Коллективное рисование в саду

Методика организации коллективных видов деятельности по ИЗО с дошкольниками
материал по теме

позволяют дошкольникам общаться, обсуждать интересные варианты, замыслы, принимать наилучшие решения.

В коллективно-художественной деятельности можно отметить два очень ценных момента.

1.Когда дети работают коллективно, то результат совместной работы действует на каждого члена детского коллектива.

В них вселяется радость, чувство уважения к себе.

В рисовании например, детям очень нравиться выполнять всем вместе живописные подмалевки, им это интересно, т.к они действуют сообща, насыщая всю поверхность листа несложными изобразительными элементами. Пример тема «Осень» Дети получают большое удовольствие рисуя широкими кистями пятна осенних листьев ,причем разной краской. Общие работы всегда богаче по содержанию и производят на детей более яркие впечатления, чем индивидуально выполненная работа

2.В процессе коллективной деятельности формируются первичные навыки социализации столь важные для полноценного становления личности ребенка.

В старших группах используются разные виды коллективной

1 .Совместно- индивидуальная , когда выполненные в индивидуальном режиме детские работы оформляются в цельное панно «Птица –Осень»,» Дворец для деда Мороза»

Выполняя свою часть работы, ребенок знает ,если он выполнит работу аккуратно, тем лучше будет работа коллектива

2. Совместно-взаимодействующая , работа выполняется всеми участниками одновременно, согласование их действий осуществляется на всех этапах. ( «Краски Зимы», « Красавица Весна»)

3. Совместно –последовательная , когда композиция от занятия к занятию постепенно наращивается новыми деталями.

(« Широкая Масленица «, « По тропинке идет золотое Лето»)

Для проведения этих занятий требуется определенная подготовка

  1. Подготовительный этап , который позволит углубить собственные знания по теме будущей работы, позволит сформировать яркие образы, порождающие желание воплощать их в коллективной работе
  2. Основной этап- этап выполнения работы, он включает в себя планирование, выполнение и оценка коллективной работы

Его цель- не только предоставить детям возможность воплотить в композицию образы окружающего мира ,но и создать в ходе коллективного творчества условия для творческого взаимодействия детей и сформировать у детей умения творчески работать в коллективе

завершенной работой. Выполненные работы вывешиваем в уголке «Наше творчество» или украшаем зал к празднику

Формы коллективной деятельности (М.Н. Турро ) 1. Фронтальная — коллективная работа представляет собой соединение индивидуальных рисунков детей, сделанных с учётом поставленной задачи или с учётом замысла общей композиции. 2. Комплексная форма – выполнение коллективной работы на одной плоскости, когда дети делают свою часть задания, имея представление об общем результате и согласовывают действия с другими детьми

3. Коллективно-производственная (индивидуально- производственная) – строится по действию конвейера, когда каждый ребенок выполняет одну определённую операцию.

Читайте также:  Нереида скульптура летнего сада

Источник

Коллективное творчество в изобразительной деятельности дошкольников
статья по рисованию

Особое удовлетворение детям доставляет общий результат, который в этом случае всегда богаче по содержанию, производит на них наиболее яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа, они понимают, что вместе могут получить более значительное изображение, чем каждый в отдельности.

Коллективные работы вызывают у ребят восхищение, поистине, как в стихотворении В. Маяковского: «Чего один не сделает, сделаем вместе».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Коллективное творчество в изобразительной деятельности дошкольников

Коллективная изобразительная деятельность – эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач.

Особое удовлетворение детям доставляет общий результат, который в этом случае всегда богаче по содержанию, производит на них наиболее яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа, они понимают, что вместе могут получить более значительное изображение, чем каждый в отдельности.

Коллективные работы вызывают у ребят восхищение, поистине, как в стихотворении В. Маяковского: «Чего один не сделает, сделаем вместе».

В коллективной изобразительной деятельности дети самостоятельно распределяют обязанности, осуществляют коллективный контроль и самоконтроль, стремятся к согласованным действиям, у них появляется дополнительная энергия, они легче преодолевают трудности и решают сложные творческие задачи, рождается коллективная инициатива и соревнование.

Вместе с тем при всем важном значении использования коллективных форм работы в их применении необходимо соблюдение педагогической меры. Если коллективное рисование организуется слишком часто, оно теряет для детей элемент новизны и привлекательности, к тому же затрудняется процесс усвоения дошкольниками новых знаний и умений.

При характеристике коллективной деятельности мне хотелось бы обратить внимание на ее воспитательную ценность: работы, выполненные коллективно, мы используем для оформления группы, применяем в качестве декорации для игр-драматизаций по художественным произведениям, порой служат украшением зала к праздникам, досугам или развлечениям. В этом случае художественное творчество приобретает общественно полезную направленность, которая оказывает положительное влияние на нравственный облик ребенка. Различные попытки возможных объединений детей в группы вызваны стремлением преодолеть несоответствие между фронтальной работой воспитателя с коллективом и осуществлением индивидуального подхода к каждому ребенку.

Коллективная работа в детском саду – является своеобразным итогом обучения детей определенным изобразительным навыкам.

В процессе проведения коллективной работы педагоги решают большое количество задач нравственного воспитания.

