- Конспект занятия для детей 6–7 лет «Дары природы (классификация растений: фрукты, овощи, ягоды)»
- Публикация «Конспект занятия для детей 6–7 лет „Дары природы (классификация растений: фрукты, овощи, ягоды)“» размещена в разделах
- 13. Классификация свежих фруктов и овощей. Значение их в питании человека. Характеристика основных видов. Условия хранения.
- Классификация плодов и овощей
Конспект занятия для детей 6–7 лет «Дары природы (классификация растений: фрукты, овощи, ягоды)»
Цель: формирование у детей знаний об овощах, фруктах, ягодах.
Публикация «Конспект занятия для детей 6–7 лет „Дары природы (классификация растений: фрукты, овощи, ягоды)“» размещена в разделах
• Образовательные: уточнить и закрепить представления детей о фруктах, овощах и ягодах; продолжать формировать у детей умение классифицировать растения : овощи, фрукты, ягоды.
• Воспитательные: воспитывать потребность к здоровому образу жизни; воспитывать интерес и любовь к природе.
• Развивающая: развивать связную речь детей; расширять словарный запас.
Словарная работа: заготовки, консервировать, урожай.
Планируемый результат: дети активны, отвечают на вопросы, ведут диалог с педагогом, выполняют работу.
Подготовительная работа: рисование, лепка фруктов, ягод, овощей; сюжетно-ролевая игра “Магазин”, беседа о строении растений.
Материалы и оборудование: презентация с картинками «На даче», картинки заготовок на зиму, презентация с картинками ответов для загадок.
1. Организационно – мотивационный этап
На экране появляется игрушка, которая произносит речь.
«Сейчас весна, так хорошо на улице. Все вокруг зеленое, все растет. И день уже такой длинный стал, не такой, как зимой; и я, и вы тоже за зиму выросли. Значит, мы все — растения».
Воспитатель : «Ты, наверное, что-то путаешь».
Игрушка : «А вот и нет. Растения — это то, что растет. Значит, и день, и я, и вы (и волосы на голове, и ногти на руках) — тоже растения, ведь мы все растем. Правда, ребята»? (Нет)
-А что еще отличает растение от животного? (оно имеет листья, стебель и корни)
В конце делается вывод: существенный признак для растения — не рост (увеличение в размере, а то, что оно растет в земле (т. е. постоянно находится в одном месте, не передвигается, имеет корни, стебель, листья; питается водой, «воздухом» и «землей»; появляется из семян.
Сегодня мы с вами поговорим о растениях, а именно об овощах, ягодах и фруктах.
2.1. Этап постановки проблемы Ознакомить детей с важностью овощей, фруктов и ягод. -Ребята, овощи, ягоды и фрукты — это основные источники витаминов и минеральных веществ.
-Поэтому ягоды, овощи и фрукты должны быть в рационе ребёнка регулярно, потому что в них содержатся витамины.
Включаю презентацию с картинками.
-Ребята, давайте представим, что мы с вами приехали на дачу. На даче у нас растем много всего : фрукты и овощи, и конечно вкусные ягоды.
-Для начала вспомним, что необходимо овощам и любым растениям для роста? Словесный метод.
2.2. Этап ознакомления с материалом Расширить знания об овощах, фруктах и ягодах.
-Ребята, давайте вспомним, как заготавливают овощи на зиму?
-Овощи можно сушить (лук, морковь, свекла, горох, фасоль).
Показываю картинки заготовок.
— консервировать, солить, мариновать (огурцы, помидоры, кабачки, патиссоны, капуста).
— делать икру (кабачки, баклажаны).
— даже варить варенье (кабачки).
-Ребята на даче растут не только овощи, но и фрукты. Как называется место, где выращивают фрукты?
— А какие фрукты вы знаете?
-Кроме овощей и фруктов на даче еще растут и ягоды. -Давайте вспомним, какие ягоды вы знаете, и где они растут.
-Расскажите, какие вкусные блюда можно приготовить из фруктов и ягод, чтобы мы могли не только летом, но и зимой полакомиться разными заготовками из фруктов и ягод. Словесный метод.
2.3. Этап актуализации С помощью игр развить у детей внимание, умение классифицировать растения : овощи, фрукты и ягоды.
-А теперь мы с вами немного развлечемся и поиграем в интересные игры.
Игра «Четвёртый лишний»
– Я буду называть ряд слов, а вы – выделять лишнее слово и объяснять, почему, по вашему мнению, оно лишнее:
яблоко, груша, помидор, персик;
яблоко, помидор, картофель, огурец;
огурец, капуста, арбуз, помидор;
клубника, малина, арбуз, капуста.
Игра «Доскажи словечко». Овощи.
Презентация с картинками ответов
1. На грядке привалился на бочок
Солидный, крутолобый (кабачок).
