«Лес призраков: Сатор»: Фильм про отшельника, которого выживает из леса злой дух
Адам и его семья уединённо живут в лесу вдали от цивилизации. Существует легенда, что их земля давно проклята могущественной ведьмой, а сама она по-прежнему бродит в густой чаще вместе со своими жуткими приспешниками. Наконец она решает нанести удар по ни о чём не подозревающим людям, выслав к ним злого духа лесов Сатора, у которого лишь одна цель — истребить семейство Адама.
В широкий прокат вышел художественный фильм «Лес призраков: Сатор» от режиссёра Джордана Грэма по его же сценарию, с участием Майкла Дэниела, Рэйчел Джонсон, Авроры Лоу, Гэбриела Николсона и Джун Петерсон. Малобюджетный хоррор, создававшийся по разным данным от пяти до семи лет, без преувеличения является детищем одного единственного человека — Джордана Грэма. Кинематографист взял на себя все основные функции: продюсера, сценариста, режиссера, оператора, композитора и монтажера. Он собственноручно возвел лесную хижину, сам занимался цветокоррекцией, сам писал и сводил звук, а чтобы зарабатывать на жизнь, параллельно снимал свадьбы. Но в контексте производства этой исконно авторской кинокартины имеется кое-что лучшее.
Изначально сюжет подразумевался как вполне традиционный фильм ужасов о столкновении группы людей со сверхъестественным. Все изменилось с появлением на съемочной площадке Джун Петерсон — родной бабушки режиссера, которую он планировал снять в эпизоде. Неожиданно родственница извергла на съемочную группу безумную тираду о своем опыте контактов с духом Сатором, якобы поселившимся в ее сознании еще в далеком 1968 году. Согласно легенде, Джун три месяца непрерывно записывала «сообщения» извне, после чего загремела в психиатрическую лечебницу с шизофренией. Осознав весь потенциал материала, Джонатан Грэм полностью изменил концепцию, превратив эксцентричную рассказчицу в ключевую фигуру своей киноленты. Насыщенные деталями истории пожилой женщины были записаны на камеру и вплетены в игровую часть. По мере съемок она все глубже впадала в безумие и скончалась еще до премьеры, прошедшей на фестивале Fantasia в 2019 году. Именно покойной бабушке кинематографист в конечном счете и посвятил свой многострадальный труд, представляющий собой не столько хоррор в классическом понимании, сколько личную семейную драму. В пользу этого также говорит наличие домашних видеозаписей из архива, где запечатлены родные и близкие Грэма.
Действия картины разворачиваются в глуши Северной Калифорнии. Здесь, вдали от цивилизации, одинокий мужчина по имени Адам ежедневно сталкивается с трудностями жизни вдали от цивилизации. Дом Адама — ветхая деревянная хижина, возведенная десятки лет назад. Несмотря на специфический образ жизни, егерь не является дикарем: неподалеку проживает его семья, состоящая из брата Пита, сестры Айви и старой бабушки Нони. В распоряжении родственников есть электричество и транспорт, что позволяет им чувствовать себя в относительной безопасности. Однажды судьба сталкивает Адама с магической силой, существование которой он упорно не признавал. Прежде Нони уже рассказывала своим внукам о древнем духе Саторе, который питается человеческими страхами. Однако домашние все списывали на психическую травму женщины преклонных лет, с трудом отличающей реальность от вымысла. Первым тревожным звоночком стало таинственное исчезновение пса. Это приводит к длительному путешествию Адама сквозь чащу, где опасность подстерегает на каждом шагу. Чем глубже он заходит в лес, тем сильнее убеждается в том, что полоумная бабушка была права. На деревьях повсюду развешаны странные оккультные символы, а вокруг происходят вещи, не поддающиеся рациональной трактовке. Древняя легенда плавно перетекает в реальность, а семья Адама оказывается в шаге от смерти. Отшельник старается победить в схватке с нечистью.
В фильме скрещиваются три абсолютно разных формата, то и дело сменяющих друг друга: черно-белые интервью с Нани, хоум-видео и основная постановочная часть. В совокупности с пугающим сроком производства, а также отсутствием у скудного актерского ансамбля какого-либо опыта можно было ожидать, что кино попросту развалится на бессвязные фрагменты. Но ничего подобного не происходит. Сделав ставку на тягучее развитие сюжета и натурные съемки в Йосемитском национальном парке, Грэм компенсировал отсутствие денег и реквизита жуткой атмосферой, созданной самой природой. Вместо навязчивых джампскейров и монстров в кадре — неспешная эскалация напряжения и недосказанность, вместо саундтрека — всепоглощающий гул ветра, лишь к концу разбавленный мрачным дарк-эмбиентом, вместо натужной драмы и болтовни — минимализм в актерской игре и событиях, связанных с персонажами. Величественный природный ландшафт вытесняет человека глубоко на второй план, становясь не только полноценным участником действия, но и главным источником угрозы.
Съёмки фильма проходили в Санта-Круз, Калифорния, и в национальном парке Йосемити. Фильм находился на постпродакшне почти шесть лет из-за того, что режиссёр Джордан Грэм осуществлял почти всю работу самостоятельно и ограничений бюджета. Он также в одиночку построил хижину, которая использовалась в фильме. Джун Петерсон, которая играет Нани в фильме, является бабушкой Грэма, и её вера в сверхъестественное существо по имени Сатор, которое наблюдает за ней, легла в основу сюжета фильма самого. А продолжительность картины составляет — 1 час 25 минут. Фильм рассчитан на аудиторию 18+. Премьера фильма ужасов прошла 21 июля 2019 года на канадском кинофестивале «Fantasia Film», а цифровой релиз в США состоялся 9 февраля 2021 года. Премьера в России состоялась 30 сентября 2021 года.