Создание коллективных изображений мы организуем в разных возрастных группах. Можно выделить несколько форм : первая – наиболее простая, когда ребенок выполняет своё изображение, а затем всё созданное детьми, объединяется в общую композицию. Например, каждый рисует, вырезает и склеивает какой-то объект и из этих изображений составляется картина: «Птицы на ветке», «Цыплята гуляют по травке», «Улица города» и т. д; или каждый ребёнок рисует осенние деревья и составляют общую композицию: «Осенний лес» и др. Такие общие картины производят на детей яркое впечатление, буквально завораживают детей, вызывают желание заниматься.

Читайте также:  Название клумбы в саду

Вторая форма- воспитанники объединены в несколько подгрупп, каждая из которых готовит свою часть общей композиции. Например, одна подгруппа составляет узор для середины ковра, другая – разрабатывает украшение поля, третья – готовит части узора для каймы, углов. В создании такой композиции могут принять участие дети разных групп.

Коллективные работы могут быть разными не только по форме организации работ, но и по видам, которые можно определить по тематическому критерию:

Изготовление художественных панно и макетов;

Выполнение подарочных плакатов;

Изготовление атрибутов к совместным играм;

Иллюстрирование сказок и рассказов;

Художественное оформление выставок;

Изготовление костюмов, театральных декораций.

Организация коллективной работы осуществляется в 3 этапа:

Задачи: углубление знаний по теме будущей работы, формирование ярких художественных образов.

Основной — выполнение работы.

Задачи: представить детям возможность воплотить в композиции образы окружающей действительности, создание условий для творческого взаимодействия детей.

Заключительный. Это период взаимодействия детей уже с завершённой работой.

Сложность содержания и отдельных изображений будет увеличиваться с возрастом детей. Коллективная работа может проводиться, как в непосредственной организованной образовательной деятельности с воспитателем, так и в утренние и вечерние часы.

Если в младших группах создание коллективной работы, прежде всего, дает возможность малышу увидеть, как его личное творчество дополняет творчество других детей, превращаясь в цельный красочный образ, то в более старших группах при выполнении коллективной работы дети учатся договариваться между собой о совместной работе и её содержании. Вместе выполнять одно дело, уступать и помогать друг другу, планировать работу, радоваться успехам товарищей.

Любая коллективная работа должно иметь целевое назначение. Воспитатель подводит детей к тому, чтобы вместе сделать картину, которую трудно было бы сделать одному. Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться с взрослым и друг с другом. Если на начальном этапе проведения таких работ, дети общаются в основном с воспитателем, то чуть позже начинается общение друг с другом. Постепенно, под руководством взрослого, дети планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, сопереживают. Задача воспитателя научить детей как договариваться, уступать друг другу, ценить помощь товарища.

(Опыт работы, как у нас)В младших группах дети выполняют задание каждый на своем листе, а в конце занятия все работы объединяются в одну – две общие композиции. С самого начала дети должны знать, что у них получиться общая композиция. Уже в младшей группе дети могут выполнять задание на одном листе, создавая два одинаковых по сложности изображения, далее группа может быть увеличена до трех – четырех и более детей.

Читайте также:  Ооо тамбовские сады тамбовский район

Со средней группы возможно выполнение задания на одном листе. Дети встают перед столами, на которых расположены длинные листы. Каждый определяет свое место – кладет ладошки на бумагу так, чтобы локти соседа не мешали. Затем все дети выполняют одинаковое задание, а потом дополняют рисунок деталями по желанию. Может быть и такой вариант: каждый ребенок выполняет изображение на листе такого же цвета, как общий фон композиции, после выполнения задания, маленькие листочки наклеиваются на общий лист, который объединяет все работы. Этот вариант может быть использован и в младших группах.

В старших группах можно после подготовки общего фона разделить лист на части и после выполнения задания соединить все части в том же порядке.

С детьми старшего дошкольного возраста в рисунке создаются коллективные работы по мотивам народного искусства. Организовать такую деятельность можно по-разному. Например, каждый ребенок рисует узор на полосе или квадрате. Когда составление узора закончится, все рисунки объединяют в общую декоративную композицию на заранее подготовленном большом листе бумаги. Узор в середине панно могут нарисовать дети, наиболее успешно овладевающие рисованием. Декоративная композиция может быть подготовлена в стиле какого-то вида народного искусства: городца, павловских платков, а в подготовительной группе такую композицию можно предложить детям выполнить в стиле жостовских подносов, хохломы и других росписей. Надо шире использовать в работе с детьми народное искусство той местности, в которой живут дети. Работу над декоративной композицией можно организовать по-другому. Вместе с детьми воспитатель на большом листе определяет композицию будущего узора: середины, каймы, углов. При этом надо активно привлекать детей к обдумыванию, обсуждению содержания изделия, предлагая им показать, где и как будет размещён узор, обсудить колорит и декоративные компоненты. Затем все вместе советуются, кто будет рисовать узор в центре, по углам, по краям. Композиция создается последовательно (по типу конвейера) : сначала рисуется узор в середине, затем по углам и кайме. Такой узор могут выполнить от 2 до 4 детей. Для этого лист удобнее разместить на столе, к которому можно подойти с разных сторон. Затем рисуется узор по углам, так же оформляется и кайма.

Коллективная работа может быть выполнена как на одном, так и на нескольких занятиях. При этом важно, чтобы каждое занятие имело вид завершенности определенного этапа. Коллективная изобразительная деятельность детей может быть органично связана со всеми сторонами жизни детей, и особенно с другими художественно-творческими деятельностями (с разными видами игр, музыкальной, художественной, коммуникативной).

Источник

Оцените статью