Когда нужен логопед сад

Когда и для чего ребенку нужен логопед

Ребенок не рождается с правильно поставленной речью — это постепенный и сложный процесс, проходящий через знакомство с миром звуков. Сегодня мы все чаще сталкиваемся с проблемой позднего развития или неправильного формирования речи.

К сожалению, многие родители думают, что показать ребенка логопеду необходимо только если есть проблемы с произношением звуков «Л» или «Р», а некоторые уверены, что стоит подождать до пяти лет и все наладится — ребенок сам «разговорится».

К сожалению, из-за таких неправильных установок теряется драгоценное время, и процесс коррекции речи у ребенка дается намного сложнее. В этой статье расскажем, когда нужно обращаться к логопеду и чем может помочь этот специалист вашему ребенку.

Признаки нормального развития речи у детей

  1. Первый этап активной речи у ребенка начинается с 1 года. Малыш уже произносит не просто звуки, но и отдельные слова, постепенно учится связывать их в простые предложения, набирает словарный запас. В полтора года дети обычно умеют составлять фразы из четырех слов.
  2. В два-три года дети уже активно общаются между собой, хотя их речь далека от идеала. На этом этапе нормально, если часть звуков не выговаривается или ребенок «проглатывает» слова. В таком возрасте ребенок уже может запоминать простые короткие стихи.
  3. С трех лет малыш учится произносить свистящие звуки. Если пока получается недостаточно чисто — это нормально.
  4. К четырем годам дети осваивают шипящие звуки. Ребенок уже свободно формулирует свои мысли, может вести полноценные диалоги, конечно, в рамках пока ограниченных знаний об окружающем мире.
  5. Пять-шесть лет — этап освоения сложных сонорных звуков, таких как «Р» и «Л». В этом возрасте в словарном запасе ребенка уже около 2 тысяч слов.
  6. В семь лет в норме ребенок выговаривает все звуки и произносит их правильно, имеет словарный запас более 3 тысяч слов, понимает, как и когда менять интонацию при разговоре, может пересказать сюжет по картинке.

В каких случаях нужен логопед

Логопед — специалист с высшим педагогическим дефектологическим образованием. Основная специализация логопеда — выявление и устранение дефектов речи, формирование правильного произношения звуков и слов, развитие памяти, внимания и мышления. Такой специалист нужен, если у ребенка есть картавость, заикание, гнусавость, шепелявость, нарушение навыков чтения (для школьников) или скорости произношения.

https://static.tildacdn.com/tild3664-6232-4664-b030-383565303230/photo.png

  • К трем годам преобладает общение только через плач и жестикуляцию, ребенок не может составить простое предложение, не использует уже знакомые ему слова, не понимает, когда обращаются к нему. Использует «свой особый» язык, при этом говорит много и активно, но простых и понятных слов почти не использует.
  • Четырехлетний ребенок имеет проблемы с воспроизведением звуков и/или заменяет одни звуки другими, речь нечеткая и смазанная, путает порядок слогов в словах.
  • К пяти-шести годам дошкольник неправильно строит предложение, не понимает, как употреблять предлоги или согласовывать окончания, неверно произносит отдельные звуки.
  • К восьми годам школьник не понимает суть прочитанного текста, при письме подменяет одни буквы другими, читает с замедленной скоростью.
Читайте также:  Снт мысы сад мысы

Также консультация логопеда требуется, если ребенок начал говорить с запинками, ему сложно выучить простое стихотворение, соответствующее его возрасту, он не может запомнить и пересказать короткий рассказ.

С какого возраста обращаться

Раньше специалисты считали, что заниматься с логопедом необходимо детям старшего дошкольного возраста. Сейчас подход другой — консультация логопеда важна в возрасте 2, 5-3 лет. Этот возрастной период оптимальный для проведения ранней диагностики и обнаружения возможных проблем в речевом развитии ребенка.

Профессиональная оценка того, соответствует ли развитие речи у ребенка возрастным нормам, поможет не допустить более серьезных речевых нарушений в будущем.

Какие речевые проблемы сможет решить логопед

Задача логопеда заключается не только в правильной постановке звуков, но и в развитии речевых навыков в целом.

