Картофель огурец помидор овощ морковь огород

Лексическая тема «Овощи. Огород»

Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных: салат, суп, сок, огурец, помидор (томат), картофель, свекла, морковь, лук, репа, капуста, редиска, перец, чеснок, баклажан, кабачок, патиссон, зелень, петрушка, укроп, редька, тыква, бобы, фасоль, горох, стручки, ботва, корни, плоды, семена, клубни, листья, кочан, салат, свекольник, винегрет, сок, мешок, ящик, дорожка, урожай, огород, грядка, земля, посадка, полив; прилагательных: разноцветный, большой, длинный, короткий, треугольный, овальный, спелый, неспелый, зрелый незрелый, сырой, вареный, твердый, мягкий, горький, сладкий, кислый, соленый, сочный, полезный, легкий, тяжелый, свежий, крупный, мелкий, красный, зеленый, желтый, спелый, неспелый, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, соленый, маринованный, консервированный, сырой, вареный, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, продолговатый, гладкий, созревший, душистый, ароматный, сочный, овощной; глаголов: сажать, ухаживать, расти, сеять, рыхлить, зреть, поливать, поспевать, собирать, брызгать, выдергивать, выкапывать, срезать, мыть, натирать, варить, тушить, жарить, кушать, хрустеть, заготавливать, солить, квасить, консервировать, мариновать, выращивать, расти, зреть, поливать, полоть, убирать, копать, срывать, выдергивать, собирать, сушить, выжимать, тереть, угощать, чистить, делиться; наречий: высоко, низко, вкусно, невкусно, полезно, вредно.

Игры и упражнения

Игра «Жадина» (детям 4—8 лет)
К названию каждого овоща добавляем слово «мой», «моя», «мое» (моя морковь, мой огурец)

Игра «Один – много» (детям 4—8 лет). До 5 лет вариант игры укорочен (без слова много).
Помидор — помидоры — много помидоров
картофель — картофель — много картофеля (картошки)
баклажан — баклажаны — много баклажанов
перец — перцы — много перцев
кабачок — кабачки — много кабачков
тыква — тыквы — много тыкв
морковь — моркови — много моркови
свёкла — свёклы — много свёклы (свёкол — в значении «много штук»)
лук (луковица) — лук (луковицы) — много лука (луковиц)
репа — репы — много реп
редька — редьки — много редьки (редек — в значении «много штук»)
чеснок — чеснок — много чеснока (много головок чеснока)
петрушка — петрушка — много петрушки
огурец — огурцы — много огурцов
перец — перцы — много перцев (в значении «много штук»)
кочан — кочаны — много кочанов
горошина — горошины — много горошин
стручок — стручки — много стручков

Упражнение «Назови ласково» (детям от 4 лет)
Огурец — огурчик — огурчики
помидор — помидорчик — помидорчики
картофель — картошечка — картошечки
баклажан — баклажанчик — баклажанчики
перец — перчик — перчики
тыква — тыковка (тыквочка) — тыковки
редис — редисочка — редисочки
морковь — морковка (морковочка) — морковки
свекла — свеколка (свеколочка) — свеколки
лук (луковица) — лучок (луковичка) — луковички
репа — репка (репочка) — репки
чеснок — чесночок — чесночки
петрушка — петрушечка — петрушечки
укроп — укропчик — укропчики
капуста — капусточка — капусточки
фасоль — фасолинка — фасолинки

Игра «Скажи наоборот» (детям от 5 лет)
Кабачок большой, а огурец — маленький
картофель крупный, а редис — . (мелкий)
перец внутри пустой, а морковь — . (полная)
помидор мягкий, а огурец — . (твердый)

Игра «Скажи наоборот» (детям от 6 лет)
Хорошая грядка — ……. плохая грядка
Старый картофель — …….. молодой картофель
Тяжелый мешок — …… легкий мешок
Большой урожай — ………. маленький урожай
Чистая морковка — ……… грязная морковка
Спелый помидор — …… неспелый помидор

Упражнение «Закончи предложение» (детям от 5 лет)
Помидор круглый, а морковь. (продолговатая).
Помидор красный, а морковь.
Помидор мягкий, а морковь.
Помидор кислый, а морковь.
У помидора внутри семечки, а у моркови.
Помидор растет на земле, а морковь. (в земле).

