ПАМЯТНИК КРЫЛОВУ В ЛЕТНЕМ САДУ
Неподалеку от входа в Летний сад с набережной Невы, слева от главной аллеи, среди густой зелени расположена детская площадка, в центре которой возвышается памятник, огражденный металлической решеткой. Краткая надпись на нем гласит: «Крылову. 1855».
Иван Андреевич сидит на округлом камне в спокойной, непринужденной позе, держа раскрытую книгу. Он как бы машинально перелистывает ее, но взгляд его устремлен поверх книги, а чуть сдвинутые густые брови, сомкнутые губы и складка у рта придают широкому лицу сосредоточенное выражение. Погруженный в глубокое раздумье, он ничего не замечает вокруг. Все правдиво и естественно, как сама жизнь: старый человек вышел на прогулку, немного устал, присел отдохнуть на первый попавшийся камень и задумался. А может быть, в этот момент рождается новая басня?
Пьедестал в сравнении с трехметровой статуей невелик и с четырех сторон сплошь покрыт бронзовыми фигурами различных животных — героев басен Крылова.
На лицевой стороне пьедестала, справа от надписи и даты, изображены «проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка» с музыкальными инструментами, живо и образно воскрешающие в памяти басню Крылова «Квартет». Чуть выше — остромордая лисонька из басни «Лиса и виноград» с жадностью смотрит на упругие кисти винограда.
Занятно, обходя памятник и внимательно рассматривая бронзовый зверинец, вспоминать знакомые с детства басни. Вот известные всем «Ворона и Лисица», «Слон на воеводстве», «Кот и Щука», «Осел и Соловей», «Свинья под Дубом».
Фигурки животных помогают вспомнить названия басен, но они не говорят о том, кто скрыт за их образом.
«Звери мои за меня говорят», — заметил однажды Крылов. К этому можно добавить, что все животные в его баснях наделены характером, у каждого своя судьба. Они не только говорят и действуют по-человечьи, но и бичуют людские пороки и социальное зло.
Животные на памятнике в Летнем саду изображены очень правдоподобно, живо и выразительно, но их нельзя рассматривать как иллюстрации к крыловским басням, потому что «в лучших баснях Крылова нет ни медведей, ни лисиц, хотя эти животные, кажется, и действуют в них, — писал В.Г. Белинский, — но есть люди, и притом русские люди». В зверях Клодта отсутствует иносказание, без которого немыслима басня. В них нет уподобления определенным людским характерам или общественным группам, то есть тому, чему истинная басня обязана своим эффектом.
Крыловым было написано около двухсот басен, из них тридцать шесть показаны скульптором на пьедестале памятника. Бронзовые фигуры животных, изображенные горельефом, заполняют сплошь весь пьедестал.
Из истории создания памятника
После смерти Ивана Андреевича Крылова, в 1845 году, в газете «Санкт-Петербургские Ведомости» появилась заметка о сборе средств на возведение ему памятника.
Горожане и руководство Санкт-Петербурга одобрили эту идею и в скором времени был создан специальный Комитет. За три года своей жизни он собрал достаточно большую по тем меркам сумму – 13 000 рублей.
В 1848 году Академия художеств объявила конкурс на проект лучшего памятника баснописцу, в котором приняли участие скульпторы Н.С. Пименов, А.И. Теребенев, И.П. Витали, П.К. Клодт, П.А. Ставассер. Совет Академии одобрил проект Петра Карловича Клодта.
Проект памятника великому русскому баснописцу в рисунке был утвержден советом Академии художеств 26 ноября 1849 года.
Эскиз памятника и рисунки рельефов на сюжеты крыловских басен выполнил друг Клодта художник А.А. Агин. Скульптор трудился над созданием памятника больше пяти лет. На постаменте Клодт изобразил персонажей из самых известных басен Крылова.
Длительную и трудоемкую работу пришлось проделать Клодту по лепке с натуры всех тех животных, изображения которых мы видим на пьедестале памятника. На долгие четыре года обширная мастерская Литейного дома превратилась в настоящий зверинец, где в клетках и на привязи сидели разные звери, а другие, ручные и миролюбивые, свободно разгуливали в помещении и даже нередко заходили в жилые комнаты (квартира Клодта соединялась с мастерской переходом).
Царские егеря передали в «зверинец» Клодта прирученного волка, из Новгородской губернии брат скульптора прислал медведя с двумя медвежатами, художник А.П. Боголюбов подарил обезьянку-макаку с острова Мадейра, сам Клодт приобрел овцу с ягненком, осла, журавля, лисицу. Были и другие звери и птицы.
Впоследствии сын скульптора М.П. Клодт вспоминал: «Эти животные жили у нас как члены семьи. И чего-чего только не было в обширных мастерских отца! Они наполнялись сплошным ревом, воем, блеянием, писком. Все это разношерстное общество жило бок о бок не только в клетках, многие свободно расхаживали по мастерской и по комнатам, и были дружны между собой, кроме волка, который не мог удержаться, чтобы не охотиться за кошками».
Клодт часто бывал на Мойке у немца Зама, содержащего большой зверинец, там делал этюды льва и других хищников. А чтобы понаблюдать за живым слоном, приходилось ездить в Царское Село. Когда все необходимые работы были закончены, Клодт передал своих животных в зверинец Зама.
