слов помидор, лук, капуста, тыква, морковь
Какой сок понравился вам больше всех остальных?
12. Образование антонимов – игра «Скажи наоборот».
А пока наш сок готовится, поиграем в игры. В этой игре все должно быть наоборот.
Дети становятся в круг и под музыку передают мяч. Логопед говорит фразу, а ребенок, у которого оказался в руках мяч, отвечает наоборот, т. е. подбирает антоним к этой фразе.
Фразы: Хорошая грядка – плохая грядка, старый картофель (молодой), тяжелый мешок (легкий), Большой урожай (маленький), Чистая морковка (грязная), спелый помидор (незрелый).
Если дети затрудняются в ответах, логопед задает наводящие вопросы.
13. Образование сложных слов — игра «Сложные слова».
А знаете ли вы, что существуют много машин, которые облегчают труд людей. Например, есть машины, которые чистят сами картофель, сажают его в землю, копают его. Есть машина, которая сама режет овощи, а есть машина, которая сама выжимает сок из овощей. А еще есть специальные помещения, в которых хранится много овощей. А вы знаете как они называются? Я вам расскажу. Это очень длинные слова, но их легко запомнить, потому что они состоят из двух коротких слов. Машина, которая чистит картофель, называется картофелечистка – от слов картофель и чистить.
Аналогично рассматриваются слова картофелесажалка, картофелекопалка, соковыжималка, овощерезка, овощехранилище.
14. Обогащение словаря детей, развитие связной речи – игра «Поваренок».
Сок мы уже научились готовить, теперь нужно приготовить что-то посложнее. Например, салат, борщ, суп, рагу.… Выберите свое любимое блюдо и расскажите, какие овощи вам нужны для него и как вы будете его готовить.
Дети должны использовать в своем рассказе названия овощей и действий, которые с ними выполняются: брать, резать, чистить, варить, жарить, тушить…
15. Развитие внимания, памяти, образование формы родительного падежа множественного числа существительных – игра «Что изменилось?».
Посмотрите на наш огород. Что в нем изменилось? По-моему тут что-то поменялось местами, что-то исчезло, а что-то добавилось.
Ответы детей полным предложением.
16. Итог занятия.
Подведение итогов занятия. Угощение детей томатным соком.
Учитель – логопед ДОУ №59 УОГС г. Мариуполя
Кабанова Екатерина Александровна
Источник статьи: http://logopedrunet.ru/konspekt-logopedicheskogo-zanyatiya-ovoshhi-ogorod/
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по теме: «Овощи».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Конспект занятия для коррекции лексико-грамматического строя речи детей на материале лексической темы: «Овощи».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ovoshchi_konspekt.doc | 25.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового логопедического занятия
в подготовительной группе для детей с ОНР
Цель: Развивать лексико- грамматический строй речи. Закрепить знания детей об овощах.
Актуализация и обогащение словаря по теме «Овощи».
Закреплять образование существительных мн. ч. именительного и родительного падежа, образование сущ. с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
Учить образовывать относительные прилагательные, изменять глаголы по лицам, употреблять существительные в различных падежных формах.
Развитие зрительного и слухового внимания, развитие мелкой и общей моторики, развитие мышления и воображения.
Формировать познавательный интерес; развивать активность и самостоятельность.
Оборудование: овощи, муляжи овощей, картинки с изображением овощей, картинка «Зайчиха с зайчатами», игрушка Незнайка, картина « Огород», корзинки, мячик.
Игра «Подскажи словечко»
— Поздним летом в огород собирается народ.
Зрел все лето урожай, что собрали? Отгадай!
Здесь весною было пусто. Летом выросла. (капуста) .
Собираем мы в лукошко очень крупную. (картошку) .
От дождя земля намокла — вылезай, толстушка. (свекла) .
Из земли — за чуб плутовку! Тянем сочную. (морковку) .
Надо поклониться низко, чтобы вытащить. (редиску) .
Помогает деду внук — собирает с грядок. (лук) .
Вот зеленый толстячок — крупный, гладкий. (кабачок) .
И красавец-великан темно-синий. (баклажан) .
Вот и все! Хоть и устали, урожай мы весь собрали.
— Догадайтесь, чем мы с вами сегодня будем говорить ?
- Об овощах
- А где растут овощи?
- Овощи растут в огороде на грядках.
Некоторые овощи вырастают в земле, и такие корнеплоды называют корешки. А некоторые овощи вырастают над землёй — это вершки.
Я буду называть овощи, а вы должны вспомнить, как они растут, что люди едят — вершки или корешки. И в соответствии с этим присесть или поднять руки вверх.
. Будьте внимательны, в некоторых овощах съедобно и то и другое.
Морковь (корешки), помидор (вершки), лук (вершки и корешки)
Картофель (корешки), огурец (вершки).