Игра «Названия соков» (детям от 5 лет)
Сок из огурца — огуречный сок
Сок из свёклы — свекольный сок
Сок из лука — луковый сок
Сок из помидоров — томатный сок
Сок из капусты — капустный сок
Сок из тыквы — тыквенный сок
Сок из моркови — морковный сок

Игра «Кто назовет больше качеств». Закрепляем умение согласовывать существительные и прилагательные, обозначающих цвет, форму, размер, вкус.

Цвет — красный, оранжевый, зеленый.
Вкус — кислый, сладкий, горький.
Форма — круглая, овальная, треугольная.
Поверхность — гладкая, шершавая, неровная.
Помидор (какой?) красный, круглый, сочный, сладкий, мягкий.
Свёкла (какая?) бордовая, круглая, сочная, сладкая, твердая.

Читайте также:  Лето огород с капустой

Развитие слухового внимания. Исправленные предложения надо проговорить целиком.
Картофельное пюре приготовим из моркови.
Свекольный салат приготовим из чеснока.
Морковный сок приготовим из лука.
Капустный пирог приготовим из кабачка.
Огуречный салат приготовим из помидоров.
Гороховый суп приготовим из редиски.
Тыквенное повидло приготовим из укропа.

Игра «Посчитай» (для детей от 5 лет)
1 помидор — 2 помидора — 5 помидоров
1 огурец — 2 огурца — 5 огурцов
1 кабачок — 2 кабачка — 5 кабачков
1 перец — 2 перца — 5 перцев
1 свёкла — 2 свёклы — 5 свёкол
1 кочан капусты — 2 кочана капусты — 5 кочанов капусты
1 головка чеснока — 2 головки чеснока —- 5 головок чеснока
1 долька чеснока — 2 дольки чеснока — 5 долек чеснока
1 стручок гороха — 2 стручка гороха — 5 стручков гороха
1 горошина – 2 горошины — 5 горошин

В 6-7 лет можно усложнить это упражнение добавляя к существительному подходящее прилагательное.
Один хрустящий огурец, два хрустящих огурца и т.д.

«Убираем урожай» (детям от 6 лет)
Взрослый показывает картинки овощей и просит ребенка ответить на вопрос: «Как убирают этот овощ?». Ребенок составляет предложения — например: капусту срезают и т.д.
Морковь, свеклу, репу, редис — . (дергают)
Огурцы, помидоры, горох — . (срывают)
Капусту — . (срезают)
Картофель — . (выкапывают)

Классификация понятий «Какие слово лишнее и почему?»
Лук, репа, подорожник, салат (подорожник – это не овощ, а трава);
чеснок, редис, свёкла, смородина
кабачки, клубника, огурцы, картофель
ромашка, перец, баклажан, тыква

Игра «Угадай овощ по его части».
Кочан – Ботва –
Стручок — Корень –
Долька – Стебель –
Початок – Зубчик–
Клубень – Пучок –

Игра «Кто назовет больше качеств». Цель: согласование существительных и прилагательных, обозначающих цвет, форму, размер, вкус.
Цвет — красный, оранжевый, зеленый.
Вкус — кислый, сладкий, горький.
Форма — круглая, овальная, треугольная.
Поверхность — гладкая, шершавая, неровная.
Помидор (какой?) красный, круглый, сочный, сладкий, мягкий.
Свёкла (какая?) бордовая, круглая, сочная, сладкая, твердая.

Пальчиковая гимнастика

Капустка
Мы капустку рубим — рубим,
Мы капустку солим — солим,
Мы капустку трем — трем,
Мы капустку жмем — жмем.
(Имитация движений.)

Овощи
У девчушки Зиночки
Овощи в корзиночке: Дети делают ладошки «корзинкой».
Вот пузатый кабачок Сгибают пальчики, начиная с большого.
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец.
Наша Зина — молодец! Показывают большой палец.