Логопед поможет ребенку при наличии следующих нарушений:

  • недоразвитая речь (несоответствие возрастным нормам);
  • проблемы с письмом и чтением;
  • неправильное произношение слов или звуков;
  • потеря речевых навыков;
  • неправильное восприятие речи;
  • сложности с пересказом текста или составлением связного рассказа;
  • заикание;
  • картавость;
  • шепелявость;
  • гнусавость;
  • проблемы с речью из-за патологий органов речи, зрения, слуха.

Занятия с логопедом — как часто они нужны

В образовательном центре «Планета Детей» индивидуальные занятия с логопедом проходят два раза в неделю, продолжительность одного занятия — 35-45 минут. Также специалист дает небольшие домашние задания и рекомендации родителям, как нужно заниматься с ребенком дома.

Сроки коррекционного обучения также определяют индивидуально. Многое зависит от тяжести речевого нарушения и того, насколько ответственно выполняются все рекомендации логопеда. В этом вопросе важна вовлеченность родителей, так как достичь желаемых результатов можно только совместными усилиями. Одних занятий со специалистом без домашних занятий с родителями мало, чтобы быстро устранить нарушение речи.

Что предлагают на «Планете Детей»

  • Формат индивидуальных занятий — программа подбирается под конкретного ребенка, специалист учитывает существующие проблемы.
  • Педагог с опытом — наш логопед быстро находит подход с детьми разного возраста.
  • Занятия не больше 45 минут — детям сложно сохранять высокую концентрацию внимания более продолжительное время.
  • Занятия 2 раза в неделю — комфортный темп, чтобы добиться хороших результатов.

Источник

Когда следует идти к логопеду

«Речь формируется до 5 лет, а значит, раньше идти к логопеду не стоит». Из этой же серии утешительные советы бабушек, знакомых и соседок: «Мальчишки вообще позже начинают говорить», «Зато всё понимает, взгляд какой смышлёный» и пр. А потом пяти, а то и шестилетнего ребёнка с «кашей» во рту приводят к специалисту и просят подготовить к школе. И оказывается, что время упущено. Ведь на развитие речи могут повлиять и проблемы со слухом, зрением, щитовидной железной и даже нервной системой, а также многие психические заболевания.

Чем раньше выявится патология, тем меньше риск возникновения серьёзных логопедических проблем, поскольку сенситивный (чувствительный) период для развития речи – возраст именно до 5 лет.

Читайте также:  Интересные мелочи для сада

«Сейчас много хорошей методической литературы, все логопедические проблемы можно решить самостоятельно». И не только логопедические. Ещё, говорят, зубы можно самим удалять, коли приноровиться … А если серьёзно, то самодеятельность здесь – не лучший вариант. Родители – неспециалисты не могут быть твёрдо уверены, что их собственное звукопроизношение, их фонематический слух идеальны, что тот или иной звук должен произноситься именно так. Ребёнок будет усердно повторять и про Сашу на шоссе, и про траву на дворе, и долбить языком – «молоточком», находя то положение языка, при котором звук «похож» на правильный. Родители рады – сами справились! Отпрыск счастлив – наконец – то Саша ушла со своими сушками к другим незадачливым детям. Не рад лишь один логопед: он знает, что с этого «почти правильного» звука на окончательно правильный перейти будет в десять раз сложнее, чем до самодеятельных занятий.

Необходимо проконсультироваться со специалистом, чтобы он показал родителям нужный звук и объяснил, как его произносить. А уж повторять пройденное можно и самостоятельно – с книжками, Сашами и сушками.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, и педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи.

Уважаемые родители! Вы несете ответственность за судьбу своего ребенка. Еще раз напоминаем: не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту — помощь, оказанная своевременно, сэкономит ваши нервы и даже, может быть, сделает вашего ребенка более успешным и счастливым. Даже самые маленькие и незначительные недостатки в развитии речи малыша могут оказать свое «роковое» влияние на дальнейшую жизнь ребенка. Поэтому к логопедической проблеме ребенка, какова бы она ни была — неправильное произношение звуков, бедный словарный запас, отсутствие связной речи, заикание — стоит отнестись со всей серьезностью.

