Должностная инструкция педагога-психолога ДОУ
Настоящая должностная инструкция разработана на основе единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010г. № 761 (ред. от 31.05.2011г.) и в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.
1.1. Педагог-психолог относится к категории специалистов.
1.2. На должность педагога-психолога назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы.
1.3. Педагог-психолог назначается и освобождается от должности заведующей ДОУ.
1.4. Педагог-психолог должен знать:
— приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
— законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
— Декларацию прав и свобод человека;
— Конвенцию о правах ребенка;
— нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости воспитанников и их социальной защиты; общую психологию;
— педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику;
— основы дефектологии, психотерапии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики; методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения;
— современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка;
— методы и приемы работы с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья;
— методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных;
— современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
— основы работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
— методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
— технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
— правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
— правила по охране труда и пожарной безопасности.
1.5. Педагог-психолог подчиняется по административной линии непосредственно заведующей ДОУ, а по профессиональной линии – руководителю научно-методического кабинета психологической службы Управления Образования района.
1.6. На время отсутствия педагога-психолога (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом заведующей ДОУ. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.
2. Должностные обязанности
2.1. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников в процессе воспитания и обучения в ДОУ;
2.2. Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка;
2.3. Способствует гармонизации социальной сферы образовательного учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации;
2.4. Определяет факторы, препятствующие развитию личности, воспитанников и принимает меры по оказанию им различных видов психологической помощи (психокоррекционного, реабилитационного, консультативного);
2.5. Оказывает консультативную помощь воспитанникам, их родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем;
2.6. Проводит психологическую диагностику, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит диагностическую, психокоррекционную реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии, а также современных информационных технологий;
2.7. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, а также родителей (лиц, их замещающих) в проблемах личностного и социального развития воспитанников;
2.8. Ведет документацию по установленной форме, используя ее по назначению;
2.9. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей воспитанников, в обеспечении уровня подготовки воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям. Способствует развитию у воспитанников готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения;
2.10.Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных воспитанников, содействует их развитию и организации развивающей среды;
2.11. Определяет у воспитанников степень нарушений (умственных, физиологических, эмоциональных) в развитии, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию;
2.12. Участвует в формировании психологической культуры воспитанников, педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуры полового воспитания ;
2.13. Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития воспитанников, практического применения психологии для решения педагогических задач, повышения социально-психологической компетентности воспитанников, педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих);
2.14.Анализирует достижение и подтверждение воспитанниками уровней развития и образования (образовательных цензов). Оценивает эффективность образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива, учитывая развитие личности воспитанников, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности;
2.15. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим);
2.16. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Педагог-психолог имеет право:
3.1. Участвовать в управлении ДОУ в порядке, определяемом Уставом ДОУ;
3.2. На защиту профессиональной чести и достоинства;
3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства ДОУ предложения по улучшению деятельности учреждения, и совершенствованию методов работы, замечания по деятельности работников учреждения, предлагать варианты устранения имеющиеся в деятельности ДОУ недостатков;
3.4. Защищать свои интересы самостоятельно и /или через представителя, в том, числе адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом-психологом норм профессиональной этики;
3.5. На конфеденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;
3.6. Свободно выбирать и использовать методы и методики психолого-педагогической работы;
3.7. Требовать от администрации создания условий, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей;
3.9. Аттестовываться на добровольной основе на соответствующую категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации.
Педагог-психолог несет отвественность:
4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации;
4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
4.3. Несет персональную профессиональную ответственность за правильность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических, развивающих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций;
4.4. За причинение материального ущерба – в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
С должностной инструкцией ознакомлен (а): _________ _________________
( подпись) (расшифровка подписи)
1 экземпляр должностной инструкции _________ _________________
на руки получил (а): ( подпись) (расшифровка подписи)
«____» _____________ 201 ___г.
Источник