Сколько грядок в огороде?
В огороде у Федоры
Растут на грядках помидоры,
А на грядке у Филата
Много разного салата.
У бабушки Феклы
Четыре грядки свеклы.
У дядюшки Бориса
Очень много есть редиса.
У Маши и Антошки
Две гряды картошки.
Поочередно загибать пальцы на каждые две строчки текста.

«Урожай»
Рад, два, три, четыре, пять — Поочередно хлопаем то ладошками, то кулачками
Поможем урожай собрать.
Повторяй за мной зарядку. Загибать пальцы на каждое название овоща
В ней звук Т пришел на грядку.
Тыква — вот, а вот — томат.
Здесь — капуста, здесь — салат,
Тмин, картошка, артишок
И петрушки корешок.
Все, что вырастили мы, Поочередно хлопаем то ладошками, то кулачками
Будем есть мы до весны.

Логоритмические упражнения (координация речи и движения)

Картошка
Мы картошку накопали,
Огурцы с гряды сорвали,
Выдернули всю морковку,
Срезали капустку ловко
И в корзине от земли
Вам в подарок принесли.
(Приседания, наклоны, имитация движений.)

Огород
Повторяй за мной зарядку (Шаги на месте.)
Мы пришли на нашу грядку.
Тыква вот, а вот томат. (Вытянуть руки влево, вправо.)
Здесь — капуста, здесь — салат. (Наклониться к левой ноге, затем к правой.)
Тмин, картошка, артишок (Выпрямиться. Руки на пояс, к плечам, вверх.)
И петрушки корешок. (Руки опустить.)
Все, что вырастили мы, (Развести руки в стороны.)
Будем есть мы до весны. (Руки вниз, выпрямиться.)

Логопедическое домашнее задание по лексической теме «Овощи»

Марина Коренкова
Логопедическое домашнее задание по лексической теме «Овощи»

Овощи (лексический строй речи).

1. Рассмотрите вместе с детьми овощи и расскажите им:

• названия овощей и их частей;

• сходство и различие (уметь различать овощи по запаху, вкусу, внешнему виду и на ощупь);

• что овощи растут в огороде, на грядке, их регулярно поливают;

• что из овощей можно приготовить различные блюда (суп, щи, борщ, салат и т. д.);

• что овощи можно заготавливать на зиму (солить, консервировать, сушить, мариновать);

• что овощи полезны: в них много витаминов.

Читайте также:  Во саду ли во огороде конспект занятия

Примерный перечень слов,который Вам поможет:

Названия: огурец, помидор (томат, картофель, свёкла, морковь, лук, репа, капуста, редиска, перец, чеснок, баклажан, кабачок, патиссон, зелень, петрушка, укроп, редька, тыква, бобы, фасоль, горох, стручок, ботва, корни, плоды, семена, клубни, листья, кочан, салат, свекольник, винегрет, сок, мешок, ящик, удобрение, вредители, урожай, огород, грядка, земля, посадка, полив, прополка.

Признаки: красный, зелёный, жёлтый, спелый, неспелый, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, солёный, сырой, маринованный, консервированный, варёный, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, продолговатый, гладкий, созревший, душистый, ароматный, сочный, овощной.

Действия: сажать, ухаживать, расти, сеять, рыхлить, созревать, поливать, поспевать, собирать, брызгать, выдергивать, выкапывать, срезать, мыть, натирать, варить, тушить, жарить, кушать, хрустеть, заготавливать, солить, квасить, консервировать, мариновать, сушить.

2. Игра «Убираем урожай».

• Морковь, свёклу, репу, редис — выдёргивают;

• Огурцы, помидоры, кабачки, горох — срывают;

Ребёнок должен уметь объяснить, почему так, а не иначе.

3. Игра «Скажи наоборот»:

• Кабачок большой, а огурец — маленький,

• Картофель крупный, а редис — мелкий,

• Помидор мягкий, а огурец — твёрдый,

• Помидор гладкий, а огурец – шершавый.

