- Топ-5 самых прекрасных и знаменитых натюрмортов
- Натюрморт с крабом. Виллем Клас Хеда
- Натюрморт с черепом и пером. Клас
- Подсолнухи в желтой вазе. Ван Гог
- Сирень. Петр Кончаловский
- Корзина с фруктами. Караваджо
- Заключение
- Сборник цветы, фрукты и овощи на картинах. Натюрморты
- Цветы полевые, садовые.
- Фрукты. Овощи.
- Натюрморты.
- ГРИБЫ. ЯГОДЫ.
- Натюрморт
- История происхождения жанра натюрморт
- Натюрморт ванитас
- Символизм
Топ-5 самых прекрасных и знаменитых натюрмортов
Помните великолепный советский мультфильм о пластилиновой вороне? А песенку, предваряющую рассказ о веселых превращениях птички? Ну ту, где поется, что «если видишь на картине… или грушу или торт, или все предметы вместе, значит это — натюрморт»? Наверняка помните и даже, возможно, вам, как и тысячам советских малышей, она послужила наидобрейшим проводником в мир живописных жанров. Так вот, о натюрмортах сейчас и пойдет речь. Точнее, о самых известных, прекрасных, загадочных… в общем, самых-самых — на наш, разумеется, взгляд.
Натюрморт с крабом. Виллем Клас Хеда
Есть мнение, что именно как жанр натюрморт оформился в Голландии, в 17 веке. Конечно, и до этого художники изображали букеты, фрукты, столовую утварь, но лишь как часть иной композиции. Более того, много лет натюрморт был неразрывно связан с религиозной живописью — цветы, в частности, обрамляли святые фигуры.
Мастера из Нидерландов изменили эту традицию. В 17-18 веках появилось несколько направлений голландского натюрморта и множество живописцев, прославивших жанр. Среди выдающихся имен — представитель «малых голландцев» Виллем Хеда (Willem Claesz (Claeszoon) Heda), чья картина «Натюрморт с крабом» сейчас хранится в российском музее Эрмитаж.
Пожалуй, среди вещей, на которые можно смотреть бесконечно, стоит упоминать и произведения Виллема Хеда. Хеда — «мастер завтраков»: на картинах сверкают хрустальные кубки, белеют скатерти, бликуют серебром кувшины, на тарелках разложена аппетитная (или не очень) снедь. Сюжеты неоригинальны, но мастерство исполнения, «живость» фактур поражают.
Пышные булочки золотятся будто только из печи, а бокалы хочется взять в руки. Мастерство художника выражается и в символизме каждого предмета «на сцене» — их расположение относительно друг друга выверено едва ли не с математической точностью. И каждый несет в себе собственный смысл. Так, к примеру, серебро означает богатство, лимон — красоту, в которой заключена горечь.
Натюрморт с черепом и пером. Клас
Соотечественник Хеда Питер Клас (Pieter Claesz) — еще один великий «малый голландец», работавший как в жанре «завтраков», так и в более мрачном, но весьма популярном в XVI-XVII вв.. направлении vanitas — «аллегоричный натюрморт». Термин имеет отношение к изречению Экклезиаста, писавшему, что все на свете — суета из сует. Собственно, “vanitas” и переводится с латыни как «суета».
«Натюрморт с черепом» реалистичен настолько, что вызывает экзистенциальную грусть. Картина глубоко метафорична и напоминает театральную сцену, где у каждого «актера» своё место, цель и даже действие. Так падающий бокал, лишенный зубов череп, угасшая лампа призваны напоминать зрителю о быстротечности жизни и непостоянстве мирского бытия. Каменная столешница словно вдвигается в пространство перед рамой, делая впечатление от полотна еще более ярким, создавая эффект присутствия. Как и другие полотна автора, «Натюрморт с черепом» отличается безупречным исполнением, тщательно выписанными деталями и фактурами.
Подсолнухи в желтой вазе. Ван Гог
Импрессионисты тоже экспериментировали с vanitas и его мрачными смыслами — стоит вспомнить хоть натюрморты с черепами, которые рисовал Сезанн. Но в творчестве ван Гога (Vincent Willem van Gogh), несмотря на весь трагизм жизненных обстоятельств художника, доминируют светлые жизнерадостные оттенки и предметы. Художник часто писал натюрморты, но визитная карточка мастера — знаменитые «Подсолнухи» в золотистой вазе.
