2.11.5. Охрана и защита лесов
Охрана и защита лесов представляет собой комплекс организационных, правовых, инженерно-технических и иных мер, обеспечивающих рациональное использование лесного фонда, его сохранение от уничтожения, пожаров, повреждения, загрязнения и других вредных воздействий, а также воспроизводство лесных экосистем, повышение экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворение потребностей общества в лесных ресурсах.
Важнейшим направлением лесозащиты является применение интегрированных систем защиты от вредителей и болезней. Они подразделяются на лесохозяйственные мероприятия (носят в основном профилактический характер и предупреждают распространение вредных насекомых и болезней, повышают биологическую устойчивость растений), биологические методы (включают использование хищников и паразитических насекомых, насекомоядных птиц и зверей, а также патогенных бактерий и вирусов. Для борьбы с насекомыми, вредителями эффективно использовать некоторые виды лесных муравьев), химический метод (основан на применении ряда ядовитых веществ).
С целью сохранения биологического разнообразия, включающего совокупность форм жизни, сочетание биотических сообществ в надземных, почвенных, водных и других средах обитания, создаются особо охраняемые природные территории. Они представляют собой участки земли и части водного пространства, в том числе природные комплексы, имеющие особое экологическое, научное, культурное, эстетическое, историческое значение. К таковым относятся государственные заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы, а также животные и растения — представители видов, занесенных в Красную книгу.
Заповедники являются исключительно природоохранными, научно-исследовательскими учреждениями государственного значения, в задачи которых входит: сохранение в натуральном состоянии природного комплекса, входящего в.
Национальные парки — это комплексные природоохраннохозяйственные и научно-исследовательские учреждения, за-
дачами которых являются: сохранение эталонных и уникальных природных комплексов и объектов природы; организация экологического просвещения и воспитания населения; проведение научно-исследовательских работ и др.
Заказники определяются как территории, выделяемые с целью сохранения и восстановления одного или нескольких видов природных ресурсов и поддержания общего экологического баланса.
В зависимости от предназначения заказники подразделяются: на ландшафтные, для сохранения и восстановления особо ценных природных ландшафтов и комплексов; биологические (ботанические, зоологические); палеонтологические (для сохранения отдельных ископаемых объектов и их комплексов); гидролитические (болотные, озерные, лесные).
В состав других особо охраняемых объектов входят памятники садово-паркового искусства, ботанические реликвии, геологические памятники природы, ценные насаждения, редкие и вековые деревья.
Источник
4. Охрана и защита лесов
На эффективность государственного управления лесами и лесного хозяйства существенное влияние оказывают риски, связанные с повреждением лесов и потерями лесных ресурсов от пожаров, вредных организмов и других неблагоприятных факторов. По многолетним наблюдениям, около 60 процентов площади погибших лесов связано с воздействием лесных пожаров, 25 процентов — с погодными явлениями и 15 процентов — с вредителями и болезнями леса. Причиной свыше 70 процентов лесных пожаров является антропогенный фактор, а совокупный ущерб от воздействия всех неблагоприятных факторов на леса значительно превышает величину общих расходов на их охрану, защиту и воспроизводство. Наиболее проблемными в отношении горимости лесов на протяжении многих лет остаются Иркутская и Амурская области, Приморский край, Ямало-Ненецкий автономный округ, Хабаровский, Забайкальский и Красноярский края, Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия) и Республика Тыва.
До настоящего времени в большинстве субъектов Российской Федерации отсутствует комплексное противопожарное обустройство территорий, обустройство земель различных категорий производится по нормативам, которые не согласуются между собой.
В целях повышения эффективности раннего обнаружения лесных пожаров требует дальнейшего развития федеральная государственная информационная система «Информационная система дистанционного мониторинга Федерального агентства лесного хозяйства» на основе возможностей космической группировки спутников отечественного производства, обеспечивающих получение оперативной и актуальной информации о лесных пожарах.
Финансирование охраны лесов от пожаров за счет средств федерального бюджета в последние годы составляет в среднем 4,6 млрд. рублей, что примерно в 2 раза меньше необходимого. Уменьшилось количество летных часов и, как следствие, сократилась кратность авиапатрулирования лесов. При существующем уровне финансового обеспечения доведение кратности авиапатрулирования до нормативной невозможно без перехода на эксплуатацию современных воздушных судов с низкой стоимостью летного часа. На эффективности обнаружения и тушения лесных пожаров отрицательно сказывается снижение с 2006 года численности работников парашютно-десантной пожарной службы учреждений по авиационной охране лесов и числа воздушных судов. Удорожание стоимости работ по тушению лесных пожаров во многом обусловливается возрастающими тарифами компаний, оказывающих авиационные услуги.
