Колористика в дизайне сада

Зачем дизайнеру цветовой круг?
Простые основы цветоведения в ландшафтном дизайне

Давайте подумаем, что человеческий глаз воспринимает первым — форму или цвет? А что из этого важнее? Правильное использование цвета в композиции невозможно без знания основ цветоведения, и сегодня мы вам об этом расскажем.

Сейчас перед вами стандартный инструмент художника и дизайнера — цветовой круг. Слева — холодные цвета, справа — теплые.

Холодные цвета зрительно отдаляют предметы от наблюдателя, теплые — наоборот, приближают. Поэтому теплые оттенки у нас должны находиться на переднем плане, холодные — на заднем. Понятна такая логика?

Посмотрите: оранжевый на синем смотрится эффектно. Поставим наоборот — и гармония нарушается. Получается «дырка».

Небольшой красный островок на синем фоне воспринимается, как удачное сочетание. Но если его увеличить, то такое сочетание уже будет действовать на наше восприятие раздражающе. Обратите внимание, что мы учитываем и оттенок, и размер цветовых пятен!

Как использовать знания о ЦВЕТЕ в дизайне сада?
Теплые цвета вперед, холодные — назад.

Например, голубой (холодный) воспринимается глазом дальше, чем он есть. Значит и в композиции мы будем его сажать дальше (назад). Чтобы не было конфликта восприятия.

Возьмем оранжевый. Тёплый. Визуально всегда кажется, что он находится в пространстве ближе, чем есть на самом деле. Зная об этом, мы посадим его вперёд.

Тогда композиция будет визуально казаться гармоничной.
То, что далеко — сзади. То, что близко — спереди.

Разбавленный белым, становится светлее. Черным — темнее. Чем светлее цвет — тем он легче.

Мы привыкли, что темное — внизу (почва, вода), светлое — вверху (небо, солнце, облака).

Как применить знания о ТОНЕ дизайне сада?
Следуем законам природы! Чтобы композиция воспринималась гармонично — на переднем плане размещайте растения темные (кажутся ближе), на заднем — светлые (кажутся дальше).

Это не строгое правило, но нарушая его — вы обязательно столкнетесь с ощущением «неустойчивости»

Есть дружественные и враждебные цвета, это все — правда.

Итак:
Существует три типа цветовых сочетаний:
— одноцветная гармония (это монохромное сочетание, когда мы используем один цвет);
— гармония родственных цветов — когда мы используем соседние оттенки;
— полярная гармония из двух, трех или четырех цветов.

Начнем с самой простой цветовой схемы — монохромной. Здесь мы используем более светлые оттенки и более темные тона одного цвета.

Что такое белый? Это чистота, ясность, невинность. Белый сад — это классика. Если у вас есть какие-то темные углы в саду — белый цветник незаменим. Еще одно важное преимущество белых растений — это то, как хорошо они видны в сумерках. Вы замечали? Поставьте себе на заметку — в те места, где не хватает освещения, посадить светлые растения.

Синий цвет уместен в зоне отдыха, он снижает напряжение и замедляет пульс. Холодный оттенок синего сам по себе визуально расширяет пространство. Если сад скромных размеров — это удачное решение. Этот прием создает ощущение «вечного движения», особенно при прогулке вдоль длинных бордюров.

Читайте также:  Специализированные сады приморского района

Очень активный и бодрящий цвет. Помещаем его в зону активного отдыха, там, где нужно много энергии. Красный цветник — вообще один из самых сложных в исполнении. Во-первых, легко промахнуться с нужным оттенком. Во-вторых, красный цветник часто выходит довольно мрачным, особенно если использовать бордоволистные растения в качестве дополнения. Поэтому будьте осторожны!

ЖЕЛТЫЙ, ОРАНЖЕВЫЙ

Желтый и оранжевый цвета лучше всего смотрятся на солнечном месте. В саду желтые цветы кажутся больше и ближе, чем есть на самом деле. Еще хорошо разбавить монохромную композицию небольшим количеством кремового или белого цвета с желтым отливом.

ВТОРАЯ ГРУППА — ГАРМОНИЯ РОДСТВЕННЫХ ЦВЕТОВ.
АНАЛОГИЧНОЕ цветовое сочетание

Здесь мы используем цвета, расположенные на цветовом круге рядом друг с другом. Посмотрите: на круге всего 4 группы: желто-красная, сине-красная, желто-зеленая и сине-зеленая. Цвета из одной группы называются гармоничными — самый беспроигрышный вариант.

Но и здесь есть нюанс! Помните правило «в композиции должен быть главный герой»? Здесь это — особенно важно. Из нескольких цветов один мы обязательно выбираем главным, он становится лидером, доминантой. Значит, все остальные цвета в нашей композиции должны быть либо темнее, либо светлее. Одинаковые по насыщенности цвета всегда будут друг с другом соперничать. Понимаете этот принцип?