Композиция пронизана светом и словно сама излучает его — яркий, солнечный, полный радости и ожидания чуда. Ван Гог обожал подсолнухи — для него эти цветы символичны и были исполнены глубокого смысла. В общей сложности он рисовал их около десятка раз — шедевры вошли в два цикла работ. Самый знаменитый букет подсолнухов написан в Арле, в 1888 году.
Сирень. Петр Кончаловский
А вот известные русские живописцы чаще предпочитали сирень. Исаак Левитан, Борис Кустодиев, Петров-Водкин, чья «сирень» не так давно установила мировой рекорд на Christie’s (картину продали за £9 286 250), обожали писать пушистые и душистые, белоснежные, розовые и лиловые гроздья нежного садового кустарника.
Многим школьникам довелось писать сочинения по одной из «сиреней» Петра Кончаловского. Художник стал настоящим певцом этого романтичного цветка, а его шедевры с персидской и обычной сиренью вошли и в золотую коллекцию русской живописи, и в школьные учебники. Внучка мастера Екатерина вспоминала, что в сезон ее дед писал цветы ежедневно. Все натюрморты Кончаловского прекрасны, но самый, на наш взгляд, впечатляющий — это «Героическая», на которой изображена корзина с соцветиями множества оттенков.
Откуда такое странное название? Полотно написано в самом начале эпохи сталинских репрессий, а интеллигентный, умный и глубоко порядочный человек, коим был художник, не мог не понимать сути и несправедливости происходящего. На грязноватом фоне, на неопрятного вида столешнице — яркие соцветия в солнечных лучах. Буйство оттенков, торжество жизни. Вопреки всему. Героизм?
Корзина с фруктами. Караваджо
Одним из первых «чистых» натюрмортов искусствоведы называют знаменитую «Корзину с фруктами» Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio). В ней нет никаких канонов, по которым написаны композиции более позднего времени — корзина расположена практически у самого края холста так, что у зрителя создается впечатление, будто стоит протянуть руку, и в нее упадет сочный плод.
К слову, этот прием художник использовал, чтобы отвлечь от «бедности» композиции — большую часть холста все же занимает пустое пространство.
Заключение
Сегодня жанр натюрморта не утратил популярности. Тысячи начинающих и маститых живописцев оттачивают кисти, изображая цветы, плоды и иные предметы в самых разных стилях — от классического до кубизма. И, возможно, какие-то из этих произведений тоже когда-то станут классикой, восхищающей потомков.
Источник
Сборник цветы, фрукты и овощи на картинах. Натюрморты
Все Мастера на Ярмарке, думаю, сталкиваются рано или поздно с тем фактом, что «полочки» магазина переполнены, расширяться пока нет смысла, необходимости, желания или еще чего другого.
А жизнь не стоит на месте. Время идет, появляются новые идеи, новые работы. И я решила, что сделаю здесь на ЯМ несколько постов с фото работ (думаю не всех. но посмотрим) и просто в описании к пейзажу, к примеру, буду добавлять ссылку на пост с пейзажами. Если человек заинтересован заказать, он пройдет по ссылке и пролистает фото, верно ведь? 🙂 😉 👍
Из магазина я буду постепенно удалять эти работы, оставлю в виде исключения те, которые «в фаворе» у галеристов 😃 😉 ❤ ️
Цветы полевые, садовые.
№ 1 «Люпины», № 2 «Травы», 15х15, холст, акрил, масло, 2022 г.
«Встреча», 50х70, холст, масло, 2022 г. Тень букета цветов.
«Хранители счастья» (Ангел-хранитель)
Фрукты. Овощи.
Натюрморты.
«Рождественская звезда» (Пуансеттия)
«Осенний ноктюрн», холст, акрил, масло, 60х30, 2022 г.
«Вечереет», холст, акрил, 20х20, 2022 г.
ГРИБЫ. ЯГОДЫ.
Фото работ будет, безусловно, добавляться.
Источник
Натюрморт
Натюрморт — живописный жанр , фокусирующийся на изображении предметного мира. Название «натюрморт» происходит от француского nature morte либо же итальянского natura morta , что переводится как «мёртвая природа» . На натюрморте изображают неодушевленные предметы , композиционно расположенные в реалистическом пространстве.
