Конфликтная ситуация в саду

Примеры конфликтных ситуаций в игре и разрешение
консультация

Поиграть в игрушки, наверное, самое любимое занятие для детей. Для детей младшего дошкольного возраста часто возникают конфликтные ситуации по поводу игрушек. Сюда отнесены споры из-за обладания игрушками, игровыми предметами и атрибутами.

1)Например: «Лев принес сегодня в детский сад машинку. Он сначала дал поиграть машинкой Семену. А потом, через некоторое время, захотел забрать ее. Но Семен не захотел машинку отдавать. Мальчики стали спорить. Лев подошел к воспитателю и стал рассказывать, что Семен не отдает ему машинку. Между мальчиками наступила конфликтная ситуация ».

Варианты решения конфликта:

  1. Воспитатель должен воспользоваться техникой активного слушания (выслушать Льва); помочь ему вернуть машинку.
  2. Напомнить Семену правила пользования чужими игрушками в группе детского сада: — «Хочешь поиграть — попроси», обращаться с просьбой; — «Давай договоримся»; — «Поиграл чужой игрушкой- верни обратно другу». Педагогу важно помнить, что необходимо некоторое время, чтобы эти договоренности стали для детей внутренними установками. Также не менее важно, чтобы воспитатель в возникающих ситуациях напоминал детям об этих правилах, обязательно поддерживал ребенка, например, в случае переживания отказа или в ситуации, когда получилось выполнить правило, хотя это было и непросто.
  3. Проиграть с детьми различные конфликтные ситуации в ролевой форме, игре-драматизации с использованием данной ситуации и т.д.

2)Например : «Девочки решили играть в игру «Магазин». Катя сказала:

— « Чур, я буду продавцом, а вы все покупатели». Начался спор по поводу того, что Катя каждый раз бывает продавцом, больше никто. Помимо всего, девочка стала указывать играющим, что кому покупать, с чем приходить в магазин. Детям это не понравилось, и они отказались от игры».

Здесь опять же нужно поговорить с ребёнком, что не может быть один и тот же продавец, они работают по сменам с выходными днями, а ей стоит побыть и покупателем, иначе она останется без игрушек и гостинцев. Если Катя на это не согласится, то можно предложить воспитателю принять роль продавца, а все остальные будут покупателями. Следует закрепить правило, что роли нужно распределять по – очереди. На крайний случай можно воспользоваться считалкой.

Ситуация «Одинокий ребёнок».

3) Например: «В групповой комнате играют дети. Максим подошёл к ним и сказал:

— Возьмите и меня поиграть в поезд.

— Нет, мы никого не принимаем,- ответили дети.

Поезд отходит от станции. Максим поспешил к другой группе детей :

— Нет, нас и так много, — ответили дети.

Читайте также:  Профессора попова дом 2 ботанический сад

Максиму одному было скучно, и он подошёл ещё к одной группе, где играли в настольный футбол.

— А можно занять очередь, чтобы и мне поиграть?

— Нет, — ответили ему мальчики, — в эту игру мы сами хотим играть.

Максим, опустив голову, медленно отошёл от детей, остановился у окна и стал ждать, когда за ним придут.

В данном случае следует поговорить с детьми, почему Максим остался один, ему очень грустно, когда все от него отказались, нужно обязательно помочь ему и принять его в игру. Рассмотреть с детьми игровую ситуацию , может быть у них не хватает какого- либо героя (в данном случае, в поезде : кондуктора, контролёра, бригадира поезда, сопровождающего полицейского). Вот как раз Максим и будет вашим недостающим героем. В следующий раз на его месте может быть любой из вас.

4) Например: « Девочки решили играть в игру «Больничка». Даша сказала: — «Я хочу быть доктором, я, я, а вы все — больные». Начался спор по поводу того, что Даша часто бывает доктором, что другим детям тоже хочется . Детям это не понравилось, и они отказались от игры».

Варианты решения конфликта:

  1. Следует поговорить с ребёнком, что другие дети тоже хотят побывать в роли доктора. У докторов бывают разные специальности. Например, мы пойдем сегодня к педиатру ( назвать в роли доктора- педиатра другого ребенка). Убедить ребенка, в данном случае Дашу, отдать роль другому ребенку.
  2. Можно воспитателю принять роль доктора, а все остальные будут больными.
  3. Следует закрепить правило, что роли нужно распределять по — очереди. На крайний случай можно воспользоваться считалкой.

5) Например: «Полина с Ильей построили из кубиков замок. Стали играть с ним. А Лев, тем временем, играл с машинкой, устраивал гонки. И машинкой разрушил замок детей».

Варианты решения конфликта:

  1. Поговорить с Львом, что он поступил не правильно, что нужно уважать труд других детей.
  2. Попытаться привлечь его к постройке нового замка, совместно с детьми.
  3. Привести ему пример « А если бы это ты построил замок и его бы разрушили другие дети, тебе бы понравилось?» Учить анализировать свой поступок, извинятся перед другими детьми.

Источник

Конфликты между детьми в ДОУ. Пути их разрешения. (консультация для педагогов ДОУ)
консультация

«…». конфликт – это природное явление. Он является более полезным для детей, чем думают многие взрослые, так как ребенок имеет возможность получить опыт конфликта, учится грамотному выходу из конфликтной ситуации и, таким образом, будет готов справляться с ним в дальнейшей жизни».

Томас Гордон

Скачать:

Предварительный просмотр:

Конфликты между детьми в ДОУ. Пути их разрешения.