ПОЛЯРНАЯ ГАРМОНИЯ

Снова возвращаемся к нашему кругу и прокладываем прямую через центр — получаем два гармоничных контрастных цвета. Опять же — в такой композиции кто-то будет главным, а кто-то второстепенным. Главный цвет должен быть более насыщенным.

Гармония трех цветов

На нашем круге такое сочетание выглядит, как равносторонний треугольник. Профессионализм дизайнера здесь даже не столько в том, чтобы попасть в правильные цвета, сколько в том, чтобы правильно выбрать оттенки. На этих комбинациях строится композиция.

Конечно, триада может строиться и по принципу равнобедренного треугольника, где один цвет как обычно у нас основной и два — вспомогательные.

Ну и, конечно, самое сложное сочетание:

4 цвета — Как построить их на круге? Проводим вспомогательную линию через центр и получаем прямоугольник. Здесь довольно частая проблема — избыточная цветовая напряженность. Одно дело — пройти мимо яркого пятна в парке, и совсем другое — наблюдать его изо дня в день на собственном участке.

Источник

Создание гармоничного цветника: учимся сочетать цвета

Рано или поздно мы понимаем: собрать в саду красивые растения — это полдела, из них нужно сложить живописные картины. Ведь даже самый изысканный цветок на том или ином «полотне» может оказаться не к месту, если он разрушает колористическую гармонию. А значит, пришла пора учить азбуку красок, чтобы преобразовать дачные владения.

Азбука красок поможет преобразовать дачные владения

Азбука красок поможет преобразовать дачные владения

Каким он будет, ваш обновленный сад? С выписанными деталями многоцветных клумб или сдержанно-однотонный, словно наложенный на полотно крупными мазками? Цвет — пожалуй, самый спорный и сложный элемент ландшафтной композиции, ведь несовершенная по форме крона дерева или скучная линия дорожки не так явно бросаются в глаза.

Цветовые решения умиротворяют и успокаивают, радуют и восхищают, вызывают скуку или раздражение, в зависимости от того, нравится или не нравится нам полученный результат. Поэтому к выбору цветовой палитры сада и сочетаемости красок надо подходить серьезно. А мы обычно относимся к решению этой задачи легкомысленно, ориентируясь исключительно на свой вкус и ни с кем не советуясь, хотя с вопросами, отчего не цветут розы или как устроить дренаж, не считаем зазорным проконсультироваться с профессионалами. А в результате… Голубую рапсодию незабудок могут невзначай взорвать кумачовые тюльпаны, а кирпично-рыжие бархатцы попытаются внедриться на клумбу с розовыми и малиновыми в белую полоску петуниями.

Читайте также:  Дизайн сада с папоротниками

Как понять, что сочетание красок небезупречно?

На бытовом уровне это несложно, доверяйте своим ощущениям: если вам кажется, что красный тюльпан попал к незабудкам случайно — значит, с гармонией в этой композиции что-то не так. Но попробуйте добавить к смелому сочетанию фон из пузыреплодника с золотисто-зеленой листвой, белые поэтические нарциссы с красным ободком по коронке — и непростой для восприятия красно-голубой контраст перестанет резать глаз (подробнее о поэтических и других нарциссах вы можете прочитать в статье Самые популярные сорта жонкиллиевых, тацетовых, поэтических, дикорастущих, кантабрийских нарциссов).

Для художника нет плохих цветов. Используя все богатство природной палитры, на «холсте» цветника можно примирить самые яркие, вызывающие краски. Вопрос в чувстве меры и степени сложности. Одни цвета идеально сочетаются парами, другие обретают гармонию в тройственных и более сложных союзах.

Одни цвета идеально сочетаются парами, другие обретают гармонию в тройственных и более сложных союзах

Одни цвета идеально сочетаются парами, другие обретают гармонию в тройственных и более сложных союзах

Подбираем растения по цвету

Садовая колористика — искусство, в основе которого лежат закономерности восприятия цвета. Колористические схемы, то есть схемы ландшафтных композиций, основанные на подборе растений по окраске цветков и листьев, могут быть как контрастные, так и однотонные, завораживающие богатством нюансов, а также теплые и холодные, простые и сложные, яркие и приглушенные, из плотных, насыщенных цветов и нежные, разбеленные, в пастельных тонах.

Если вы как раз ищете интересные варианты для ярких цветников, на нашем маркете можно сравнить предложения разных интернет-магазинов и выбрать многолетние растения любых оттенков.

В рамках любой принятой схемы случаются как удачные, так и неудачные решения. Более того, с приобретением опыта глаз художника, который живет в душе каждого садовода, год от года становится все более зорким и требовательным. И в том, что раньше казалось допустимым, со временем начинаешь видеть изъяны. Постепенно приходит и понимание того, что учитывать следует сочетаемость растений по тону не только цветков, но и листвы, которая в одних случаях «убивает» распустившийся рядом прелестный цветок, а в других — преподносит его в самом выигрышном свете.