История происхождения жанра натюрморт
Самые ранние натюрморты в нашем нынешнем понимании жанра были созданы в XV в. до н.э. В захоронениях древних египтян достаточно часто встречаются изображения еды , рыбы , мяса. Элементы натюрморта можно увидеть и на античных фресках и мозаиках. Интерьеры домов также не обходились без натюрмортов: изображениями цветочных гирлянд декорировали арки , двери , мебель.
века натюрморт существовал как составляющая произведений искусства , созданных в других жанрах. Это были изображения цветов , столов с расставленными на них предметами , убитой дичи на картинах с охотниками.
Первой известной работой , которую в полной мере можно отнести к жанру натюрморт , является картина , созданная венецианским художником Якопо де Барбари ( 1460 — 1516). Вид с куропаткой , латной руковицей и арбалетным болтом , известный также как « мюнхенский натюрморт», был написан художником в 1504 году. В это время де Барбари работал при дворе саксонского курфюста Фридриха III.
« Первым натюрмортом» историки искусства часто называют работу Караваджо. Кстати , останки художника захоронили лишь в июле 2014-го — в тосканском городке Порто-Эрколе , где он умер еще в 1610-м году , 38-леним , от последствий болезни. Во время траурной церемонии на гроб с останками Караваджо вместо букета положили корзинку с фруктами — такую , как на этом натюрморте.
Натюрморт ванитас
Выделяют отдельный поджанр натюрморта — ванитас ( от латинского vanitas — суета , тщеславие), где центральным предметом композиции является человеческий череп. «Суета сует , сказал Екклесиаст , суета сует, — всё суета!» ( Еккл. 1:2) — именно этот библейский стих является лейтмотивом всех натюрмортов ванитас. Иногда череп изображали на обратной стороне портрета. Таким образом мастера эпохи барокко
Сменивший Ренессанс стиль барокко, в отличие от искусства Возрождения, сохранявшего дистанцию между произведением и зрителем, стремился потрясти душу. Разумеется, успешно: живописные жемчужины тех времен — истинные сокровища.
аллегорически изображали быстротечность жизни и смертность человека. Первым голландским натюрмортом кисти Якоба де Гейна считается именно « Vanitas» ( 1603). Жанр ванитас был настолько популярен , что нашел свое отражение и в литературе: Уильям Шекспир отобразил его в трагедии « Гамлет» ( 1600 — 1601), дав в руки Гамлету череп Йорика.
Символизм
Символизм (фр. Symbolisme) – направление искусства, которое нашло отражение в живописи, литературе и музыке. Возник в 1870-80-х годах во Франции, позже распространился в Бельгии, Норвегии и Российской империи. Пика популярности достиг на рубеже XІX-XX веков. Символизму присуща грусть, самоанализ, недосказанность: как будто автор пришел в тихое отчаяние, но постеснялся говорить об этих чувствах, поэтому нарисовал их. Читать дальше
Самостоятельным жанром натюрморт становится в XVII веке , чему немало способствовали голландские и фламандские художники. В употребление вошел термин «застывшая жизнь» ( голл. stilleven , нем. Stilleben , англ. still-life ). Жанр получил популярность благодаря скрытому символизму изображаемых предметов , чему немало способствовали ванитас. И если череп был явным напоминанием о смерти , то ростки зерен символизировали жизнь , цветы — любовь , а фрукты — плодородие или изобилие. В каждом ряде предметов также были свои аллегорические смыслы. Так , гниющие фрукты олицетворяли старение , яблоки или груши напоминали зрителям о грехопадении , а сливы или персики символизировали эротику и секс. Символизм
Символизм (фр. Symbolisme) – направление искусства, которое нашло отражение в живописи, литературе и музыке. Возник в 1870-80-х годах во Франции, позже распространился в Бельгии, Норвегии и Российской империи. Пика популярности достиг на рубеже XІX-XX веков. Символизму присуща грусть, самоанализ, недосказанность: как будто автор пришел в тихое отчаяние, но постеснялся говорить об этих чувствах, поэтому нарисовал их. Читать дальше
был настолько распространенным явлением , что для расшифровки картин использовали эмблематические сборники , которые издавались достаточно большими тиражами.
Источник