Желательно профилактический осмотр у логопеда проходить ежегодно, начиная с 1-2 лет. Дело в том, что речь, особенно в детском возрасте очень быстро развивается и видоизменяется, и на каждый возрастной период существуют определенные речевые нормы.

Теперь чуть поподробнее, когда стоит начинать беспокоиться.

Ø Если ребенок до 1 года наблюдался у невропатолога.

Ø Если ребенок в младенчестве не гулит и не лепечет (т.е. не издаёт забавных звуков типа «кхх», «акхх», «агы», «агу» и не повторяет сам за собой слоги «бу-бу-бу», «та-та-та», «ма-ма-ма»…), стоит обратиться к логопеду примерно в год.

Ø Если ребенок практически не имеет понятных слов, типа «мама», «баба», «би-би», «кошка», «пить», «иди», а говорит на «своём» языке, причем много и активно — идите к логопеду, не ждите даже 3-х лет.

Ø Если к двум годам у ребенка не появилась речь или словарь ребенка составляет не более 10 слов стоит обратиться логопеду, который умеет стимулировать появление речи у «неговорящих» детей.

Читайте также:  Роз тюльпан в одном саду

Ø Если в речи ребенка отсутствуют фразы, речь непонятная для окружающих.

Ø Если ребенок «всё понимает, а говорить не хочет», общается жестами и «мычанием» — не ждите пока «сам заговорит».

Ø Если до 3,5 лет ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения.

Ø Если в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения.

Ø Если Вы совсем не понимаете его речь (незначительное нарушение звукопроизношения допустимо).

Ø Если ребенок гнусавит, шепелявит, картавит, искажает звуки – обратитесь к логопеду в любом возрасте, не обращая внимания на возрастные нормативы появления звуков. Это всегда речевое нарушение, и самостоятельно оно не исправится.

Ø Если ребенок в возрасте 4,5 – 5 лет не произносит звуки ш, ж, щ, ч, с, з, ц, л, ль, й.

Ø Смягчает все звуки: «кися», «щапка», «тяйник», «лямпоська» . Это может быть не «баловство», а серьезное речевое нарушение.

Ø Не может запомнить четверостишье.

Ø Если малыш пропускает слоги, не произносит окончания слов, переставляет звуки. Если после ваших неоднократных исправлений речь не улучшается, логопеда посетить необходимо.

Ø Совсем не рассказывает собственных историй. При этом отсутствует связная речь.

Ø Особенно стоит обратить внимание, если ребенок начал повторять в словах начальные звуки, слоги или повторять несколько раз подряд одно слово. Это может быть признаком заикания.

Ø Все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с согласными звуками «р» и «л».

Ø Если ребенок плохо запоминает буквы и с трудом заучивает стихи.

Ø Не может составлять предложения из 4-7 слов. Допускает грубые ошибки при использовании падежных форм слова, союзов, предлогов.

Ø Ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке.

Ø Нарушает слоговую структуру слов (ско-ро-во-да, ба-ре-ли-на и.т.п.)

Ø Очень скудный словарный запас (в норме – около 2000 слов),

Ø Не умеет сравнивать самостоятельно предметы между собой и не называет несколько существенных признаков сходства и отличия предметов. Например, чем похожи и чем отличаются «яблоко» и «мяч».

Ø Не составляет самостоятельно связный рассказ не менее чем из 6-7 предложений (из личного опыта, из того, что слышал, что встретил на прогулке, на празднике…)

Ø Не умеет отвечать на вопросы по прочитанной сказке, рассказу, стихотворению

Ø Не может пересказать текст.

Ø Не отгадывает загадки, не понимает образные выражения.

Ø Не составляет предложения по одной картинке или рассказ по серии сюжетных картинок.

Пускать на самотек развитие детский речи нельзя. Родители должны приложить достаточно усилий, чтобы она развивалась без задержек. Взрослые просто обязаны вовремя заметить детские проблемы в этой области. Ведь от этого будут зависеть дальнейшие успехи малыша в усвоении предметов школьной программы и вся его дальнейшая жизнь. Надеяться на чудо и ждать, что детские нарушения речи пройдут сами по себе с возрастом, не стоит.

Учитель-логопед – Авдоченок Л.А.

Просмотров всего: , сегодня:

Источник

Оцените статью