- «Вот яблоки так яблоки, на славу. » Яблоки в живописи
- Натюрморт с яблоками
- Картины с наливными яблоками как признак молодости
- Любишь яблочки кушать, люби и в саду их собирать
- Яблоко как символ: здоровое искушение
- Из глубин мифологии
- «Яблоко принесло миру все зло»
- Яблоко в религиозной живописи
- Яблоко искушения
- Яблоко здоровья и благополучия
- Плоды нашего времени
- 10 самых сочных яблок в истории искусства. Часть из них несъедобные
«Вот яблоки так яблоки, на славу. » Яблоки в живописи
Giovanna Garzoni (1600-1670)
Вот яблоки так яблоки, на славу!
Могу сказать, что лучшие плоды
На всей земле, единственные. Чудо!
Цвет как янтарь иль золото. Как чисты,
Прозрачны и блестящи! Словно солнце,
Любуясь ими, оставляет в них
Свои лучи. А вкус! Не то что сахар
Иль мед,- гораздо тоньше, выше: он
Похож на ту разымчивую сладость,
Которая струится в душу, если,
Прильнув устами к розовым устам
Любовницы прелестно-молодой,
Закроешь взор — и тихо, тихо, тихо
Из милых уст в себя впиваешь негу:
То пламенный и звонкий поцелуй,
То медленный и томный вздох. Так точно.
John F. Francis (1808 — 1886)
Henri Fantin-Latour (1836 – 1904)
Joseph Decker (1853-1924)
Karl Vikas (1875-1934)
Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856—1933)
Игорь Эммануилович Грабарь (1871—1960)
Пётр Петрович Кончаловский (1876 — 1956)
Борис Михайлович Кустодиев (1878 — 1939)
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878 — 1939)
Федот Васильевич Сычков (1887-1958)
Luciano Ventrone (1942 г.р.)
Ottorino De Lucchi (1951 г.р.)
Isaac Terry (1958 г.р.)
Алексей Антонов (1957 г.р.)
Сергей Сергеевич Тутунов (1958 г.р.)
Дмитрий Анатольевич Белюкин (1962 г.р.)
Александр Григорьевич Воля (1965 г.
Елена Базанова (1968 г.р.)
Виктория Самсонова (1975 г.р.)
Ольга Кваша (1976 г.р.)
Виталий Юрьевич Графов (1977 г.р.)
Светлана Владимировна Разумова.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник статьи: http://art.mirtesen.ru/blog/43147208240/Vot-yabloki-tak-yabloki,-na-slavu!..-YAbloki-v-zhivopisi
Натюрморт с яблоками
19 августа весь православный мир будет отмечать один из двунадесятых церковных праздников – Преображение Господне. День, когда каждый христианин чувствует в своей душе тепло Фаворского света, стремится к нему, хочет стать причастником этого удивительного события!
В народе 19 августа именуется еще Яблочным Спасом. Это название закрепилось за праздником в связи традицией освящать в храмах в этот день созревший урожай, а яблоки стали неким народным символом торжества.
Картины с наливными яблоками как признак молодости
Русская живопись, в большинстве своем воспевающая народный быт, не могла обойти стороной такое значимое событие. Художники разных эпох прибегали к яблочным мотивам в своих картинах.
Например, Алексей Алексеевич Харламов – талантливый портретист – зачастую использовал яблоки, как неотъемлемую часть портрета. «Девочка с яблоками», «Подруги», «Выбор яблок» — везде изображены дети, в руках у которых наливные, спелые яблочки, как символ юности, наивности и красоты.
Ивановский художник В. Ф. Белан, увлекающийся натюрмортами, тоже не остался в стороне. Его картина так и называется «Яблочный Спас». Обеденный стол, сплошь усыпанный зелеными плодами, ветки рябины передают тепло августовского дня, а икона Спасителя, изображенная на заднем плане, словно напоминает, что яблоки отнюдь не главное в этот праздник.
Любишь яблочки кушать, люби и в саду их собирать
А теперь представьте себе укутанный сочной зеленью, освещенный теплыми солнечными лучами сад. А в саду — смеющихся, радостных девушек и юношей. Так и хочется кинуться к ним, наполнить и себя этой чистой и светлой радостью. Кажется, что именно под таким впечатлением написала свою картину «Сбор яблок» О. Б. Светличная.
Но не только она вдохновилась трудящейся молодежью. Европейские живописцы не отстают от отечественных в своих картинах с яблоками. Похожие «Собиратели яблок» изображены и на произведении английского художника Фредерика Моргана.
А что Вы слышали о французском живописце Поле Сезанне? Что он представитель постимпрессионизма, мастер пейзажа? Конечно, это так, но знали ли Вы, что и он в своем творчестве не остался в стороне от яблочных мотивов? Яблоки были его любимыми фруктами, он писал их часто и много.
А чего только стоит его знаменитый «Натюрморт с яблоками», бережно хранящийся в коллекции Эрмитажа! Чистые и прекрасные яблоки, кажется, будто бы насыщенные ароматом деревни и свежести, приковывают взгляды посетителей музея с 1995 года.