« Чего много в огороде?» (образование существительных множественного числа):
Огурец — много огурцов
(горох, помидор, морковь, картошка, редиска, баклажан, перец, лук, чеснок, тыква, редька, кабачок)
«Сосчитай» (согласование числительных в роде, числе и падеже):
Одна морковка , две морковки , пять морковок .
(огурец, помидор, тыква, картошка, перец, редиска, чеснок,
луковица, свекла, кабачок, баклажан).
Игра: «Угостим зайца и зайчонка»
Давайте превратимся в з айцев: «Я буду зайчихой, а вы зайчатами. Я буду называть большой овощ, а вы- маленький»: «морковь – морковочка, лук – лучок, помидор – помидорчик, огурец – огурчик, укроп – укропчик, картошка – картошечка, перец – перчик, чеснок – чесночок, горох – горошек, репа – репка.
Затем: «Будем с зайцами играть – овощами угощать: зайца – морковью, зайчонка – морковкой, зайца – луком, зайчонка – лучком и т.д.»
Мы картошку накопали,
Огурцы с гряды сорвали,
Выдернули всю морковку,
Срезали капусту ловко.
И в корзине от земли
Вам в подарок принесли.
(Приседания, наклоны, имитация движений)
Игра «Соберем урожай» глаголы по лицам. Я ты он она они мы вы.
Покажем Чиполлино, как мы собираем урожай. Будем пользоваться словами: я, ты, он, она, они, мы, вы.
На игровом поле — картинки в виде силуэтов овощей. Каждый ребёнок берёт картинку и комментирует:
- Я срезаю капусту. Кабачок . Он срезает капусту Она.
— Я срываю огурцы.помидоры. горох
— Я копаю картошку
— Я выдергиваю редиску. Морковь. свеклу
Игра: «С чем корзинка?» (образование существительных во множественном числе творительного падежа):
Корзинка с помидорами..( огурцы, перцы, баклажаны, бобы, кабачки. )
Игра «Приготовим сок»:
Из моркови – морковный
Из картофеля – картофельный
Из капусты – капустный
Из свеклы – свекольный
Из тыквы – тыквенный и т. д.
А теперь приготовим икру:
Игра «Подбери слово»
Раз, два, три, четыре, пять — снова будем мы играть.
Надо ответить на вопрос.
(Зелёный, овальный, твердый, шершавый, водянистый, крупный, мелкий, вкусный).
(Красный, круглый, кислый, кисло-сладкий, мягкий, сочный, гладкий, спелый, зрелый, неспелый, красивый) .
Поможем Незнайке закончить предложения :
Помидор круглый, а морковка…
Редиска мелкая, а редька…
Огурец овальный, а тыква…
Лук горький, а морковка…
Помидор кислый, а чеснок…
Огурец зелёный, а свёкла…
Морковка в земле, а помидор…
Подведение итогов занятия:
Где мы побывали? Что мы узнали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового логопедического занятия в группе для детей 7го года жизни с ОНР «Школа гномов».
Конспект разработан в рамках тематической декады «Моя семья» в соответствии с этапом работы над речью (этап вопросно- ответной речи).
Перессказ рассказа Л.Толстого » Косточка».
Цели:Коррекционно-образовательные:1. Закрепить понятие «гласные звуки», характеристику, обозначение; правильное произношение и различение гласных звуков «А», «У», «И», «О»;2. Продолжить ра.
Цель:- Артикуляционная гимнастика (комплекс упражнений на развитие подвижности губ и языка).- Пополнение словарного запаса по теме: «Овощи».- Научиться применять глаголы в зависимости от названи.
Занятие на закрепление правильного произношения звука Ш в слогах, словах, предложении.
Конспект занятия направленный на расширение, уточнение и активизацию словаря детей на материале лексической темы: «Овощи. Огород». Расширение представлений о важности труда взрослых. Развити.
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2016/11/05/konspekt-podgruppovogo-logopedicheskogo-zanyatiya-v
Конспект фронтального логопедического занятия для детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи II – III уровня Тема: «Огород. Овощи»
план-конспект на тему
Систематизация знаний и развитие речевой активности по теме «Овощи».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_2.docx | 27.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Региональный конкурс «Моё призвание – логопед – 2017»
фронтального логопедического занятия
с общим недоразвитием речи II – III уровня
Тема: «Огород. Овощи»
Логопед: Лаконцева Наталья Александровна
Возраст : 4-5 лет
Группа: дети с общим недоразвитием речи II-III уровня
Лексическая тема: «Огород. Овощи»
Образовательная область: речевая.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная, физическая, познавательная, художественно-эстетическая.
Форма занятия: фронтальное
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, предметные картинки, конверт с заданиями, корзинка, оборудование для развития общей моторики, листья.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и муляжей овощей; чтение загадок и стихотворений, составление рассказа — описания по схеме.