4.Отвечать на вопросы:

• — Где растут овощи? -.

• — Какие овощи растут в земле? -.

• — Какие овощи растут на земле? -.

5. Описать овощи (по цвету, по форме, по вкусу).

• Лук (какой) жёлтый, круглый, горький.

6. Помогите ребёнку составить описательный рассказ про любой овощ с помощью вопросов:

• Что это? (название овоща)

• Какой формы, цвета?

• Какой он на вкус?

• Какой он на ощупь?

• Что можно из него приготовить?

Овощи (грамматический строй речи).

1. Игра «Назови, какой салат?»:

• Салат из картофеля — картофельный;

• Салат из капусты — капустный;

• Салат из моркови — морковный….

• Сок из огурцов — огуречный;

• Сок из помидоров — томатный;

• Сок из тыквы — тыквенный;

• Сок из свёклы — свекольный;

• Сок из капусты – капустный;

• Сок из моркови – морковный….

3. Игра «Посчитай овощи»:

• Одна тыква — две тыквы — много тыкв;

• Одна спелая тыква — две спелых тыквы — много спелых тыкв;

• Один огурец — два огурца — много огурцов;

• Один зелёный огурец — два зелёных огурца — много зелёных огурцов…

5. Согласование прилагательных с существительными в родительном падеже единственного и множественного числа.

Например: красный помидор — красные помидоры — красных помидоров

6. Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа.

Например: Репа лежит. Репы лежат. Огурец растет. Огурцы растут. Помидор висит. Помидоры висят.

Перспективное планирование занятий по теме «Овощи» в средней группе План воспитательно — образовательной работы на неделю Тема недели: Овощи Цель: 1. Закрепление навыков использования обобщающих понятий.

Дидактическая игра «Овощи» Описание работы со слайдами: № Действия и возможный вариант пояснений педагога №1 Название пособия. №2 Воспитатель читает стихотворение.

Полезное соседство: В каком порядке сажать овощи, чтобы они дали отменный урожай

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Морковь

Лучше всего сажать морковку поблизости с луком. Ведь благодаря веществам, которые содержатся в нём, он избавит свою соседку от различных вредителей, которые портят её вид и вкусовые качества. Также можно смело садить морковку рядом с редисом, салатом, горохом и даже помидорами. А вот воздержаться нужно будет от соседства с укропом и петрушкой.

2. Картошка

Картофель отменно себя чувствует рядом с фасолью, капустой, кукурузой или даже баклажанами, которые существенно увеличивают урожайность этого корнеплода. Допустимо сажать его рядом с луком, редисом и горохом. А вот совсем недопустимо будет посадить картофель поблизости с кабачками, помидорами или же подсолнухами.

3. Перец

Перец является идеальным соседом для лука и шпината, а ещё он отлично уживается на грядке с помидорами. Ещё одним отменным соседом для перца станет любой из сортов базилика. Однако не стоит садить его поблизости с фасолью, которая негативно повлияет на рост перца.

4. Помидоры

Любимые томаты хорошо соседствуют практически со всеми овощами на грядках, к примеру, с огурцами, морковкой, луком, перцем, фасолью, а также со спаржей, базиликом и другими приправами. Но при этом урожайность и скорость произрастания помидора существенно падает, если рядом с ним посадить картошку, кукурузу или же любой вид капусты.

5. Капуста

Капуста лучше всего переносит соседство с фасолью, огурцами, картошкой, а также укропом, луком и сельдереем. Не рекомендуется высаживать капустные головки рядом с помидорами или ягодной зоной. Удивительно, но факт, однако не стоит сажать друг с другом разные сорта капусты.

Читайте также:  Как убрать пастушью сумку с огорода

6. Свекла

Лучше всего садить свеклу рядом с капустой, салатным листом, луком или спаржей. Следует воздержаться от посадки свеклы, если поблизости присутствуют грядки фасоли или же зёрен горчицы.

