Китайский или японский сад

Отличия Китайского и Японского садов

Довольно сложно сравнивать два стиля сада, относящихся к одному направлению Восточных садов, тем более что начало этих стилей положил Китайский сад. Именно с древнего Китайского сада началось становление Японского, который за сотни лет приобрёл свою индивидуальность и сформировал собственную философию. Осложняет задачу то, что и Китайский и Японский сады видоизменялись в зависимости от эпохи правления династий. Более того, каждый из этих садов можно разделить на 4 основные категории:

  1. Императорские сады
  2. Частные сады
  3. Религиозные сады (сады при храмах и монастырях)
  4. Городские сады и парки

Каждая из этих категорий имеет свои подкатегории. Например, частные японские сады условно подразделяются на 3 вида:

  • хозяйственные (предназначены для хозяйственных нужд);
  • эстетические (несут эстетическую функцию, предназначены для созерцания и медитации);
  • церемониальные (служат для проведения традиционных церемоний, например, чайных).

Понятно, что сравнивать частный Японский сад с Императорским Китайским совершенно некорректно. Но всё же есть ключевые элементы, зная которые можно отличить Японский сад от Китайского.

Центральное место отводится водоёмам, архитектурные сооружения тяготеют к периферии сада.

Присутствуют элементы осевой симметрии. Особенно ярко это выражено в Императорских садах, где симметрично возведенные здания вписаны в ландшафт, а у различных входов зеркально расположены деревья или архитектурные элементы.

Интересно что императорский сад не предназначался для отдыха, он должен был направлять мысли императора на дела управления государством.

Сад состоит из целого комплекса обособленных пространств, двориков и «зелёных комнат». Их границы строго определены галереями, павильонами, внутренними садовыми стенами.

И для Китая и для Японии характерна имитация реально существующих ландшафтов.

С 1392 года проявляться независимые от китайского сада национальные черты японского сада:

Посетитель и сад из статичного отношения переходят в динамичное. Прослеживается китайская идея пространственного разделения сада, однако используется более лёгкий и дешёвый материал (бамбук).

Японский сад более однороден, несмотря на садовые изгороди и калитки.

Архитектура играет почти ключевую роль. Китайский сад содержит гораздо большее количество архитектурных элементов, нежели Японский сад. Отличительной особенностью является форма крыш зданий – она словно вздёрнута вверх.

Основной материал, из которого возводились изящные здания – дерево. По сравнению с каменными постройками деревянные быстрее возводились, были более сейсмоустойчивы и дольше сохраняли тепло.

В Японском саду архитектура уходит на второй план, уступая место природным компонентам и символичным образам.

Для японских павильонов и зданий характерны раздвижные двери и окна. Примечательна более низкая высота зданий по сравнению с Китайскими.

Вообще для Японских архитектурных элементов характерно использование дешевых материалов. Например до эпохи правления Эдо (1603-1867 г.г.) Японские павильоны зачастую имели травяную крышу.

«Лунный» мост – мост полукруглой формы, который вместе со своим отражением образует круг. А круг в Китае символизирует небо

Читайте также:  Зимний сад в кашпо

Парковые павильоны и беседки с «вздёрнутыми» к верху крышами

Смотровая площадка с перспективой на сад (символично приближает зрителя к облакам, олицетворяющим вечность)

«Зелёная комната» — маленький сад внутри сада, из «окон» которой можно наблюдать виды «большого» сада

Сухой пейзаж-сад, созданный без реального присутствия воды, но гравий и песок символизируют воду, а крупные камни – острова

Таблички с афоризмами императоров и древних философов — устанавливаются над входами в павильоны

Крытая галерея – необходимый атрибут китайского сада. Окна этой галереи часто делались в виде рисунка веера, цветка сливы и плода персика. Они служили рамками для открывающихся из галереи видов

Природные камни причудливой формы — относятся к малой архитектуре

— Популярны скульптурные изображения животных, обитающих в Китае, таких как:

Помимо реально существующих в Китае животных изображались и мифологические животные:

А так же животные, никогда не обитавшие в Китае, – лев и верблюд

Малые архитектурные формы (МАФ) в традиционном японском саду миниатюрны. Наиболее часто встречаемые из них:

— Каменные и металлические фонари

Цукубай — каменная чаша с родниковой водой для чайных церемоний, также используемая для омовения рук

Пагоды — каменные башни, место поклонения с изречениями, символизирует храм

Зигзагообразные деревянные мосты

Шиши-одоши – аналог нашему чучелу, только изящное. Выглядит как одна или несколько бамбуковых труб, которые при наполнении водой опрокидываются и ударяются о камень, издавая мелодичный звук, который отпугивает птиц и оленей

Легче всего отличить Китайский сад от японского, посмотрев на камни. В Китайском саду они всегда имеют сложную форму, причём особенно ценятся камни по внешнему виду напоминающие животных, иероглифы или мифических персонажей. Были случаи, когда на целый год провинция освобождалась от налогов за найденный камень причудливой формы.

Интересно и расположение камней, в зависимости от формы камень могут поставить вертикально на постамент, как скульптуру.

По своей природе это в основном серо-голубой известняк, порой встречается гранит.

«Камни – это кости сада, так как растения приходят и уходят, в то время как камни продолжают раскрывать структуру и форму пространства».

Источник

Китайские и японские сады

Прожив 8 лет в Японии, я так и не добралась до Китая, хотя большинство моих друзей-иностранцев-гайдзинов из лаборатории там хотя бы раз да побывали и очень рекомендовали. Но во-первых, не было денег, все-таки большую часть времени мы с дочкой жили на одну мою зарплату, во-вторых, не было времени, все свои отпуска мы проводили в России, нам было очень нужно видеться с родными и близкими. Так что из всей Азии повидали только Японию, да еще я провела как-то 10 дней в Сингапуре на конференции (ужасно клево там оказалось). Однако же очень интересовало, насколько Япония похожа на Китай, насколько она вторична, или же наоборот, насколько отошла от китайских канонов в свою, неповторимую сторону. Как водится, если спросить китайцев, они скептически пожмут плечами и обвинят японцев в эпигонстве, если уж не в плагиате, типа: «только копировать и умеют», а если спросить японцев, то они укажут, что заимствования случились слишком давно, и с тех пор все заимствованное изменили, развили и улучшили так, что китайцам и не снилось. Своего мнения у меня нет. Однако же, переехав в Портланд, я узнала, что здесь есть два весьма аутентичных сада, один — китайский, другой — японский (недалеко от европейского сада роз).

Читайте также:  Ботанический сад выставка кактусов

И не прошло и 5 лет, как однажды, дождавшись дождливого выходного (дождь посильнее, чтобы в горы не тянуло), мы туда наконец собрались, подгоняемые дочерью (которая орала, что хватит все в горы,да в горы). Конечно, два портлендских садика были сделаны совсем недавно, меньше 50 лет назад, но организовали их соответствующие диаспоры, которые сил и денег не пожалели, привлекли посольства, и вообще постарались, как могли. Японский садик я толком не снимала, там было темновато. Поэтому приведу несколько фото из нашей поездки в Японию в 2011. Это конечно нечестно: как сравнивать Эрмитаж с Мордовским Музеем Изобразительных Искусств (кстати, обалденно хороший музей, но все же, все же не Эрмитаж, масштаб отличается). Так и у меня: Киото, древняя столица Японии, и китайский садик в Портленде. Ладно, что есть. Буду стараться из киотских приводить ландшафтные фото с минимальным количеством построек.

Главное, что бросается мне в глаза при сравнении, это подчеркнутое стремление японцев к простоте и естественности, а китайцев — к приукрашеной и преувеличенной броской красоте. В китайском саду даже камни специальные — все дырчатые и губчатые, изъеденые водой и временем в сложные формы.