В фильме все атрибуты слоубернера выкручиваются на максимум. И если тех, кто идет на традиционный развлекательный ужастик, ожидает большое разочарование, то поклонники «медленного хоррора» будут приятно удивлены. В любом случае возможность лицезреть столь нишевый экспериментальный фильм на большом экране — невиданная роскошь. Вот только оценят немногие зрители.
Источник
Еще один слоубернер. Но.
Режиссер (также продюсер, композитор и саунд-дизайнер, монтажер, оператор, дизайнер, гример, директор по кастингу, костюмер, декоратор, специалист по спецэффектам, цетокорректор, разнорабочий и пр.): Джордан Грэхэм
Автор сценария: Джордан Грэм
В главных ролях: Джун Петерсон (бабушка Джордана Грэма), Майкл Дэниел, Рэйчел Джонсо
Похожие фильмы:
- «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (1999)
- «Ведьма» (2015)
В темном-темном лесу, в одинокой-одинокой хижине, живет мрачный-мрачный бородач, который расставляет на деревьях фотоловушки и изредка развлекает себя стрельбой по пустым пивным бутылкам. Всякий раз, что он проверяет карты памяти на старом и скрипящим от натуги ноутбуке, они оказываются пустыми. С привычным упорством он вновь удаляется в калифорнийские чащобы: благодаря светофильтру на камере даже яркий день здесь выглядит, как пыльные сумерки. Даром, что место действия – штат, где всегда солнечно. Кого же из обитателей леса он тщится запечатлеть? Кажется, что, если задаться целью снять пародию на слоубернеры с серьезным лицом, то получится «Сатор». Если быть к режиссеру снисходительнее, то можно сказать, что «Сатор» – титаническое усилие дилетанта. Джордан Грэм за семь лет снял полнометражный фильм, заменив одним собой все мощности киностудии! У фильма, несомненно, есть стиль, есть хорошие визуальные находки, есть умение держать напряжение в некоторых моментах. Из лесных съемок хочется делать стоп-кадры. А работа со звуком – самая сильная составляющая, по признанию режиссера, ставшая для него самой изнурительной. Однако кажется, что Грэму не хватило последнего усилия, чтобы фильм удался.
Скупое повествование не будоражит фантазию зрителя. Грэм держит наше воображение на столь скудном пайке, почти ничего не объясняя о происходящем, что, в итоге, морит интерес голодом. Во второй половине фильма трудно сдержать зевки. Другая проблема (пусть она покажется надуманной), инструменты, которые вызывают испуг, классические: после периода напряженной тишины – громкий звук (удары в дверь, лай собаки, протяжный скрип). Но, увы, они не вызывают даже физиологической реакции. Но. Называя Грэма и его съемочную команду дилетантами, хочется отметить, что он в начале своего профессионального пути. А «Сатор» – стал мастерской и даже больше, инициацией. Редко, когда можно с уверенностью заявить, что хочется скорее увидеть следующий фильм начинающего режиссера!
В идеальном мире хочется, чтобы произведение искусства было самодостаточным. Чтобы фильм не требовал ни трейлеров, ни рецензий перед просмотром. А зритель встречал его с незамутненным восприятием. Однако с «Сатором» история создания стала частью самого фильма. Если ничего не знать об истории создания, о ее нетривиальности догадываешься на интуитивном уровне – так впечатляет прием с разрушением четвертой стены, с которого фильм начинается. Когда персонаж, старая женщина Нэни, пишет от руки титры фильма. Created by… Знание предыстории может уже сильно изменить восприятие фильма. Ведь частично он … документальный и автобиографический. Нэни, чью роль великолепно «исполнила» Джун Питерсон, бабушка режиссера. У нее не было актерского образования. Просто все, что она рассказывает – для нее реальность. С 1980-х она была уверена, что с ней общается некий дух, называющийся Сатором. А многочисленные рукописные листы и кадры с ручкой, блуждающей по бумаге, линий которой складываются в осмысленные послания, – техника автоматического письма, которую многие годы практиковала Питерсон. Для своего фильма Грэм взял семейную историю, а беспокойство о развивающей у Нэни/Питерсон деменции лишь углубили опыт личного переживания. В интервью Грэм говорит, что потеря памяти и постепенный отрыв от привычного и понятного окружающим восприятия реальности, его очень пугает. Съемки «Сатора», могли бы показаться сеансом психотерапии, но не помогли режиссеру преодолеть ужас. Самые трагические моменты жизни каждый из нас переживает в удушающей тишине. Так и главный герой передвигается по лесу аккуратно, чтобы не привлечь к себе внимание, и даже пса подзывает «нерабочим» сиплым манком. Напряженная тишина – главное настроение фильма – выступает в «Саторе» полноправным героем. Так, в повторяющейся сцене ночного кошмара дрожит весь кадр и мы, кажется, должны слышать крик, но внимаем тишине. Если воспринимать фильм не только, как связное художественное повествование (а с этим тут нет никаких проблем), а как попытку отразить душевное блуждание в дебрях собственных душевных переживаний, то его тихий голос прозвучит для зрителя оглушительно.
Поддержите DARKER!
Это важно! Нам нужна ваша помощь. Станьте спонсором DARKER и получите эксклюзивный ранний доступ к материалам из новых номеров и не только!
Источник