тема «Лес – природное сообщество».
Цель урока: сформировать представление учащихся о лесе как природном сообществе, дать понятие «ярусность леса».
Учить обобщать и систематизировать знания.
Обучающая: способствовать систематизации знаний по теме «Лес – природное сообщество».
Развивающая: способствовать развитию логического мышления.
Воспитательная: способствовать пониманию того, что уважительное взаимодействие в процессе парной работы приводит к успеху каждого ученика.
Тип урока: урок изучения нового материала, систематизации и обобщения материала.
Формы организации: коллективная, индивидуальная, групповая.
ДОПОЛ.вопрос-Чем является лес для всех живых организмов? (дом)
Я считаю ярусы, дети говорят их название.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь — мы свои!
-Ребята, что вы услышали? (звуки леса)
— Леса России занимают больше половины территории нашей страны. На каждого жителя России приходится в 4 раза больше лесных территорий, чем на жителя нашей планеты. Нашу страну часто называют великой лесной державой.
— Ребята, а я думаю, что каждый из вас когда-нибудь был в лесу? Правда же)))
— А что же такое лес? — Как вы понимаете? (деревья, травы, ягоды, грибы, растения, животные, дом)
— Как вы считаете, вы все знаете про лес?
— Сегодня мы отправимся в путешествие по лесу вместе с солнечным лучиком.
— Далеко-далеко на небе в своем солнечном царстве жил маленький лучик солнца. В семье он был самым младшим и самым любознательным. Проснулся Солнечный Лучик однажды утром и воскликнул:
— Ах, какое сегодня чудесное утро!
Посмотрел вниз и увидел лес.
— А не заглянуть ли мне туда?! – подумал он.
В следующее мгновение Лучик очутился на листочке старого могучего дуба, затем перепрыгнул на кудрявую красавицу березу, с нее на осину и так путешествовал по верхушкам деревьев. И вдруг Солнечному Лучику стало очень интересно, а что есть внизу. Он спустился пониже и продолжил путешествие по кустарникам: орешнику, бересклету, жимолости, калине. Потом Солнечный Лучик заметил, что под кустарниками есть растения еще ниже — черника, брусника, различные травы. Он скользнул по траве и заглянул под листочек лесной земляники. Оказалось, что под растениями лежит зеленый ковер– это мхи и лишайники. Остановился лучик и задумался.
— Интересно получается, значит я спускался вниз по растениям, как …..
— А с чем это можно сравнить? (Где нам встречаются ступеньки?)
— В каком доме? (в многоэтажном доме)
-Мы с вами сказали, что лес это дом.
— Ребята, ученые называют этажи леса – ярусами. И ярусы леса принято считать сверху вниз, в порядке уменьшения.
1 ярус – это деревья и называется он древесный полог. Кроны деревьев сомкнулись и накрыли лес, словно крыша. Его высота доходит до 30 м и даже выше.
подрост — молодое поколение деревьев, выросшее под пологом леса или на свободном от леса месте (вырубка, гарь и др.), способное стать главным ярусом древостоя (чем отличается от подлеска).Если подроста много – это хорошо, так как это будущий лес.
2 ярус – подлесок, он состоит из кустарников.
3 ярус – травяной ярус (травянистые растения (травы))
4 ярус – моховой (мхи и лишайники, грибы)
— Как вы считаете, ребята, почему же в лесу есть такие этажи? -(ответы детей, вывод)
— Одним растениям требуется много света, другим – меньше, а третьи могут жить только в тени. Мхи и лишайники не любят много света и их скрывают травы. Над травами и кустарничками возвышаются кусты, которые спокойно переносят затенение, а выше всех поднимаются растения, которые любят много света – светолюбивые растения.
— А что же еще есть в лесу? Об этом мы узнаем, прочитав страничку 168 в учебнике. (Опавшие листья и другие отмершие части растений образуют на поверхности почвы лесную подстилку, которая играет большую роль в жизни леса.Под действием бактерий она постепенно перегнивает, обогащая почву перегноем.Так поддерживается круговорот веществ в лесу).
— Какой вывод мы можем сделать из всего вышесказанного? (ответы детей)
— В лесу есть ярусы, в каждом ярусе растут определенные растения.
— Сейчас вы будете работать в парах. У каждого на парте лежит конверт с заданием. Откройте конверты, прочитайте задание и потом приступите к его выполнению.
1 ряд – расположить растения в соответствии с ярусами.
2 ряд – ребята 2 ряда работают с атласом Челябинской области. Ваша задача выписать растения и расположить их по ярусам.
3 ряд — работа с карточкой – впишите растения в таблицу.
— 1 ряд, ребята, кто уже выполнил работу и готов нам продемонстрировать?