Монохром или многоцветье?

Во многом выбор цвета — это действительно дело вкуса. А на него накладывают свой отпечаток темперамент, возраст, воспоминания детства, семейные и культурные традиции, национальный колорит, мода. У многих из нас есть собственные горячие пристрастия, в том числе любимый цвет, который и хочется видеть в любых сочетаниях в интерьере дома, в одежде и в саду.

Слева: петуния черного цвета невероятно эффектна в сочетании с более яркими коллегами по цветнику. Справа: утомившись от созерцания одних холодных белых цветов, вдруг хочется окружить себя согревающими и бодрящими оттенками теплой гаммы

Слева: петуния черного цвета невероятно эффектна в сочетании с более яркими «коллегами» по цветнику. Справа: утомившись от созерцания одних холодных белых цветов, вдруг хочется окружить себя согревающими и бодрящими оттенками теплой гаммы

Читайте также:  Пюре яблочное сады придонья калорийность

Так рождаются монохромные (одноцветные) ландшафтные композиции. Белый сад, розовый, голубой, желто-оранжевый и даже шоколадный и черный — выбирайте, что вам по душе!

Вкусы меняются и, утомившись от созерцания одних холодных белых цветов, вдруг хочется окружить себя согревающими и бодрящими оттенками теплой гаммы, а то и смешать все краски из цветочных тюбиков и густо рассыпать по всему саду. Такой подход типичен для садов сельского типа в разнообразных этнических вариантах — русская дача, французский Прованс, кантри.

Где-то посередине — вариант, который подойдет любителям как однотонности, так и многоцветья: разбейте пространство дачных угодий на сегменты и распределите любимые цвета так, чтобы на каждом из участков получился свой монохромный сад. Монохромная композиция великолепно подчеркнет лаконичность и выразительность форм садовых МАФов.

Монохромная композиция великолепно подчеркнет лаконичность и выразительность форм садовых МАФов

Монохромная композиция великолепно подчеркнет лаконичность и выразительность форм садовых МАФов

Такой подход позволяет легче добиться гармонии по цвету в своем «окружении», поскольку поиск гармонии ведется между целыми группами растений, а не между отдельными куртинами и кустами. Сразу решите, какие цветовые сочетания для вас наиболее гармоничны по контрасту, и выстраивайте посадки в соответствии с принятой схемой. Скажем, голубой сад будет граничить с белым, белый — с желтым, желтый — с красным или фиолетовым. В пределах каждого монохромного мини-сада гармония рождается из более «тонкой материи» — нюансов, то есть оттенков основного цвета, различающихся по насыщенности и чистоте красок.

Чтобы разбавить и оживить однообразный зеленый цвет, добавьте в композицию контрастный желтый

Чтобы разбавить и оживить однообразный зеленый цвет, добавьте в композицию контрастный желтый

Но не стоит слишком буквально понимать термин «монохромный». Так, в границах голубого сада возможна целая гамма близкородственных тонов — от синих до фиолетовых, темных и светлых, причем не только в цветках, но и в листве, например, серебристо-голубой и синевато-зеленой. А желтый сад может включать также оранжевые и лимонные тона.

Для тонких ценителей стиля открываются богатые возможности подчеркнуть тоном монохромной ландшафтной композиции те или иные элементы архитектуры, скажем, цвет фасада или крыши дома, белые наличники, мощение и разнообразные МАФы. Эти элементы остаются неизменными, в отличие от цветущих растений. Поэтому, если вы определили для себя, что цвет голубой беседки станет ярче и наряднее, если на ее фоне цветет, к примеру, оптимистичная рыжая настурция, то отчего бы не придерживаться выбранного цветового контраста с весны до осени?

Весной оранжевый парад откроют огоньки садового гравилата, а осенью закроют сезон оранжевые монтбреция, георгины, рудбекия.

Гравилат открывает сезон весной. Поселите рядом соседей правильных оттенков - и такой уголок сада все лето будет ласкать глаз

Гравилат «открывает сезон» весной. Поселите рядом соседей правильных оттенков — и такой уголок сада все лето будет ласкать глаз

В партнеры оранжевому лилейнику подбирайте растения фиолетового, ярко-желтого, бежевого, коричневого, цветов

В партнеры оранжевому лилейнику подбирайте растения фиолетового, ярко-желтого, бежевого, коричневого цветов

По мнению специалистов, в детстве нам нравятся «открытые» чистые яркие цвета и простые контрасты, а с возрастом мы начинаем ценить более сложные, смешанные краски и цветовые нюансы. Цвета химических маркеров быстро утомляют, но они же, разбавленные белилами или затемненные серой или черной краской, неожиданно кажутся естественнее и приятнее.

Текст: И. Волковская.
Фото: Fotodom.ru, Russian Look.

Источник

Оцените статью