Весной 1852 года скульптор представил совету Академии художеств большую модель и после ее одобрения приступил к формовке. В мае следующего года он сам отлил памятник в бронзе в академической литейной мастерской, которой он руководил в течение многих лет. Статуя баснописца была отлита целиком, а не по частям, что свидетельствует о мастерстве Клодта как бронзолитейщика.
Встал вопрос о выборе места установки памятника: одни полагали, что лучшим местом будет участок набережной Невы между Академией наук и университетом. Другие указывали на сквер у Публичной библиотеки, в которой баснописец проработал около тридцати лет. Третьи предлагали установить памятник на могиле Крылова в Александро-Невской лавре. Клодт же избрал Летний сад. Скульптор понимал, что памятник Крылову всегда будет окружен детьми, а Летний сад особенно любим ими.
Была и еще одна причина для установки памятника в этом саду — традиция.
В далеком прошлом в Летнем саду устраивалось немало диковинных сооружений на потеху и удовольствие гуляющих. Еще в петровское время в саду на обширном прямоугольном газоне по проекту архитектора М.Г. Земнова был разбит зеленый лабиринт. При входе в лабиринт стояла отлитая из свинца и позолоченная статуя великого баснописца древности Эзопа. Самые различные животные — персонажи эзоповских басен, исполненные в натуральную величину из свинца, сверкая позолотой, в живых, естественных позах располагались в бассейнах, декорированных мхом, диким камнем и большими раковинами. Рядом стояли таблички с кратким изложением басен и пояснениями их иносказаний.
Эзоп и его золотой зверинец давно исчезли: фонтаны были разрушены наводнением 1777 года, и память о них сохраняется лишь в названии реки Фонтанки.
Спустя более полувека в Летнем саду снова появился памятник, на этот раз великому русскому баснописцу; на пьедестале монумента — бронзовый зверинец.
Памятник Крылову был открыт в мае 1855 года, к десятой годовщине со дня смерти баснописца. Через двадцать с лишним лет после открытия во избежание порчи бронзовых барельефов его обнесли металлической оградой, выполненной в стиле эклектики, вошедшей в моду в середине ХIХ века.
В 1966 году памятник был реставрирован.
Сегодня невозможно предствить себе Летний сад без этого памятника.Здесь всегда многолюдно. По выходным дням часто можно услышать живую музыку. Молодые музыканты на ксилофоне исполняют любимые мелодии прошлых веков.
Источник
Памятник Крылову И.А.: звери говорят за баснописца
В Летнем саду, в самом центре живописной детской площадки возвышается интересный и уникальный в своем роде памятник Крылову. На 3,5-метровом гранитном пьедестале, украшенном персонажами басен, восседает бронзовая статуя знаменитого русского баснописца.
История создания памятника
Памятник Крылову в Санкт-Петербурге был возведен в 1855 году на частные пожертвования. Летний сад был выбран не случайно: именно здесь любил гулять баснописец.
Автор памятника, скульптор П. Клодт, вначале хотел изобразить Крылова в римской тоге, такое настроение было навеяно идеалистическим стилем времен Пушкина и Белинского. Однако в конечном итоге он остановился на жизненном изображении великого баснописца.
Бронзовая статуя Ивана Крылова
При рассматривании памятника Крылову создается впечатление, что чуть уставший Иван Андреевич в своем любимом длиннополом сюртуке, который он носил в последние годы жизни, присел отдохнуть на камень.
В чертах его лица видна особая одухотворенность. Кажется, он вот-вот начнет записывать в свою книгу новую басню. В облике И. Крылова нет никакой вычурности и приукрашенности, лишь спокойное задумчивое лицо, на котором скульптор умело отобразил ум и талант писателя.
Гранитный пьедестал
Особый интерес вызывает квадратный пьедестал, украшенный героями басен. П. Клодт создавал фигуры животных с натуры. В его мастерской жил целый зоопарк: медведица с медвежатами и прирученный волк, обезьянка, привезенная А. П. Боголюбовым с острова Мадейра, ягнята, осел, журавль и другие птицы и звери. Наверное, поэтому животные на памятнике изображены очень реалистично.
Лишь к козлу скульптор испытывал необъяснимую неприязнь. Соседская бабушка приводила каждый день своего козлика в мастерскую для позирования. Удержать пугливое животное вблизи волка и медведя было не так просто. Однако огромное желание хозяйки увековечить своего питомца в бронзе принесло плоды: бабушка справилась с упрямым животным, фигура козла на пьедестале получилась правдоподобной и естественной.
Персонажи басен
Перед тем как создать памятник Крылову, скульптор прочитал все его произведения и изобразил персонажей 36-ти басен. И взрослые, и дети вспоминают полузабытые строфы по изображенным животным. Этим и объясняется живой интерес, который неизменно вызывает у людей памятник Крылову. Фотографии фрагментов пьедестала перекликаются со строчками знаменитых басен. Вот проказница-мартышка и косолапый мишка. Узнали «Бременских музыкантов»? А здесь «. Журавль свой нос по шею Засунул к Волку в пасть. «
Ограда, выполненная в модном для тех времен стиле эклектика, органично сочетается с памятником. Установили ее спустя 20 лет после окончания работы и открытия постамента во избежание порчи барельефов.
Однажды Иван Андреевич сказал, что его звери из басен говорят за него. Наверное, поэтому на пьедестале очень скромно написано: «Крылову 1855». И действительно, добавить нечего, остается лишь рассматривать памятник Крылову и вспоминать запомнившиеся строки из поучительных, не лишенных юмора, басен.
Источник