Картина малиновый звон левитан
— Обратите внимание на колокольный звон.
Звучит аудиозапись колокольного звона.
— Какие ощущения вы испытываете, когда слышите колокольный звон? (Когда бьют колокола, в душе возникает ощущение торжественности, величия, благодати)
— А знаете ли вы, что колокольный звон на Руси назывался малиновым звоном?
Выступление заранее подготовленного ученика о малиновом звоне
Колокола, проделав большой исторический путь, стали для России частью истории и народа, и страны. Особенно любим русским человеком малиновый звон – весёлая перекличка окрестных колоколов, напоминающая певучую трель дорожных бубенчиков. Малиновым его назвал в честь бельгийского города Малина (теперь Мехелена) царь Пётр I, когда в 1717 году был в Нидерландах. Монарху настолько понравились чудные звуки колоколов, раздававшиеся со сторожевой башни, что он пожелал слышать точно такие же и в России. Колокола звонили благодаря использованию клавишного механизма, представлявшего собой своеобразный музыкальный инструмент – карильон.
В 1716 году царь заказал в Голландии такой карильон с 35 колоколами, отдав за него огромные деньги. Через несколько лет диковина вышла из строя.
В царствование Елизаветы Петровны мастер из Гааги Оорт Крас изготовил новую машину, которая была установлена на колокольне Петропавловского собора в северной столице. Однако малиновый звон в России научились исполнять без хитроумной машины: по слуху вручную. (Слайд № 6)
Звучит аудиозапись песни «Малиновый звон» в исполнении Н. Гнатюка.
— Великий русский поэт Иван Козлов написал стихотворение «Вечерний звон». Это стихотворение положили на музыку. И знаменитый русский и украинский тенор Иван Козловский исполнил его. Именно эта песня воодушевила Исаака Левитана на создание картины «Вечерний звон». Вот как это произошло.
Звучит аудиозапись песни «Вечерний звон» в исполнении П. Бабакова.
Сообщение ученика на тему «История создания картины И. Левитана “Вечерний звон”» (Слайд № 7)
Картина “ Вечерний звон” была написана Левитаном в 1892 году.
Находясь в Подмосковье и на Волге под Звенигородом, художник восторгается красотой природы, любуясь красивыми монастырями во время заката. Левитан слышит церковные перезвоны колоколов, вечерний звон его умиляет. Вся эта благодать и отражена в картине «Вечерний звон».
Вот как об этом вспоминала его ученица художница С. Кувшинникова: “Мы пошли по берегу пруда вдоль монастырской горы. Вечерело. Солнце близилось к закату, оно обливало монастырь горячим светом последних лучей. И эта красивая картина не разбудила сначала ничего в душе Левитана. Но вот солнце стало заходить совсем. По склонам горы побежали тени и покрыли монастырскую стену, а колокола загорелись в красках заката с такой красотой, что невольный восторг захватил и Левитана. Загудел церковный колокол. И Левитан услышал песню. Ее пел человек, находящийся близко. Слышны были четко все слова. Это была песня на слова Козлова “Вечерний звон”. Зачарованный, стоял он и смотрел. Так родился замысел картины “Вечерний звон”».
Сам художник не являлся православно верующим человеком, но глубоко воспринимал красоту и обычаи православия. Сегодня картину Левитана «Вечерний звон» в оригинале можно увидеть в Третьяковской галерее.
— Первое задание выполняется в группах.
Первая группа работает с заданием 1; вторая группа работает с заданием 2.
Задание 1. Посоревнуемся с поэтом. Напишите свой вариант стихотворения, используя данную рифму.
(Тот светлый колокольный звон…
Где жил я, где мой отчий дом!)
Задание 2. Составьте синквейн на тему «Малиновый звон».
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
«Малиновый звон» (Слайд № 8)
Колокол
Святой, чудесный
Звучит, лечит, живет
Я влюблен в святую Русь
Россия
Обсуждение стихотворения и синквейна.
— Обратимся к предмету нашего описания – картине Исаака Левитана «Вечерний звон». (Слайд 9)
Работа с картиной И.И.Левитана “Вечерний звон”. Заполнение таблицы «Материалы к сочинению».
— Мы смотрим на картину, а впечатление – будто перед нами окно, открытое в уголок летнего леса.
— Почему картина названа “Вечерний звон”? (Вечерний звон сочетает в себе и звон колоколов, и звуки природы, и волшебную музыку души художника)
— Какое настроение вызывает эта картина? (Когда я смотрю на картину, у меня возникает чувство спокойствия, ожидания чего-то светлого)
— Запишите слово спокойный. Подберите к нему синоним. (Спокойный = умиротворенный)
— Подберите эпитеты к слову звон. (Вечерний, малиновый, малиново-медвяный, звучный, тихий)
— С помощью чего художнику удается передать состояние спокойствия, умиротворенности? (С помощью красок. Краски – это не только цвет, это основа выражения настроения, состояния, чувства. Только в цвете ощущается, как ложатся тени на землю, как прозрачна и спокойна река)
— Какие краски использует художник? (От золотисто-желтого цвета, до темно-зеленого)
— Какова композиция картины? Определите предметы описания, основные детали. Заполнение таблицы «Материалы к сочинению».
— Какое время суток изобразил художник? (Вечер, солнце почти село, лучи его освещают окружающий мир)
— Главный предмет на картине – монастырь. Какой он? (Монастырь на берегу реки. Отметим, что монастырь находится за рекой, за лесом – на дальнем плане, однако является главным предметом описания на картине)
— Самостоятельно определите признаки других предметов, изображенных на картине.