P1160050

А у японцев в том самом знаменитом саду камней Рёандзи простые неброские бульники, те же, что и снаружи за забором.

P1050795

Китайские крыши приподняты под залихватским углом, закручены до предела, японские — более спрямленные, с меньшими хвостами.

P1160083

P1050674

А вот японские крыши.

Китайские домики и павильоны — с резными рамами окон, кружевные, лаковые, интенсивных цветов вроде бордового.

P1150973

Японские — прямые углы, простые природные краски, часто необработаные материалы, бумага, дерево, солома, минимум украшений.
Вот это, например, чайный домик, который принадлежал жене самого могущественного человека в японской империи, сёгуна Токугавы Иэясу (16 век, но многократно восстанавливался, такие материалы долго не держатся).

P1050488

Обе культуры считают, что красота особенно хороша в обрамлении. Китайцы устраивают заковыристые арки, специальные формы окон, сложные овалы.

Читайте также:  Первая обработка от вредителей сада весной

P1160069

Японцы предпочитают асимметричные обрамления, например, угол крыши, нависающие деревья, намек на раму, привлекающий внимание к виду.

P1050869

Китайцы строят ландшафт на века, все дворики выложены каменными мозаиками, все распланировано, все вылизано до последней травинки.

P1160047

Японцы обожают использовать в ландшафтах крупный светлый песок, который надо каждый день вручную выравнивать в базовые геометрические формы, даже ландшафтная красота у японцев непрочная, временная, преходящая, и требующая постоянного приложения усилий, легко она не дается. Как намек на то, что надо суметь увидеть, услышать, приложить усилие. Это ландшафт в знаменитом Серебряном Павильоне Гинкакудзи.

P1050923

P1050945

Что замечательно — в обеих типах ландшафтов тебе дается возможность расслабиться, посидеть, погреться на солнышке, восхититься, выпить чаю. Некая мало осознанная медитация на тему о том, что жизнь прекрасна, вот посмотри и порадуйся, и никуда не торопись.

P1050881

Я это особенно остро поняла в Киото, когда мы часов около 4 вечера завернули с мамой и сестрой в некий храм с большим садом. В этом храме разрешалось пройти вокруг сада по крытой галерее, обувь снимали при входе, а дальше шли по соломенным циновкам-татами. К вечеру мы здорово устали, и в какой-то момент просто присели на татами, любуясь видом, сад, сакура цветет, сзади зеленые горы, вечерний свет. На нас снизошло удивительное умиротворение, мы прилегли, даже заснули на полчасика, а когда проснулись, на галерее вокруг нас оказалось еще человек 15 валяющихся и спящих японцев. Видимо, народ видел нас, мирно расслабляющихся, и тут же присаживался по соседству, а дальше эффект от ландшафта и общей атмосферы был настолько силен, что валяние-сидение плавно переходило в расслабление и сон. Жалко, храм в 5 закрывался. А в китайском саду в Портленде замечательный чайный домик с очень вкусными сортами чая, каждый раз мы стараемся попробовать что-нибудь новенькое, и получается здорово. И совсем особая чайная церемония, с разной посудой для разных сортов чая.

P1160091

Тоже сидишь, расслабляешься, пока глаза не начинают на лоб вылезать от кофеина. Ибо, как давно объяснил мне мой японский профессор, в зеленом чае кoфеина намного больше, чем в черном, так как он менее ферментирован. Впрочем черный чай там тоже есть, и жасминовый, и улонг, и красный, и фруктовый и любой. Как у Киплинга: «Кто услышит зов с востока, вечно помнит этот зов. » Жить в Японии я не смогла и никогда не смогу по многим разным обстоятельствам, а вот ездить туда периодически надо бы. А если нет, то ходить в наши портлендские садики, очень они классные. Да и в Китай надо бы как-нибудь собраться.

Источник

Оцените статью