Источник статьи: http://www.izocenter.ru/blog/natyurmort-s-yablokami/
Яблоко как символ: здоровое искушение
Сочный и такой обыденный фрукт, яблоко в изобразительном искусстве — объект парадоксальный. Это таинственный и неоднозначный символ, раскрывающий массу значений и объединяющий множество противоположных смыслов.
Яблоко можно смело назвать «двуликим» и вечным символом. Уже много веков оно олицетворяет как добро, так и зло, проходя и через все нюансы других значений, в зависимости от эпохи и принятого мировоззрения.
Из глубин мифологии
Для раскрытия «секрета» яблока совершим небольшое мифологическое путешествие. В славянских сказках герои часто отправляются на поиски молодильных яблок, чтобы спасти раненого или больного от смерти. Хотя не только у славян яблоки наделены такими свойствами. Яблоко — плод дерева жизни. Под таким деревом решались судьбы людей, под ним собирались боги, здесь искали бессмертия, здоровья и молодости. Конечно же, с яблоком в качестве сочного талисмана. Также яблоко является символом богатства и благополучия.
В мифологии скандинавов яблоки были пищей богов, они давали вечную молодость и пристально охранялись богиней-хранительницей Идунн. У кельтов яблоко символизировало знание и мудрость, а в Авалоне — стране блаженных — росли яблони, плоды которых даровали счастье и бессмертие.
Согласно мифологии древних греков, золотые яблоки вечной молодости росли в прекрасном саду у берегов реки Океан. Охраняли их дракон Ладон и сестры Геспериды. Как известно, яблоки удалось похитить Гераклу, что вошло в мифологию как двенадцатый его подвиг, а в искусство — как один из наиболее популярных сюжетов в античной вазописи.
Часто с яблоком изображены грации — богини красоты и изящества в древнеримской мифологии. Яблоко, соответственно, символизирует здесь молодость, здоровье и красоту. Иногда грации держат шары — символы совершенства, интерпретируемые как золотые яблоки. Примечательно, что яблоко появилось в руках граций в эпоху Возрождения. С таким же смыслом и значением яблоко становится атрибутом Венеры.
Как знак богатства и силы яблоко использовала геральдика.
«Яблоко принесло миру все зло»
В мифологии наряду с символами плодородия, молодости и здоровья яблоко вписывается в образную систему зла. Причиной Троянской войны также было яблоко — яблоко раздора. Золотое яблоко с надписью «прекраснейшей», которое подбросила обиженная богиня Эрида за то, что Пелей и Фетида не пригласили ее на свою свадьбу. Конечно, и Гера, и Афина, и Афродита претендовали на символический приз — каждая считала себя красивейшей. Зевс приказал Парису наградить яблоком прекраснейшую. Афродита подкупила юношу обещанием отдать ему в жены прекрасную Елену. С истории похищения Парисом Елены и началась Троянская война, а яблоко стало символом раздора. Вот так невинный фрукт превратился в источник бед и… прекрасных полотен.
Из цикла греческой мифологии именно суд Париса является наиболее популярным сюжетом.
Яблоко в религиозной живописи
С появлением христианства рождается образ «яблока грехопадения». Позже он трансформируется в библейский мотив собственно грехопадения и искушения. Кстати, в книге Бытия яблока нет — упоминаются только «плоды». Поэтому в ранней средневековой живописи, где каждый предмет и каждое явление — символ с огромным значением, — яблока на полотнах не найдешь.
А вот на многих иконах и картинах последующих веков Младенец Христос уже держит яблоко, символизирующее его будущую миссию искупителя грехов всего человечества. Яблоко здесь — спасение. Иногда вместо яблочка Младенец держит державу («яблоко Царского чина») — символ власти.
Мотив грехопадения тонкой нитью вписал Ян ван Эйк в работе «Портрет четы Арнольфини»: найдете яблочки?
Яблоко искушения
Яблоко как символ искушения нельзя строго отнести к религиозной живописи, но корни мотива все же библейские. Начиная с периода Возрождения, образы Адама и Евы интересуют живописцев сами по себе, а не только как воплощение первородного греха. Известнейшие произведения принадлежат Лукасу Кранаху Старшему, Питеру Рубенсу, Хендрику Гольциусу, Уильяму Блейку.
Некоторые живописцы заменили в своих работах сад или дерево веткой с яблоком, или на одно яблоко в руке Евы либо Адама.
Приблизительно в XIX веке искусство начинает переосмысливать мотив искушения и отходить от негативного окраса, приправленного грехопадением. Яблоко отдаляется от греха и символизирует высокое чувство — Любовь.
Яблоко здоровья и благополучия
С течением времени, сменой эпох, направлений и стилей художники возвращают яблоку оптимистическое, светлое значение символа любви, жизни, весны и благополучия.