Время суток — тихое вечернее время, начало богослужения; солнце почти село; его лучи освещают окружающий мир.
Монастырь – храм; святая обитель; расположился на дальнем берегу; красивый белокаменный, освещенный ласковым вечерним солнцем и окруженный густой зеленой рощей; торжественный и величественный; затерялся в лесах (их стихотворения).
Река – величественная; неподвижная; широкая; извиваясь, уходит вдаль; спокойная; в реке отражается монастырь; по реке медленно плывет лодка с паломниками; просторная; перламутровая.
Небо – вечернее, розовато-голубое; по нему плывут оранжево-фиолетовые облака.
Роща — густая, на дальнем берегу.
Паром с людьми, две лодки у берега.
— Перед вами стихотворение Николая Рубцова «Исаак Левитан».
(По мотивам картины «Вечерний звон»)
В глаза бревенчатым лачугам
Над колокольчиковым лугом
Звон заокольный и окольный,
Я слышу звон и колокольный,
И колокольцем каждым в душу
Твои луга звонят не глуше
— О чем стихотворение Николая Рубцова? (Лирический героя восхищается звоном колоколов, не менее приятна ему и музыка природы. Все едино. Все рождает в душе героя радость. И мы четко слышим любовь героя к родине. Родина воплощает в себе и колокольный, и колокольчиковый звон)
— Найдите в словаре незнакомые слова (работа в группах).
1 группа работает со словом лачуга (словарь В. Даля).
2 группа – заокольный, окольный (словарь Ожегова).
3 группа – колокольный, колокольчиковый (словарь Ожегова).
Для справки.
Заокольный. Дальний, не в околице находящийся. Заоколичный, за околицей, за городьбою села находящийся. Заоколить клин, рощу, включить в околицу, загородить.
Окольный, -ая, -ое. Уст. Расположенный около, по соседству, по близости, находящийся в данной округе.
— Какие художественно-выразительные средства использует в своем стихотворении автор? Какова их роль? (Эпитет — алеющая мгла. С помощью данного эпитета поэт рисует вечер. Метафора – глаза лачуг, собор звонит, луга звонят. Таким образом художник слова одухотворяет окружающие предметы. Олицетворение – мгла глядит)
— Что общего в картине и стихотворении? (Оба мастера создали необыкновенные произведения искусства – живопись и поэзию. И Левитан, и Рубцов – великие художники. Как Левитан красками, так Рубцов словом создал великолепный образ нашей Родины)
— Перестройте стихотворение Николая Рубцова в прозаический текст. Какое описание у нас получится?
Сумерки. Бревенчатые лачуги, в окнах которых отражается вечерняя алеющая мгла. Луга. По всей округе слышен звон колоколов собора. Этот малиновый звон и музыка природы сливаются в единую прекрасную вечернюю мелодию, которая дарит радость и покой человеку.
— Соответствует ли полученный текст картине Левитана «Вечерний звон»?
4.Подведение итогов.
— Подведем итоги. Составим план сочинения. (Слайд № 10)
- Исаак Левитан – великий русский художник-пейзажист.
- Картина Исаака Левитана «Вечерний звон»:
а) история создания картины;
б) время суток, изображенное на картине;
в) монастырь на берегу реки;
г) малиновый звон церковных колоколов;
д) изображение русской природы: берег, поросший кустарником; широкая спокойная река; бесконечное небо; густая роща.
— Следующее задание. Вставить на месте пропусков подходящие по смыслу слова так, чтобы получился текст. Работа над устным сочинением.
Исаак Ильич Левитан — _________________________. Его перу принадлежит _________________ «Вечерний звон».
Закончился ________________. Солнце почти ________________. Наступило время ____________________ ____________________ в храме.
На берегу реки расположился _____________________ . Его окружает ___________. Сюда к вечерней молитве ________________ на пароме _________________.
Мы словно слышим, как в прозрачном вечернем воздухе _____________ ________. Он зовет людей на вечернюю службу.
Торжественна и величава русская природа в лучах заходящего солнца. На переднем плане картины мы видим _____________________ _______________, заросший ____________. Здесь и пристань с двумя ____________________ _________________. Земная __________________ обрывается у самой реки. Значительную часть картины занимает ____________________ и _________________ река.
__________________________ небо с _________________________облаками бесконечно.
Монастырь и природа словно ________________ в одно целое и стали __________________________________. И ничто не нарушает этот безмятежный покой.
Перу замечательного русского художника Исаака Левитана принадлежит пейзаж «Вечерний звон».
Закончился день. Солнце почти село. Наступило время вечерней службы в храме.
На берегу реки, окруженный густой рощей расположился белокаменный монастырь. Сюда к вечерней молитве плывут на пароме люди.
Мы словно слышим, как в прозрачном вечернем воздухе плывет вдоль берега и исчезает где-то вдали малиновый звон церковных колоколов. Он зовет людей на вечернюю службу.
Торжественна и величава русская природа в лучах заходящего солнца. На переднем плане картины мы видим пологий берег, заросший кустарником и пристань с двумя небольшими лодками. Земная дорожка обрывается у самой реки. Значительную часть картины занимает неподвижная и спокойная широкая река, по которой на пароме к святой обители направились люди. Розовато-голубое небо с плывущими по нему серебристыми облаками бесконечно.
Монастырь и природа словно слились в одно целое и стали неотъемлемой частью друг друга. И ничто не нарушает этот безмятежный покой.
4. Домашнее задание. Написать сочинение «“Вечерний звон» – картина И. Левитана».
5. Рефлексия.
— Чему вы научились на уроке? Справились ли с предложенными заданиями?
— Какое задание показалось самым интересным, какое вызвало затруднение?
Источник