(консультация для педагогов ДОУ)

Читайте также:  Обустройство зимних садов дома

«…конфликт – это природное явление. Он является более полезным для детей, чем думают многие взрослые, так как ребенок имеет возможность получить опыт конфликта, учится грамотному выходу из конфликтной ситуации и, таким образом, будет готов справляться с ним в дальнейшей жизни».

Конфликт определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами.

Конфликт между детьми — следствие их неумения строить отношения друг с другом в ходе совместной деятельности или игры.

Причины возникновения конфликтов между дошкольниками:

  • эгоцентризм, неумение встать на позицию оппонента во взаимодействии, посмотреть на ситуацию его глазами;
  • несформированность навыков саморегуляции;
  • неумение договариваться;
  • нарушения межличностного общения (агрессивность, вспыльчивость, демонстративность).

Особенности конфликта у дошкольников: что малыши-дошкольники эгоцентричны, на первом месте у них пока исключительно личные потребности .

Дошкольный возраст — особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности.

Основная задача взрослых состоит не в том, чтобы научить ребенка не ссориться, а в том, чтобы научить его решать конфликты конструктивно и творчески, искать выходы, которые учитывают интересы всех сторон.

Взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо, чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.

Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей, в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса.

Разрешение конфликта – это минимизация проблем, разделяющих стороны, осуществляемая через поиск компромисса, достижения согласия; устранение полностью или частично причин, породивших конфликт; изменение целей участников конфликта; достижение соглашения по спорному вопросу между участниками .

Позитивный смысл конфликта состоит в раскрытии для ребенка его собственных возможностей, в активизации личности как субъекта предупреждения, преодоления конфликта.

Умения необходимые для конструктивного решения конфликтов :

— Умение находить компромисс;

  • Стремление к сотрудничеству (позитивное общение, ответственность);
  • Умение выражать свои желания, чувства;

— Умение управлять эмоциями;

Приемы по предупреждению конфликтов:

— В группе детей нужно сформировать, обеспечивать и поддерживать здоровый нравственно-психологический климат (уважительное отношение к личности, ее достоинствам и индивидуальным особенностям, доброжелательность);

— Установите правила в группе и строго следите за их выполнением, отмечайте положительное поведение и игнорирует негативные проявления (если они не опасны для окружающих)

Уважительное отношение к личности, ее достоинствам и индивидуальным особенностям, доброжелательность.

— Высокий авторитет воспитателя. Воспитатель должен заметить нежелательные поведенческие тенденции и перестроить их не приказным порядком, а психологическим путем, используя совместные игры и занятия.

Читайте также:  Автомобильные шины декор сада

— Важен личный пример воспитателя, который избегает суждений и оценок, ущемляющих достоинство ребенка.

— Очень важным аспектом воспитания является развитие самоконтроля – это когда индивидуальное поведение соответствует определенным стандартам, правилам, регуляторам, которые установились в данном обществе.

Приемы, которые применяются для обучения и решения проблем, могут способствовать становлению конфликтной компетентности в дошкольном возрасте.

  • Игры на сплоченность и сотрудничество :«Доброе животное», «Объятия», «Паровозик», «Змея», «Аплодисменты по кругу», «Восковая палочка», «Музей скульптур», «Подними игрушку», «Поменяйся местами», «Лебедь, рак и щука» ;
  • Игры на обучение эффективным способам общения : «Поделись игрушкой»;
  • Игры на снятие конфликтности :«Примирение», «Коврик мира», «Стол переговоров», упражнения на снятие агрессии;
  • Игры на развитие эмпатии : «Сладкая проблема», «Обмен ролями»
  • Драматизация (проигрывание) конфликтных ситуаций ;
  • Чтение и обсуждение сказок, рассказов, где разрешаются конфликтные ситуации.

Что же делать если острый конфликт все таки возник?

Рекомендации по разрешению острой конфликтной ситуации между детьми:

• Развести конфликтующих в разные стороны, устроить так, чтобы они не видели или не могли коснуться друг друга, пока придут в себя.

• Успокоить участников конфликта, подключить другого взрослого, специалиста, помощника воспитателя.

• Расспросить в индивидуальной беседе, что случилось.

• Оценить обстановку, выяснить что произошло

• Разрешить конфликт: когда дети успокоятся, провести с ними совместное обсуждение происшествия (разбор конфликта) или в отдельности провести беседу; сделать выводы: какие последствия влечет за собой поведение участников конфликта, какие уроки извлек ребенок, какие внушения должны получить участники конфликта, если их поведение не имело серьезных последствий или если оно привело к каким либо нежелательным осложнениям.

Взрослому лучше не вставать на чью-либо сторону . Вы должны выступать в роли третейского судьи, который не выносит субъективный вердикт, а объективно готов выслушать все стороны , участвующие в конфликте. Дайте слово одному ребенку, выслушайте его (используйте навыки активного слушания, ребенку очень важно видеть, что его слышат), затем выслушайте второго. И постарайтесь принять решение, которое удовлетворит обе стороны .

Дети не готовы слышать друг друга, но они часто готовы выслушать взрослого, к которому испытывают уважение . Не говорите, кто поступил

неправильно, кто обязан извиниться.

Ваше дело — установить правила игры , которые детям нужно будет соблюдать.

Не каждый из наших малышей станет математиком или физиком, но каждый будет жить среди людей.

Захаров А. И. предупреждение отклонений в поведении ребенка. 3 изд. Испр. (Психология ребенка). СПБ. : Союз, лениздат, 2000.

Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада/ Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. — М. : Просвещение, 1983. — 210 с.

Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб. : Питер, 2001. — 320 с.

Источник

Оцените статью