2. Хвост зелёный, красная головка,
Это остроносая (морковка).
3. От частой поливки едва не промокла
Мохнатая тёмно-лиловая (свекла).
4. Он красный, как глаз светофора,
Среди овощей нет сочней (помидор).
5. Любит расти на воле —
Не в саду, а в чистом поле —
Спрятал ядрышки в стручке,
Игра «Доскажи словечко». Фрукты и ягоды
Презентация с картинками ответов
Что за фрукт поспел в садочке? Кость внутри, в веснушках щечки. Прилетел к нему рой ос — Сладок мягкий… (абрикос)
Он большой, как мяч футбольный, Если спелый — все довольны. Так приятен он на вкус! Что это за мяч? (Арбуз)
Пригрев на солнышке бока, Висит на дереве пока, Душистым соком налилось, И видно семечки насквозь. (Яблоко)
Три сестрицы, весною рожденные, Очень схожи, покуда зеленые, Но рознятся, коль каждая спелая, Гляньте: красная, черная, белая. (Смородина)
Загляни под осень в сад — Колокольчики висят: Бронзовые, медные, Животу не вредные. (Груши)
Провести рефлексию и итог. -Ребята о чем мы сегодня беседовали?
— Почему ягоды, овощи и фрукты должны быть в рационе ребёнка регулярно?
-Что вам больше всего запомнилось?
-Молодцы ребята! Словесный метод. Прием: беседа. О дарах природы : фруктах, овощах и ягодах.
Потому что в них содержатся витамины.
Дети перечисляют игры. Дети делятся впечатлением по окончании деятельности
Дидактическая игра из фетра «Цветные баночки: овощи, фрукты, ягоды» С целью формирования у воспитанников дошкольного возраста представлений об отличительных признаках овощей и фруктов, умения классифицировать.
Дидактическая игра на классификацию «Фрукты. Овощи. Ягоды» Игры на классификацию можно начинать с самого младшего дошкольного возраста. Это умение разделять предметы на классы также будет необходимо.
Дидактическая игра с липучками своими руками «Овощи, фрукты и ягоды» Данная игра особенно актуальна в осенний период, когда проводятся итоги по теме сбора урожая: овощей, фруктов, ягод. Во время непрерывной.
Дидактические игры и пособия по теме «Ягоды и грибы, овощи и фрукты» Велика роль наглядности в формировании представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ. Великие педагоги своего времени внесли огромный.
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Вкусные дары щедрой осени. Овощи и фрукты» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. Объединение «АБВГДейка». Подготовка детей к школе. Тема: «Вкусные дары щедрой осени.
Мастер-класс по росписи камней «Фрукты, овощи и ягоды» Представляю вашему вниманию мастер-класс из природного материала «камешки». Летом часто бываю на даче в Подмосковье, природного материала.
Конспект НОД «Ягоды, овощи и фрукты — витаминные продукты» Цель: Способствовать формированию у учащихся представления о правильном питании и вызвать у детей желание заботиться о своем здоровье.
Сценарий сказки в стихах «Овощи, ягоды и фрукты — самые витаминные продукты» «Овощи, ягоды и фрукты — самые витаминные продукты» Развлечение о пользе правильного питания Авторская сказка в стихах: музыкальный руководитель.
Сценарий развлечения «Овощи, ягоды и фрукты самые витаминные продукты» Сценарий развлечения «Овощи,ягоды и фрукты—самые витаминные продукты». Ведущий: Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами на.
Источник
13. Классификация свежих фруктов и овощей. Значение их в питании человека. Характеристика основных видов. Условия хранения.
Овощи и плоды занимают особое место в питании человека. Ценность овощей и плодов состоит в том, что они являются источниками биологически активных веществ, возбуждают аппетит и влияют на секреторную функцию пищеварительных желез, стимулируют желчеобразование, повышают перистальтику кишечника, способствуя его опорожнению, поддерживают кислотно-основное равновесие в организме и жизнедеятельность полезной микрофлоры, подавляют интенсивность гнилостных процессов в кишечнике.
Овощи подразделяются на группы:
— капустные овощи (капуста белокочанная, цветная, брюссельская, кольраби и др.);
— корнеплоды (свекла, морковь, петрушка и пр.);
— салатные (шпинат, щавель, салат и пр.);
— томатные (томаты, баклажаны, перец и пр.);
— тыквенные (тыква, кабачки, огурцы, дыни, арбузы и пр.);
· пряные (укроп, хрен); бобовые (горох, фасоль и пр.);
· семечковые (яблоки, груши, рябина и пр.);
· косточковые (слива, персики, вишня и пр.);
· ягоды (малина, смородина, виноград и пр.);
· цитрусовые (апельсины, лимоны, хурма, инжир и пр.);
Витамины. Овощи и плоды являются источниками витаминовС, К, Р, каротина, группы “В”, фолиевой кислоты и др. Важнейшим витамином, содержащимся в овощах и плодах, является витамин С. Больше всего его содержится в шиповнике сухом —1200 мг и свежем — 470 мг, облепихе и смородине черной — 200 мг, зелени петрушки, перце сладком, укропе — 250—100 мг, капусте разных видов — 50—120 мг, цитрусовых — 40—60 мг, картофеле — 20 мг на 100 г продукта. Зеленые грецкие орехи служат источником аскорбиновой кислоты (до 1200 мг), но по мере созревания количество ее снижается.