7. Огурцы

Огурцы будут лучше плодоносить и давать более ощутимый урожай в соседстве с кукурузой, капустой, горохом или салатным листом. Ни в коем случае нельзя высаживать рассаду огурцов рядом с картошкой, грядкой с дынями или же поблизости с пряными травами.

8. Кукуруза

Главный секрет выращивания кукурузы – это тройное соседство. Так, кукуруза лучше всего плодоносит рядом с горохом и тыквой. Она даст возможность гороху крепче и быстрее расти, в то время как он насытит почву рядом с ней необходимым количеством азота, а благодаря ещё и тыкве можно будет навсегда забыть об огородных вредителях. Заменить горох можно и фасолью, ведь она вьется по стеблям кукурузы и существенно экономит драгоценную почву.

9. Редис

Поскольку главным в редисе является корнеплод, запрятанный глубоко под землей, можно с лёгкостью подсадить рядом шпинат. Так, большое количество вредителей, в том числе и тля, часто зарится на его листья, что мы любим употреблять в пищу. Чтобы этого не случилось – можно переключить их внимание на листья редиса, которые для нас менее ценные.

10. Фасоль

Лучшие друзья фасоли – это капуста, кукуруза, морковь, огурцы с горохом, а также картофель, редис или же кабачки. Интересный лайфхак: если высадить рядом с грядкой фасоли несколько сельдереев – то можно будет наблюдать, как существенно увеличатся её стручки, а сам сельдерей приобретёт более вкусный аромат. А вот не дружит фасоль с такими соседями, как чеснок, перец и даже лук.

11. Баклажаны

Частенько на наших грядках появляются баклажаны, которые так же не терпят некоторого соседства. Можно смело высаживать их поблизости с фасолью и перцем, а также луком. Однако стоит максимально далеко рассаживать баклажаны и фенхель, а также горох.

12. Лук

Хороший урожай лука можно собрать при условии, что он будет расти в непосредственной близости со свеклой, картошкой, морковкой, перцем, а также салатным листом. Не рекомендуется луку соседствовать с фасолью или горохом.

13. Кабачки

Грядки кабачков – идеальное место, чтобы посадить там кукурузу, свеклу или же лук. Хорошая почва для кабачков – это та, которая осталась после прошлогодней посадки картошки или даже любого сорта капусты. А вот избегать придется рассады томатов, с которыми кабачки не дружат.

14. Плодовые деревья

Опытные дачники знают, что комбинировать между собой деревья с плодами и грядки – достаточно плохая идея. А всё потому, что большинство культур, которые мы высаживаем, попросту выкачивают все полезные вещества и не дают древесным корням питаться ими.
Впрочем, если другого выхода нет и деревья посажены уже давно – можно найти выход из этого положения. К примеру, под деревьями с лёгкостью можно посеять травы, а также посадить редиску, фасоль, салатный лист или укроп с петрушкой, которые прибавят почве азота и повысят показатели урожайности.
Под деревьями, которые растут не первый год, можно посадить и грядку огурцов, а также кабачки с тыквой, которые будут красиво виться по стволу. К тому же, крона деревьев спасет эти овощи от избыточного солнца.
Важно! Не высаживайте картошку вблизи от абрикосового дерева, а также не давайте соседствовать ореху с овощами и зеленью.

15. Кустарники и ягоды

Кустарники – хорошие соседи для овощей и не только. К примеру, малина – идеальный сосед для фасоли, ведь она помогает ей защититься от вредителей, а фасоль в свою очередь насыщает почву. Также повысить урожайность малины поможет посадка поблизости грядки укропа или же чеснока.
С посадками винограда могут соседствовать лук и чеснок, однако воздержаться придется от высадки капусты. А вот сделать виноград более вкусным поможет соседство с ягодами, например, с клубникой или малиной.
Кусты крыжовника считаются идеальными соседями для томатов, а также для трав – мелиссы, мяты и базилика, ведь они отпугивают от него тлю и других вредителей. А вот плохим соседом для крыжовника будет, как ни странно, лук.

Чего не хватает огурцам и как избежать «кривых/горбатых» у себя на огороде – ответы в следующей статье.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Оцените статью