— Все ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. А ребята 1 ряда – проверьте (сравните) свои работы.
— 2 группа работала с атласом. Кто готов показать нам результаты своей работы?
— Может быть кто-то хочет дополнить?
— Третья группа вписывала растения в таблицу, прочитайте, пожалуйста, как вы распределили растения.
— Но что же за лес без животных?
— Разделите животных на группы, в зависимости от среды их обитания.(дети у доски прикрепляют карточки с названиями животных, дети за партами –работают индивидуально)
— Проверьте свои ответы, поставьте +, если все сделали верно.
— Составьте, пожалуйста, цепи питания, которые складываются в лесах нашего края.
— Ребята, предлагаю вам посмотреть фильм по рассказу М.М.Пришвина «Этажи леса», созданный ребятами одной из челябинских школ.
— Послушайте рассказ М.Пришвина «Этажи леса»(аудио. 1,30 минуты)
— Ребята, кто нам может сказать, какая главная мысль рассказа. (Каждое животное знает свой лесной этаж, и не живет на другом.)
— Итак, ребята, как вы считаете, что же такое лес?
(Лес – это сложное единство живой и неживой природы. Живые организмы леса (растения, животные, грибы и бактерии) составляют природное сообщество.
— А как вы понимаете словосочетание «природное сообщество»? ( Объяснение детей .)
— В природном сообществе все организмы живут совместно. Это значит, что они тесно связаны между собой и приспособлены к совместной жизни.
Нам необходимо знать о связях в природном сообществе для того, чтобы не нарушить природное равновесие.
— Замечательно, а тогда, скажите, пожалуйста, к акое практическое значение вносит лес в жизнь человека? (грибы, ягоды, свежий воздух, красота, древесина, лекарства, отдых, топливо)
— А как человек влияет на жизнь леса? (вырубка леса, браконьерство, загрязнение, пожары).
— Предлагаю вам поработать с текстом, прочитать, рассмотреть проблемы, которые создает человек природе и попробовать найти пути ее решения.
1. Работа с текстом В.А.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой»
2. Работа с текстом стихотворения В.Шефнер «Лесной пожар»
3. Работа с текстом учебника стр.104-106
-Что человек может сделать, чтобы исправить эти проблемы.
-Выберите подходящий знак, который подходит к тексту.
-Какие это знаки? (запрещающие).
— ДЗ — Ребята, прочитайте полностью рассказ М.Пришвина и нарисуйте к нему рисунок.
(Составить кроссворд на тему «Лес»)
— Ребята, а где вам могут пригодиться эти знания?
Если вам все удалось на уроке, то ваш ярус верхний.
Если у вас еще остались вопросы, то ваш ярус средний.
А если вам было трудно справиться с заданием, ваш ярус нижний.
— Мы любим лес в любое время года, мы слышим речек медленную речь…
Всё это называется природа, давайте же всегда её беречь!
В лугах ромашки солнечного цвета, такие, что светлей на свете жить.
Природой называется всё это, давайте же с природою дружить!
Летят, звеня, дождинки с небосвода, клубится на заре тумана дым.
Всё это называется природа, давайте будем мы ее любить!
Грибы помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков.
— Ответьте на проблемный вопрос: могут ли животные жить без растений, а растения без животных? Почему?
Распределение животных по ярусам снижает между ними конкуренцию выборе мест обитания и выведения потомства. При этом многие насекомые, птицы и некоторые млекопитающие обитают и могут передвигаться во всех ярусах леса
С ярусами лесного сообщества связано вертикальное распределение животных и других организмов. Так, в кронах деревьев первого и второго ярусов леса живут различные листогрызущие насекомые, насекомоядные птицы (дрозды, иволги, кукушки), мелкие зверьки (белки, сони). Бывают здесь и хищные птицы, например ястреб-перепелятник. Особенно разнообразно население животных нижнего яруса леса. Здесь обитают лоси, зайцы, кабаны, ежи, лесные мыши, волки, лисицы и другие звери.
Мой дом — моя крепость.
Лучше дома своего нет свете ничего.
Всякая птица свое гнездо любит.
У кого детки, у того и заботы.
Нет такого дерева, на котором бы птица не сидела.
Продолжите предложения-заполни карточку
Кора дерева – жук-короед – дятел – ястреб
Листья дерева – гусеницы – муравьи – медведь
Ягоды земляники – улитки – лягушка – уж – лиса
Одно звено не может существовать без другого.
Все обитатели леса живут совместно, тесно связаны
Жизнь одних животных зависит от других.
Растения в лесу живут ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие в кустах, третьи – на земле. Все живые организмы живут сообща. Значит лес – это сообщество.
Ты пошёл в гости к природе – не делай ничего, что счёл бы неприличным делать в гостях
Источник