-знать и называть овощи
— владеть обобщающим понятием
— составлять описательный рассказ по схеме
Цель: систематизация знаний и развитие речевой активности по теме «Овощи».
— уточнить и расширить активный и пассивный словарь по теме,
-формировать обобщающие понятие «овощи» ;
-совершенствовать грамматический строй речи;
— развивать связную речь.
2. Коррекционно – развивающие :
-развивать умение понимать обращенную речь;
— развивать зрительное и слуховое внимание, память;
-развивать умение согласовывать движения и речь;
-развивать словесно – логическое мышление;
-развивать мелкую и общую моторику.
3. Коррекционно – воспитательные :
— воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, умение сотрудничать, взаимодействовать.
Структура занятия: вводная, основная, заключительная.
I часть — вводная – 3 минуты. Мотивационный этап.
II часть — основная – 20 минут. Содержательный этап. Задания, дидактические игры, движения с речью.
III часть — заключительная – 2 минуты. Рефлексивный этап. Подведение итогов непосредственно образовательной деятельности
Содержание организованной образовательной деятельности
Л.: — Ребята посмотрите, кто к нам в гости пришел. Вы его узнали?
Л.: Он пришёл в гости рассказать какой у него есть огород. Давайте посмотрим, что Копатыч делает на своём огороде? Как вы думаете? А ещё он прислал нам письмо, где просит помощи. Он вырастил свой урожай, а убрать не может. У него заболел друг, ему срочно надо к нему уехать. Давайте мы поможем убрать урожай Копатычу.
Л.: -Ну что ребята поможем Копатычу? Уберём урожай?
Дети входят в зал, на экране их приветствует Копатыч из Смешариков.
Дети слушают и смотрят на слайды.
Д.: — Копает, поливает..
1 . Введение в тему.
Л.: -Прежде, чем мы отправимся в путь дорогу, Копатыч нам покажет свой урожай.
-Давайте посмотрим на экран, а я вам прочитаю что пишет он о них. (логопед называет овощи и рассказывает схематично о них)
2. Развитие общей моторики, работа над плавном выдохом.
Л.: Отправляемся в путь. На улице лужи, не наступаем, аккуратно перешагиваем (мячики разложены), а тут канавка перепрыгиваем её, а тут дерево упало пробираемся под ним, смотрите, сколько листочков, летит нам на встречу, давайте подуем на них, чтобы нас не засыпало. давайте покажем как они плавно слетают с дерева. (Работа над выдохом). А вот мы и пришли.
3. Развитие умения понимать обращенную речь .
Л.: — Смотрите, а вот и огород, а это грядки. (Обозначены грядки, там лежат предметные картинки с изображением овощей )
Между грядками шагаем,
Выше ноги поднимаем.
В огороде мы гуляем,
Урожай мы собираем,
Дима к грядке подойдёт
Помидор нам сорвёт, Соня к грядке подойдёт, огурец нам сорвёт.
Л.: — А теперь в обратный путь, осторожно, через дерево, канавку и через лужи.
4. Беседа, активизация словаря.
-Давайте расскажем, какие мы собрали овощи на огороде.
— Дима, что у тебя? Какой он? Покажи пальчиком, какой он круглый;
-Соня, что у тебя? Какой он? Покажи пальчиком, какой он овальный.
5. Развитие логического мышления .
Л.: -Смотрите у нас картинки. Это разрезные картинки и они все перепутались, давайте соберём их и узнаем, что там нарисовано.
Л.: -У Сони что получилось? А у Димы что. Как все это назвать одним словом?
6.Развивать умение согласовывать движения и речь
Л.:- А теперь, давайте поиграем:
— Овощи мы с вами убирали,
Лук копали, помидоры с веточек снимали,
Всё убрали и конечно мы устали,
Мы немножко отдохнём,
Пыль с ладошек отряхнём,
Пальчики свои протрём,
И пойдём опять с овощами мы играть
7. Развитие зрительного внимания, памяти
Л.: — Копатыч приготовил для вас игру «Прятки»
— Посмотрите, что вы видите?
— Ваня назови овощи. А теперь закрывайте глазки, пусть они отдохнут немножко.
Л.: — Открываем глазки.
— Соня, какой овощ спрятался?
Л.:- Молодец Соня, угадала. А теперь назови этот овощ ласково и он опять появится.
8. Развитие мелкой моторики руки.
Л.: — А теперь давайте на память Копатычу сделаем подарки. Нарисуем овощи, которые мы для него собрали.
— Смотрите у меня есть картинки, где овощи не весёлые, грустные, давайте сделаем их весёлыми и яркими.
Л.: Что у тебя Дима получилось? А у Сони? А у Вани…
Л.:-Эти рисунки мы отправим Копатычу. Пусть он смотрит на них и радуется такому богатому урожаю.
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2018/10/22/konspekt-frontalnogo-logopedicheskogo-zanyatiya