Еще в эпоху Возрождения живописцы начали превращать свои райские сады в яблочные. В работах Сандро Боттичелли, Лукаса Кранаха Старшего яблоня — и центр мира, и дерево жизни, и олицетворение молодости.
Очень часто яблоко представлено именно символом молодости, красоты и здоровья. Не зря многие мастера изображают свои модели с яблоками в руках.
Обратите внимание на цвет такого яблочка — он обязательно нежный, золотистый, так сказать, «с румянцем», который издавна ассоциируется со здоровьем.
Плоды нашего времени
Культура ХХ века вносит свои коррективы в символизм фрукта-героя. Знатный садовод по жизни, Клод Моне рисовал цветущий яблоневый сад — олицетворение полноты и жажды жизни. Около двухсот натюрмортов и масса яблок на столе — таков вклад Сезанна в «яблочную тему». Сказавший как-то «Я удивлю Париж яблоком!» , художник обещание сдержал: простой фрукт у него — символ нового видения в искусстве.
Задачу превращения обычного в необычное решал и Сальвадор Дали. «Предел тупости рисовать яблоко как оно есть. Нарисуй хотя бы червяка, истерзанного любовью, и пляшущую лангусту с кастаньетами, а над яблоком пускай запорхают слоны, и ты сам увидишь, что яблоко здесь лишнее», — заявлял он и рисовал загадочно парящий натюрморт. С помощью красного яблока он «решился и начал постигать пространство-время путём созерцания левитации, которая разрушает энтропию» .
Кстати, в наше время художники не прочь изобразить яблоко ядовито-зеленым, подчеркивая двойственный смысл кисло-сладкого образа. Огромный интерес к яблоку-символу проявлял бельгийский художник-сюрреалист Рене Магритт, наделяя фрукт на первый взгляд традиционными смыслами. Например, яблоко — олицетворение первородного греха и предстоящего в жизни искушения в работе «Сын человеческий».
Не брезгует символикой яблока и массовая культура нашего времени, используя «миксы» многих известных нам мотивов. Нередко его можно встретить в рекламе, а также в виде эмблем фирм и торговых марок. Не нужно далеко ходить: самый узнаваемый в мире логотип компании Apple — яблоко, — удачный синтез символа знания и благополучия. К слову, линии известного логотипа задуманы «под Пикассо». Что ж, все повторяется в мире искусства, даже яблоко.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/artchive/iabloko-kak-simvol-zdorovoe-iskushenie-5b7e77581ffef600a9a7f9ce
10 самых сочных яблок в истории искусства. Часть из них несъедобные
Яблоко — один из самых мощных символов в искусстве со времен античности. Разберемся, что же он означал, с чем ассоциировался, и почему так популярен сейчас.
- Однажды Сезанн пообещал: «Я удивлю Париж морковью и яблоком!». Художник сделал яблоко лейтмотивом всех своих натюрмортов. Яркие и сочные фрукты появляются практически на всех полотнах постимпрессиониста. Так что да, удивил, конечно. А еще разжёг удивительный аппетит, потому что смотреть на такие яблоки на голодный желудок просто противопоказано.
А если без шуток — для импрессионистов и постимпрессионистов яблоко — важный символ нового искусства. Нового взгляда на привычные вещи, которые Академия приказывала писать исключительно по ее правилам. Так что, возможно, яблоко здесь еще и метафорическое яблоко раздора.
Это определенно должно быть то самое теплое летнее утро, когда никуда не надо торопиться, ничего не нужно делать. Вы выходите на кухню, и здесь, у раскрытого окна с волнующейся на ветру полупрозрачной шторкой — маленький столик и яблоки. Но это все фантазии, конечно.
По крайней мере, она отчасти хорошо скрывает лицо, поэтому у вас есть очевидное лицо, яблоко, скрывающее видимое, но скрытое лицо человека. Это то, что происходит постоянно. Все, что мы видим, скрывает что-то другое, мы всегда хотим видеть то, что скрыто тем, что мы видим. Существует интерес к тому, что скрыто и что видимое нам не показывает. Этот интерес может принимать форму довольно интенсивного чувства, своего рода конфликта, можно сказать, между видимым, которое скрыто, и видимым, которое представлено.
Пабло Пикассо всегда стремился к совершенству, так что для него яблоко — это не просто элемент натюрморта или символ вновь совершенного греха. Это попытка изобразить простое еще проще и понятнее, чем оно есть. Достичь идеального яблока, которым видит его ребенок. Так что тут их два: обычное и кубическое. Оба — руки Пикассо. Выбирайте, какое вам больше понравится.
«Предел тупости рисовать яблоко как оно есть. Нарисуй хотя бы червяка, истерзанного любовью, и пляшущую лангусту с кастаньетами, а над яблоком пускай запорхают слоны, и ты сам увидишь, что яблоко здесь лишнее»
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/strannoeiskusstvo/10-samyh-sochnyh-iablok-v-istorii-iskusstva-chast-iz-nih-nesedobnye-5f492a8b089adf4fac55ac98