Овощи, фрукты и ягоды, имеющие зеленую и оранжевую окраску, содержат значительные количества каротина: морковь — 9 мг, облепиха— 10 мг, томаты, абрикосы, укроп, салат и другие часто употребляемые продукты содержат 1 —1,75 мг на 100 г продукта. Овощи, особенно листовые, служат источником фолиевой кислоты. Картофель, бобовые, орехи, цветная капуста, грибы и другие овощи и плоды являются источником витаминов группы В.
Минеральные элементы. Овощи, фрукты и ягоды являются источником минеральных веществ щелочного характера, необходимых для поддержания кислотноосновного равновесия в организме.
Овощи, фрукты и ягоды особенно богаты калием и железом. Источником калия являются: сухофрукты — 1717 мг, чернослив—864 мг, изюм—860 мг, картофель — 568 мг на 100 г продукта. Источником хорошо усвояемого железа служат: белокочанная капуста — 1,0 мг, морковь, картофель и свекла — по 1,4 мг, яблоки, груши, слива — 2,1—2,5 мг, персики — 4,1 мг на 100 г продукта.
Вода. Овощи и плоды содержат значительные количества воды — 75—95%. Благодаря присутствию солей калия воды овощей и плодов быстро покидает организм, способствуя выведению продуктов обмена веществ.
Хранение овощей и плодов нужно производить в условиях, обеспечивающих сохранение качества и биологической ценности продукции.
Для предупреждения возникновения заболеваний и распространения болезней в овощехранилищах должны быть обеспечены правильные условия хранения, своевременный осмотр и сортировка партий овощей и плодов, удаление гниющих экземпляров, соблюдение санитарно — гигиенического режима.
Оптимальными условиями хранения являются: температура 0—1 °С при относительной влажности воздуха 80—85%, перепады их не допускаются, так как это приводит к порче плодоовощной продукции.
Источник
Классификация плодов и овощей
Плоды разделяются по строению на четыре группы: семечковые, косточковые, ягоды и орехи.
Семечковые плоды состоят из плодовой мякоти, кожицы и пятигнездной камеры с семенами. К семечковым плодам относятся: яблоки, груши, айва, рябина и др.
Косточковые плоды состоят из кожицы, плодовой мякоти и косточки (семени) с твердой скорлупой. К этим плодам относятся: сливы, вишни, черешни, абрикосы, персики, кизил.
Ягоды состоят из сочной мякоти, в которую погружены семена, не имеющие скорлупы. Ягоды в свою очередь разделяются на настоящие, сложные и ложные. К настоящим ягодам относятся: виноград, крыжовник, смородина, клюква и брусника. Сложные ягоды представляют собой сросшиеся между собой отдельные плоды: малина, ежевика, морошка, куманика, поленика. Ложные ягоды характеризуются мясистым телом, образовавшимся от разрастания выпуклого цветоложа, на поверхности которого располагаются мелкие плодики, содержащие каждый по семени. К ложным ягодам относятся: земляника, клубника, инжир и шелковица.
Орехи — плоды, имеющие сухую деревянистую, плотную оболочку, внутри которой съедобная часть семени.
Необходимо отметить особую группу тропических и субтропических плодов: цитрусовые, ананасы, бананы, финики, японская хурма и др.
Овощи разделяют на восемь групп:
Клубнеплодные овощи — картофель, земляная груша (топинамбур) и батат.
Корнеплодные овощи — морковь, свекла, репа, брюква, редька, кольраби, редис, петрушка, сельдерей, пастернак, хрен, цикорий и др.
Капустные овощи — капуста кочанная, цветная и другие виды капусты.
Плодовые и семенные овощи разделяются на подгруппы:
1) тыквенные или огуречные: огурцы, тыква, дыни и арбузы;
2) бобовые: горох, фасоль, бобы, соя и арахис (земляной орех);
3) томатные — томаты, баклажаны.
Салатные овощи — салат, латук и др.
Шпинатные овощи — шпинат, щавель и ревень.
Луковичные овощи — лук, лук-порей и чеснок.
Десертные овощи — спаржа и артишоки.
Источник