Законодательную базу охраны лесов от пожаров усилило введение в Лесной кодекс Российской Федерации норм, регулирующих предупреждение, мониторинг и планирование тушения лесных пожаров, порядок осуществления мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий в лесах, связанных с лесными пожарами, возможность тушения лесных пожаров специализированными государственными бюджетными и автономными учреждениями.
В нормы Лесного кодекса Российской Федерации введены положения о зонировании земель лесного фонда по признаку их доступности для тушения лесных пожаров.
Вместе с тем требуют дальнейшего совершенствования нормативные правовые акты, направленные на повышение ответственности граждан и юридических лиц за обеспечение соблюдения правил пожарной безопасности в лесах и на прилегающих к ним территориях. Должны быть пересмотрены механизмы, обеспечивающие повышение уровня реализации сводного плана тушения лесных пожаров в субъектах Российской Федерации в части повышения ответственности за неготовность субъекта Российской Федерации к пожароопасному сезону и непредставление сил и средств пожаротушения, предусмотренных в сводных планах. Необходимо уточнение полномочий органов местного самоуправления по охране лесов на территории муниципальных образований.
Ежегодно из-за несвоевременного и недостаточного привлечения сил и средств пожаротушения, рассчитанных на малую и среднюю горимость, в ряде особо горимых многолесных местностях субъектов Российской Федерации возникают чрезвычайные ситуации в лесах. В целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций в лесах в субъектах Российской Федерации при условиях высокой и чрезвычайной горимости необходимо совместное осуществление полномочий, а также осуществление на федеральном уровне полномочий, направленных на предупреждение чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров на землях лесного фонда в условиях высокой и чрезвычайной пожарной опасности в зависимости от условий погоды. В дальнейшем сохранятся риски увеличения площадей очагов вредителей и болезней в лесах, а также гибели лесов от вредных организмов.
Внесение изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования защиты лесов от вредных организмов повысило качество и оперативность принимаемых решений в сфере защиты лесов. Вместе с тем сохраняется тенденция к снижению объемов мероприятий по локализации и ликвидации очагов вредных организмов в лесах на территориях субъектов Российской Федерации. Остается недостаточным перечень средств защиты лесов от вредных организмов, особенно в части экологически безопасных и эффективных биологических препаратов. В целях предупреждения катастрофических повреждений лесов на значительных площадях должны быть созданы технологии прогнозирования распространения и динамики очагов наиболее опасных вредных организмов, в том числе и инвазивных видов.
Ежегодно государственный лесопатологический мониторинг проводится на территории земель лесного фонда на площади около 100 млн. гектаров, в том числе дистанционным методом на площади 150 тыс. гектаров. По результатам такого мониторинга планируются санитарно-оздоровительные мероприятия и мероприятия по уничтожению или подавлению численности вредных организмов. Назначение указанных мероприятий осуществляется по результатам лесопатологических обследований.
Дальнейшее развитие системы лесопатологического мониторинга представляется целесообразным с учетом интеграции современных систем мониторинга, включая сочетание наземных и дистанционных методов, и прогноза численности наиболее хозяйственно значимых видов вредных организмов.
Источник
Охрана лесов
комплекс мероприятий, направленных на охрану лесов от пожаров, незаконных рубок, нарушений установленного порядка лесопользования и других неблагоприятных природных и антропогенных факторов, причиняющих вред лесам.
Научные статьи на тему «Охрана лесов»
Российская экология
В 30-40 годах 20 столетия начинается развитие индустриализации и вопросы охраны окружающей среды выходят.
, но сегодня вырубка лесов идет очень большими масштабами.
Вырубленные леса экспортируют в соседние страны.
меньше кислорода, леса останавливают оползни и наводнения.
Частично проблему вырубки лесов можно решить путем высадки новых деревьев.
Эффективность пожарной охраны лесов
By the legislation is stipulated, that government of Russian Federation, the bodies of the executive authority provide through bodies of management of a wood facilities realization of measures on protection of woods. The protection of woods from fires includes a complex of organizational, technical, legal and other measures. The basic task of maintenance of protection of woods from fires is the performance of system of fire-prevention measures.
Лесное право России
Его положения гласят о том, что применение, охрана и защита, а также воспроизводство лесов осуществляется.
Охрана, защита и воспроизводство лесов Лесное право России закрепляет общие положения по охране, защите.
Замечание 3 Охрана и защита лесов ориентированы на выявление отрицательных факторов, оказывающих.
Охрана лесов ориентирована, прежде всего, на контроль над соблюдением положений по охране окружающей.
лесов с целью охраны лесов от влияния негативных факторов, существует возможность расторжения договора
Экологические проблемы охраны лесов
Приведены основные направления многолетних исследований Всероссийского научно-исследовательского института лесоводства и механизации лесного хозяйства в области экологии леса. Показана индикаторная роль лесов в проблеме охраны чистоты атмосферного воздуха и актуализации нормативов качества окружающей среды, которые учитывают состояние и особенности территорий хозяйствующих субъектов.
Источник